Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 04:02
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 апреля 2006, 09:21

Дмитрий Крымов: "Театр, который делают художники – такое определение меня устраивает"

Дебют Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов - "Недосказки" - состоялся полтора года назад, а в этом году спектакль был выдвинут на премию "Золотая маска" в номинации "Новация". "Донкий Хот" нынешних третьекурсников ГИТИСа, выпущенный в декабре прошлого года, стал еще одним шагом в утверждении необычного жанра, созданного на пересечении визуального театра с пантомимой . В конце апреля в театре "Школе драматического искусства" выходят "Торги" - четвертая по счету работа режиссера и его группы за последние два года. О том, зачем будущим сценографам понадобилось самим выходить на сцену и как можно заразиться театром, Дмитрий Крымов рассказал Валерию Золотухину.    

В этом году на конкурс «Золотой маски» попали два студенческих спектакля – ваши «Недосказки» и «Мальчики» курса Женовача. Свидетельствует ли это о расцвете московского студенческого театра?

Я бы поостерегся говорить о расцвете или упадке студенческого театра, но догадываюсь, почему эти спектакли привлекают к себе такое внимание. Все движется волнообразно: надоело соленое и хочется сладкого, потом - капусты, а затем спать. Сейчас все немного замучены понятием «профессионализм», которое стало иконой коммерческого театра. И выясняется, что достигнутое – не совсем то, чего хотели и добивались. Когда же в театр входят молодые люди – от них веет чем-то свежим. Это чистый, незамутненный, по-молодому наивный и прекрасный театр. Иногда они недостаточно умелы, но это желание войти… Одним словом, как Треплевы.

Сейчас у них счастливая пора недолгого цветения. Опасность состоит в том, что со временем жизнь приучит их создавать оболочку, и свою чистоту они не смогут достать даже в том случае, если она останется. Как говорит Астров: «А как не постареть? Кругом тебя одни чудаки. Поживешь с ними год-другой – и сам становишься чудаком. Неизбежная участь». Есть, с другой стороны, театр Фоменко, где актеры цветут дольше. У Полины Кутеповой такое лицо, будто бы она еще из института не вышла. Во многом, это зависит от микроклимата, созданного Фоменко в своем театре.

Как можно поддерживать этот микроклимат?

Я не большой знаток, сейчас прохожу на своем опыте начальную стадию этого процесса и не могу даже сказать, что у нас сформировавшийся театр. Не имея ни материальных, ни дисциплинарных методов воздействия, я пытаюсь удержать их на добровольных началах и создавать такие условия, чтобы у студентов возникало желание возвращаться обратно, иметь свой дом. 

То есть, вы хотели бы продолжать работать вместе всем курсом после того, как закончится обучение?

Конечно. В идеале это должна быть лаборатория, мастерская в средневековом значении этого слова. Чтобы оставаться в деле нам немного надо – выпускать, допустим, один спектакль в год. Театральные художники должны работать в разных театрах. Наращивать мускулатуру. Но это не такая профессия, которая требует пропадать на съемках и постановках месяцами. И раз уж мы собрались вместе, то хотелось бы, чтобы погуляв там, они могли бы усталые, но счастливые, возвращаться сюда, принося новые впечатления. Сложность заключается в том, чтобы не заматереть в этих путешествиях.

Знаменитый чешский сценограф Йозеф Свобода сделал за свою жизнь примерно 700 спектаклей. Это кажется невероятным и одновременно доказывает, что успевать можно многое, но важно определять приоритеты и ставить перед собой цели. Я не спешу их формулировать, но, может быть, мои студенты смогут определить их для себя в наших совместных работах.

Вам уже приходилось сталкиваться с «путешествиями» учеников?

Это и был мой план – сделать так, чтобы они начали работать, будучи студентами. У каждого уже сейчас есть одна - две постановки. Маша Трегубова, например, сделала уже штук пятнадцать спектаклей. Еще одна студентка, Этель Иошпа, выиграла международный конкурс в Австрии с «Женитьбой Фигаро» Моцарта. Маша Вольская работает вместе с учеником Женовача Олегом Юмовым: один спектакль они поставили в Омске, а второй – «Гаргантюа и Пантагрюэль» - вышел в Центре драматургии и режиссуры. Сейчас группа сценографов из пяти человек работает над дипломным спектаклем курса Олега Кудряшова в ГИТИСе. Еще две девочки, Маша Трегубова и Вера Мартынова, работали над сценографией «Торгов» - спектакля, который сейчас выходит на Поварской. Все вместе мы скоро будем делать спектакль в театре «Тень».

Какие режиссерские задачи вы ставите перед собой, когда делаете спектакли со своими студентами-художниками? 

И я, и мои студенты – художники, и у нас есть общий интерес высечь искру теми способами, которыми мы владеем. Но если бы спектакль был без режиссера, то имел бы форму студенческих этюдов, и они едва ли составляли бы одно целое. Но если это одно целое, то, значит, с ними поработал режиссер. Или художник, который работал в должности режиссера. В любом случае, необходима воля, которая организует спектакль – объединяет, направляет, оттачивает и заостряет. Перед тем, как начать работать, мы ставим перед собой задачу и стараемся ее решить, чтобы в итоге получилась: пуля.

Дистанция между двумя спектаклями курса - «Недосказками» и «Донким Хотом» - вам самому представляется внушительной?

«Недосказки» - более «детская» постановка, проба, в которой мы не хотели, да и боялись, выходить за пределы одного приема. В «Донком Хоте» в связи с появлением актеров возникла более сложная структура. Я попытался сделать цельный спектакль из разных фактур, построить его на рискованных бросках из одного в другое. «Донкий Хот» состоит из 9 крупных эпизодов, настолько разных, что, казалось, их не удастся свести вместе. В конце концов, ритмом, пластикой, музыкой и смыслом, я думаю, их удалось соединить.

То, что ваши спектакли идут на сцене театра Васильева – это случайность или закономерность?

В достаточной мере, случайность. Но если случайность оказывается работоспособной, то, значит, ей все-таки способствует закономерность. Два года мы у него работаем – и ничего, кроме помощи, не видим.

Нам было очень легко вписаться в пространство 5-й студии. Здесь никто никогда не играл спектаклей, поскольку это была репетиционная площадка, а свет со звуком в этом зале были сделаны Васильевым специально для наших спектаклей. К тому же, это домашний театр, который мне понравился сразу же, когда мы вместе со студентами пришли сюда. Они сели на сцене, начали что-то обсуждать, свет откуда-то сбоку падал на них – и я увидел готовую мизансцену.

Кроме этого, для меня самого спектакли Васильева – это крупный эстетический опыт. В его последнем спектакле есть сцена, когда на сцену выходят два человека, садятся и исполняют партии оперы Даргомыжского, опустив ноги с сандалиями в аквариум. В аквариумах бурлит вода, с балкона падают комья земли и охапки цветов. Это – смерть Дон Жуана.

Знаете, я давно не испытывал в театре такого детского восторга. Когда от происходящего на сцене тебе одновременно жутко и весело.

Вы согласны с термином «театр художника» применительно к вашим спектаклям?

Глазунов называет Марка Шагала еврейским художником, а мне хочется ему ответить: "Он художник и по национальности еврей. А вы – вообще не художник. И никакая национальность вам не поможет". И то же самое с театром: есть Театр и есть не-театр.

Театр, который делают художники, – такое определение меня устраивает. А «театр художника» - в этом есть какая-то жанровость, убогость, как театр одноруких.

Один из мотивов ваших спектаклей - торжество художника, посредством своей фантазии одерживающего победу над мертвой вещью. Я часто ловлю себя на мысли, что сам по себе этот акт способен вызывать зрительское восхищение, но в нем нет драматизма.

Есть такой фильм, в котором Пикассо пишет картину – одного из своих быков. Он рисует на стекле, а камера снимает его с противоположной стороны. Он так справляется с красками, у него такое бурление внутри, что каждый раз, когда он отходит от стекла, я думаю, что лучше нельзя. Он же опять подходит и продолжает наносить мазки… Это выглядит так легко и так бесконфликтно, но я смотрю на него и думаю: «Боже мой, у меня никогда так не получится, я просто не смогу этого сделать». Поскольку я понимаю, как это тяжело делать, то я не могу сказать, что в этом нет драматизма. Побороться с вещами, связать их остроумной находкой, развернуть другой стороной вещественный мир, который нас окружает – в самом обращении художника с предметом существует конфликт. Вы берете кружку и пьете из нее чай. Также и художник может пить чай, но при этом у него появляется вопрос: «Что я держу в руках?». В этом и состоит задача - увидеть мир не таким, каким он представляется обыденному человеку.

В группе, с которой я работаю, помимо художников моего курса, есть несколько студентов актеров, и если бы в «Донком Хоте» не было Ани Синякиной, исполняющей роль Дульцинеи, то не было бы многих тем, которые там появляются. Она создает стержень этого спектакля. Именно драматический стержень.

В спектаклях студенты выходят на сцену в качестве актеров. Вам кажется, это принципиально важный опыт для сценографов?

Не принципиальный, но очень важный. Тот же Боровский, я думаю, вряд ли выходил на сцену в ролях. Я сам много лет работал художником в театре, но когда начал работать вместе со студентами и просил их оформлять спектакли, то увидел свою собственную ошибку: раньше я приходил в спектакль и смотрел на него как бы со стороны, умно и иногда скептически. Как мастер по телевизорам приходит в чей-нибудь дом, чинит и уходит, а семья остается пить чай.

И мне захотелось показать этот «чай» своим студентам. Будут они играть или не будут – не важно, потому что они уже ощутили сложность той огромной работы души, которая происходит до, после и во время спектакля. Они не только как интенданты подвозили снаряды, но ходили в штыковую и почувствовали запах настоящего поля боя. Театр - это высокая зараза. И заразиться им можно по-разному – можно по воздуху, а можно получая удовольствие. Но лучше уж, по-моему, получая удовольствие.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.