28 марта 2024, четверг, 21:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 мая 2006, 09:18

Дежурный по фотоапрелю

1. Фотоапрель: 1986-2006

Апрель - самый важный месяц для отечественной фотографии. Два главных события месяца- это Фотобиеннале (фестиваль фотоискусства)  и Фотофорум (ярмарка фототехнологий) . В этом году они проходят на фоне не просто продолжающегося роста отечественного фоторынка, но и явного бума интереса к фотографии, причем на качественно новом  витке. Однако приходится признать парадоксальное: основные игроки на этом рынке - люди, музеи и галереи - в течение многих лет готовившие нынешний всплеск интереса, оказались к нему просто-напросто не готовы.

Рынок искусства в мире разделен на три (конечно, пересекающиеся) основные сегмента - антикварный, современного искусства и фотографии. Из них именно фотографический - самый молодой, динамично развивающийся и нестабильный. Это и понятно - фотография возникла совсем недавно, каких-то полтора столетия назад, и почти все это время занималась тем, что доказывала свой статус «еще одного» вида искусства. К тому же она связана, скорее, не с чистым искусством, а с прикладными сферами, например, дизайном интерьера: хороший снимок не так дорог, как картина, позволить себе повесить его на стену могут многие, но нужно, чтобы у человека были сами стены и хотя бы какой-то интерес и средства к их украшению. Что касается любительского увлечения фотографированием, то несмотря на всю массовость и новые технологии, это довольно дорогое удовольствие (расходы на камеру, компьютер, принтер и пр.). Так что в современном обществе всплеск массового интереса к фотографии —  показатель стабильности. 

Бум фотографии на западном рынке начался совсем недавно - 20 лет назад. К этому моменту стали ясны правила игры - скажем, совершенно четко сформировалась разница между понятиями «винтажа», «авторского отпечатка» и «современной печати». Первый пик пришелся на девяностые, когда на арену вышли крупные корпоративные коллекционеры. Тогда цены взлетели стремительно: так, на работы немцев супругов Бехеров, занимавшихся архивацией современного индустриального пейзажа, в середине-конце 80-х давали по $500-600, через 15 лет- от $5-6  тысяч до нескольких десятков. Дорога антикварная фотография - отдельные работы самых знаменитых фотографов XX века  Ман Рэя  или Эдварда Стайхена могут уйти с аукциона за пару миллионов  (галарейные цены могут быть и выше). После бума конца девяностых последовал спад, сейчас ситуация стабилизировалась, и цены снова растут.

Понятно, что пиковые цены - только верхушка айсберга и что рост рынка происходит одновременно с все увеличивающимся количеством выставок, возникновением новых фотографических фестивалей, отделов фотографии в музеях и т.д. На рынке искусства все вообще работает в связке: так, демонстрация работы в крупных музеях и системообразующих галереях, ее публикация в каталогах и историях фотографии значительно повышает ее цену.

2. Фотороссия: не рынок, а восточный базар

Россия повторяет мировые тенденции. Однако у нас есть множество своих особенностей. Во-первых, понятно, что никакого открытого арт-рынка с понятными правилами в СССР быть не могло. Во-вторых, сейчас в страну проникли разнообразные модные западные дизайнерские кунштюки - а черно-белые снимки так хорошо смотрятся на стенах минималитских интерьеров с евроремонтом. И в-третьих, у нас за развитие рынка первоначально было ответственно всего несколько энтузиастов. Главный из них, конечно, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, начавшая свою деятельность совсем недавно (в  нынешнем году Фотобиеннале проводилось всего в шестой раз) и приложившая  титанические усилия для того, чтобы фотография стала явлением признанным. Ее пример - доказательство того, как много может сделать один игрок на рынке. У истоков вписывания отечественной фотографии в мировой контекст, в том числе финансовый, стоят и еще несколько человек: президент Союза фотохудожников России Андрей Баскаков, несколько фотографов старшего поколения, первыми начавшие снимать рекламу и глянцевую фотографию (Владимир Фридкес, Владимир Клавихо-Телепнев) или качественный западного уровня репортаж (скажем, Георгий Пинхасов, единственный русский член фотоагентства Magnum). Галеристы вроде Алекса Лахмана  или Айдан, несколько редакторов отделов культуры и арт-директоров крупных издательств, а также директоров крупных книжных магазинов. Одни из них начинали практически с нуля и действовали на свой страх и риск, другие вовремя уловили совсем новую тенденцию и включились в процесс.

О том, что любить фотографию в России вдруг стало модным лично я поняла пару лет назад. Точнее, это произошло на фестивале "Мода и стиль в фотографии-2003", когда я своими глазами наблюдала, сколько народу ломилось на «ночной» вернисаж в Петровском Пассаже и на пресс-конференцию Хельмута Ньютона.  И все же до недавнего времени все говорили о том, что рынок у нас слаб и неорганизован, не европейский рынок, а восточный базар, качественных фотографов западного уровня практически нет, новых книг не выходит и прочее и прочее. Но в последний год-полтора я с изумлением вижу - от месяца к месяцу и чуть ли не от недели к неделе - как стремительно стала меняться ситуация.

Это ощущение очень странное - как если бы вы вдруг оказались внутри материнского чрева или бурлящей биомассы, из которой вдруг начался оформляться новый человек. Последний раз я делала обзор фотографического рынка в августе прошлого года , отметив тогда сразу несколько новых явлений. Среди них были выход на рынок нового поколения юных фотографов (возрастом до 30 и даже до 25 лет), увеличение количества выставок не только в Москве, но и в провинции, выход сразу нескольких русских альбомов, повышение цен в фотогалереях (по сравнению с концом 2003-началом 2004 гг.) в среднем на 20-40 % (хотя цены остались в среднем на 30-40% ниже европейских). И вот прошло всего 9 месяцев, а за это время тенденции не просто упрочились, но и возник ряд новых -- от быстро множащихся и растущих, как на дрожжах фотоагентств и фотошкол до все большего интереса рядового обывателя к интерьерным снимкам. О том, насколько велик интерес к фотографии, особенно среди молодежи, можно было судить хотя бы по посетителям Фотобиеннале (в этом году, по данным  МДФ, здесь к 20 апреля побывало ок. 750 тыс. человек, что уже превысило окончательную цифру прошлого года), по очередям на автобусы на Фотофорум или по тому нескончаемому потоку совсем юных фотографов в Фотосоюзе, которые приносят свои работы для отбора на намечающийся в Нижнем Новгороде конкурс молодежи.

И все же главное ощущение от фотоапреля-2006: рынок явно растет, а его участники с процессом не справляются, ориентируясь на какие-то старые модели первоначального хаоса и выживания, а не на более четко продуманные стратегии развития и расширения. Это как у десятилетних девочек бывает такой период в жизни: тело растет, а ни мозги, ни платья за ним не поспевают.

3. Фотобиеннале-2006. Фотофорум.

К примеру, Фотобиеннале в этом году осталось ровно тем же, что и два года назад. Когда-то, и сама идея крупного международного фотофестиваля и его структура были  заимствованы на западе- сама Свиблова этого никогда не скрывала. Еще недавно гигантомания московского фотофестиваля, его хаотическая природа- слишком много того-сего, выставок, авторов, работ- играла на руку в ситуации, когда интереса к фотографии не существовало, а Россия отставала от запада на десятки лет. Тут надо было привозить как можно больше, поощрять своих почти без разбора, рассказывать взахлеб, привлекать все новых и новых спонсоров. Однако вот уже пару лет нехватка какого-то более органического подхода становится все очевиднее. В этом году снова так много всего: и ретроспектива певца Парижа тридцатых Брассаи, и персональная выставка скандалистки семидесятых-восьмидесятых Нан Голдин, и выставки сразу нескольких западных военных репортеров, и много исторических экспозиций, и проекты всех отечественных авторов, от Сергея Чиликова с Сергеем Братковым до Владимира Мишукова с Игорем Мухиным. Куча спонсоров, чуть ли не у каждого проекта свой- MasterCard, Sony, Pio Global, Билайн; задействованы как обычно почти все посольства и культурные центры- Французский, Чешский, Британский совет, Гете-инситтут. А четкой идеи фестиваля как не было, так и нет.

То же можно сказать о Фотофоруме. Вот я там ходила, среди всех этих бьющих наотмашь посетителя длинноногими моделями, завлекалочками-лотереями и разнообразием техники стендов и думала: а зачем все это лично мне или какому-нибудь, скажем, начинающему рекламному фотографу? Или мастеру из новосибирского ателье (между прочим, я лично знаю людей, которые приехали на ярмарку из самых отдаленных городов нашей страны). Какого, извините, рожна мы вообще сюда приехали? Ни идеи, ни концепции, ни попытки осмысления происходящего. Совершенно очевидно, что в производстве цифровой техники сейчас прорыв, моделей все больше и больше, а цифра и Фотошоп сделали фотографию технологически доступной даже маленьким детям. И что же?

Глаза разбегаются, но подобные мероприятия вряд ли позволят сделать какие-то далеко идущие практические выводы. Да, у каждого мало-мальски крупного производителя фото- и видео-техники, а также сопутствующих товаров вроде принтеров и сканеров, был свой стенд. Бюджеты явно освоены по полной, отчитаться перед головным офисом где-нибудь в Лондоне, Нью-Йорке или Токио за проведенное мероприятие можно. А толку? Попытку все это осмыслить предприняло только агентство Photographer.ru, организовавшеее на Фотофоруме ряд семинаров (между прочим, их посещение было платным - от 700 до 1000 руб., что само по себе показательно) с завлекательными названиями вроде «Современное пространство фотографии. Взаимодействие рынков арт-, новостной и прикладной фотографии» или «Авторский маркетинг. Позиционирование фриланс - фотографа на рынке фотографии», но их уровень, за исключением семинара, проведенного представителем Getty Images Джорджа Де Керля, был крайне невысок, а проводившие семинары явно сами никогда не «варились» ни в фотоотделах крупных издательств, ни в фотоагентствах. Особенно потряс некто Василий Зунин, «специалист по маркетингу», который умудрился сделать семинар, не разбираясь ни в рынке фотографии, ни в арт-рынке вообще. Не говоря уже о том, что на круглый стол фотоагенства половина представителей просто не пришла. Видимо, им это неинтересно.

Все это в конце концов, смешно. Смотрите, есть огромный интерес и возможности для развития - но нет осмысленного наполнения. Есть талантливая молодежь, но ее почти никто не хочет учить. Есть неплохие бюджеты, но осваивают их «грамотные исполнители», а не законодатели тенденций. «Звезды» изволят почивать на лаврах, а молодежь сразу хочет больших гонораров. Я понимаю, что у нас в стране так принято, не думать хотя бы в мало-мальски долгосрочном плане, пытаясь урвать кусочки здесь и сейчас- и вовсе не только на арт-рынке. Но долго ли можно будет продержаться на наращивании мышечной массы в ущерб ясной идее, продуманным стратегиям и качеству? Думаю, еще какое-то время удастся. Но в какой-то момент рынок заставит думать - об этом, кстати, говорят и все опрощенные фотографы и специалисты фотографического рынка, от старейшины глянцевой фотографии Владимира Фридкеса  до известного рекламного арт-директора Кирилла Смирнова. Стоит ли дожидаться, когда клюнет жареный петушок? Ведь одно дело покорно плыть за процессом- а другое самим оказывать влияние, работая с опережением. Боюсь, иного выхода тут просто нет и ничего иного игроку на рынке не остается. Иначе в какой-то момент неизбежно последует полный крах, а на базаре останутся только дилетанты и шарлатаны.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.