Адрес: https://polit.ru/article/2006/03/15/science_budget/


15 марта 2006, 15:01

Презент для NSF

Президент США Джордж Буш 6 февраля 2006 года представил конгрессменам проект федерального бюджета на 2007 год. Согласно проекту, затраты на финансирование Национального научного фонда (National Science Foundation, NSF) возрастут на 8%. Это первый шаг в реализации программы Буша по увеличению финансирования фундаментальной науки, согласно которой в ближайшие 10 лет вклад государства в развитие физики и математики удвоится.

Национальный научный фонд получит совокупно $6.02 млрд. в следующем финансовом году, который начнётся 1 октября, что на $439 млн. выше, чем в этом году. Из них $2.9 млрд. пойдёт на открытия в науке и технике, $1,68 млрд. – на высокотехнологичные средства инфраструктуры, $1.07 – на использование потенциала не представленных в науке категорий граждан, меньшинств, женщин и инвалидов.

Исследователи в области точных наук ждали и добивались этого заявления долгое время: финансирование физики, математики, химии и инженерии не увеличивалось в течение более 10 лет. Государство выделяло больше средств на финансирование Национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health, NIH). Теперь ситуация кардинально изменилась: финансирование NIH в следующем году увеличено не будет. Тем не менее, совокупный бюджет NIH на следующий год ($28,59 млрд.) будет превышать бюджет NSF ($10,66 млрд.). Джон Х. Марберджер III, президентский советник по науке, считает, что такое распределение средств будет способствовать нахождению баланса между точными и естественными науками. Об этом он заявил на пресс-конференции 6 февраля, сообщает Chronicle.

Всего на научные и технические программы из бюджета выделяется $59,84 млрд. Это примерно на 0,5% меньше, чем в прошлом году, из-за президентской инициативы урезать все расходы бюджета, кроме расходов на армию и национальную безопасность. Увеличение финансирования фундаментальной науки на фоне сокращения «гражданских» статей бюджета говорит её приоритетности с точки зрения руководства США. Это связано в первую очередь с тем, что развитие фундаментальной науки способствует появлению передовых технологий, стратегически и коммерчески выгодных.

Некоторые эксперты оценили предложение президента скептически: за 10 лет приоритеты государства могут измениться, а у Буша осталось всего 3 года срока. Тем не менее, нельзя отрицать важность появления вопроса о финансировании науки на повестку дня. Фундаментальная наука переживает мировой подъем: постоянно совершенствуются способы передачи, хранения и обработки информации; ведутся разработки новых источников энергии; реализуются фантастические космические программы; создаются всё более совершенные механизмы. Каждое государство заинтересовано в сохранении конкурентоспособности в области высокотехнологичных производств, и США претендуют на лидерство в этой области. Конечно же, это не случайно: США занимает первое место по объёму государственного финансирования науки, опережая Японию и Китай.

В США существует три формы государственного финансирования науки. Во-первых, это прямое финансирование министерствами и ведомствами собственных исследований собственным персоналом (традиционная форма инвестирования, лежащая в основе административно-хозяйственной организации НИОКР, наиболее адекватной периоду экстенсивного расширения научно-исследовательской деятельности). Во вторых, программно-целевое финансирование НИОКР (финансируются не учреждения как таковые, а исследовательске проекты по грантам (субсидиям), контрактам, совместным соглашениям, что позволяет широко привлекать внешних исполнителей (фирмы, вузы, отдельных специалистов) для достижения поставленных в проектах и программах целей. В США по программно-целевому принципу используется более 75% федерального бюджета НИОКР). В-третьих, создание кооперативных (совместных) фондов финансирования (в их основе - программно-целевая форма расходования средств федерального бюджета, позволяющая объединять усилия различных министерств и ведомств и облегчающая слияние государственных финансов со средствами корпораций, вузов, ассоциаций для выполнения крупномасштабных научно-технических программ как национального, так и международного характера).

Финансирование науки корпорациями осуществляется в силу того, что на высокотехнологичную продукцию этих корпораций существует госзаказ. Поэтому можно сказать, что именно государственная поддержка науки имеет решающее значение для её развития.

Расходы на естественные и точные науки в США и России несопоставимы. Государственное финансирование науки в России растёт, но темпы этого роста недостаточны для того, чтобы можно было рассчитывать на выход из сложившегося системного кризиса, как называют нынешнюю ситуацию сами учёные. Государство финансирует Российскую академию наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд поддержки гуманитарных исследований. Финансирование РАН возросло с 8 млрд. руб. в 2001 году до 25 млрд. руб. в 2006. На науку в целом тратится около 1% ВВП, и это в два раза ниже, чем в США (около 2%) и в три раза ниже, чем в Японии (около 3%). При том, что бюджет США больше российского примерно на порядок, можно говорить о том, что на науку в России тратится в несколько десятков раз меньше, чем в США. Наиболее оптимистичный прогноз, данный министром образования и науки Андреем Фурсенко, предполагает, что к 2010 году на науку в России будет тратиться 300 млрд. рублей, то есть чуть больше $1 млрд. Это в 60 раз меньше, чем в США в этом году.