19 марта 2024, вторник, 14:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 апреля 2006, 12:04

О пользе водных процедур

Водный кодекс Российской Федерации, о необходимости появления которого говорилось все последние годы, был принят конституционным большинством Государственной Думы в третьем заключительной чтении 6 апреля 2006 года.

Собственно дискуссии по отдельным статьям законопроекта закончились, как и предусмотрено регламентом ГД, еще на этапе второго чтения, то есть 22 марта.

Окончательный текст Водного кодекса, так же как и соответствующего федерального закона о введении его в действие, казалось бы, не вызывал уже никаких возражений, кроме разве что ритуальных фраз депутатов-коммунистов по поводу очередной распродажи общенародного достояния.

Случилось, однако, вот что.

7 апреля Президент РФ В.Путин принял президента “Транснефти” С.Вайнштока. В присутствии прессы один президент сообщил другому о выходе Балтийской трубопроводной системы на проектную мощность в 65 миллионов тонн нефти в год и о наличии у БТС международного экологического сертификата. Г-н Вайншток сообщил также о проблемах, которые возникают у компании в связи с многочисленными несанкционированными врезками в трубопроводы.

Впрочем, вся эта информация уже неоднократно докладывалась хозяину кабинета и была хорошо известна публике, хоть как-то причастной к энергетической сфере. Что касается заявленных в открытой части беседы технических предложений г-на Вайнштока о внесении поправок в УК РФ, ужесточающих ответственность за самовольные врезки, то их и вовсе не стоило нести непосредственно в Кремль. В наше время госкомпании без особых затруднений решают такие вопросы на уровне МВД, Прокуратуры и профильных комитетов Госдумы. Похоже, что тема, которую видный госменеджер обсуждал с главой государства один на один, была несравненно острее…

Суть дела несколько приоткрыли реплики хозяина кабинета, произнесенные перед тем, как журналистов проводили за дверь: “…мы вместе с депутатами обязательно подумаем над тем, как нам действовать, для того чтобы защищать наш трубопроводный транспорт гораздо более эффективно, чем это было до сих пор”, “что касается защиты транспорта, то это отдельная тема. Давайте поговорим об этом подробней…”.

Не знаю, о чем они говорили подробней. Только уже в понедельник выяснилось, что трубопроводный транспорт действительно нуждается в защите на самом высоком уровне. Оказалось, что принятие Водного кодекса в том виде, как он был проголосован 6 апреля, делает невозможным прокладку нефтепровода ВСТО по трассе, проложенной в 800-1000 метрах от уреза воды озера Байкал. Напомню, что совсем недавно этот проект не без трудностей прошел Государственную экологическую экспертизу, заключение которой не без удовольствия утвердил руководитель Ростехнадзора генерал Пуликовский.

Все дело оказалось в скромной поправке географического свойства, предложенной иркутскими депутатами Сергеем Колесниковым и Виталием Шубой и по недосмотру принятой во втором чтении законопроекта: “Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ “Об охране озера Байкал” дополнить абзацем следующего содержания: “Водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, включает в себя дельты рек, впадающих в озеро Байкал, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру Байкал”.

Именно эта поправка, ставшая содержанием статьи 11 Федерального Закона “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации”, давала бы основание для безусловного переноса трассы ВСТО куда-нибудь подальше на север от берега озера.

И, надо полагать, что именно к угрозе смещения трассы за “вершины хребтов, склоны которых примыкают к озеру Байкал”, относились слова Президента РФ о необходимости “защищать наш трубопроводный транспорт гораздо более эффективно, чем это было до сих пор”.

Защита началась на утреннем заседании Государственной Думы в среду, 12 апреля. Г-н Грызлов предложил депутатам вернуть только что принятый Водный кодекс во второе чтение для внесения в него, как выразился спикер, “технических поправок”.

Нарушение регламента и сложившегося годами порядка рассмотрения законопроектов было столь демонстративным и грубым, что запротестовали даже самые послушные. Предложение спикера собрало чуть больше 100 голосов и тем самым было отвергнуто.

Г-н Грызлов, действуя в духе своего любимого постулата (“Дума не место для политических дискуссий!”), с легкостью пошел на компромисс: вернемся, мол, к этому вопросу на нашем вечернем заседании, после 16 часов.

На вечернем заседании, то есть примерно через четыре часа после стихийного протестного голосования, праздник депутатского непослушания закончился. Более трехсот думцев приняли привычную позу подчинения и дружно, безо всяких политических дискуссий, проголосовали три раза подряд:

- за возврат законопроекта во второе чтение,

- за внесение в него искомых “технических поправок”,

- за одновременное принятие во втором и в третьем чтениях уточненной редакции Водного кодекса РФ и закона о его введении в действие.

Опять-таки не знаю, какие согласительные процедуры велись с депутатами за эти четыре часа. Смею предположить, что процедуры оказались такими же, как рассматриваемый кодекс, то есть водными.

Все необходимые сведения с легкостью обнаруживаются на сайте одного из Санкт-Петербургских оздоровительных центров, где публике настоятельно предлагаются скипидарные ванны, которые “шаг за шагом, от сеанса к сеансу… восстанавливают нормальную, здоровую жизнь клеток, тканей, органов и организма человека”. При этом, как утверждают питерские лекари, “обязательно наблюдается положительный побочный эффект омоложения”.

Похоже, именно эффект омоложения оказался в эти часы самым актуальным: требовалось вернуть к образцам 40-летней давности не столько дисциплину голосования, сколько его процедурную незатейливость.

Согласно цитируемым медицинским наставлениям, продолжительность скипидарной ванны составляет до 15 минут, отдых после ванны – до получаса, рекомендуемый перерыв до следующих водных процедур – не менее двух часов. Так что временной промежуток, прошедший между первым и повторным голосованиями, был вполне достаточным для скипидарных купаний. К вечерним процедурам принятия Водного кодекса можно было бы вполне уложиться…

Думаю, что водные процедуры, случившиеся 12 апреля 2006 года, станут для господ депутатов хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

На очереди Лесной кодекс, где для обеспечения той же процедурной незатейливости голосования можно будет вспомнить уже не водных процедурах, а, скорее, о лесоповале. Затем будет Закон о недрах, навевающий мысли о “глубине Сибирских руд”… Ну, и так далее…

Меня мало беспокоют поведенческие мотивы законодателей, дружно голосующих по скипидарным правилам. Меня столь же мало беспокоят мотивы избирателей, не менее дружно голосующих за таких депутатов.

Еще меньше меня беспокоит содержание только что принятого кодекса. Утверждаю, что при достигнутой процедурной незатейливости законотворчества и каучуковой гибкости политической элиты содержание любого федерального закона абсолютно несущественно – мы всё более твердо следуем завету К.П. Победоносцева: “В России нужны не законы как таковые, но некоторый дух законов, который власти предержащие могли бы трактовать в соответствии со злобой дня”.

Меня, однако, все ещё как-то озадачивает позиция многих моих собеседников и добросовестных оппонентов, утверждающих, что в подобных симптомах никакой беды не угадывается. Писатели пописывают, читатели почитывают, и те, и другие собираются в Европу на майские каникулы, знатоки пьют “Glenrothes” безо льда, и никто не мешает стричься бобриком. Так что все путем, господа…

Послесловие. В рекламе одного из популярных ПИФов (в виду запрета на product placement назову его NEWTON) я обнаружил пассаж, который привожу дословно.

“РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РАСТЕТ!

В последнее время роль государства в экономике УСИЛИВАЕТСЯ. Все больше компаний, имеющих стратегическое значение для развития страны, вновь попадают в сферу интересов государства. Государство, приобретая или владея крупными пакетами акций предприятий, вплотную начинает заниматься управлением. А это может означать поддержку их развития по линии государственного ФИНАНСИРОВАНИЯ. Более того, акции компаний с государственным участием могут рассматриваться как акции с МЕНЬШИМИ политическими РИСКАМИ, а значит, более устойчивыми к рыночным колебаниям и более привлекательными.

АКЦИИ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ СРЕДИ ЛИДЕРОВ РОСТА 2005 ГОДА!

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ – вот что привлекает инвесторов в акциях госпредприятий. Это приводит к росту их стоимости. В 2005 году акции ГАЗПРОМА, СБЕРБАНКА И ТРАНСНЕФТИ оказались в ЛИДЕРАХ РОСТА. Стоимость акций выросла на 154%, 171% и 177%, соответственно. А в начале 2006 года их рост продолжился. Намерение государства объединить в единый государственный холдинг компании автомобилестроительного сектора также вызвало их бурный рост. Акции АвтоВАЗа выросли за первые полтора месяца 2006 года почти на 100%. Аналогичные примеры можно найти в большинстве отраслей экономики. Это и объединение нефтегазовых активов РОСНЕФТИ, и активизация реформы РАО “ЕЭС”, и консолидация предприятий авиационной промышленности. Покупайте ПИФ “NEWTON ФОНД ГОСПРЕДПРИЯТИЙ”.

Что, господа, и в этом симптоме никакой беды не угадывается? И здесь все путем?

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.