19 марта 2024, вторник, 08:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 мая 2006, 08:00

Люди, которые играют в игры

В пестрой палитре современных молодежных субкультур заметное место занимают "ролевики" - люди, которые  организуют и проводят ролевые игры, или  RPG -Role-play Games. Численность участников этого движения, по официальным данным, на сегодняшний день только в Петербурге составляет свыше 12 тысяч человек.

Ролевики – субкультура преимущественно молодежная - со cвоим сленгом, атрибутикой, фольклором и т.д. Ролевые игры представляют собой, по словам самих участников, «причудливую смесь самодеятельного театра, «Зарницы», детского утренника, туристического слета, «развиртуализованной» компьютерной игры, современной мистерии и хипповского фестиваля» (здесь и далее курсивом выделены цитаты из записей интервью и бесед c участниками ролевого движения, а также некоторые специальные термины - "Прагматика культуры").

Вопрос о том, когда же именно появились ролевые игры, пока остается открытым. Некоторые исследователи обнаруживают аналоги современным играм еще на заре европейской цивилизации. Например, в Древнем Риме, когда в Колизее устраивалась своего рода «реконструкторские бои», где одни из гладиаторов изображали римлян, а другие варваров, одетых в специальные «варварские» одежды и доспехи. В Средние века адепты куртуазии разыгрывали для развлечения дам сцены из античной жизни, в близлежащем лесу устраивали «рощу Венеры» или «царство фей», воссоздавали легендарный двор короля Артура, «разъезжая по полям в нарядах тех времен и распевая старинные песни». В конце XIX - начале XX века, на волне неоромантизма, заявили о себе реконструкторы наполеоновских войн, декаденты, устраивавшие «афинские» и «египетские» вечера, и прочие, среди которых самыми заметными были «любители кельтской старины», основавшие в 1893 г. Гэльскую лигу. Ее сторонники, по большей части представители аристократии и городской интеллигенции, совершали выезды в сельскую местность, где воссоздавали действие старинных ирландских праздников, исполняя народные танцы и песни, нарядившись в аутентичную одежду. С современной ролевой культурой их роднит глубокое погружение в «отыгрываемую эпоху», и впервые зафиксированное явление массового принятия на себя новых причудливых «игровых» имен, соответствующих современному понятию «ник» / «никнейм». По ироничному замечанию писателя Бриана О’Нуаллана: «Все эти благородные господа были без имен и без фамилий, а взяли они себе прекрасные прозвища, и окрестили себя в честь того и сего, цветов и холмов, камней и полей, небес и чудес <…> Там были Коннахтский Кот, Коричневая Курочка, Отважный Конь, Грешная Ворона, Бегущий Рыцарь, Роза Холмов, Голл Мак Морна, Пучеглазый Моряк, Низкий Епископ, Сладкоголосый Черный Дрозд, Прялка Мойры, Ой-люли <…> (Б.Нуалллан, «Поющие Лазаря»). «Кельтская» составляющая и по сей день является заметным вектором современного ролевого и реконструкторского движения.

Широкое распространение ролевых игр в второй половине XX века связано с публикацией в 1954-56 гг. трилогии английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Властелин колец», и возникновением такого культурного феномена как деятельность толкинистов. Эта книга стала беспрецедентно популярна на Западе в легендарную эпоху шестидесятых. Эскапистская и нонконформистская молодежная хип-культура обнаружила много близкого своим взглядам и мироощущению в героическом романе-фэнтези. В 1969 г. появилось Британское Толкиновское общество, а в 1970-х – Американское Мифопоэтическое общество, чьи члены организовывали различного рода игры по сюжетам толкиновских книг.

В советской и постсоветской России, трилогия Толкина, известная по изданной в 1982 г. первой части («Хранители»), самиздатовским переводам, и вышедшим в начале 1990-х первым полным переводам, сразу же приобрела статус культовой. Вокруг нее объединились представители самых разных кругов неформальной молодежи – хиппи, «сорокоманы», любители андеграундной музыки (рокеры, фанаты Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя) и многие другие. В 1990 году в Сибири, на реке Мане, под Красноярском состоялись первые Хоббитские Игрища («ХИ», называемые в ролевом обиходе «хишками»), где была представлена классическая сюжетообразующая модель ролевой игры – противостояние добрых и злых сил, столкновение и взаимодействие разных «народов» - людей, эльфов, гномов, хоббитов, орков и пр. Тогда же обозначилась иерархия участников, вытекающая из самой природы действия: организаторы игры – мастера или мастерская группа и игроки. В 1991 г. в Подмосковье прошли вторые ХИ, отличающиеся широким географическим диапазоном участников, затем это мероприятие стало практически ежегодным.

Период с 1990 г. по 1994 г. характеризуется как время становления отечественного ролевого движения. Тогда в ролевой деятельности принимали участие различные группы, имевшие несходные интересы и позже оформившиеся в  самостоятельные направления. В частности, в 1991 – 93 гг. в ролевых играх активно участвовали «индеанисты».

Начиная с 1994 г., и примерно по 1997 г., наблюдается постепенная специализация внутри движения, появляются мастерские группы, нацеленных на создание игр разного типа, происходит кристаллизация игровых команд. Это период максимального разнообразия форм деятельности (игры, фестивали, турниры, «конвенты» - ежегодные слеты игровиков, в обиходе именуемы «коны», самым масштабным из которых является «Зиланткон» (Казань), «менестрельники»-театрализованные концерты и др.) и, по мнению некоторых исследователей, время расцвета движения. Практически в каждые выходные весенне-летнего сезона проводилась та или и иная игра на местности. В то же время взрывной рост численности движения привел к разрыву механизма передачи традиций «от поколения к поколению» и изменению состава ролевиков. Ролевое сообщество стало гораздо более многочисленным и пестрым по своим социокультурным и и возрастном характеристикам. Теперь самым младшим участникам движения было по 12-13 лет (не считая детей различных возрастов, которых берут с собой на игры родители), а верхняя возрастная граница приблизилась к 40-45 гг. Гендерный состав движения, в целом, почти всегда был сбалансирован.

К 2000 г. происходит окончательное становление специфических групп внутри движения и его расслоение. В этот период заявляют о себе агрессивно-экстремистские группировки ролевиков – так называемые «грибные эльфы» и различные военизированные отряды, среди которых наиболее известен «Моргиль». По замечанию В.А.Гущина, автора наиболее одиозных, но, тем не менее, и наиболее компетентных статей о ролевом движении, «часть групп в своей деятельности заменяет самореализацию внутри движения на самоутверждение за счет других групп и участников движения». «Грибные эльфы», исповедующие взгляды близкие к неонацистским и названные так в связи с традицией употребления галлюциногенных грибов, и представители «Моргиля» ставят своей целью срыв игр, проводимых неагрессивными сообществами ролевиков. И сейчас существует ряд экстремистски настроенных группировок, так или иначе связанных с ролевым движением, чья основная деятельность заключается в агрессивных столкновениях с «мирными» ролевиками. Последние же характеризуют ролевых хулиганов (в частности, «грибных эльфов»), как «гопников, которые есть везде, и здесь они нашли свою нишу».

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты, и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Наиболее близка ролевая субкультура родственной ей Системе, из которой она, во многом, и выросла. Этому способствует походно-кочевой характер ролевых игр, на которые игроки съезжаются из разных уголков России, а иногда и из ближнего зарубежья, развитая, в связи с этим, традиция «вписок», установка на расширение необычного, внебытового опыта, переживание «пограничных» ситуаций, высокий статус творческих личностей – мастеров, певцов, писателей, изготовителей различной атрибутики. Общим местом рассуждений о ролевой культуре стало сопоставление ее эскапистского характера с эскапизмом хиппи. Из недр ролевой субкультуры вышло и не так давно оформилось движение реконструкторов, участники которого с кропотливой достоверностью воссоздают ту или иную эпоху, реконструируя одежду, оружие, бытовые предметы, формы проведения и формы презентации (рыцарские турниры, состязания в стрельбе из лука, постановка известных сражений, таких, например, как Ледовое побоище, представленное в марте 2006 г. у стен Петропавловской крепости и т.д.). С одной стороны реконструкторское движение сомкнулось с деятельностью военно-исторических подростковых клубов, существоваших еще с советских времен, с другой стороны значительная часть реконструкторских организаций – это переквалифицировавшиеся клубы ролевиков, где реконструкторское движение возникло в качестве альтернативы ролевым играм. Ролевики предпочитают "фэнтези", т.е. выдуманное прошлое, реконструкторы – прошлое реальное. Часть реконструкторов решительно отмежевывается от своего ролевого родства, относясь к ролевикам с неодобрительной иронией: «им все едино, что король Артур, что Генрих IV, что эльфы, что люди, а уж на «перекресток миров» попасть и вовсе большая удача!», другие, напротив, охотно принимают участие в ролевых играх и мероприятиях. «Я с ролевых игр начинал, и не вижу причины от них отказываться - говорит один из основоположников реконструкторского движения в СПб, член клуба «Шотландское копье». Некоторые реконструкторские военно–исторические клубы («Солнцеворот» (СПб) и пр.) делают упор на идеологической подготовке участников и овладении реальными боевыми искусствами, представляя национал-неоязыческое крыло реконструкторско-ролевого движения.

С ролевой средой тесно связано появившееся не так давно сообщество фолкеров. Это традиционное для молодежных субкультур объединение на основе музыкальных предпочтений. Фолкерами изначально назвали певцов, исполняющих фолк-рок, музыку, идеологически и эстетически связанную с ролевой культурой (группы «Башня Rowan», «The Dartz», «Reelroadъ», «Мельница», «Musica Radicum», «Остролист» и мн.др.).

Различается также мотивация участия в играх: для кого-то это эквивалент жизни в Системе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума, осуществить свой личный побег. Это своего рода наследники хиппи, участники со значительным субкультурным багажом, и в жизни, как правило, носящие ролевое имя, имеющие проработанную личную мифологию. Для большинства ролевые игры являются хобби, на которое тратятся изрядные силы и средства (дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включится в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях. Среди этих игроков также существуют различные категории: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия, «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе. Есть и те, для кого игра - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра. С точки зрения активного ролевика эти участники являются игровым балластом.

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп – объединений состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий – фестивалей, турниров, театрализованных представлений и пр.. Эти группы отличаются высоким творческим и интеллектуальными потенциалом, их игровые проекты связаны с мировззренческими концепциями и интересами членов группы и характеризуются тщательной продуманностью, усложненным сюжетом, символико-смысловой насыщенностью. Из активно заявивших сегодня о себе можно назвать творческие группы (ТГ) «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и мн.др.

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: полевые игры или «полигонки» – игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии). И игры в ограниченном пространстве - «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении – спортзале, офисе и др.). Особняком стоят игры в условиях городского ландшафта, продолжительностью от одного до нескольких дней, которые проводятся довольно редко.Уровень игр зависит от профессионализма/дилетантизма игроков и организаторов.

К ролевым играм относятся и настольные игры –Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы») или сокращенно D&D («денжены»), в их различных модификациях.

Сюжеты первых отечественных ролевых игр были связаны преимущественно с романами фэнтези. На сегодняшний день сюжетная палитра ролевых игр представляется чрезвычайно пестрой и разнообразной, во многом отражая постмодернистский код современной культуры. Можно выделить следующие сюжетно-тематические комплексы, на основе которых чаще всего проводятся игры: мировая и отечественная фэнтези (самые известные игры – различные вариации толкиновских сюжетов («Хоббитские игрища», «Сильмариллион-экстрим»), игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции. Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры, так например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в т.ч. и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV –III в. до н.э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX века); культурно - географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика (игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно – в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр); массовая и детская литература (игры по книгам Л.Кэролла, Т.Янссон, Конан.Дойля, Б.Акунина, и конечно же, по мотивам «Гарри Поттера»); пастиш, т.е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр, так называемый «перекресток миров» – в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы (игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.); сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); анимэ и манга (сюжеты японской анимации и комиксов).

Это далеко не исчерпывающая классификация того, что вдохновляет мастеров и игроков ролевых игр. «Можно играть хоть в инструкцию от огнетушителя. Ты, например, будешь огнетушителем, я - «объектом возгорания», он – автором инструкции и так далее. Главное, чтобы в этом был смысл».

См. также о  неформальных сообществах (тема месяца):

Ксения Елкина. Правило места.

Алексей Михайловский. Телефон неДоверия. Новое молодежное объединение разыгрывает своих жертв по телефону

Лиза Биргер "Молодые и некрасивые"

Михаил Лурье. Бомбежка цветом. (Графферы)

Дмитрий Громов. Любера: субкультура кризисной эпохи

Юлия Идлис "О поэтах и поэзии"

Эд Мишин: "Правильного" гея не существует

Юлия Идлис. Анти-менйстримизм

Настоящий пАдонок - это хороший человек на хорошем мотоцикле (Разговор с членом одной из байкеровских организаций).

Елена Омельченко. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов

Игорь Веселов. Компьютерный маньяки: люди будущего или деструктивные элементы?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.