Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 09:24
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

29 мая 2006, 08:21

Маниловские прожекты для "АвтоВАЗа"

Смена старого руководства «АвтоВАЗа» и последовавшие затем многочисленные заявления новой команды об основных направлениях развития крупнейшего российского автозавода не могли не стимулировать интерес к финансово-экономическому состоянию этой компании. Декларированные новым руководством планы увеличения производственных мощностей чуть ли не на 50%, одновременно с программой расширения модельного ряда требуют значительных капитальных вложений, которые оно оценивает в $4,5 млрд. Сумма эта и по нынешним временам немаленькая. Прежнее руководство автозавода во главе с Владимиром Каданниковым о подобных проектах даже и не заикалось, хотя только ленивый не «полоскал» его за не меняющийся десятилетиями набор моделей, сходивших с главного конвейера.

Не заикалось оно, по всей видимости, потому, что хорошо знало: средств на подобные проекты у него нет и быть не может. Но вот пришедшие из «Рособоронэкспорта» менеджеры во главе с Владимиром Есиповским ведут себя так, как будто у них денег куры не клюют, и на всех презентациях рассказывают о предстоящем гигантском рывке вперед. Так откуда у них могут появиться деньги на все проекты, и насколько реальны эти проекты вообще?

Как только стало известно о появлении нового плана преобразования автозавода, все тут же решили, что деньги на его строительство будут выделены из Стабилизационного фонда – во-первых, потому что больше неоткуда, а во-вторых, потому что для многих Стабфонд превратился в навязчивую идею, вроде стакана воды для путника в пустыне: мол, есть такой фонд, в нем много денег, и из него кому захотят – могут их дать. То, что возле этого фонда, как дракон, постоянно находится министр финансов, не желающий тратить из него ни копейки, во внимание не принимается, а очень зря. Многие уже пообломали зубы, желая воспользоваться дармовыми государственными средствами, и будут ломать их дальше, т.к. направления использования средств Стабфонда уже давно и хорошо известны – это досрочное погашение внешнего долга и размещение в наиболее надежных ценных бумагах иностранных государств. А вот инвестирование в строительство промышленных объектов на территории Российской Федерации условиями его функционирования вроде бы не предусмотрено. Таким образом, надежды на большой государственный карман можно считать беспочвенными, и рассматривать Стабфонд как источник финансирования капитальных вложений не стоит.

Другим местом, откуда могут быть получены необходимые финансовые ресурсы, является сам «АвтоВАЗ», точнее, его собственные накопления. В этом нет ничего сверхъестественного – за счет самофинансирования расширяются многие промышленные корпорации, в том числе и автомобильные. Правда, нашему индустриальному гиганту такой путь не очень подходит. Чистая прибыль (после уплаты налогов) в 2004 году составила всего 5,5 млрд руб., а в 2005 году вообще упала до 1,4 млрд рублей. Кроме того, на балансе компании числится непокрытый убыток, который на начало 2004 года составлял 11,2 млрд рублей. В течение этого года он, правда, снизился до 6,7 млрд руб., но потом погашение убытков застопорилось, и на конец 2005 года они равнялись 6,1 млрд руб. И, как нам кажется, эта сумма вполне достаточна для того, чтобы поглотить всю прибыль не только 2006, но и 2007 года. То есть за счет собственных финансовых ресурсов в ближайшие год-два автозавод точно развиваться не сможет – на цели развития их просто не останется. Да если бы и оставались, их было бы все равно недостаточно, чтобы проплатить все необходимые расходы: заявленная стоимость нового производства автомобилей составляет $4,5 млрд (121 млрд руб.), то есть чтобы скопить хотя бы треть от этой суммы, потребуется 7-8 лет. При условии, конечно, что прибыльность компании вернется к уровню 2004 года, то есть 5 млрд руб. А если восстановления прибыльности не произойдет, то тогда думать о самофинансировании тем более смысла нет.

Хотя, конечно, один внутренний ресурс для развития у компании все-таки был. Десять лет назад, году эдак в 1996-м, когда г-н Каданников некоторое время был вице-премьером правительства России, ему удалось профинансировать масштабную реконструкцию автозавода и поставить на конвейер несколько новых модификаций. Финансирование реконструкции производилось не за счет мобилизации внутренних источников или привлечения внешних, а за счет того, что г-н Каданников, пользуясь своим вице-премьерским статусом, «разрешил» родному автозаводу не платить налоги в федеральный и областной (самарский) бюджеты. Вот за счет этих «сэкономленных» налоговых платежей завод смог обрести новое дыхание и существовать дальше. Естественно, поскольку налоговые льготы были предоставлены незаконно, потом их все-таки приошлось официально оформить в виде долгосрочных облигаций «АвтоВАЗа», которые Правительство РФ получило в качестве обеспечения уплаты этого налогового долга. Завод платил по этим обязательствам процент и постепенно их погашал, снизив задолженность перед бюджетом до 4 млрд руб., хотя в свое время она превышала 10 млрд рублей.

В принципе, правительство могло бы снова прибегнуть к подобному способу финансирования инвестиций и разрешить автозаводу некоторое время не платить по этим облигациям, пока он не построит новый завод и не запустит его на полную мощность. Для этого было бы достаточно выпустить новые облигации с погашением, предположим, в 2020 году и обменять их на старые, которые были выпущены в 1999 году. Но этим путем, к сожалению, не пошли – завод налоговый долг почти погасил, и поэтому средств на собственное развитие у него практически не осталось.

Таким образом, не имея внутренних и государственных источников финансирования инвестиций, «АвтоВАЗу», если он хочет развиваться дальше и не располагает для этого собственными средствами, придется пойти традиционным для любой компании путем: произвести дополнительную эмиссию своих акций для продажи на фондовой бирже. Технически сделать это достаточно легко, так как контрольный пакет контролируется государственным «Рособоронэкспортом», и проблем с остальными акционерами не будет. Но вот найдутся ли покупатели на акции автозавода, который мало того что не блещет хорошими финансовыми результатами, так и находится в достаточно затруднительной рыночной ситуации?

Эта затруднительная ситуация, как ее понимают на самом «АвтоВАЗе», складывается под влиянием двух обстоятельств – роста цен на комплектующие изделия и конкуренции со стороны импортных автомобилей. Рост цен на комплектующие вынуждает завод повышать отпускные цены, но рост отпускных цен снижает конкурентные преимущества вазовских машин перед иностранными, особенно перед относительно дешевыми корейскими. Конкурентную ситуацию усугубляет то обстоятельство, что если несколько лет тому назад «Жигулям», «Ладам» и «Самарам» приходилось конкурировать с подержанными импортными машинами (это было относительно легко), то теперь структура ввоза кардинально поменялась, и львиную долю автомобильного импорта составляют новые зарубежные машины (или машины, выпущенные на сборочных предприятиях в России), с которыми «АвтоВАЗу» лучше даже и не тягаться.

Причем если с готовыми импортными изделиями можно было как-то бороться – или постоянно девальвируя рубль, или вводя запретительные импортные пошлины, – то теперь, когда девальвация сменилась ревальвацией, а все большая часть иностранных машин собирается на российской таможенной территории (так, на сегодня, 29 мая, намечено подписание соглашения Министерства экономического развития с немецким концерном Volkswagen AG о создании сборочного производства в Калужской области), эти рычаги воздействия на нежелательный импорт сильно ослабли. Во всяком случае, по данным самой компании, ее рыночная доля упала с 56% в 2001 году до 42% в 2005, а рыночная доля иностранных производителей (и новых, и подержанных иномарок) выросла с 24% до 50%.

От себя мы добавим, что еще одним фактором, мешающим развитию «АвтоВАЗа» (хотя это относится ко всему автопрому – как российскому, так и мировому), является постоянный рост стоимости автобензина и смазочных масел. В условиях роста цен на горючее потребитель неохотно идет на приобретение новых машин, и уж если решается на покупку, то только наиболее экономичной модели. Поскольку вазовские машины трудно отнести к классу экономичных, то на них общемировое ухудшение условий воспроизводства автомобильной отрасли отражается сильнее, чем на продукции конкурирующих фирм.

Таким образом, ближайшие перспективы самого крупного российского автопроизводителя выглядят не очень блестяще. Появляется законный вопрос – а надо ли вообще «АвтоВАЗу» мучаться со строительством нового завода? Вряд ли ему кто-нибудь даст деньги под новый проект, а если даже и даст, то продукция, сходящая с главного конвейера, все равно будет малоконкурентна по сравнению с иностранными аналогами. Не лучше ли оставить все как есть, потихоньку погашать долги и убытки, совершенствовать отдельные узлы и агрегаты, повышать качество сборки – и на этой основе пытаться сохранить за собой прежнюю долю на российском рынке?

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

09:14 СМИ узнали о новом ударе коалиции США по позициям армии Асада
08:52 Трамп повысит до 25% пошлину на импорт автомобилей
08:41 Четырехдоменные ионные каналы впервые обнаружены у одноклеточных
08:40 Иран предъявил Европе ультиматум из шести пунктов
08:23 В больницах Перми остались трое пострадавших от взрыва
08:07 Топ-менеджеры «Русала» подали в отставку
23.05 20:59 Мария Захарова прокомментировала заявление Юлии Скрипаль
23.05 20:57 Правительство отчиталось о выполнении майских указов на 94%
23.05 20:37 Украину предупредили о масштабной атаке «русских хакеров»
23.05 20:06 В Новосибирске создали управляемую силой мысли инвалидную коляску-вездеход
23.05 20:01 Юлия Скрипаль дала первое интервью после выписки
23.05 19:49 КС РФ дал студентам колледжей право на третью отсрочку от армии
23.05 19:48 Путина позвали сыграть в хоккей с Ди Каприо на Северном полюсе
23.05 19:38 Новые санкции не сказались на прогнозе МВФ по российской экономике
23.05 19:20 В МИДе рассказали о подготовке визита Лаврова в КНДР
23.05 19:08 НКО призвали Госдуму наказывать депутатов за сексуальные домогательства
23.05 19:00 Индия может обложить криптовалюты налогом
23.05 18:53 Пхеньян определился с датой демонтажа ядерного полигона
23.05 18:45 Главный аналитик Sberbank CIB уволен после критики «Газпрома»
23.05 18:27 Уилл Смит исполнит официальную песню чемпионата по футболу
23.05 18:02 Росгвардия оснастит весь общественный транспорт «тревожными кнопками»
23.05 17:59 Сквер у посольства России в Вильнюсе назвали в честь Немцова
23.05 17:36 Порошенко сменил название ВДВ и цвет беретов морпехам
23.05 17:30 ЕСПЧ присудил россиянам 2 млрд евро компенсаций за 20 лет
23.05 16:58 Житель Кургана предстанет перед судом за призывы к массовым беспорядкам через Telegram
23.05 16:48 Генсек ФИФА выступила в защиту Оюба Титиева
23.05 16:42 Родственники пассажиров сбитого «Боинга» написали открытое письмо перед ЧМ-2018
23.05 16:25 Вместо одной вымирающей гигантской саламандры теперь будет пять
23.05 16:21 Россияне смогут жить на Кубе без виз до трех месяцев
23.05 16:12 Пресс-секретаря Навального арестовали за твит о митинге
23.05 15:55 Медведев поручил снизить акцизы на бензин и дизтопливо
23.05 15:50 В Госдуме не согласились с запретом на отдых в санкционных странах
23.05 15:32 В Москве арестовали бывшего мэра Ялты
23.05 15:15 Из УК РФ решили убрать «предпринимательские» статьи
23.05 15:14 Помощник Бастрыкина приедет в кубанский поселок после зверского убийства женщины
23.05 15:09 Более 80 процентов углерода в живых организмах приходится на растения
23.05 15:06 «КиноПоиск» превратился в платный онлайн-кинотеатр
23.05 14:40 Мосгорсуд оставил в силе приговор Навальному
23.05 14:38 Instagram позволит «отключить» посты выбранных пользователей
23.05 14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
23.05 14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
23.05 13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
23.05 13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
23.05 13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
23.05 13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
23.05 13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
23.05 12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
23.05 12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
23.05 12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
23.05 12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.