29 марта 2024, пятница, 12:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 марта 2006, 10:00

Единый ХМАО

В преддверии серии выборов в региональные законодательные собрания "Полит.ру" публикует рассказ о ходе предвыборной борьбы в одном из регионов, причем им оказался главный нефтяной резервуар страны - Ханты-Мансийский автономный округ.

Интерес к Ханты-Мансийскому округу вполне обоснован – в округе добывается 58% российской нефти. Для страны с преимущественно сырьевой экономикой подобный регион без преувеличения может называться «столичным». Поэтому и интерес к местным выборам повышенный. Выборы, как и в других российских регионах, осуществляются по смешанной системе: половина из 28 депутатов окружного ЗакСа избирается по партийным спискам, 11 человек – по одномандатным округам. Ноу-хау региона – избрание трех депутатов в ассамблею коренных малочисленных народов по единому трехмандатному округу. Туманная с точки зрения избирателя формулировка означает, что за трех депутатов голосуют по отдельному списку по всему округу, выбирая представителей «коренных народов» в Думу. Не вполне понятно, какие коренные народности могут быть в нефтяных Сургуте или Нижневартовске, но политическая корректность обязывает.

"Единая Россия"

Самое внушительное представительство среди кандидатов (28 кандидатов на 28 мест в Думе), самый большой «белый бюджет», самая внушительная медийная и административная поддержка – все это вместе изначально сняло вопрос о том, кто станет победителем предвыборной гонки. Кампания единороссов разнообразием не отличалась и со стороны выглядела донельзя скучной. Технологии, использовавшиеся ЕР, были обкатаны уже в десятках регионов (надо сказать, правда, что их действенность может увидеть каждый, глянув на результаты выборов в любой окружной парламент).

Список партии возглавил губернатор округа Александр Филипенко, о чем с приличествующим пафосом было сообщено сначала на партконференции единороссов в конце 2005 года, а затем на пресс-конференции губернатора в январе. Александр Филипенко сообщил, что сам в Думу идти не собирается, но приоритеты обозначает (читай: «Единая Россия» - мои ребята»).

Рейтинг Филипенко запредельно высок (по некоторым оценкам, превышает 70%, то есть, как минимум, не ниже аналогичного показателя Владимира Путина). Так что уже привлечение губернатора в ряды единороссов автоматически сняло вопрос о том, кто будет основным игроком и победителем на выборах задолго до начала активных действий партий.

Однако обозначив однажды свое присутствие в предвыборной кампании, губернатор в дальнейшем почти полностью дистанцировался от партии. Тактика, знакомая по федеральным выборам и, как известно, не гарантирующая автоматической передачи рейтинга главы исполнительной власти «партии власти».

При практически полном отсутствии на телевидении и в газетах конкурентов «Единая Россия» стартовала со своей агитацией еще до официального начала предвыборной гонки. То тут, то там начали мелькать представители партии: молодежное крыло партии организовало пикет, секретарь политсовета партии Александр Сидоров поведал жителям округа о том, как замечательно жить с Общественной палатой (таковую организовали в Югре в начале февраля), спикер окружной Думы, занимающий в списке ЕР третью позицию, рассказывает, как замечательно отработала Дума.

Надо сказать, что после старта агитационной кампании ситуация только усугубилась: представители партии заняли ведущие позиции в телеэфире и печатных СМИ. В теленовостях за весь период кампании не прозвучало ни одного комментария местного представителя другой партии. Зато единороссы здесь развернулись вовсю: практически в каждом выпуске новостей присутствовали представители партии, символика партии. Нет-нет, да мелькнет на экране знакомый «медведь» - или живой, или нарисованный на флаге.

Детские утренники, песенные фестивали, встреча олимпийцев-"победителей Турина" – все годилось для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать избирателям, какая партия – самая правильная партия в регионе.

Но главной темой кампании правящей партии стало обсуждение национальных проектов «Здоровье» и «Образование» 28 февраля и 6 марта, под самый занавес предвыборной гонки. Заседания по национальным проектам проводились с привлечением «тяжелой артиллерии» в лице губернатора (он впервые поучаствовал в кампании «товарищей по партии»), а также коллег-единороссов из Госдумы: председателя одного из думских комитетов Валерия Язева  и заместителя спикера Госдумы Владимира Пехтина.

Они рассказали избирателям, как хорошо и плодотворно работала «Единая Россия» в Госдуме и сколько принесла счастья простым людям. Валерий Язев, например, посчитал, что 200 миллиардов на образование в бюджете – заслуга «Единой России». Надо ли говорить, что пафосные акции единороссов были показаны на всех окружных каналах. Венчало рассказ о межрегиональном совете ЕР вручение собранных заранее 35 тысяч подписей под обращением к Владимиру Путину с просьбой учредить пятый нацпроект «Пожилым людям - достойную старость». Собирали подписи опять-таки «комсомол» «Единой России» (удивительно, как это успели, – ведь ровно за месяц до начала предвыборной кампании в округе никакой «Молодой гвардии»  не наблюдалось и в помине. И вдруг жителям округа рассказали, что организация состоит из 5 тысяч членов и активно борется за права пенсионеров).

«Единая Россия» включила 11 крупных бизнесменов в свой список, по одномандатным округам представительство капитанов бизнеса получилось весьма значительным (здесь и руководитель «ТНК-Западная Сибирь» Олег Нам, и президент Ханты-Мансийского банка Дмитрий Мизгулин, и глава «Роснефтетранса» Владимир Семенов), по трехмандатному округу баллотировался глава «Хантымансийскдорстроя» Алексей Андреев. Бизнесмены, собственно, и спонсировали партию. Официальный список спонсоров уже выглядел весьма внушительно – в нем были: ООО «СПК Инвестсервис», «СПК Вега», «СФК Сургутгазстрой», «Промстрой», «Лукойл Западная Сибирь», «Сургутгазпром», ОАО «Хантымансийскдорстрой», «Нефтьмонтаж», «Сибкомплектмонтажналадка», СНГ, а также окружной филиал «Уралсвязьинформа».

Очевидно, что нижневартовскому патрону Олегу Наму (Нижневартовск – регион присутствия ТНК-ВР, практически все социальные программы города так или иначе спонсируются ТНК) нет необходимости вести активную избирательную кампанию, достаточно только выстроить уже имеющийся административный и денежный ресурс в нужном направлении. Олег Нам кампании и не вел (почти не появлялся на окружном телевидении, в дебатах не участвовал, ярких акций в качестве кандидата не проводил).

Но сомнений нет – в окружную Думу он, как и многие другие директора, попадет.

Конкуренты

Казалось бы: какая интрига при подобном положении дел может быть в выборах? Но что-то появилось. Для начала активизировался портал «Югорское подворье», спонсируемый то ли из Тюмени, то ли из какой-то недружественной администрации округа организации.

После начала агитационной кампании 11 марта конкуренты начали обозначать свое присутствие и под партийными брендами.

Партия пенсионеров – головная боль окружных властей. Как и во многих регионах, основной ресурс партии – ее название. О существовании партии для пенсионеров избиратели, как правило, узнают уже на избирательном участке. В ХМАО партия расстаралась, чтобы довести до сведения избирателя информацию о своем существовании до этого критического момента. Избирательный фонд по наполнению был всего вдвое меньше единороссовского, что позволяло крутить ролики партии на радио и ТВ всех сколько-нибудь значимых в электоральном плане городов с завидной периодичность (раз по пять-шесть в сутки). Взяв с места в карьер, «пенсионеры» уже 14 февраля организовали ряд митингов против монетизации льгот по то ли шести, то ли четырем городам округа. По заявлениям партийцев, всего в митингах приняло участие 4 тысячи человек. В Сургуте «пенсионерам» удалось даже прорваться в телеэфир, а в дальнейшем картинку с митингов транслировали в роликах партии по всему региону.

Ставку партия сделала на еще одну тему – ограничение игорного бизнеса (тема довольно актуальна в регионе в последние месяцы). При том, что стартовые позиции у «пенсионеров» были более чем приличные (они балансировали  на грани 5-процентного барьера, дающего партии право быть представленной в местном ЗакСе), их шансы попасть в окружной парламент можно оценить как весьма приличные.

Но непосредственно перед выборами в наиболее крупных городах округа, Сургуте и Нижневартовске (более 300 и около 200 тысяч из миллиона избирателей), началось распространение компрометирующей листовки, согласно которой главы партии являются одними из крупнейших держателей того самого игорного бизнеса, за ограничение которого борются.

ЛДПР отличилась тем неожиданным ходом, что на интернет-форуме Сургута агитация партии была размещена еще до начала предвыборной кампании. Однако, вступив на путь борьбы рано, ЛДПР тут же споткнулась. Препятствием для партии послужило отсутствие средств в избирательном фонде. В результате партия использовала только положенное ей время на ТВ и в газетах. И представители центрального аппарата подкинули гуманитарную помощь окружным партийцам – в Югру был выслан Владимир Вольфович Жириновский. Такой информповод местные СМИ обойти просто не решились. И вот Владимир Вольфович, ранее вещавший в агитроликах на ТВ и смотревший со страниц газет, - воочию, в Ханты-Мансийске! Счастью телевизионщиков не было предела, хоть и обозвали они ВВЖ «наиболее одиозным российским политиком», но картинка-то в эфир пошла, да и комментарии Жириновского в телевизор попали.

А вот митинги оказались не самым действенным инструментом для партии. На чуть ли не единственный митинг в Сургуте собралось от силы 50 человек, да и то едва ли не половину из них составляли единороссовские «младогвардейцы».

КПРФ и СПС и вовсе активной кампанией не отметились. СПС запустил ролики на ТВ с несколько вымороченным и длинноватым слоганом общепопулярного антибюрократического содержания. А КПРФ запомнилась разве что провальным митингом в Сургуте да изящными выступлениями главы коммунистов ХМАО Геннадия Хотмирова (по совместительству помощника одного из депутатов Госдумы).

При всей кажущейся простоте кампании ее сложно назвать «игрой в одну калитку» «Единой России». Если конкуренты не создали ЕР видимых проблем, то она успешно справилась с этим сама.

Во-первых, за месяц до выборов раскололось нижневартовское отделение «Единой России» из-за конфликта его теневого лидера, нижневартовского бизнесмена Александра Петермана (глава компании «Славтэк», чьи работники составляли едва ли не половину местного актива ЕР), и окружного руководства партии. Вслед за этим в городе появилось движение «Добрая сила», активно ЕР критиковавшее. Надо ли говорить, что ряд фамилий бывших единороссов засветился в новообразованном блоке.

Да и «незримые» недоброжелатели выкидывали коленца – по ряду районов начали распространяться газеты кандидатов в местные Думы с текстами, до боли напоминающими тексты с киллерского портала «Югорское подворье».

Разумеется, задействована была и борьба рейтингов. Сначала в Интернете всплыли исследования «независимых социологов», по которым ЕР набирала в Сургуте 13%, ЛДПР – около 10, коммунисты – 5. Куда «социологи» дели оставшийся электорат – определить однозначно сложно. По всей видимости, все остальные опрошенные были записаны в неопределившиеся. Затем всемирная сеть (опять-таки со ссылкой на мифических социологов) выдала еще один результат единороссов – 35%, а по Сургуту - менее тридцати.

ЕР ответила результатами праймериз. По этим результатам, партия власти набирала  65%, ЛДПР – 9, компартия – 7, остальные не набирали почти ничего.

Насколько далеки результаты праймериз от реальности, покажут выборы, но можно с уверенностью ожидать, что Дума самого нетфтяного региона будет состоять в основном из представителей "Единой России". По прогнозам аналитиков, наиболее вероятный результат ЕР - не менее 10 мест по партийным спискам, 11 мест по одномандатным округам, 2 или 3 места по трехмандатному округу (там результат кандидатов-единороссов зависит от уровня протестного голосования). Два мандата достанутся ЛДПР, по одному - коммунистам и "пенсионерам".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.