29 марта 2024, пятница, 02:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2006, 19:24

"Уникальные объемы инвестиций в российскую электроэнергетику необходимы уже сегодня"

"Полит.ру" публикует выступление предстседателя правления РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса на Лондонском экономическом форуме - ежегодной крупномасштабной встрече представителей российского бизнеса и их западных партнёров, посвященной привлечению инвестиций и развитию деловых связей между Россией и Западом, укреплению положительного имиджа российского бизнеса и реформ.

Я буду говорить о реформе электроэнергетики, базовая философия которой остается неизменной. Она состоит в глубоком дерегулировании этого сектора, в создании полной конкуренции на формируемом рынке электроэнергии, в масштабном привлечении частного капитала в генерирующий сектор. Сегодня я хотел бы поделиться своим пониманием того, где мы находимся в реформе, и какие глобальные изменения произошли за последнее время. Я расскажу, каким образом будет выстроена завершающая стадия реформирования электроэнергетики, которую мы определили для себя как инвестиционную.

Прежде всего, я хочу рассказать о той ситуации, которая складывается на рынке электроэнергии и том, как в стране происходит рост электропотребления. Вот график, на котором наглядно показана динамика электропотребления с 1991 по 2006 г. - мы видим, что Россия еще не вышла на свой исторический максимум электропотребления 1991 г. Но мы отчетливо видим, что в последние годы очевидна тенденция роста энергопотребления. Россия очень быстро преодолеет рубеж 1991 г.

Но самое главное – это то, что внутри этого графика. Если в целом по стране мы ниже уровня 1991 г., то по отдельным регионам – а это все промышленно развитые регионы – рост электропотребления уже на десятки процентов превысил уровень 1991 г. Именно здесь видны качественно новые процессы – ситуация проявилась в период прохождения беспрецедентно холодной зимы 2005-2006 гг. В России сегодня уже 16 таких регионов. В каких-то регионах это превышение составляет всего 5-6%. В крупнейшем и важнейшем – Московском регионе – электропотребление выросло уже на четверть. Мы отчетливо понимаем, что это – тенденция. В прошлом году таких регионов было 4, в этом – 16. Мы понимаем, что их число будет расти, эта волна прокатится по всей стране, регион за регионом. Суть ситуации – региональный разрез электропотребления.

Мы понимаем то, что инвестиции в уникальных объемах в российскую электроэнергетику необходимы уже сегодня.

Вопрос инвестиций, которые изначально были провозглашены как цель реформы, цель, которая не менялась, сегодня звучит особенно остро и однозначно.

Мною совсем недавно утвержден Перечень приоритетных площадок под строительство энергообъектов. Он предусматривает строительство около 20000 МВт генерирующих мощностей. Сейчас полным ходом разворачивается работа по подготовке инвестиционных проектов на этих площадках, чтобы весь объем строительства в соответствии с идеологией реформы был в полном объеме выполнен в ближайшие сроки.

Изначально стратегической целью реформы и был процесс разворачивания инвестиций. Это было еще в 1999-2000 гг. утверждено как фундаментальная стратегия реформы. Ради этого процесса, собственно, и задумывалась реформа.

Где мы находимся сегодня? В части разделения региональных АО-энерго, отделения генерации от сетей, по нашей оценке, выполнено 90%. Консолидация магистральных сетей и консолидация диспетчерской вертикали: наша оценка готовности – 70%.
Формирование генерирующих компаний – основы будущего конкурентного рынка электроэнергии: степень готовности – 70, даже 75%. Создание сложнейшей системы рынков с их дерегулированием (рынок мощности, рынок системных услуг и т.п.): степень готовности 70%.

В такой ситуации с колоссальной потребностью в инвестициях мы должны отфиксировать два важнейших вывода. Цель реформы – неизменна так же, как и ее стратегия. Тактика реформы должна быть скорректирована. Мы считаем, что не можем полностью завершить реформу и только после этого начать привлекать инвестиции. Мы считаем, что должны немедленно начать процесс масштабного привлечения инвестиций.

Мы внесли большие поправки, скорректировали тактику, но не изменили стратегию. Нам потребуется больше времени для завершения реформы. И сегодня только один участок – инвестиционный – требует особого внимания.

Итак, инвестиционный этап реформы. Как мы собираемся строить стратегию этого этапа? Прежде всего, этап привлечения инвестиций является прямым продолжением самого реформирования. Базовым принципом реформирования было разделение отрасли на монопольный и конкурентный секторы, а теперь в продолжение этого мы говорим, что в монопольные секторы неизбежно привлечение государственных инвестиций. В конкурентные сектора – прежде всего, в генерацию – возможно и необходимо привлечение частных инвестиций.

Сегодня мы живем в условиях инвестирования в электроэнергетику в год около 5 млрд. долл., что абсолютно недостаточно. Уже в 2008 г. мы должны утроить эту цифру. Доведение инвестиций до 15 млрд. долл. в год – это серьезная задача. Ключевым сектором инвестирования является генерация. Это именно тот сектор, который в нашей стране производит более чем две трети электроэнергии. Это самая главная часть электроэнергетики, которая обеспечивает энергобезопасность. Именно про нее мы говорим, что мы не просим у государства инвестиций в этот сектор. Мы понимаем, за счет каких механизмов мы обеспечим инвестиции в тепловую генерацию.

Это, прежде всего, проведение эмиссий дополнительных акций генкомпаний – ОГК и ТГК – путем публичного частного или открытого размещения. Все варианты анализируются, но, исходя из анализа, мы понимаем, что мы готовы к проведению этих допэмиссий и сейчас это остро необходимо.

Поэтому, мы говорим, что этот механизм – главный.

Второй механизм привлечения инвестиций мы готовили около 3-х лет, прошли немало серьезных дискуссий с Правительством и миноритарными акционерами. Сегодня этот механизм зафиксирован постановлением Правительства – механизм гарантирования инвестиций. Это особая схема, по которой мы можем построить 5000 МВт. Площадки под возведение 2850 МВт уже определены. Первые конкурсы Правительство проведет уже в этом году, начало строительства – в 2007 г.

Третий механизм – все фундаментальные предпосылки, чтобы инвестор стал мажоритарным акционером в генерирующей компании и партнером, получил максимально комфортные условия.

Четвертый механизм – классическое проектное финансирование. Пример тому – масштабный и сложный проект, по структуре которого поставлены все точки, – достройка Богучанской ГЭС и строительство алюминиевого завода, 3000 МВт и 600 тыс. тонн алюминия соответственно. Цена проекта – свыше 5 млрд. долл. Ввод 1-го гидроагрегата в 2009 г.

В развитие этой стратегии уже принято несколько важных решений. Мы внимательно проанализировали и утвердили список из 9 ОГК и ТГК – кандидатов на проведение эмиссий дополнительных акций. Начинаются всесторонние консультации с инвесторами, акционерами, международными консультантами. В июне 2006 г. будут выбраны 3-4 компании, которые начнут подготовку и проведение допэмиссий. Во всех случаях средства, полученные от допэмиссий, будут направлены на инвестирование и разворачивание программы по строительству 20000 МВт из нашего перечня первоочередных строек.

Мы понимаем, что для инвесторов важны не только условия инвестирования, но и то, куда именно будут направлены инвестиции. Это будут конкретные инвестиционные проекты. И вся эта логика уже отфиксирована и в стратегии, и в тактике реформы.
В прошлую пятницу Совет директоров РАО «ЕЭС России» дал нам, менеджменту, принципиальное одобрение проводимой нами работы. Принципиальное решение должно принять Правительство России. И мы ожидаем такого решения в ближайшее время.
Сегодня я вам представляю предварительный перечень этапов работ по подготовке и проведению допэмиссий. Мы выберем для головной компании РАО «ЕЭС России», которая является мажоритарным акционером всех ОГК и ТГК, глобального консультанта.
В июне мы проведем расширенную конференцию с презентацией абсолютно всех инвестиционных проектов, предполагаемых к финансированию через допэмиссии. После решения Совета директоров, уже в июле развернем работу по реализации конкретных проектов.

Хочу показать на очевидном примере готовность наших компаний к таким решениям. ОГК-5 вышла на рынок в октябре 2005 г. с оценкой капитала 0,9 млрд. долл. Компания получила оценку аналитиков в диапазоне 0,9 – 1,2 млрд. долл. Сегодня капитализация – 2,39 млрд. долл. И это, конечно, прежде всего, демонстрирует не только готовность самой компании, но и готовность рынка. Я, выступая на Лондонском форуме, всегда заканчиваю выступление, показывая поезд реформы, который уходит вдаль. Сегодня я хочу сказать, что в расписание внесена корректировка. И мы приглашаем всех в 2006-2008 гг. в этот поезд. Но, как вы понимаете, лучшие места всегда – в первом вагоне.

Мы считаем, что реорганизация Общества РАО «ЕЭС России», как и было определено на старте, будет полностью обеспечивать права и интересы акционеров РАО. Мы намерены провести ее на принципах пропорционального разделения активов компании между акционерами. Мы проведем реорганизацию РАО в два этапа. Сроки: первый – конец 2006 г. через выделение. Мною утвержден предварительный перечень межрегиональных компаний, из числа которых во время принятия решений о реорганизации из РАО «ЕЭС России» будут выделены одна или две.

Второй этап – через разделение – запланирован на 2008 г. Она будет также основана на пропорциональном принципе, как и первая. В результате второй реорганизации акционеры РАО получат пропорционально активы, которые принадлежат сейчас РАО «ЕЭС России». Вторая реорганизация означает, что РАО «ЕЭС России» прекращает существование и передаст свои функции государству и инфраструктурным организациям энергетики – Федеральной сетевой компании, Системному оператору, НП "АТС". Внеочередное собрание акционеров РАО «ЕЭС России» по первой реорганизации мы рассчитываем провести в конце 2006 г.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.