Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:00
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 февраля 2006, 08:36

Зыбкое будущее автомобильного нацпроекта

Национальные проекты, как и следовало ожидать, начинают плодиться и размножаться. Старт кампании дал Президент, объявив о четырех из них – образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве. Причем если первые два на «национальный приоритет» еще как-то похожи (хотя бы потому, что влачат жалкое существование из-за тотального недофинансирования в последние 15 лет), то вот жилищное строительство, просто-таки купающееся в деньгах, и сельское хозяйство, которое обязательно угробит все деньги, ему выделенные, под понятие приоритета никак не подпадают. Однако в список они все-таки попали – наверняка, благодаря усилиям руководителей этих отраслей, что не могло не простимулировать остальных отраслевых лоббистов увеличить активность по пробиванию в коридорах власти своих проектов.

Отраслевые лоббисты, существовавшие в нашей экономике всегда, - что в советские, что в постсоветские времена - несмотря на свои недюжинные усилия, вплоть до 2003 года влачили достаточно жалкое существование. В каждом министерстве, агентстве или комитете всегда существовал набор инвестиционных программ, которые они изо всех сил пытались «вколотить» в проект очередного бюджета. Однако, даже если это им удавалось, скудость государственных финансов не позволяла тратить средства на инвестиции. Тем более, что хозяйство у нас с каждым годом становилось все более и более частным, а ему, как известно, государственные инвестиции противопоказаны.

Но после удачного исполнения федерального бюджета 2003 года, когда появился вторичный профицит и, соответственно, Стабилизационный фонд, деятельность лоббистов приобрела новый смысл, так как теперь нужно было растаскивать не нищий бюджет, а дополнительные средства. А это совсем не одно и тоже: расходная часть бюджета расписана достаточно подробно, получатели бюджетных средств давно и хорошо известны, поэтому свобода маневра там небольшая. А вот профицит только появился на божий свет, и не всем было понятно, что с ним делать. Поэтому он представлял собой удобный объект для манипуляций, которые тут же и начались.

За два прошедших года о своем видении перспектив Стабилизационного фонда объявили представители геологоразведочного агентства, дорожной службы, авиационной промышленности, естественных монополий, а также аграрии и масса других субъектов хозяйственной деятельности. Так что выбор был большой, но до сих пор никому не удавалось пробиться через стену, именуемую Министерством финансов России. Ведомство господина Кудрина отбивало все атаки на Стабилизационный фонд, давая тем самым понять, что контролировать его формирование и использование будет только самостоятельно. Отбивать атаки Минфину помогало то обстоятельство, что средства фонда шли на досрочное погашение внешнего долга, что тоже, в общем, является нашим национальным приоритетом, причем гораздо более ранним, чем объявленные президентом проекты. А поскольку досрочное погашение еще не закончилось, в распоряжении Минфина находится веский аргумент, которым он сможет отбивать любые поползновения, направленные на основную часть стабилизационных денег.

Но по итогам 2005 года накопленные средства фонда составили 1,2 трлн. руб., то есть превысили все разумные пределы, что резко повысило энергетику радетелей отраслевых интересов. Первыми нарушили табу, как мы уже отметили, строители и аграрии, вслед за ними в узкую бюджетную щель просочилось Минэкономразвития со своим бюджетом развития, а вот теперь пришла очередь тех, кого меньше всего ждали, – автомобильной промышленности.

Сразу же за огосударствлением «АвтоВАЗа» появилась информация о том, что Министерство промышленности и энергетики подготовило программу развития автомобильной промышленности, которая тянет сразу на $5 млрд. Деньги, естественно, должны достаться «АвтоВАЗу», и он обещает построить на них новый автомобильный завод мощностью 450 тыс. штук в год.

Этот проект выглядит странным сразу по нескольким параметрам. Во-первых, несмотря на казус «АвтоВАЗа», автомобильная промышленность у нас развивается исключительно как частный сектор экономики и поэтому должна обходиться без государственных инвестиций. Для предприятий отрасли открыт доступ на фондовый рынок, и если потребуется, они могут привлекать средства частных инвесторов. Во-вторых, автомобильная промышленность до сих пор не входила в число каких бы то ни было приоритетов, - ни национальных, ни отраслевых - так как дела у выживших предприятий шли вполне успешно. В-третьих, в Россию активно приходят транснациональные автомобильные корпорации, организуя сборочные производства, которые со временем могут стать полноценными заводскими комплексами. А раз так, то автомобильная промышленность может развиваться сама, используя капиталы и технологии этих корпораций, безо всякой государственной поддержки.

Однако оказать поддержку отрасли все же решили, не давая при этом никаких объяснений, почему она вдруг попала в число приоритетных. Поскольку официальных объяснений мы вряд ли дождемся, попробуем дать их сами. Если отвлечься от бытовых соображений (бюджетные деньги выделяют, чтобы прокачать и свалить с ними за границу), то более или менее рациональное объяснение появлению нового нацпроекта может выглядеть так: деньги автомобильной промышленности выделяются потому, что она-де лежит на стыке десятка других отраслей российской экономики, и в этом смысле материальная база для нее уже существует. Нужно только довести ее развитие до логического конца, то есть построить несколько автосборочных заводов, и тогда черная и цветная металлургия, резинотехническая и электротехническая промышленность, производители подшипников, пластмасс и стекол, лаков и красок, бензина и смазочных масел получат рынки сбыта для своей продукции прямо у себя под носом. С продажей готовой продукции тоже вроде бы проблем возникнуть не должно: люди у нас к автомобилям тянутся, спрос на них еще не удовлетворен, и поэтому дополнительные объемы предложения рынок сможет проглотить без больших трудностей. Соответственно, экономика России получит новый импульс для своего развития, и замедлившийся рост ВВП снова начнет ускоряться.

Не очень понятно, учитывают ли авторы автомобильного проекта, что этому дополнительному выпуску теперь придется конкурировать с иностранной продукцией, производство которой локализовано в России. Сможет ли он выдержать эту конкуренцию? Ответ на этот вопрос не совсем не ясен, так что с этой стороны риск для развития еще одного национального проекта существует. Но это риск отраслевой, и поэтому отчасти предсказуемый. А есть еще риск непредсказуемый – даст ли Министерство финансов деньги. И если денег оно не даст, то описанный проект так проектом и останется.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.