Адрес: https://polit.ru/article/2006/05/24/blackb/


24 мая 2006, 14:33

«Черные ящики» А-320 будут расшифровывать по кусочкам

Поисковая операция на месте крушения самолета А-320 авиакомпании «Армавиа» в Черном море завершена. Оба бортовых самописца, поднятые за два минувших дня при помощи глубоководной аппаратуры судна «Навигатор», доставлены в порт Сочи.

Уже решено, что расшифровкой «черных ящиков» займется Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Помогать им будут специалисты из Бюро расследования и анализа Франции. Время доставки «черных ящиков» в Москву определит правительственная комиссия, работающая на месте катастрофы.

Как сообщил сегодня руководитель центра расследований на воздушном транспорте МАК Рудольф Теймуразов, расшифровка бортовых самописцев займет около 15 суток после того, как «черные ящики» будут доставлены в МАК. Теймуразов также сообщил, что в изучении содержимого приборов примут участие и зарубежные специалисты, принимавшие участие в поисках самописцев.

«В соответствии с международными правилами расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, специалисты из Бюро расследования и анализа Франции (BEA) участвуют в расследовании от имени Франции как государства-разработчика и изготовителя воздушного судна», - говорится в этой связи на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета.

В МАК также говорят, что могут столкнуться с серьезными трудностями при расшифровке. В основном это касается речевого самописца, который фиксировал переговоры экипажа и был поднят в понедельник. Есть большая вероятность того, что он сильно поврежден, и эксперты пока не знают, насколько полной окажется полученная информация. Дело в том, что, в отличие от параметрического самописца, поднятого со дня моря в среду, запись в этом ящике осуществлялась на магнитофонную ленту, а не на жесткий диск.

«На данном самолете А320, выпущенном более десяти лет назад, был установлен самописец, использующий магнитофонную ленту, а не жесткий диск, как на более поздних моделях. Применение приборов с таким типом носителя информации никто не запрещал и не отменял, они установлены на многих самолетах», – сказал Теймуразов.

«Опасно сейчас, не дай Бог, потерять информацию – важно принять такое техническое, а не политическое решение, чтобы быть уверенным в том, что данные, находящиеся в самописцах, не пропадут», – подчеркнул Теймуразов. Эксперт отметил, что определить реальное состояние магнитной ленты до вскрытия поврежденного бронированного корпуса самописца не может никто – для этого нужны специальные инструменты и квалифицированные специалисты. «После доставки приборов в МАК уже мы отвечаем за то, чтобы все, что найдено, не пропало...», – отметил руководитель центра расследований на воздушном транспорте МАК.

В свою очередь, глава Международного авиационного комитета Татьяна Анодина отметила, что речевой самописец на магнитной ленте «более сильно подвержен воздействию как агрессивной морской среды, так и серьезным механическим воздействиям». «Воздействие агрессивной среды, сероводорода, может привести к тому, что придется фрагментарно каждый кусочек магнитной ленты расшифровывать», - сказала Анодина. По ее словам, в этом таком случае не существует регламента по времени: «Это – индивидуальная операция в каждом конкретном случае»

По словам Анодиной, крайне важно расшифровать информацию двух самописцев. «Это очень важно, чтобы в сочетании с параметрическим самописцем понять все причины, которые привели к катастрофе», - заявила глава МАК.

В качестве причин падения авиалайнера ранее называлась нелетная погода, человеческий фактор или техническая неисправность. Накануне появились сообщения о том, что причиной катастрофы А-320 стала нехватка топлива. Однако вскоре главное управление гражданской авиации Армении исключило версию и призвало не «муссировать преждевременно» различные версии. «Как минимум преждевременно муссировать различные версии случившегося, тем более озвучивать их устами неизвестных экспертов. Мы пока что воздерживаемся от комментариев по поводу причин катастрофы, что советуем сделать и остальным», - заявила сегодня пресс-секретарь управления Гаяне Давтян.

По словам Давтян, ранее руководство Главного управления гражданской авиации Армении и авиакомпании «Армавиа» уже заявляло, что А-320 имел на борту более 10 тонн горючего, этого должно было хватить на четыре часа полета, в то время как самолет находился в воздухе 1 час 24 минуты. «То есть на борту самолета в момент крушения находилось топливо, которого хватило бы еще на два с половиной часа полета», - сказала Давтян.

Самолет армянской компании «Армавиа» (бортовой номер 32009), выполнявший рейс из Еревана в Сочи, упал в Черное море в ночь на 3 мая при подлете к Адлеру. На борту лайнера находились 113 человек, в том числе 6 детей и 8 членов экипажа. Все они погибли. Расследованием уголовного дела, возбужденного по статье «Нарушение правил полета и эксплуатации воздушного транспорта», занимается Генеральная прокуратура РФ. Расследование ведет и Генпрокуратура Армении.