Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 мая 2018, вторник, 13:37
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 мая 2006, 09:15

Итальянский коктейль жигулевского разлива

Сейчас трудно сказать, почему сорок лет назад советское политическое руководство решило совершить неординарный экономический шаг – взять и построить с нуля автомобильный завод, причем по производству легковых машин, да еще и иностранных. Для того времени подобное использование государственных капитальных вложений выглядело если не революционно, то, по крайней мере, вполне прогрессивно или по-реформистки. И в самом деле, хотя в предшествующие времена советская промышленность и выпускала легковые автомобили, – до войны были пущены Горьковский и два московских (ЗиС и КиМ) автозавода – а потом к ним прибавились Ульяновский и Запорожский, в целом на обслуживание потребностей населения она не ориентировалась. Мощности этих заводов были невелики и, кроме того, считалось, что широкие массы трудящихся должны ездить на метро, а в тех городах, где его еще нет, – на автобусах, троллейбусах и потихоньку вымирающих трамваях. Легковой автотранспорт использовался в основном для специальных нужд: милиция и скорая помощь, свадебные кортежи и доставка высокопоставленных чиновников из дома на работу и обратно, а также, в качестве уступки детскому желанию взрослых мужчин, – такси. В частной (или, как тогда говорили, – личной) собственности автомашин было очень мало, и поступали они в распоряжение в основном людей почетных и известных: академиков, полярников, знатных металлургов, председателей колхозов и народных артистов. Среднестатистическому гражданину сесть за баранку собственной машины было практически невозможно, так как ни по цене, и ни по условиям продажи (вернее, распределения) она ему была просто недоступна.

Поэтому решение о строительстве нового автозавода, мощность которого превышала объем годового производства всех остальных отечественных автозаводов, выпускающих легковые автомашины, была советским народом воспринята с восторгом. А то, что завод будет построен по иностранной технологии, восторгу только прибавляло. На предприятиях и в организациях страны тут же стали составляться списки желающих стать собственниками «итальянской» машины, так как было понятно, что при таких масштабах производства их должно было хватить на всех. Однако действительность оказалась гораздо более суровой – получить машину многие желающие так и не смогли, и повсюду за ними установились очереди, которые не смогли рассосаться вплоть до падения советской власти.

Нехватка автомобилей объясняется несколькими причинами, одну из которых – ползучую инфляцию советских времен – мы оставим за скобками, так как цены на «Жигули» и другие авто повышались более или менее регулярно, и поэтому надежно отсекали избыточный спрос. Расширение выпуска легковых автомобилей натыкалось на вполне реальные ограничения, которые советская экономика так и не смогла преодолеть. Во-первых, как это ни странно прозвучит, в СССР не производилось достаточного количества металла, чтобы делать из него автомобили. То есть металл, конечно, был, и советские металлурги даже, кажется, соревновались с американскими коллегами за первое место в мире по объему его выплавки, но вот именного того сорта, который нужен был для штамповки деталей кузова, мы произвести не смоги. Поэтому уже после постройки Волжского автозавода много лет стальной прокат, без которого завод просто не мог работать, приходилось импортировать.

Другим ограничением была нехватка бензина и смазочных масел. То есть опять же сырья у нас было – хоть залейся, но вот нужные сорта топлива в требуемом объеме из него не производились. Скорее всего, на действующих нефтеперерабатывающих заводах мощности были подстроены под топливо для тракторов, автобусов и военной техники, но не под нужды малолитражных автомобилей. А строить новые НПЗ – это были такие капиталовложения, которые советская экономика позволить себе уже не могла. Да она, кстати, и Волжский автозавод не очень могла осилить самостоятельно, так что строили его за счет кредитов итальянских банков, очень долго потом возвращавшихся. Разоряться еще и на нефтепереработку – это была уже непосильная ноша.

В-третьих, даже если бы нужное количество бензина было произведено, потребовалось бы строить гигантское количество автосервисов и автозаправок по всей стране, а уж на такие расходы в советские времена точно никто бы смог пойти.

То есть расширение автомобильного парка ограничивалось как условиями производства, так и условиями эксплуатации, которые были далеко не идеальными. В связи с этим становится понятным, почему клонирование автозаводов после постройки «АвтоВАЗа» не было продолжено, хотя вроде бы финансовые предпосылки для этого были – скачок цен на нефть в 1973 году залил СССР нефтедолларами. Но валюта валютой, а ресурсные возможности экономики – это совсем другое дело, и перепрыгнуть через них невозможно.

Кроме того, нельзя было не учитывать и бытового аспекта проблемы. Жилье, которого тогда (как и сейчас) не хватало, из экономии строилось без гаражей, поэтому автовладельцам приходилось оставлять свои машины под открытом небом, рискуя буквально всем. Многих это, конечно, не останавливало, но вот люди осторожные считали, что так рисковать своей личной собственностью не стоит, и поэтому решали на автомобили не тратиться.

Не справившись с удовлетворением покупательского спроса в советские времена, «АвтоВАЗ» не смог покрыть его и в постсоветские – особо нуждающиеся граждане удовлетворяли свою потребность за счет импорта подержанных иномарок. Пока новые «Жигули» конкурировали с подержанными «Тойотами» и «Фольксвагенами», шансы у них были. Но начиная с 2003 года резко увеличился импорт новых автомобилей, а также промышленная сборка отдельных моделей на территории России. В этих условиях у «АвтоВАЗа» оставался только один путь – вниз, по которому он и стал потихоньку катиться. Однако наше мудрое государство решило не пускать процесс на самотек и вмешалось в естественный ход вещей. Используя не совсем адекватное хозяйственное законодательство, а также чересчур сложную конструкцию акционерного капитала Волжского автозавода, оно смогло сместить старое руководство и заменить его своими ставленниками от оборонки. Которые, как это и положено в такой ситуации, тут же пустили в обращение массу хороших новостей, среди которых – значительное, чуть ли не в два раза, увеличение производственных мощностей автозавода. При этом, правда, не совсем понятно, откуда возьмется сумма заявленных инвестиций ($4,5 млрд) и захочет ли теперь избалованный российский потребитель покупать «Жигули» в проектируемом объеме.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
09:33 СМИ назвали условие выдачи Абрамовичу британской визы
09:05 Ройзман заявил об уходе с поста главы Екатеринбурга
08:50 МЭР подготовило предложения по «перезагрузке» малого бизнеса
08:25 СМИ узнали о неудачных тестах российской ракеты с ядерной установкой
08:04 Майк Пенс заявил о готовности Трампа отменить встречу с Ким Чен Ыном
07:41 Собянин примет участие в выборах мэра Москвы как самовыдвиженец
02:04 На фестивале «Победили вместе» объявили победителей
21.05 21:10 В премьер-министры Италии выдвинут профессора юриспруденции
21.05 20:53 Хью Грант впервые заключит брак
21.05 20:33 Барак и Мишель Обама стали продюсерами сериалов Netflix
21.05 20:32 Джина Хаспел присягнула в качестве нового директора ЦРУ
21.05 20:16 США осудили перевыборы Мадуро
21.05 19:58 ЕСПЧ принял жалобу «Агоры» на блокировку Telegram
21.05 19:44 Неизвестные в масках открыли стрельбу из автоматов в Марселе
21.05 19:43 Путин поздравил Мадуро с победой на выборах
21.05 19:32 Глава Минздрава РФ спрогнозировала продление детства до 30 лет
21.05 19:17 Прохоров подал в суд на Навального из-за расследования о вилле Хлопонина
21.05 19:09 ГМИИ им. Пушкина собирает 6 млн на древний магический жезл
21.05 19:03 В Литве не нашли доказательств сотрудничества Баниониса с КГБ
21.05 18:55 Член ЕР предложил сэкономить на ширине дорог
21.05 18:42 СМИ узнали причину обрушения потолка в классе подмосковной школы
21.05 18:41 Убыток центра имени Хруничева составил более 23 млрд рублей
21.05 18:28 Московский ресторан оштрафован на 840 тысяч рублей за рекламу пива на конопле
21.05 18:01 США выдвинули Ирану 12 требований по новой ядерной сделке
21.05 17:42 Антон Красовский собрался выдвигаться в мэры Москвы
21.05 17:41 «Яндекс» запустит новую торговую площадку
21.05 17:35 В Новой Зеландии имеется обособленная популяция синих китов
21.05 17:08 В Подмосковье ввели электронные талоны на приемку мусора
21.05 16:55 КНР готовит отмену всех ограничений рождаемости в 2019 году
21.05 16:39 Нарышкин объявил исторический конкурс по вмешательству России в политику США
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.