Адрес: https://polit.ru/article/2006/03/03/grin/


03 марта 2006, 17:34

Россия, информационное общество и управление Интернетом

Необходимым условием восстановления Россией передовых позиций в науке и технологиях является опережающее развитие информационных технологий – и как отдельной отрасли, и как инструмента для образования, науки, бизнеса и государственного управления. «Полит.ру» публикует выступление директора Департамента международного сотрудничества Мининформсвязи России Юрия Гриня на заседании НП «Телеком Форум» «Об итогах второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне  по вопросам информационного общества (ВВУИО) и направлениях работы по реализации ее решений».

Уважаемые участники заседания,

Почти два года назад на заседании клубного дня «Телеком Форума» мы рассматривали итоги первого этапа всемирной встречи на высшем уровне по Вопросам информационного общества, состоявшейся в декабре 2003 года в Женеве. Сейчас, по завершении второго этапа Всемирной встречи, прошедшего 16-18 ноября прошлого года в Тунисе и ставшего, безусловно, одним из наиболее значимых международных мероприятий, позвольте вновь кратко напомнить об итогах первого этапа,  далее перейти к обзору основных результатов второго этапа и рассказать о направлениях работы в по реализации решений саммита как в России, так и на международном уровне.

Как вы знаете, этот саммит проводился в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Международного союза электросвязи (МСЭ), который на своей Полномочной конференции 1998 года принял Резолюцию 73, содержавшую поручение Генеральному секретарю МСЭ включить вопрос о проведении саммита в повестку дня ООН.

Цели саммита состояли в том, чтобы привлечь внимание к  возможностям, предоставляемым информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), попытаться гармонизировать подходы к их развитию и распространению, к созданию того, что принято называть информационным обществом. Среди задач - определение роли участников создания  информационного общества, поиск соответствующих ресурсов.

Этот саммит выделяется даже на фоне других таких саммитов, организованных ООН, как составом участников – кроме Правительств в нем принимали активное участие представители бизнеса и организаций гражданского общества, так и сложностью – впервые он проводился в два этапа.

Впервые на высшем уровне, в широком геополитическом масштабе, в диалоге с представителями деловых кругов и гражданского общества, намечены основные направления работ практически по всем аспектам построения информационного общества в их взаимосвязи: экономическим, технологическим, социальным, культурным и другим.

Реальная подготовка к саммиту продолжалась свыше четырех лет и проводилась как на глобальном – в рамках собраний Подготовительного комитета, так и на региональном уровне – в рамках региональных конференций. Подготовка к саммиту стала одним из ключевых вопросов Полномочной конференции МСЭ 2002 года, заседаний Совета МСЭ в 2001-2005 гг. Решением Совета МСЭ была образована Рабочая группа по подготовке к саммиту, возглавляемая представителем России (Ю.Г. Гринь), мандат которой определен до конца 2006 года.

О масштабе этого мероприятия говорят следующие данные. В первом этапе саммита участвовало около 50 глав государств и правительств, наследных принцев и вице-президентов, в основном из развивающихся стран. Развитые страны были представлены главным образом на уровне министров по вопросам информационных технологий и связи. Всего в саммите участвовало более 11 тысяч человек, представлявших государственные структуры, деловые круги и гражданское общество из 175 стран мира, а также заинтересованные международные организации.  Тунисский этап саммита собрал 175 стран и более 19 тысяч участников, из которых 46 человек – первые лица государств.

На обоих этапах саммита Россия была представлена делегациями, в которые вошли представители ведомств, активно участвующих в работе по созданию национального информационного общества, а также ведущих российских компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий и неправительственных организаций. Правительством Российской Федерации главой делегации, как на первом, так и на втором этапе назначался Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман. Российская Федерация и в Женеве, и в Тунисе избиралась сопредседателем Саммита.

17 ноября 2005 года глава российской делегации выступил на пленарном заседании  второго этапа саммита. По его оценкам, встреча в верхах в Тунисе ознаменовала собой новый этап в достижении всеобщего понимания важности происходящих в обществе процессов научно-технического и социального прогресса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.

В своем выступлении министр подчеркнул вклад международных организаций системы ООН в решение задач построения информационного общества, а также необходимость реализации решений саммита на базе ООН. Особо отметив роль Международного союза электросвязи, Л.Д. Рейман высказался о необходимости реформирования этой организации, с тем, чтобы задачи по реализации принятых саммитом решений стали основным приоритетом ее деятельности.

Отметив важность компромисса о начале международного диалога по вопросу управления Интернет, глава делегации заявил, что Россия удовлетворена ходом саммита и решениями, которые планируется принять. «Завершение саммита на самом деле означает начало большого пути, который нам предстоит пройти, чтобы построить информационное общество», - сказал Министр.

По итогам первого этапа саммита были приняты на основе консенсуса два документа: «Декларация принципов. Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий», которые определяли основные шаги в направлении построения открытого для всех глобального информационного общества, ориентированного на интересы и потребности людей.

В итоговых документах первого этапа отмечается важность развития информационно-коммуникационной инфраструктуры как необходимой основы для предоставления населению доступа к информационным и коммуникационным технологиям. В Декларации принципов, в частности, отмечено, что основные сферы компетенции Международного союза электросвязи в областях ИКТ, такие как содействие в преодолении разрыва в цифровых технологиях, международное и региональное сотрудничество, управление использованием радиочастотного спектра, разработка стандартов и распространение информации, имеют решающее значение для построения информационного общества.

Наибольшую остроту при подготовке к первому этапу саммита приобрели вопросы финансирования деятельности по преодолению разрыва в использовании цифровых технологий. Столкнулись позиции развивающихся и наименее развитых стран и основных стран-доноров – Европейского союза, США и Японии. Фактически, развивающийся мир настаивал на оказании ему финансовой помощи для реализации программ развития ИКТ. Только непосредственно накануне саммита удалось сформулировать компромиссный текст, предусматривавший изучение вопроса о возможности создания в будущем добровольного «Фонда цифровой солидарности». Было решено учредить Целевую группу под эгидой Генерального секретаря ООН по анализу ныне действующих механизмов финансирования и их соответствия задачам, возникающим в результате внедрения ИКТ для целей развития.

Другим из наиболее дискуссионных стал вопрос, связанный с управлением Интернет. По этому вопросу основными противоборствующими сторонами были США и ряд развивающихся стран во главе с Бразилией, Индией и Китаем. Последние делали акцент на отсутствие в настоящее время международного механизма для обсуждения и выработки решений по вопросам государственной политики в области Интернет. Они настаивали на том, что американская корпорация ICANN, ответственная сейчас за регулирование ресурсов Интернет (администрирование доменных имен, распределение IP адресов, управление системой корневых серверов), не обеспечивает равноправного участия государств, отводя им лишь консультативную роль. Американцы возражали, что сложившаяся система управления Интернет является оптимальной, обеспечивает стабильную и надежную работу всемирной сети и не нуждается в изменении.

В качестве компромисса было принято решение учредить под эгидой Генсека ООН рабочую группу по управлению использованием Интернет открытого состава в целях изучения одноименного вопроса и представления к 2005 году предложений для принятия решения в отношении организации управления использованием Интернет.

Хотел бы несколько подробнее остановиться на термине «информационное общество». На мой взгляд, это не очень удачный термин. Если вдуматься, то это просто калька с английского «information society», которая на русском языке имеет не очень много смысла. На саммите в Женеве неоднозначное понимание вызвал даже оригинал «information society», что привело к жарким дискуссиям, особенно со стороны правозащитников. Предлагалось даже ввести новое право человека на доступ к информации. Но свободный доступ к информации – это, хотя и очень важная, но далеко не единственная характеристика информационного общества. Анализ дискуссии на саммите показал, что участники саммита в ходе обсуждений, по существу, руководствовались одним из двух интуитивных представлений об информационном обществе: информированное общество и информатизированное общество. Причем в случае информированного общества правильнее было бы говорить об информированных людях.

Тот поток информации, которую мы получаем даже сегодня, достаточно велик. При этом возможности запроса на получение информации весьма ограничены. Доля людей, пользующихся Интернетом, не столь велика, а телевидение, радио, газеты вообще не интерактивны. Человек имеет дело с односторонним потоком информации. Поэтому нынешнее общество не является в полной мере информационным. Его можно назвать, скорее, информированным обществом. И информированность вовсе не тождественна образованности и культуре, умению анализировать, систематизировать и использовать информацию.

Мне кажется, что информационное общество следует рассматривать как определённый этап развития человечества, цивилизации, на котором информация становится производящей силой; как общество, в котором человек имеет почти неограниченные возможности по получению и передаче информации. Представляется уместным напомнить определение хорошо известного вам "дуайена МСЭ" профессора Кривошеева, который назвал характерной чертой информационного общества возможность связи и получения информации в любой точке Земли, в любое время, в покое и в движении, на любом языке, с экологической защитой пользователя и передаваемой им информации. И Министерство, как регулятор отрасли, стремится сегодня к тому, чтобы как можно быстрее перейти от общества информированного к обществу информационному.

Почти два года шла напряженная подготовка ко второму этапу саммита, и вновь, как и на первом этапе, достичь общего согласия по нерешенным на первом этапе вопросам – финансовым механизмам развития ИКТ и управлению Интернет, а также относительно механизма реализации решений саммита, удалось лишь в последний момент.

В итоге, на втором этапе саммита были приняты два документа: «Тунисское обязательство», конкретизирующее положения женевской декларации принципов и подтверждающее необходимость дальнейшего расширения сотрудничества на международном, региональном и национальном уровнях в целях построения информационного общества, и «Тунисская программа для информационного общества», содержащая положения, определяющие механизм реализации решений саммита и последующие шаги, а также финансовые аспекты и вопросы управления Интернет.

В Тунисском обязательстве отмечена необходимость обеспечения международной информационной безопасности, предотвращения использования информационных технологий в преступных и террористических целях, а также учета принципов международного права и национального суверенитета при построении глобального информационного общества.

В части финансовых механизмов развития ИКТ Тунисская программа подчеркивает необходимость предоставления качественного и приемлемого в ценовом отношении доступа к коммуникациям для всех людей и одобряет создание на принципах добровольного участия Фонда цифровой солидарности для целевого финансирования развития ИКТ. Она также определяет области, где можно усовершенствовать имеющиеся финансовые механизмы, и где развивающиеся страны и их партнеры могут более активно использовать ИКТ для развития. Принимая во внимание, что финансирование инфраструктуры ИКТ не может быть основано исключительно на государственных капиталовложениях, а также то, что частные инвестиции и рынок не могут сами по себе гарантировать полноправного участия развивающихся стран в глобальном рынке услуг ИКТ, была отмечена необходимость укрепления сотрудничества всех заинтересованных сторон и проведения такой национальной политики развития, которая поддерживала бы благоприятную и конкурентную среду.

Значительным прорывом стало согласие по вопросу управления использованием Интернет. Тунисский саммит принял важнейшее решение: начать движение в направлении пересмотра системы управления Интернет. Достигнуто понимание того, что Интернет как основной элемент инфраструктуры информационного общества фактически вышел из рамок инструмента научных исследований и превратился в публичный ресурс глобального масштаба, требующий новых подходов. Участники пришли к соглашению по ряду принципов и будущих механизмов управления, в частности, о том, что все государства должны играть равную роль и иметь равную ответственность в деле регулирования Интернет, обеспечивая в то же время его стабильность, безопасность и целостность, а также о необходимости укреплять сотрудничество всех заинтересованных сторон в сфере общественной политики, касающейся управления Интернет-ресурсами.

С этой целью учреждается Форум по управлению использованием Интернета. Этот форум будет созываться Генеральным секретарем ООН для обеспечения многостороннего диалога по вопросам общественной политики и проблемам развития Интернет. Он станет платформой для обсуждения таких вопросов, которые не удается решить с помощью существующих механизмов. Правительство Греции предложило провести учредительный съезд форума в первой половине 2006 года в Афинах.

По завершении саммита начинается долгий путь реализации его решений. Тунисская программа содержит перечень основных направлений деятельности и список возможных ведущих организаций по каждому из них. Каждое из направлений содержит ключевые элементы формирования информационного общества. В программе отмечена необходимость максимального использования опыта учреждений ООН, в первую очередь МСЭ, ЮНЕСКО и ПРООН, которые олицетворяют три столпа информационного общества: инфраструктуру, контент и развитие. Эти учреждения должны играть ведущую координирующую роль в осуществлении Плана действий и организовывать проведение собраний ведущих организаций по направлениям деятельности.

И здесь хотел бы сказать несколько слов о том, что МСЭ уже реально делает в плане реализации решений саммита и о том, что еще предстоит сделать.

Так, уже в мае-июне этого года МСЭ проведет вторую сессию Региональной конференции радиосвязи по планированию наземной цифровой радиовещательной службы. В итоге этого важнейшего мероприятия будет создана необходимая техническая и международно-правовая основа для внедрения цифрового вещания и предопределена на предстоящие 30-40 лет «архитектура» сети цифрового вещания в России, Европе и других участвующих странах. Успех этой конференции является залогом обеспечения  пользователей современными услугами, востребованными информационным обществом.

Другим конкретным примером участия МСЭ в выполнении решений саммита является предстоящая в марте в Катаре Всемирная конференция по развитию электросвязи, цели и задачи которой во многом совпадают с целями саммита. По итогам этой конференции будут определены приоритетные направления работ МСЭ, а также подготовлены региональные программы и инициативы в области развития информационно-коммуникационных технологий.

Мы считаем, что для выполнения задач, возложенных на МСЭ по итогам саммита, Союз должен измениться. Причем потребность в изменении обусловлена не только решениями саммита, но и объективными процессами развития инфокоммуникаций.

Нам представляется, что МСЭ должен стать международным органом регулирования инфокоммуникаций, являющихся результатом эволюции и взаимопроникновения телекоммуникационных и информационных технологий. Союз вполне может взять на себя роль лидера в технической части построения информационного общества, где связь и компьютеры неотделимы друг от друга, и где потребителю необходимо устройство, подсоединенное к Глобальной сети (посредством проводных или беспроводных технологий) и способное обрабатывать любые данные. В современном представлении это компьютер с постоянным выходом в сеть, но это представление будет совершенствоваться по мере развития технологий. Компетенция МСЭ не должна распространяться на культурные и гуманитарные вопросы, а также вопросы собственности на информацию. Компетенция Союза также не должна включать  также те области, где компьютеры выступают в качестве самостоятельных, не объединенных в сеть, устройств (например, станки с числовым программным управлением), или те сферы, где инфокоммуникации не являются частью сети общего пользования (например, энергетические сети, телеметрия, и т.д.).

Указанные выше объективные процессы должны найти свое отражение в Уставе и Конвенции МСЭ, а также его названии. Цели МСЭ и предмет деятельности - электросвязь, определенные действующим Уставом, не отвечают уже современным требованиям, а также месту и роли организации в развитии информационного общества. Необходимо пересмотреть компетенцию Союза, расширив на инфокоммуникации предмет деятельности МСЭ, и определить, какими видами деятельности МСЭ должно заниматься, какими - не должно, включая существующие виды деятельности. Соответствующие поправки должны быть внесены в мандаты Секторов (в первую очередь МСЭ-Т и МСЭ-Д) и их исследовательских комиссий. Существенным образом должна  быть изменена организация работы МСЭ-Т и МСЭ-Д, расширен состав членов секторов, а также изменена структура номенклатуры Рекомендаций МСЭ-Т.

Возможно, стоит подумать и над изменением названия, которое МСЭ носит с 1 января 1934 года

Вопросы, связанные с реформой МСЭ, станут ключевыми на предстоящей в ноябре этого года Полномочной конференции. Следует отметить, что Россия принимает самое активное участие в этой работе. Группу Совета по Саммиту, которую я возглавляю, уже подготовила Совету ряд предложений.

Говоря о саммите, нельзя не отметить, что на протяжении обоих этапов Россия играла одну из ключевых ролей в подготовительном процессе и внесла реальный вклад в успех этого форума, что в конечном счете способствовало укреплению авторитета страны на международной арене. Деятельность России в ходе подготовительной работы и на саммите, ее конструктивная роль в обеспечении общего баланса интересов была высоко оценена всеми участниками.

Россия добилась успеха на саммите в значительной степени благодаря обеспечению согласованности усилий делегаций стран СНГ, способствуя тем самым закреплению своей роли лидера в рамках инфокоммуникационного пространства Содружества.

На протяжении обоих этапов Мининформсвязи России совместно с МИД России выполняло координирующую роль при подготовке России к саммиту, активно участвовало в работе Подготовительных комитетов, согласовании проектов итоговых документов, добиваясь отражения позиции России по ключевым вопросам саммита.

По завершении саммита Мининформсвязи России предстоит выполнить большую работу по организации выполнения его решений в России. Назову ряд наиболее важных, на мой взгляд, шагов, которые необходимо сделать.

Во-первых, подготовить национальный план реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Во-вторых, организовать работу по подготовке к участию Российской Федерации в предстоящем Форуме по управлению Интернетом.

В-третьих, разработать систему мониторинга развития информационного общества России.

В-четвертых, подготовить скоординированные предложения по действиям, направленным на реализацию Тунисской программы в организациях системы ООН, перечисленных в Приложении к Тунисской программе.

Естественно, это далеко не полный перечень, и нам предстоит выполнить большую работу по реализации решений саммита в России, и успех на этом поприще возможен только при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон – государственных структур, деловых кругов, общественных и научных организаций.

Благодарю за внимание.