Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 04:48
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 апреля 2006, 09:21

Дмитрий Крымов: "Театр, который делают художники – такое определение меня устраивает"

Дебют Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов - "Недосказки" - состоялся полтора года назад, а в этом году спектакль был выдвинут на премию "Золотая маска" в номинации "Новация". "Донкий Хот" нынешних третьекурсников ГИТИСа, выпущенный в декабре прошлого года, стал еще одним шагом в утверждении необычного жанра, созданного на пересечении визуального театра с пантомимой . В конце апреля в театре "Школе драматического искусства" выходят "Торги" - четвертая по счету работа режиссера и его группы за последние два года. О том, зачем будущим сценографам понадобилось самим выходить на сцену и как можно заразиться театром, Дмитрий Крымов рассказал Валерию Золотухину.    

В этом году на конкурс «Золотой маски» попали два студенческих спектакля – ваши «Недосказки» и «Мальчики» курса Женовача. Свидетельствует ли это о расцвете московского студенческого театра?

Я бы поостерегся говорить о расцвете или упадке студенческого театра, но догадываюсь, почему эти спектакли привлекают к себе такое внимание. Все движется волнообразно: надоело соленое и хочется сладкого, потом - капусты, а затем спать. Сейчас все немного замучены понятием «профессионализм», которое стало иконой коммерческого театра. И выясняется, что достигнутое – не совсем то, чего хотели и добивались. Когда же в театр входят молодые люди – от них веет чем-то свежим. Это чистый, незамутненный, по-молодому наивный и прекрасный театр. Иногда они недостаточно умелы, но это желание войти… Одним словом, как Треплевы.

Сейчас у них счастливая пора недолгого цветения. Опасность состоит в том, что со временем жизнь приучит их создавать оболочку, и свою чистоту они не смогут достать даже в том случае, если она останется. Как говорит Астров: «А как не постареть? Кругом тебя одни чудаки. Поживешь с ними год-другой – и сам становишься чудаком. Неизбежная участь». Есть, с другой стороны, театр Фоменко, где актеры цветут дольше. У Полины Кутеповой такое лицо, будто бы она еще из института не вышла. Во многом, это зависит от микроклимата, созданного Фоменко в своем театре.

Как можно поддерживать этот микроклимат?

Я не большой знаток, сейчас прохожу на своем опыте начальную стадию этого процесса и не могу даже сказать, что у нас сформировавшийся театр. Не имея ни материальных, ни дисциплинарных методов воздействия, я пытаюсь удержать их на добровольных началах и создавать такие условия, чтобы у студентов возникало желание возвращаться обратно, иметь свой дом. 

То есть, вы хотели бы продолжать работать вместе всем курсом после того, как закончится обучение?

Конечно. В идеале это должна быть лаборатория, мастерская в средневековом значении этого слова. Чтобы оставаться в деле нам немного надо – выпускать, допустим, один спектакль в год. Театральные художники должны работать в разных театрах. Наращивать мускулатуру. Но это не такая профессия, которая требует пропадать на съемках и постановках месяцами. И раз уж мы собрались вместе, то хотелось бы, чтобы погуляв там, они могли бы усталые, но счастливые, возвращаться сюда, принося новые впечатления. Сложность заключается в том, чтобы не заматереть в этих путешествиях.

Знаменитый чешский сценограф Йозеф Свобода сделал за свою жизнь примерно 700 спектаклей. Это кажется невероятным и одновременно доказывает, что успевать можно многое, но важно определять приоритеты и ставить перед собой цели. Я не спешу их формулировать, но, может быть, мои студенты смогут определить их для себя в наших совместных работах.

Вам уже приходилось сталкиваться с «путешествиями» учеников?

Это и был мой план – сделать так, чтобы они начали работать, будучи студентами. У каждого уже сейчас есть одна - две постановки. Маша Трегубова, например, сделала уже штук пятнадцать спектаклей. Еще одна студентка, Этель Иошпа, выиграла международный конкурс в Австрии с «Женитьбой Фигаро» Моцарта. Маша Вольская работает вместе с учеником Женовача Олегом Юмовым: один спектакль они поставили в Омске, а второй – «Гаргантюа и Пантагрюэль» - вышел в Центре драматургии и режиссуры. Сейчас группа сценографов из пяти человек работает над дипломным спектаклем курса Олега Кудряшова в ГИТИСе. Еще две девочки, Маша Трегубова и Вера Мартынова, работали над сценографией «Торгов» - спектакля, который сейчас выходит на Поварской. Все вместе мы скоро будем делать спектакль в театре «Тень».

Какие режиссерские задачи вы ставите перед собой, когда делаете спектакли со своими студентами-художниками? 

И я, и мои студенты – художники, и у нас есть общий интерес высечь искру теми способами, которыми мы владеем. Но если бы спектакль был без режиссера, то имел бы форму студенческих этюдов, и они едва ли составляли бы одно целое. Но если это одно целое, то, значит, с ними поработал режиссер. Или художник, который работал в должности режиссера. В любом случае, необходима воля, которая организует спектакль – объединяет, направляет, оттачивает и заостряет. Перед тем, как начать работать, мы ставим перед собой задачу и стараемся ее решить, чтобы в итоге получилась: пуля.

Дистанция между двумя спектаклями курса - «Недосказками» и «Донким Хотом» - вам самому представляется внушительной?

«Недосказки» - более «детская» постановка, проба, в которой мы не хотели, да и боялись, выходить за пределы одного приема. В «Донком Хоте» в связи с появлением актеров возникла более сложная структура. Я попытался сделать цельный спектакль из разных фактур, построить его на рискованных бросках из одного в другое. «Донкий Хот» состоит из 9 крупных эпизодов, настолько разных, что, казалось, их не удастся свести вместе. В конце концов, ритмом, пластикой, музыкой и смыслом, я думаю, их удалось соединить.

То, что ваши спектакли идут на сцене театра Васильева – это случайность или закономерность?

В достаточной мере, случайность. Но если случайность оказывается работоспособной, то, значит, ей все-таки способствует закономерность. Два года мы у него работаем – и ничего, кроме помощи, не видим.

Нам было очень легко вписаться в пространство 5-й студии. Здесь никто никогда не играл спектаклей, поскольку это была репетиционная площадка, а свет со звуком в этом зале были сделаны Васильевым специально для наших спектаклей. К тому же, это домашний театр, который мне понравился сразу же, когда мы вместе со студентами пришли сюда. Они сели на сцене, начали что-то обсуждать, свет откуда-то сбоку падал на них – и я увидел готовую мизансцену.

Кроме этого, для меня самого спектакли Васильева – это крупный эстетический опыт. В его последнем спектакле есть сцена, когда на сцену выходят два человека, садятся и исполняют партии оперы Даргомыжского, опустив ноги с сандалиями в аквариум. В аквариумах бурлит вода, с балкона падают комья земли и охапки цветов. Это – смерть Дон Жуана.

Знаете, я давно не испытывал в театре такого детского восторга. Когда от происходящего на сцене тебе одновременно жутко и весело.

Вы согласны с термином «театр художника» применительно к вашим спектаклям?

Глазунов называет Марка Шагала еврейским художником, а мне хочется ему ответить: "Он художник и по национальности еврей. А вы – вообще не художник. И никакая национальность вам не поможет". И то же самое с театром: есть Театр и есть не-театр.

Театр, который делают художники, – такое определение меня устраивает. А «театр художника» - в этом есть какая-то жанровость, убогость, как театр одноруких.

Один из мотивов ваших спектаклей - торжество художника, посредством своей фантазии одерживающего победу над мертвой вещью. Я часто ловлю себя на мысли, что сам по себе этот акт способен вызывать зрительское восхищение, но в нем нет драматизма.

Есть такой фильм, в котором Пикассо пишет картину – одного из своих быков. Он рисует на стекле, а камера снимает его с противоположной стороны. Он так справляется с красками, у него такое бурление внутри, что каждый раз, когда он отходит от стекла, я думаю, что лучше нельзя. Он же опять подходит и продолжает наносить мазки… Это выглядит так легко и так бесконфликтно, но я смотрю на него и думаю: «Боже мой, у меня никогда так не получится, я просто не смогу этого сделать». Поскольку я понимаю, как это тяжело делать, то я не могу сказать, что в этом нет драматизма. Побороться с вещами, связать их остроумной находкой, развернуть другой стороной вещественный мир, который нас окружает – в самом обращении художника с предметом существует конфликт. Вы берете кружку и пьете из нее чай. Также и художник может пить чай, но при этом у него появляется вопрос: «Что я держу в руках?». В этом и состоит задача - увидеть мир не таким, каким он представляется обыденному человеку.

В группе, с которой я работаю, помимо художников моего курса, есть несколько студентов актеров, и если бы в «Донком Хоте» не было Ани Синякиной, исполняющей роль Дульцинеи, то не было бы многих тем, которые там появляются. Она создает стержень этого спектакля. Именно драматический стержень.

В спектаклях студенты выходят на сцену в качестве актеров. Вам кажется, это принципиально важный опыт для сценографов?

Не принципиальный, но очень важный. Тот же Боровский, я думаю, вряд ли выходил на сцену в ролях. Я сам много лет работал художником в театре, но когда начал работать вместе со студентами и просил их оформлять спектакли, то увидел свою собственную ошибку: раньше я приходил в спектакль и смотрел на него как бы со стороны, умно и иногда скептически. Как мастер по телевизорам приходит в чей-нибудь дом, чинит и уходит, а семья остается пить чай.

И мне захотелось показать этот «чай» своим студентам. Будут они играть или не будут – не важно, потому что они уже ощутили сложность той огромной работы души, которая происходит до, после и во время спектакля. Они не только как интенданты подвозили снаряды, но ходили в штыковую и почувствовали запах настоящего поля боя. Театр - это высокая зараза. И заразиться им можно по-разному – можно по воздуху, а можно получая удовольствие. Но лучше уж, по-моему, получая удовольствие.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.