Адрес: https://polit.ru/article/2006/05/05/mission/


05 мая 2006, 00:00

Еще страшней, еще чудесней

Конечно, самый безбашенный трюк в новой картине Джеффи Абрамса - это срыв премьерного показа в кинотеатре «Пушкинский». Через несколько минут после начала фильма появились кадры, где главные герои действовали верх ногами: стреляли, прыгали, кричали. Потом картинка исчезла вовсе, а в зале включили свет. Я на следующий день специально пошел в другой кинотеатр, но там ничего подобного не было: пришлось два с половиной часа без всяких перерывов наблюдать за перестрелкой, горящими автомобилями, взрывами и другими сценами насилия…

А если серьезно, то новая «Миссия» гораздо динамичней первых двух и отличается в лучшую сторону по нескольким причинам.

Во-первых, сюжет. В серьезном боевике он должен быть простым и ясным, и еще желательно, чтобы мы сразу понимали, где плохие парни, а где - хорошие. В первом фильме секретные шпионы борются между собой за какой-то список опять же секретных шпионов. Все друг друга обводят вокруг пальца, и зритель тщетно пытается понять, на чьей стороне правда. Во второй картине ситуация чуть проще - надо спасать мир от изобретенного вируса, но и тут мы должны следить за излишними сюжетными ходами, что, согласитесь, сильно отвлекает от созерцания экшна - собственно того, ради чего придуман жанр боевика. В новой версии «Миссии» сюжет приведен к классической простоте: Том Круз не столько спасает мир (это побочная задача), сколько свою жену, которую взяли в заложники, и сражается он против очевидно отрицательного персонажа, страшного международного мафиози, торгующего… кажется, опять, какой-то разрушительной заразой. При таком построении сюжета зритель вполне может сочувствовать главному герою и не забивать себе голову вопросами о том, чем отличается добро от зла.

Во-вторых, собственно трюки. В первой «Миссии» главной фишкой был полет вертолета в железнодорожном туннеле. Это вещь настолько неправдоподобно-невыполнимая, что в какой-то момент вместо ощущения трагизма и накала страстей просто начинаешь смеяться, к тому же вертолет летит достаточно долго, что тоже снижает зрительский эффект. Во втором фильме - кульминационным экшном становится «дуэль» на мотоциклах. Мотоциклы, конечно, хорошие, ревут здорово, но - опять же: НЕ ВЕРЮ. В «Невыполнимой миссии» № 3 все реалистично (в рамках жанра) и вполне выполнимо: традиционный набор горящих и переворачивающихся автомобилей, взорванные вертолеты, прыжок с парашютом. А самая яркая сцена - вообще почти мирная: главного отрицательного героя выкрадывают с торжественной вечеринки, которая проходит в Ватикане. Для этого используется очень красивая женщина (актриса Мишель Монахэн) и очень красивая машина (якрко оранжевая Ламборгини), которую потом взрывают (машину, а не женщину). А самый яркий «боевой» - эпизод - погоня на вертолетах среди ветряных электростанций: лопасть турбины срубает хвост машине с пропеллером - впечатляюще!

Есть в фильме и трюк, который кочует из одной «Миссии» в другую. Том Круз спускается на тросе, и перед самым приземлением вытягивается совершенно параллельно земле (полу), демонстрируя изрядную физическую подготовку и ловкость. Эта сцена, видимо, должна демонстрировать преемственность сериала и заставлять зрителя вспоминать первые два блокбастера.  На самом деле, если не считать актера, исполняющего главную роль, третья «Миссия» - фильм совершенно самостоятельный и не имеет никакого отношения к первым двум. Но название - это бренд, который стоит очень дорого. В современном кинематографе мы давно уже имеем дело не с реальными  римейками, а с клонированными названиями. «Бумер», «Матрица», «Ледниковый период», «Миссия невыполнима» - все эти фильмы давно идут под порядковыми номерами. Зритель клюет на название - это, кажется, одна из главных приманок в современной кинокультуре. И без нее  огромные кассовые сборы - миссия почти невыполнимая.

Надеюсь, что создатели «Миссии - 4» используют опыт премьерного показа третьей версии. Представляете: полный зал народу, через десять минут после  начала фильм обрывается, все вскакивают и кричат, что миссия невыполнима. Потом бредут домой, оживленно обсуждая случившееся.

При таком рекламном ходе на пятую «Миссию» точно все придут. Гарантирую.