Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 июня 2017, четверг, 17:22
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 марта 2006, 08:57

Национальные проекты: неадекватность целей и средств

Поставленные в центр общественного внимания национальные проекты, касаясь некоторых действительно значимых сфер социальной политики, могут не решить поставленных проблем. О том, почему это так, а также о других актуальных вопросах общественной повестки дня, выходящих на региональную проблематику, мы побеседовали с доктором искусствоведения, профессором МАРХИ, председателем комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеславом Глазычевым. Интервью взял Борис Долгин.

Что вам кажется сейчас самыми актуальными вопросами политической повестки дня?

Самое основное, конечно, это абсолютная неадекватность поставленных в так называемых национальных проектах целей и организационных и интеллектуальных средств их достижения.

То есть репутация поставлена на карту, а оплачивать этот вексель чрезвычайно трудно. Не то, чтобы их вообще нельзя было сделать, но имеющимися организационными структурами - невозможно.

Почему нельзя и какими можно?

Потому что между благой целью, выделенными на нее средствами и достижением результата стоит отсутствие осмысления. Мне ближе всего жилище, как вы догадываетесь, - там нет осмысления, что такое вообще жилищная политика: что надо строить, кому строить и как, через кого строить.

До смешного доходит, потому что главный сюжет сегодня – это разваливающееся ветхое жилье, а оно туда не попало. Сюжет жилья под коммерческий или социальный найм тоже не рассматривается. Все время идет разговор о собственности, как если бы в нашей стране, единственной в мире, вдруг решили бы всех сделать собственниками жилья. Ну и так далее.

Понимаете, если эти вопросы не взвешены - как их делать, то что же ожидать от исполнительной вертикали? Она, прежде всего, отстраивает систему контроля - уже отстроена. То есть контроль за исполнением есть, но вот исполнением чего?

Какой институт мог бы поставить задачу правильно?

Готового такого института сегодня просто физически нет. Я надеюсь, что мы вытащим этот сюжет к лету на большие экспертные слушания по жилищной политике, результатом которых должен быть набор очень простых постулатов, которые в принципе можно сплотить.

Технически все равно будет по-прежнему очень трудно, потому что будут препятствовать и лоббисты от нынешнего строительного комплекса, которым выгодна эта ситуация вздутых цен, и региональные и местные власти. Но хотя бы будет за что бороться, потому что сейчас непонятно, за что. За удвоение числа квадратных метров? Это нонсенс. Вы на пятистах квадратных метрах можете построить две квартиры по двести пятьдесят или десять по пятьдесят, правильно? Сегодняшний комплекс выберет две по двести пятьдесят.

А если поставить задачу уменьшения размеров очередей?

Что такое размеры очередей? Значит, вы хотите поставить задачу грамотного развертывания строительства под социальный найм. А качественного технического задания на проекты никто не получал. Цех, который может сделать грамотные проекты, есть - даже тот же Союз архитекторов как саморегулируемая организация. Но сам выдумать технического задания он не может, или выдумает бог знает что. А техническое задание мы не можем получить, не ответив на вопрос, чего мы хотим: чтобы люди навсегда остались в социальном жилье или чтобы их дети из него вышли.

А кто должен отвечать на этот вопрос?

Ну уж не власть, конечно.

А кто?

То, что условно можно называть «экспертным сообществом».

А кто будет устраивать те летние слушания, о которых вы говорили?

Я буду устраивать и Общественная палата.

То есть это под эгидой Общественной палаты?

Да, в сотрудничестве с Комитетом по региональной политике Совета Федерации, с которым мы вчера подписали пакт о совместной деятельности и общем плане, и с Минрегионом, где министр готов принять в этом участие. Но инициатива пока за нами.

Есть ли ощущение, что у власти или у какой-то части власти имеется понимание этой исходной проблемы, связанной с нацпроектами?

Ощущение тревоги уже есть. Это можно было понять и по последним словам Медведева, сказанным недавно, но это еще только ощущение, а понимания, по-моему, пока нет. Но попробуем снарядить некоторым знанием – посмотрим, что из этого выйдет.

А кроме нацпроектов?

Да не вижу я никаких особых проблем, потому что ЖКХ сюда входит - это сегодня чревато наибольшим социальным напрягом. Там конь не валялся, и боюсь, что без «варягов» задача вообще не решается. В ряде городов уже стали их привлекать. 

В каком смысле «варягов»?

В прямом. Венгры делают водоканал, немцы начинают делать кварталы в Петербурге и еще в ряде городов. То есть можно делать только параллельную систему. Сделать ее сегодня своими силами в большом масштабе технически невозможно. Но, конечно, это еще надо понять.

А что же будет с остальной частью?

Она просто должна отмереть.

Когда?

Это зависит от скорости формирования этой параллельной структуры.

Она доживет до этого момента?

Понимаете, когда город «Х» отдает водоканал на откуп, скажем, венгерской системе, это означает, что он свой «Водоканал» разгоняет. Здесь одно вытесняет другое. Параллельно - это в масштабе страны, а в каждой точке это может быть только вытеснение. И другого способа я не вижу. С имеющимися структурами сделать просто ничего нельзя.

Только вытеснение новыми?

Новыми, причем прежде всего с массированным использованием наемной орграбочей силы из-за рубежа.

А пойдет ли эта «орграбочая сила из-за рубежа» и в глубинку?

А почему нет? Идет уже.

Понятно ли, какие регионы в большей степени на это идут, какие более проблемные?

Об этом слишком рано судить, но на это идут, конечно, люди с более широким горизонтом и некоторой рисковостью. Поэтому Петербург, Ленинградская область, если мне не изменяет память, и Краснодар готовы отдаться. Это пока точечно.

Обидно, потому что ноу-хау в большой стране есть по всем системам, я просто об этом знаю. Но организационного ресурса, чтобы использовать это ноу-хау, нет.

А как с попытками российских компаний брать в управление жилкомхоз?

Они малопродуктивны. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно, но где-то это было сопротивление региональных и местных властей, которым совсем была не нужна прозрачность, а где-то они сами оказывались неадекватны, потому что надо иметь более глубокую культуру взаимодействия с людьми, то есть человеческий фактор здесь имеет такую же технологическую ценность, как и железки. А этого опыта у наших систем просто нет. Я этот опыт хорошо знаю, потому что проходил его в бедных кварталах того же Вашингтона, но это трудно дается - понять, что из десяти человек пять должны быть социальными работниками, а это очень непривычно.

Если брать не жилье, а другие, имеющие достаточно значимый региональный аспект проекты, - медицина, образование, сельское хозяйство - как вам кажется, здесь ситуация лучше?

О сельском хозяйстве мне пока трудно судить, а вот что касается медицины и образования, то тут хотя бы сделаны обещанные выплаты. Много недовольных, но какая-то подвижка есть.

А по существу, понимаете, все упирается в отсутствие до сих пор номенклатуры услуг. То есть нет понимания, какие услуги предоставляются из бюджетных средств. Нет этих четких регламентов - вместо них идет отчетная писанина.

Есть и опасности: появились уже замечательные примеры, когда роддому стали давать родильные пять тысяч рублей на каждую готовящуюся стать мамой даму, но при этом тут же срезали бюджетное финансирование. Это означает просто жульничество и больше ничего. И, к сожалению, таких случаев есть и будет достаточно много. Поэтому здесь нужен глаз да глаз. Но это уж скорее вопрос к моим коллегам.

Исходя из того, о чем вы нередко говорите (этот тезис был у вас достаточно значим и в публичной лекции), - из степени различия многих процессов в разных частях страны, как такая новая единая сетка будет накладываться на разные территории?

Это как раз драма, когда имеется номинально федеративная конструкция, а система всех этих новаций отстроена как унитарная, которая игнорирует какие бы то ни было отличия, – между крупными и малыми городами, между регионами теплыми и холодными и так далее. Это драма самого законодательства, которое пытается одеть один намордник на огромную страну. Это ошибка, потому что целый ряд вещей, конечно же, не может быть регулируем унитарным образом. Отличаются нормы - даже в советское время существовало, скажем, различие возраста выхода замуж в разных республиках. Это, конечно, было немного, но все же являлось признанием некоторого отличия. Сегодня это признание требуется гораздо сильнее, но механизма понимания этого в законоустанавливающих профессиональных кругах (вокруг МЭРТа, в первую очередь) пока нет совершенно.

А как, на ваш взгляд, можно было бы учесть в национальных проектах местную специфику?

Простейший пример. Можно ли проводить земельные аукционы в Москве, Петербурге или Самаре? Ответ: можно. А можно ли их проводить в поселке городского типа Афанасьево в три тысячи пятьсот человек, райцентре Кировской области? Ответ: нельзя. Потому что некому, не на что и, собственно говоря, незачем. Вот две крайности. Между ними есть еще целый ряд промежуточных звеньев. То есть кадровое, технологическое обеспечение тех или иных мер настолько разнится, что в большинстве случаев ниже какого-то горизонта - это так, некое колыхание одеяла, ничего на самом деле не будет делаться, то есть закон будет нарушаться. Ну а кому нужен закон, который нельзя не нарушать?

Или вот сейчас ввели простенькую меру. Ограничение челночного бизнеса. Стон стоит по целому ряду регионов, и, скажем, в Приморье дело идет к локальному бунту, потому что целые районы живут сегодня только этим. Не дав сначала, как минимум, замещения, вы не можете отнять кусок хлеба, потому что это все равно будет нарушаться. Значит, в результате эти меры будут только усиливать коррупцию.

Слишком разные условия, режимы и способы работы, чтобы пытаться здесь регулировать, кроме самых общих принципов, для которых существует Конституция. Реальной жизнью вы не можете управлять по одному алгоритму.

А как должен или мог бы быть устроен процесс принятия решений, выдвижения инициатив и т.д., чтобы эти вещи учитывались? Как он может взаимодействовать с экспертным сообществом, с общественными структурами?

Да элементарно. Вы сами ответили на этот вопрос. Он должен взаимодействовать, он должен исходить из того, что территории, если это все-таки федерация, в целом ряде вопросов обладают достаточной полнотой прав решать - налево или направо. И не только регионы, а еще и города, у которых тоже свой статус жизни. А это вообще игнорируется до сих пор - правда, не только у нас, это происходит в разных странах. Но у нас это особенно болезненно, особенно в регионах, где 80% жителей обитают в двух крупных городах. Таких у нас немало, а делается вид, что их не существует. То есть они отнесены в графу «местное самоуправление». Детский вопрос: почему они не субъекты федерации? Москва может быть, Петербург может быть, а Новосибирск не может быть. Почему? Традиция такая. Но это же не ответ.

Кажется, намечается институциональное усиление специфики одного из субъектов федерации. Я говорю о Чечне. Причем не об аспектах «контртеррористической операции», а именно о том, что связано с проблемой статуса региона. Возник вновь вопрос о договоре о разграничении полномочий с центром и т.д.

Мне трудно судить, но договор не является единственно возможной формой, такие вещи вполне могут приниматься и другими актами, законами или указами (форма договора мне кажется в принципе абсурдной, но это мое личное мнение). Однако договоры существуют еще с рядом субъектов, не отменены и даже, по слухам, собираются возобновляться. Более того, если это будет сделано в Чечне, немедленно этого потребуют Татарстан, Башкирия и, наверное, целый ряд других. И это будет существенный откат. Потому что, когда я говорю о необходимости учета специфики, это прекрасно может быть закреплено в законодательстве, но закон принимается федерацией, а договор между кем и кем? Это очень опасно, на мой взгляд.

Как, на ваш взгляд: центр скорее всего пойдет на заключению договора или нет?

Я не могу гадать, у меня не хватает для этого материала, но исключить этого, к сожалению, не могу. Это будет означать очень большое проседание центральной власти.

Повторяю: специфика нужна, особые условия в Чечне как в зоне восстановления нужны, особые условия в Ингушетии нужны, но, на мой взгляд, все это могло бы делаться в нормальном законодательном процессе. Принятие закона об особом регулировании чего-нибудь с чем-нибудь в таком-то месте. Почему бы нет? Есть закон о закрытых территориальных образованиях. У нас вообще полно специфических законов, то есть адресно-предметных. А форма договора – это непонятная субъектность.

Еще один вопрос, которым пообещала заниматься Общественная палата, выходящий на проблемы регионалистики, - это Водный и Лесной кодексы. В чем здесь, на ваш взгляд, основной предмет дискуссии?

Говоря высоким языком, есть понятие некоего общественного блага. Скажем, вода – это не только жидкость с определенными свойствами и не только товар. Это еще благо, встроенное в культуру. Это полностью проигнорировано. Проигнорирована необходимость помнить, что вода течет, что существует такая вещь, как бассейн, и резать его на кусочки и отдавать по субъектам федерации – значит полностью утрачивать контроль над целым. Щепочка, находясь на территории субъекта «А» - под его юрисдикцией, проплыв метр, окажется под другой юрисдикцией. Опыт показывает, что ничего хорошего из этого не получается. Я делал заключение для Думы, опираясь на работу кучи экспертов, прежде всего по этому вопросу. Вопрос стоит так: бассейновое управление или, как написано в кодексе, некий бассейновый совет с консультативными, рекомендательными функциями.

По лесу – главный сюжет, вокруг которого будет идти (я все-таки надеюсь) борьба, – это сохранить там зону для развития бизнеса среднего масштаба или его уничтожить. Предложенный в кодексе механизм аукционов фактически его уничтожает, потому что средние фирмы будут не в состоянии выполнить те условия, которые там записаны.

В чьих интересах сделаны такие акценты в кодексах?

По Лесному - это прямое и незатейливое лоббирование крупного олигархического капитала. По Водному несколько сложнее, потому что там есть и это, и как бы уступка федеральной конструкции, но как раз там, где уступать нельзя.

Есть еще закон о недрах, но это особая статья, там есть очень важные позиции, и, с одной стороны, очень необходим этот закон, потому что иначе у нас никакого притока внешних инвестиций не будет, но с другой - опять-таки вопрос сохранения общего блага имеет капитальное значение.

Возможен ли какой-то разумный компромисс по Водному и по Лесному кодексу? Насколько согласовываемы позиции?

Возможен, потому что, скажем, я и ряд экспертов по тому же Водному кодексу готовы принять позицию о приватизации прудов и обводненных карьеров. Если они будут совсем бесхозными - это тоже не сахар. Особенно с микроводохранилищами дело безобразное. Важно, чтобы и навстречу было согласие. Пока этого согласия нет. Наше заключение проигнорировано. Вернее, есть отписки. Продолжим в Совете Федерации.

Руководство ряда регионов высказывало опасения, что столкнутся с ситуацией, когда снабжение региона водой станет еще и финансовой проблемой.

Это как раз сильное преувеличение. В новой редакции, слава богу, ушла такая очень расширительная трактовка, сейчас приватизация осталась на уроне прудов и обводненных карьеров, то есть гораздо более локальных вещей, и это можно еще уточнить. Это не самое главное. А вот вопросы управления целым, вопрос контроля над расходованием очень значим. Кодекс, скажем, предполагает, что вы можете забрать воды больше договорных объемов, уплатив неустойку в виде пятикратного размера цены. Грубо говоря, я могу высосать речку (это так, в предельной ситуации), оставив всех без воды и уплатив в пять раз больше, - все будет по закону.

В кодексе есть замечательная статья, говорящая о противодействии монополизации, но как противодействовать - не сказано. И в зонах, где воды не хватает, - скажем, в Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях - это, конечно, может порождать и уже сегодня порождает конфликты, хотя бы и вне закона. А теперь они смогут получить законную форму.

См. также:

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:20 Профильный комитет рекомендовал Думе запретить средства обхода блокировок
16:59 Роскомнадзор убрал Google.ru из реестра запрещенных сайтов
16:37 Число жертв отравления суррогатом в Сергиевом Посаде возросло
16:21 Директор ФБК освободился после ареста в День России
15:57 У Кремля задержали художницу-акционистку
15:37 Летучие мыши оказались рекордсменами по числу переносимых вирусов
15:31 Ставропольские полицейские при задержании преступника ранили девочку и подростка
15:23 Белый дом решил убедить Конгресс позволить Трампу смягчать санкции против РФ
15:13 Google.ru внесен в реестр запрещенных сайтов
15:11 В Казахстане разбился пассажирский автобус из России
15:00 Сотрудник ФБК подал в суд на Медведева
14:46 На Украине впервые выписали штраф за георгиевскую ленточку
14:29 Путин потребовал ликвидировать свалку в Балашихе за месяц
14:14 Польский Сейм разрешил демонтаж коммунистических памятников
13:56 В Сергиевом Посаде 11 человек отравились суррогатным спиртом
13:37 КС России запретил забирать жилье у добросовестных покупателей
13:15 Роспотребнадзор посоветовал туристам делать прививки из-за геев в Европе
13:01 Самки лягушек с Калимантана поют серенады самцам
12:50 Си Цзиньпин встретится с Трампом на полях G20
12:33 Forbes назвал госслужащих с доходами более миллиарда рублей
12:12 Польские военные признались в попытке перехвата самолета Шойгу
11:45 Около 1,6 млн россиян оказались невыездными из-за долгов
11:24 Задержан замглавы правительства Удмуртии
11:02 В Кирове сожгли машину главы местного штаба Навального
10:57 Искусственный интеллект научился предсказывать судьбу законопроектов в США
10:43 Минобороны рассекретило воспоминания генералов о первом дне Великой отечественной войны
10:18 Депутатам запретили приносить телефоны на заседание с главой ФСБ
10:00 Суд арестовал восемь квартир семьи экс-главы Удмуртии
09:44 Правительство РФ отказалось компенсировать иностранным туристам налоги на алкоголь
09:22 ИГ и коалиция США обвинили друг друга во взрыве главной мечети Мосула
09:07 Серебренников попросил зрителей о помощи в деле о мошенничестве
08:50 Глава МОК заявил о подготовке санкций против России за Сочи-2014
08:34 Тулеев вернется к работе после курса реабилитации
08:14 Белый дом не подтвердил встречу Путина и Трампа на саммите G20
07:59 В Париже напали на главу делегации «Рособоронэкспорта»
21.06 20:53 Церемонию ТЭФИ перенесли на три месяца из-за новых правил голосования
21.06 20:36 Российский дипломат стал главой управления ООН по борьбе с терроризмом
21.06 20:15 Отец сбитого в Балашихе ребенка прокомментировал результаты экспертизы
21.06 19:57 Футболисты сборной РФ проиграли португальцам в матче Кубка конфедераций в Москве
21.06 19:43 Самолеты НАТО второй раз за день сопроводили борт Шойгу
21.06 19:42 Активистку «Открытой России» оштрафовали в Краснодаре
21.06 18:46 МИД отменил дипломатическую встречу с Госдепом из-за расширения санкций
21.06 18:14 Криштиану Роналду открыл счет в матче с Россией на Кубке конфедераций
21.06 18:06 Поклонская рассказала о временном «отлучении» прихожан от причастия из-за «Матильды»
21.06 18:00 Колокольцев подтвердил наличие алкоголя в крови сбитого в Балашихе ребенка
21.06 17:51 Польша приостановила поставки из Германии газа из РФ
21.06 17:36 24-летний житель Сербии погиб в Сирии в составе российских наемников
21.06 17:04 Умер бывший глава советской нелегальной разведки Юрий Дроздов
21.06 16:51 На Летнем кампусе РАНХиГС выступят ведущие экономисты и главы крупнейших компаний
21.06 16:42 Обвиняемые в убийстве Немцова попросили присяжных оправдать их
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.