Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 мая 2018, воскресенье, 13:19
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 февраля 2006, 08:36

Зыбкое будущее автомобильного нацпроекта

Национальные проекты, как и следовало ожидать, начинают плодиться и размножаться. Старт кампании дал Президент, объявив о четырех из них – образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве. Причем если первые два на «национальный приоритет» еще как-то похожи (хотя бы потому, что влачат жалкое существование из-за тотального недофинансирования в последние 15 лет), то вот жилищное строительство, просто-таки купающееся в деньгах, и сельское хозяйство, которое обязательно угробит все деньги, ему выделенные, под понятие приоритета никак не подпадают. Однако в список они все-таки попали – наверняка, благодаря усилиям руководителей этих отраслей, что не могло не простимулировать остальных отраслевых лоббистов увеличить активность по пробиванию в коридорах власти своих проектов.

Отраслевые лоббисты, существовавшие в нашей экономике всегда, - что в советские, что в постсоветские времена - несмотря на свои недюжинные усилия, вплоть до 2003 года влачили достаточно жалкое существование. В каждом министерстве, агентстве или комитете всегда существовал набор инвестиционных программ, которые они изо всех сил пытались «вколотить» в проект очередного бюджета. Однако, даже если это им удавалось, скудость государственных финансов не позволяла тратить средства на инвестиции. Тем более, что хозяйство у нас с каждым годом становилось все более и более частным, а ему, как известно, государственные инвестиции противопоказаны.

Но после удачного исполнения федерального бюджета 2003 года, когда появился вторичный профицит и, соответственно, Стабилизационный фонд, деятельность лоббистов приобрела новый смысл, так как теперь нужно было растаскивать не нищий бюджет, а дополнительные средства. А это совсем не одно и тоже: расходная часть бюджета расписана достаточно подробно, получатели бюджетных средств давно и хорошо известны, поэтому свобода маневра там небольшая. А вот профицит только появился на божий свет, и не всем было понятно, что с ним делать. Поэтому он представлял собой удобный объект для манипуляций, которые тут же и начались.

За два прошедших года о своем видении перспектив Стабилизационного фонда объявили представители геологоразведочного агентства, дорожной службы, авиационной промышленности, естественных монополий, а также аграрии и масса других субъектов хозяйственной деятельности. Так что выбор был большой, но до сих пор никому не удавалось пробиться через стену, именуемую Министерством финансов России. Ведомство господина Кудрина отбивало все атаки на Стабилизационный фонд, давая тем самым понять, что контролировать его формирование и использование будет только самостоятельно. Отбивать атаки Минфину помогало то обстоятельство, что средства фонда шли на досрочное погашение внешнего долга, что тоже, в общем, является нашим национальным приоритетом, причем гораздо более ранним, чем объявленные президентом проекты. А поскольку досрочное погашение еще не закончилось, в распоряжении Минфина находится веский аргумент, которым он сможет отбивать любые поползновения, направленные на основную часть стабилизационных денег.

Но по итогам 2005 года накопленные средства фонда составили 1,2 трлн. руб., то есть превысили все разумные пределы, что резко повысило энергетику радетелей отраслевых интересов. Первыми нарушили табу, как мы уже отметили, строители и аграрии, вслед за ними в узкую бюджетную щель просочилось Минэкономразвития со своим бюджетом развития, а вот теперь пришла очередь тех, кого меньше всего ждали, – автомобильной промышленности.

Сразу же за огосударствлением «АвтоВАЗа» появилась информация о том, что Министерство промышленности и энергетики подготовило программу развития автомобильной промышленности, которая тянет сразу на $5 млрд. Деньги, естественно, должны достаться «АвтоВАЗу», и он обещает построить на них новый автомобильный завод мощностью 450 тыс. штук в год.

Этот проект выглядит странным сразу по нескольким параметрам. Во-первых, несмотря на казус «АвтоВАЗа», автомобильная промышленность у нас развивается исключительно как частный сектор экономики и поэтому должна обходиться без государственных инвестиций. Для предприятий отрасли открыт доступ на фондовый рынок, и если потребуется, они могут привлекать средства частных инвесторов. Во-вторых, автомобильная промышленность до сих пор не входила в число каких бы то ни было приоритетов, - ни национальных, ни отраслевых - так как дела у выживших предприятий шли вполне успешно. В-третьих, в Россию активно приходят транснациональные автомобильные корпорации, организуя сборочные производства, которые со временем могут стать полноценными заводскими комплексами. А раз так, то автомобильная промышленность может развиваться сама, используя капиталы и технологии этих корпораций, безо всякой государственной поддержки.

Однако оказать поддержку отрасли все же решили, не давая при этом никаких объяснений, почему она вдруг попала в число приоритетных. Поскольку официальных объяснений мы вряд ли дождемся, попробуем дать их сами. Если отвлечься от бытовых соображений (бюджетные деньги выделяют, чтобы прокачать и свалить с ними за границу), то более или менее рациональное объяснение появлению нового нацпроекта может выглядеть так: деньги автомобильной промышленности выделяются потому, что она-де лежит на стыке десятка других отраслей российской экономики, и в этом смысле материальная база для нее уже существует. Нужно только довести ее развитие до логического конца, то есть построить несколько автосборочных заводов, и тогда черная и цветная металлургия, резинотехническая и электротехническая промышленность, производители подшипников, пластмасс и стекол, лаков и красок, бензина и смазочных масел получат рынки сбыта для своей продукции прямо у себя под носом. С продажей готовой продукции тоже вроде бы проблем возникнуть не должно: люди у нас к автомобилям тянутся, спрос на них еще не удовлетворен, и поэтому дополнительные объемы предложения рынок сможет проглотить без больших трудностей. Соответственно, экономика России получит новый импульс для своего развития, и замедлившийся рост ВВП снова начнет ускоряться.

Не очень понятно, учитывают ли авторы автомобильного проекта, что этому дополнительному выпуску теперь придется конкурировать с иностранной продукцией, производство которой локализовано в России. Сможет ли он выдержать эту конкуренцию? Ответ на этот вопрос не совсем не ясен, так что с этой стороны риск для развития еще одного национального проекта существует. Но это риск отраслевой, и поэтому отчасти предсказуемый. А есть еще риск непредсказуемый – даст ли Министерство финансов деньги. И если денег оно не даст, то описанный проект так проектом и останется.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:03 Украина пересмотрит подписанные в рамках СНГ договоры
12:37 В России резко упали цены на iPhone
12:11 Акционерам Tesla посоветовали снять Маска с поста главы совета директоров
11:40 Умер глава LG Group Ку Бон Му
11:18 Настоятель храма в Грозном раскрыл детали нападения боевиков
10:51 СМИ узнали о возобновлении запусков «Сатаны» со спутниками
10:30 Люка Бессона обвинили в изнасиловании
10:11 «Ренова» вернула кредиты на 1 млрд долларов
09:50 В финале ЧМ-2018 по хоккею сыграют Швеция и Швейцария
09:36 СМИ нашли осведомителя ФБР в предвыборном штабе Трампа
09:14 Китай и США договорились предотвратить торговую войну
08:57 Жюри Каннского фестиваля объявило лауреатов
19.05 21:02 Порошенко объявил об отзыве представителей Украины из органов СНГ
19.05 20:26 Македонию могут переименовать в Илинденскую Македонию
19.05 19:59 Швеция всухую обыграла США в полуфинале ЧМ по хоккею
19.05 19:17 В Германии неизвестный застрелил двух человек
19.05 18:50 Кадыров рассказал об уничтожении четырех боевиков в Грозном
19.05 18:22 Илон Маск назвал стоимость поездки на Loop-капсулах
19.05 16:35 Полиция назвала причины стрельбы в школе в Джорджии
19.05 16:09 Вован и Лексус поговорили с призвавшим разбомбить Крымский мост журналистом
19.05 15:38 Партия «Альтернатива для Германии» подала в суд на Меркель
19.05 15:09 Принц Гарри женился на Меган Маркл
19.05 14:45 Лавров отменил поездку на саммит G20 в Аргентине
19.05 14:23 Фильм Серебренникова «Лето» в Каннах наградили за саундтрек
19.05 14:06 Сторонники Навального учредили партию «Россия будущего»
19.05 13:42 Иран посулил вернуться к ядерной программе
19.05 13:17 СМИ узнали имя нового главного тренера лондонского «Арсенала»
19.05 12:44 Росавиация ограничила полеты над городами проведения ЧМ-2018
19.05 12:24 Началась трансляция свадебной церемонии принца Гарри и Меган Маркл
19.05 11:57 Кирилла Вышинского перевели в следственный изолятор
19.05 11:38 Порошенко пообещал изменение статуса Крыма в Конституции Украины
19.05 11:10 Самолет компании «Победа» вернулся во Внуково из-за отказа двигателя
19.05 10:45 В Джорджии в результате перестрелки после выпускного погиб человек
19.05 10:21 Миллиардер Джим Роджерс не увидел риска в антироссийских санкциях
19.05 10:04 Порошенко поделился своими планами на Крымский мост
19.05 09:51 Вексельберг сократил долю в швейцарских компаниях
19.05 09:36 Власти Техаса назвали имя подозреваемого в стрельбе в школе
19.05 09:20 Крушению лайнера на Кубе предшествовал «странный разворот»
18.05 21:15 В Москве выпала почти пятая часть майской нормы осадков
18.05 20:42 При вылете из Гаваны разбился пассажирский самолет
18.05 20:40 Арестован подельник Пирумова в деле о хищениях при строительстве зданий Эрмитажа
18.05 20:38 Шарапова вышла в полуфинал турнира в Риме
18.05 20:31 En+ представит Вашингтону план по выводу компании из-под санкций
18.05 20:03 Бывшему замминистра Пирумову перед решением об аресте в суд вызвали скорую помощь
18.05 20:01 В пережившей нападение техасской школе нашли взрывчатку
18.05 19:48 Новый глава Минстроя не обрадовался назначению
18.05 19:41 Варламов отказался участвовать в выборах мэра Москвы
18.05 19:29 Дворкович избран сопредседателем «Сколково»
18.05 19:27 Союз биатлонистов России избрал нового президента
18.05 19:21 При взлете в Пермском крае загорелся истребитель Миг-31
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.