Адрес: https://polit.ru/article/2006/02/17/armenianband1/


17 февраля 2006, 22:30

Armenian Navy Band сыграет в театре Эстрады

Армения – древнейшая страна на территории СССР. Да и вообще одна из древнейших стран мира. Помните государство Урарту из школьных учебников истории? Но даже если не забираться в столь баснословную древность, армяне все равно оправдано гордятся тем, что стали первой страной, где христианство стало государственной религией (в 301 году, за двадцать лет до того, как она стало ею в Римской империи), своими ни на что не похожими языком и письменностью, позволившими им сохранить идентичность,  даже будучи на много веков разделенными между несколькими великими империями и, конечно, изумительной природой Араратской долины. Недаром именно сюда причалил Ной и именно здесь делают лучший  в мире (что бы ни говорили французы) коньяк. И, наконец, не случайно чрезвычайно занятый Валерий Брюсов изучал древнеармянский язык, чтобы переводить армянских поэтов, а убежденный европеец Мандельштам с восторгом писал о "стране субботней, которую Арменией зовут".

К сожалению, с распадом СССР отрезанная от России Кавказским хребтом "страна субботняя",  где живут люди "с глазами вдолбленными в череп", по выражению того же Мандельштама, стала очень труднодоступной: железная дорога туда с одной стороны проходит через Абхазию, где она фактически разрушена, а с другой – через Азербайджан, находящийся с Арменией в состоянии "охлажденной" (и то с большим трудом) войны. Остается только авиасообщение, которое, в силу малого пассажиропотока, чрезвычайно дорого: билет из Москвы в Ереван и обратно стоит дороже, чем до любой европейской столицы. И, в отличие от этих столиц, никаких скидок здесь не бывает.  

Неудивительно, что в такой ситуации "экспорт" армянской культуры в Россию – одной из древнейших и своеобразнейших культур мира! – ограничивается в основном  все тем же коньяком. Ну и  редкими ретроспективами Параджанова. Даже объявленный в прошлом году после визита Путина в Ереван "Год России в Армении" и сменивший его в этом году "Год Армении в России" не слишком улучшил ситуацию. Москва и Ереван обменялись гастролями своих главных оперно-балетных трупп и парадными выставками, в декабре 2005 года Москве с обычным блеском прошел концерт маэстро Дживана Гаспаряна (билеты  на который даже в амфитеатр стоили около ста евро), но культурные связи не вышли на массовый, то есть клубно-галерейный уровень. Кеманчист Грант Айрапетян уже несколько лет один выступает в "Билингве" и "Доме", а, например, новые британские, немецкие или даже японские музыканты и художники приезжают в Москву каждую неделю. Не говоря уж про их украинских коллег: для некоторых из них московские клубы давно стали естественной "кормовой базой".

Концерт ереванского ансамбля Armenian Navy Band -  редкая возможность познакомиться с живым образцом современной армянской музыкальной культуры. Причем очень высоким и, главное, очень своеобычным образцом. Лидер бэнда Арто Тунчбояджан  родился в 1957 году в Турции, то есть относится к "западной" ветви армян  (в отличие от "восточных" армян, оказавшихся под протекторатом  Российской империи). С 11 лет он ездил на гастроли вместе со своим старшим братом Онно, ставшим одним из создателей современной европеизированной турецкой эстрады. Перепробовав все музыкальные инструменты, остановил свой выбор на ударной установке и в возрасте 24 лет уехал в США, справедливо рассудив, что там у него больше возможностей реализоваться как джазовому барабанщику.

Расчет этот вполне оправдался. Арто быстро получил признание как высококлассный профессионал, выступая и записываясь с самыми разными джазовыми, джазроковыми, нью-эйджевыми музыкантами. Среди них Джо Завинул (Арто – до сих пор единственный постоянный участник состава The Zawinul Syndicate, Чет Бейкер, Эл Ди Меола, Боб Берг, Билл Эванс, Пол Уинтер, греческая певица Элефтерия Арванитаки, группы Oregon и даже страшные металлисты-интеллектуалы из Лос-Анджелеса System of а Down.

Лидер "Системы", Серж Танкян был так поражен тем, как Арто стучит на кастрюлях и извлекает стройные звуки из бутылок из под кока-колы (на которых он играет как на эоловой арфе), что записал вместе с Арто в 2003 году необычный альбом SerArt, который очень сложно отнести к какому-то жанру. Да и какой это может быть жанр, когда ню-металлист запирается в студии с этно-джазменом, оба они — активные борцы за права человека и за экологию Земли, да при этом еще и оба — армяне? Однако хорошо заметно, что в данном случае похожий на царя Тиграна харизматический Танкян скорее выступает не в роли лидера, а сам следует за взрывными перкуссиями и речевками Тунчобяджана. 

Всего Тунчбояджан записал около 20 альбомов и саундтреков (в том числе участвовал как композитор в работе над фильмом Эгояна "Арарат"). С конца 80-го года он выступает и записывается, среди прочего, со своим собственным квартетом Night Arc, работающим на стыке этно-джаза и нью-эйджа. С ним-то он и попал в 1998 году в Ереван на Первый международный джаз-фестиваль. Пораженный теплым приемом на исторической родине (хотя его анатолийский диалект понятен не всем ереванцам), Арто решил создать в Ереване большой ансамбль. Так и появился бэнд "Армянский военно-морской оркестр".

Название это иронично (у Армении, как известно, давным-давно нет выхода к морю),  но, если вдуматься, не так уж бессмысленно. Оно хорошо отражает парадоксальность исполняемой ансамблем музыки. Музыкальные критики не зря бросили хлесткую фразу про "горный поток, затопивший голливудский  диксиленд".  Половина из 12 музыкантов – опытные "классические" джазмены, причем часть из них – сами бэндлидеры. В первую очередь это маститый саксофонист Армен Уснунц, худрук государственного джазового оркестра Армении и создатель этноджазового ансамбля Time Report, и лучащийся весельем клавишник Ваагн Айрапетян, создатель джаз-рокового септета "Катунер" (к сожалению, на этот раз не удалась договориться об отдельном выступлении этого ансамбля в Москве). Зато вторая половина ANB – это исполнители на народных инструментах – дудуке, кеманче, зурне, которые тоже хорошо известны, записывают саундтреки, альбомы и выступают на Востоке и на Западе.

Вместе они создают именно эффект "горного потока" – из-под мощного голоса медных и пульсации электрического баса вдруг просачиваются нежные голоса народных инструментов, и нешуточный свинг сливается с древней музыкой, которую, пожалуй, играли еще и в Урарту. Сам же Арто на концертах, помимо перкуссии, самодельной мандолины и пения, берет еще на себя роль шоумена: выходит на авансцену с уже упомянутыми кастрюлями и бутылками с водой, общается с залом и "понукает" своих музыкантов к виртуозным дуэлям.

В основу концертной программы, с который ANB приезжает в Москву (а позже отправится в больше турне по Европе),  положен их диск 2004 года "Sound of Our Life. Part I - Natural Seeds", — многочастная сюита, сплавленная из джаз-рока, нью-эйджа, фьюжн, авангарда и, конечно, армянской народной музыки. Но можно не сомневаться: для своего первого (и, хочется надеяться , не последнего) выступления в Москве, организованного «Культурной инициативой Восток-Запад» и журналом «Сцена», "армянские военно- морские оркестранты" придумают что-нибудь необычное. Ведь не зря они только что вошли в шорт-лист конкурса BBC Awards for world music. Причем сразу по двум категориям – "Европа" и "слушательских симпатий". Объявление победителей конкурса состоится 26 февраля. Не пропустите возможность услышать и увидеть будущих звезд мировой музыки.

Фото с сайта Armenian.