Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 мая 2018, понедельник, 18:39
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

12 мая 2006, 10:20

Бомбежка цветом

1. История движения: кратко

Граффити – разрисовка и роспись городских стен - как особое направление художественного творчества и основа молодежного движения появились в семидесятые годы ХХ века. Легендарным родоначальником этого движения считается нью-йоркский подросток по имени Таки из со 183-й улицы Манхэттэна, работавший рассыльным и во время своих бесконечных перемещений по городу оставлявший в подземке и на стенах домов знак ТАКI 183. Таки стал известен всему городу, и ему начали подражать другие нью-йоркские тинэйджеры. Постепенно вырабатывались определенные шрифты, которыми пользовались пишущие, помимо надписей-автографов на стенах стали появляться и рисунки, также выполненные в особом стиле. Движение быстро распространялось, захватывая другие города США и Европы, одна за другой возникали группировки тинэйджеров, для которых нерегламентированное и преследуемое полицией разукрашивание городских стен, вестибюлей и поездов метро стало основным занятием, определяющим их культурное кредо и специфическое место в социуме. Сейчас, наряду с брейк-дансом, рэпом, скейтбордингом, граффити является одним из направлений хип-хоп культуры.

В России первые "наскальные" надписи и рисунки появились в начале 1990-х. Они были вполне подрожательными и выполнялись в стиле западных граффити. С конца девяностых направление все стремительней набирало популярность в подростковой среде. Сейчас группы рисующих на стенах существуют не только в крупных городах, но и в небольших городах. Российская редакция граффити-культуры по-прежнему практически без каких-либо отклонений калькирует западную традицию на уровне идеологии, стиля, сленга.

2. Чем и как рисовать

Граффити выполняются краской, распыляемой из баллончиков (спрэев, канов) в специальной художественной технике и представляют собой надписи, рисунки или сочетания одного и другого. Иногда подобные композиции достигают огромных размеров, поэтому чаще всего полем для граффити служат большие глухие стены домов, бетонные ограды и парапеты, вагоны поездов и трамваев. Стилистика граффити отличается вычурностью, надписи обычно нечитаемы для непосвященных, чему способствует применение специальных шрифтов (так называемых стайлов), предполагающих написание букв с эффектом объемности, наклоненных под разными углами в разные стороны и т. п.

У каждого более или менее серьезного граффера есть собственная коллекция фотографий и перерисовок чужих работ, на которые он может ориентироваться, вырабатывая собственный стиль. Однако копировать чужие граффити на стену под своим именем считается дурным тоном. Каждая композиция (сленговое "пис", от английского masterpiece – "шедевр") уважающего себя граффитчика должна быть самостоятельным произведением: на граффити, уличенных в неоригинальности, пишут уничижительное «байтер». Поэтому с обретением опыта и мастерства граффер обычно берет новый псевдоним (стритнейм), тем самым как бы отказываясь от авторства своих прежних работ.

3. Как и зачем становятся графферами

Попасть в уже сформированную графферскую группу «с улицы», по одному желанию практически невозможно, так как команды заинтересованы не в количестве, а в профессионализме своих членов. Поэтому начинающие предпочитают действовать самостоятельно, постепенно повышая свой индивидуальный уровень и, соответственно, статус в сообществе, или же сразу создавать собственную команду и постепенно «двигать» ее. Иногда устраиваются специальные турниры (баттлы) между двумя или несколькими командами, однако, кроме такого «рыцарского», практикуются и другие методы выяснения отношений между графферами посредством специальных знаковых надписей (поверх чужого граффити рисуется собственное, или же пишется слово «toy»), а иногда и кулачных разборок.

Одна из важнейших практик граффити-сообщества – оставлять на открытых плоскостях городских объектов именные метки пишущего или команды. На внутреннем сленге такая метка, наносимая обычно с помощью маркера, называется тэг (или таг), а само занятие, соответственно, обозначается глаголом тагать. Умение быстро и грамотно тагать является важным фактором самоуважения граффера – и, соответственно, его авторитетности в глазах других.

«Не знаю, кайф, когда тебя город знает. Что ты идёшь, например, и видишь свой тэг» (здесь и далее выделены цитаты из бесед с граффераси и текстов, размещенных ими в сети Интернет – М. Л.). Вообще, тэг — минимальный и основной знак существования деятельного граффера. Появление нового тэга не может остаться незамеченным остальными и служит для них гораздо более существенным проявлением субкультурного бытия его носителя (или целой команды), чем личное знакомство с последним.

При этом для субкультурного реноме тэгальщика или его команды значимым является не только качество, но и количество оставляемых им в городе настенных автографов.

4. Бомбинг

Важной формой субкультурной деятельности граффера является бомбинг. Бомбить — значит оставлять надписи и рисунки в запрещенных для этого публичных местах: на стенах домов и ограждений, особенно престижен трэйновый бомбинг – на вагонах трамваев, поездов метро или пригородных электричек. В отличие от тэгов, бомбы должны быть большими и красочными, они, как полноценные граффити, выполняются уже не маркером, а баллончиками с краской. Значение имеет и художественное качество, и размер бомбы. Особенно ценятся так называемые холкары – бомберские композиции, зополняющие целиком поверхность стены вагона.

Бомбить, как правило, ходят не поодиночке: это занятие требует не только большого профессионализма, но и расторопности:

"...Если действительно команда слаженная, могут бомбу делать в течение минуты. То есть один, например, подходит, делает фон, то есть одним баллоном ну, там, фон наводит, ну там элемент букв, там просто одним баллоном. А в это время второй который – ну, начинает фонить, то есть закрашивать все буквы".

Точнее будет сказать, что для бомбинга требуется профессионализм особого рода, совмещающий мастерство художника с навыками рецидивиста. На сайтах публикуются даже специальные инструкции для бомберов, совмещающие советы и по художественной, и по конспиративной части: «Как сделать хороший нелегальный piece и чтоб тебя не поймали». Чтобы обрести внутри сообщества авторитет серьезного бомбера, необходимо составить своего рода портфолио, включающий несколько десятков реально сделанных бомб, около них обязательно ставятся тэги. Многие бомберы коллекционируют фотографии собственных произведений, которые в больших количествах представлены как выставки достижений на командных и межкомандных сайтах, там же публикуются и отчеты о новых «бомбежках».

Статус граффера «среди своих» определяется и мастерством исполнения и количеством оставляемых граффити. Однако помимо художественного уровня работы и способности максимально ее плодами городское пространство, сообщество оценивает еще одно качество – экстремальность замысла и дерзость его исполнения. Именно бомбинг позволяет графферсту ощущать себя движением контркультурным, запрещенным, отвергаемым и даже преследуемым властями и обществом, а это немаловажно для самоощущения молодежной субкультуры. В отличие, например, от хулиганов и скинхедов, графферы не устраивают драк, в отличие от панков, не одеваются вызывающе, не живут на улице, не питаются ништяками. Зато они бомбят и шкрябают, тагают в открытых, людных местах, то есть также совершают действия, оцениваемые как деструктивные, также подвергают себя опасности быть битыми, схвачеными: «Ну кайф получаешь, когда на стенде стоишь, на тебя все смотрят, а ты рисуешь. Тоже есть свои плюсы. Конечно, можешь попасть офигенно – или тебя отпинают, или ещё что-нибудь».

Бомбинг в представлении и описаниях самих графферов ассоциируется с героикой опасного предприятия, рискованной вылазки, дерзкого броска (ср. термин "прыгнуть" – совершить молниеносную бомбежку), и рассказы-отчеты о наиболее дерзких акциях, публикуемые на сайтах граффитистов, зачастую иронически стилизованы и исполнены романтики авантюрности:

«Заговор и орудие подготовили за неделю. Собиралось 4 Killera (граффера) проффесионала. Вышли на охоту поздним вечером. Сначала нужно было найти класный Train. Скрип ботинок по снегу, железнодорожные шпалы под ногами и жадные взгляды по сторонам…».;

«Ночь. Темно. Девять человек все в чёрном, позвякивая баллонами в рюкзаках, цепляясь за колючую проволоку и шпалы, идут по железной дороге. Они оглядываются и прислушиваются к каждому шороху. “Кто это?” – спросите вы. “Самые крутые экстремалы среди граффитчиков!” – ответим мы».

5. Райтинг

Другая сторона субкультурной идеологии и практики – так называемый райтинг, рисование граффити в специально отведенных (или специально не запрещенных) местах, а также исполнение рекламных и оформительских заказов. Философия райтинга в целом сводится к двум идеям: украшения («оживления») окружающего пространства и творческого самовыражения. Легальная деятельность (легал) противопоставлена бомбингу: она требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями.

Райтеры законопослушны и лояльны к власти, так как для них угроза быть «повязанными» не обязательное условие деятельности, как для бомберов, а, наоборот, досадная помеха в серьезной творческой работе. Поэтому, если не представляется возможности рисовать в разрешенном месте, райтеры избирают для создания своих настенных полотен укромные дворы, окраинные гаражи и т. п. Разумеется, именно графферы, тяготеющие к райтингу, участвуют в конкурсах и фестивалях граффити, все чаще и охотнее проводимых муниципальными властями, общественными организациями, домами творчества юных, коммерческими фирмами. Победа и даже простое участие в таких мероприятиях дают райтерам возможность лишний раз порисовать в хороших условиях, повысить престиж и известность команды. Нередко райтингом занимаются графферы более старшего возраста, имеющие некоторое художественное образование, прошедшие через конкурсы граффити, и в целом этот путь может расцениваться как полноценная карьера.

Статус хороших райтеров в сообществе чрезвычайно высок, это своего рода небожители, многие из которых свысока смотрят на бомбящих подростков, что вызывает у последних реакцию зависти/отторжения. С другой стороны, райтеры, вообще более склонные к рефлексии и теоретизированию, отдают себе отчет в том, что ангажированность их деятельности смертоносна для граффити как неформального направления и что только бомбинг с его девиантностью и принципиальной нелегитимностью может удержать движение на субкультурном плаву: “Нам важно качество. Качество работы, то есть качество своего совершенства в мире. Вложить душу в это всё, чтобы кому-то нравилось, а не просто бабушка вышла: “Господи, что это?” <…> Это нельзя, чтобы чистый легал был, тогда бы это неинтересно было бы. Я говорю, это как у всех видов искусства – есть легальная сторона, а есть нелегальная. Так и в граффити. Так что постоянно будет бомбинг, вот, и вандализм”.

Тем больший авторитет имеют те немногие команды, которые на высоком уровне совмещают в своей деятельности обе практики, экстремальную и легальную. Строго говоря, не многие граффитисты считают себя чистыми бомберами или чистыми райтерами. Бомбинг и райтинг составляют как бы два равноценных и равно необходимых полюса субкультуры.

6. Итак

Итак, структура и идеология графферства не вполне однородна и имеет свои полюса.

Во-первых, это сообщество занимает определенное место в субкультурном поле, где графферы имеют своих апологетов и оппонентов. Владение азами графферства входит в «джентельменский набор» всякого хип-хопствующего подростка, и, соответственно, всякий граффер – потенциальный враг и жертва скин-хедов, с точки зрения которых все это «ниггерская» культура, а рисовать на стенках противоречит идее жесткого социального порядка.

Во-вторых, как и всякая тинэйджерская субкультура, тем более такая, деятельность которой подвергается преследованию со стороны власти, создатели граффити ощущают себя «альтернативщиками», не желающими принимать мир таким, каким его навязывают, жить так, как живут приличные члены приличного общества. В случае графферов этот нонконформизм не ограничивается намеренной порчей городского имущества и конфликтами с милицией – он выливается в пафос преображения «города  и мира» посредством баллончиков с краской. «Долой серые стены, долой инкубаторский транспорт, да здравствуют разные цвета!» - таков один из основных лозунгов граффитистов.

В-третьих, поскольку стиль граффити уже давно всерьез заявляет о себе как особое направление в изобразительном искусстве, создатели больших и красочных настенных полотен позиционируют себя как истинные и профессиональные художники, кредо которых, по выражению одного из них, - «идеи свои выплескивать на стену», место которых – среди мастеров искусств.

В российском обществе субкультуру графферов воспринимают по-разному. Политика официальных институций по отношению к ним колеблется по широкой амплитуде от «наказать и запретить» до «приласкать и приручить». Надеюсь, этот небольшой очерк поможет каждому из читателей лучше представить себе это движение и выработать собственное отношение к нему не понаслышке.

См. также на тему "неформальные сообщества":

Юлия Идлис "О поэтах и поэзии"

Лиза Биргер "Молодые и некрасивые"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:28 Московский ресторан оштрафован на 840 тысяч рублей за рекламу пива на конопле
18:01 США выдвинули Ирану 12 требований по новой ядерной сделке
17:42 Антон Красовский собрался выдвигаться в мэры Москвы
17:41 «Яндекс Маркет» сменит название
17:35 В Новой Зеландии имеется обособленная популяция синих китов
17:08 В Подмосковье ввели электронные талоны на приемку мусора
16:55 КНР готовит отмену всех ограничений рождаемости в 2019 году
16:39 Нарышкин объявил исторический конкурс по вмешательству России в политику США
16:34 Мосгорсуд подтвердил решение оставить Малобродского в СИЗО
16:18 «Прямая линия» с Путиным пройдет без участия зрителей
16:04 Левые провели праймериз кандидатов в мэры Москвы
15:49 Вексельберг покинул пост директора «Реновы»
15:41 Профсоюз раскрыл «манипуляции» с зарплатами учителей из-за «майского указа»
15:39 Трое военнослужащих ДНР взяты в плен в ходе боя под Горловкой
14:55 Мосгорсуд не разрешил Серебренникову посещать «Гоголь-центр»
14:36 По делу математика Богатова арестован житель Ставрополя
14:31 Машков возглавил театральный колледж при «Табакерке»
14:21 Режиссер фильма «Комиссар» Александр Аскольдов скончался в Швеции
13:58 Суд отменил приговор Тесаку
13:43 Медведев запретил вице-премьерам «раскачиваться»
13:32 Двое альпинистов умерли при попытке покорить Эверест
13:06 В Корнуолле найдено погребение бронзового века
13:00 Сообщивший о ложном минировании Думы москвич арестован в Чите
12:41 Одиннадцать туристов обратились к медикам после экстренной посадки в Волгограде
12:30 Месси стал первым на планете пятикратным обладателем «Золотой бутсы»
12:18 Депутат от ЛДПР предложил давать ипотеку школьникам
12:12 В Южно-Сахалинске ввели режим ЧС из-за пожара в многоэтажке
12:05 От беспилотников на ЧМ-2018 защитят комплексы «Житель» и «Свет»
11:48 Минобороны России уличило США в нарушении договора о РСМД
11:45 ФСБ нашла экстремистскую группировку в Крыму
11:39 Производители товаров начинают выплаты по кэшбеку
11:30 Берлускони рекомендовал Крым как красивейшее место РФ
11:24 Путин внес в Думу кандидатуру Кудрина на пост главы Счетной палаты
11:17 Парламентарии призвали британское правительство ужесточить санкции против россиян
11:11 Яровая вступилась за Путина из-за подаренного Меркель букета
10:56 В ТЦ на Тишинке мужчина открыл стрельбу
10:52 90 тысяч россиян обратились за помощью из-за укусов клещей
10:22 Михаил Барщевский перенес инфаркт
10:20 После урагана в Тюмени госпитализированы шесть человек
10:19 В аварии вертолета в Хабаровском крае погиб отставной генерал ФСБ
09:49 В Южно-Сахалинске загорелась многоэтажка
09:36 UC Rusal предупредила своих инвесторов о негативном влиянии санкций США
09:33 Шарапова вернулась в тридцатку сильнейших теннисисток
09:13 Мадуро сохранил за собой пост президента Венесуэлы
09:07 Швеция стала чемпионом мира по хоккею
02:36 Китайцы запустили спутник «Сорочий мост»
20.05 20:52 У Счетной палаты возникли вопросы к «Росатому»
20.05 20:24 На Красной площади 3 тысячи школьников вступили в пионеры
20.05 20:00 Cambridge Analytica начала процедуру банкротства
20.05 19:37 Минфин США подтвердил «паузу» в торговой войне с Китаем
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.