29 марта 2024, пятница, 01:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 марта 2006, 09:14

Вина культуры

Выставку «Культура вина» итальянские партнеры Исторического музея привезли вроде бы и своевременно, а вроде бы и нет. С одной стороны, на пике послезимнего авитаминоза неплохо, бросая понимающие взгляды на античные кратеры, килики, графины и рюмки из венецианского Мурано, гравюры и картины со сценами пития разных типов и стадий, приобщиться к живительному напитку (и правда, дегустация итальянских вин на вернисаже была организована «на ять»). С другой стороны, все же пост, о чем перешептывались на открытии выставки, правда, не выпуская из рук бокалов.

Впрочем, судить и рядить по этому поводу – занятие неблагодарное. В самом деле, не обязаны же итальянцы знать, что православный пост по сравнению с их, католическим, будет посуровее, то есть «сухой». Да и наших соотечественников-туристов они знают как отнюдь незакомплексованных в понятном смысле потребителей.  Да и расписание круиза «Культуры вина» уже не изменить – ее дегустации в скором времени ждут в Сан-Франциско, а затем и в Японии. Разумеется, и сам ГИМ должен быть вполне доволен: выставка хоть и с коммерческим осадком, но с цветом и ароматом культурологичности. Правда с легковесным комментарием, более похожим на туристический проспект. И все же очевидно, что она будет пользоваться большим спросом у публики (однако в последующие дни ей уже не нальют).

Для любителей изящных искусств была своя заманка: обещали, что привезут Караваджо из Галереи Боргезе. Не привезли. Так что с того? Его время и так представлено полотнами Джованни Франческо Романелли, Валентеном де Булонем, которые демонстрируют, как продукт солнца и винограда перешел со «Свадьбы Вакха» на стол «Тайной вечери». За этот культурологический букет отдельное спасибо Национальной галерее античного искусства в Риме. Правда, висят эти картины под «византийским» куполом так высоко, что их рассматривание вызывает головокружение и недоумение. Последнее еще более усиливается тогда, когда на полотне де Булоня замечаешь апостола Иоанна, уснувшего прямо на столе. Вероятно, таким образом дается представление о неоднозначности природы напитка, сопутствующего не только причастию.

Понятно, что большая часть выставки как раз о веселящих, бодрящих, провокационных, но также и о неизбежно отягощающих  свойствах лозы, которые испытали на себе как библейские и античные персонажи, так и итальянские крестьяне позапрошлого века. За эту дедактическо-гастрономическую часть выставки отвечает ее главный застрельщик и промоутер - Музей вина в Торджано, предоставивший не только предметы археологии, курьезную винотару XIV-XIX столетий, гравюры Пиронези и Бартолоцци, поясняющие, как хранили и пили, но и такие любопытные наглядные пособия, как приспособление для закупоривания бутылей и винный пресс XIX века, конструктивно не изменившийся с эпохи Плиния. Кстати, эта «политехническая» составляющая выставки ГИМа раскроется с некоей криминологической стороны в конце марта, когда в торжественной обстановке будет представлен новый экспонат музея – печатный пресс фальшивомонетчиков времен Александра II, не так давно обнаруженный под Наро-Фоминском.

В принципе же выставку «Культура вина»  легко себе представить где-нибудь на ВВЦ, в павильоне-палаццо, украшенном лепными вазонами и гроздями винограда. Там особенно любят и сельхозперерабатывающие технологии и дегустации.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.