Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 августа 2018, четверг, 15:54
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 июня 2006, 14:32

"Кинотавр": арт-хаус - теперь мейнстрим

Завершился очередной «Кинотавр» и стало понятно - что такое новое актуальное российское кино. Главный приз, как то и подразумевала внутренняя логика фестиваля, достался провокативному Кириллу Серебренникову. Самое что ни на есть актуальное российское кино как раз такое - черная комедия про нашу жизнь, где все настолько же смешно, насколько и страшно. Нетеатралам можно учесть, что одноименный опус по пьесе братьев Пресняковых, в постановке Серебренникова же идет во МХТе, почти с тем же составом актеров. Новая драма, как она есть - со смертями и ненормативной лексикой. Впрочем, можно ничего такого и не учитывать.

Итак, кино. В нем не без театра. Сюжетно «Изображая жертву» - Гамлет нашего времени. Главный герой - Валя (Юрий Чурсин), молодой человек после двадцати, но еще до тридцати - собственно, этому поколению и адресован основной пафос картины, тот что помимо шекспировского сюжета. Герой умен, образован, ироничен и предельно равнодушен к абсурдной реальности, в которой он существует. Работает в милиции жертвой. То есть, участвуя в следственных экспериментах, повинуется приказаниям капитана, изображает жертву. Вале приходится то влезать на окно, пока убийца в наручниках рассказывает, что на самом деле жену он не убивал - ее сквозняком сдуло, когда она окна мыла. То перебирать ногами в бассейне, пока харизматичный и темпераментный гость столицы на плохом русском излагает, как утопил девушку, не разделившей его любви. Герой Максима Коновалова (очередной подсудимый) спокойно и хладнокровно, как впрочем, и все остальные участники следственных экспериментов, рассказывает, что застрелил бывшего соседа по парте в затылок не то за косой взгляд, не то за неласковое слово. Валя покорно ложится на очерченные мелом контуры покойного.

Вот тут-то и наступает кульминация - почти десятиминутный матерный монолог капитана, окончательно выведенного из себя словами подсудимого «пульнул из пистолета». Отставить упреки в злоупотреблении обсценной лексикой! Как еще должен разговаривать капитан милиции средних лет - человек прошлого поколения, который искренне не понимает: «откуда все они взялись, кто их понарожал, кто дал им в руки оружие, кто на работу выпустил и прочее». В общем, достается всем. В том числе и Вале. И не зря. В итоге Валя тоже становится убийцей. Вернемся к Шекспиру - убивает Валя собственную мать (Марина Голуб), невесту и отчима.  Последний следственный эксперимент, проводимый группой - Валя сидит в наручниках, серьезно и обстоятельно рассказывает, чтобы было всем все понятно, как он отравил свою веселую семейку.

Говорят, фильм уже продан на один из центральных телеканалов, но там, в зависимости от эфирного времени, монолог капитана, вызвавший бурную полемику после фестивального показа, скорее всего переозвучат.

Вот такой абсурд, с глубоким и полемическим социальным пафосом. Из актерских работ особенно выразительна эпизодическую роль Лии Ахеджаковой - она играет сотрудницу суши-бара, загримированную под престарелую «японку с судьбой» поющую под караоке, что молча солидаризируется с капитаном, когда тот костерит молодежь, а заодно и российскую футбольную сборную, которая вот уже двадцать лет его «обманывает». А все почему - потому что «голы надо забивать учиться, а не стилистов за собой возить и прически перед матчами делать». Экранное воплощение «Жертвы» получилось ярким, остроумным и верно расставило акценты - Кирилл Серебренников, сплавив новую драму с новым киноязыком, переформулировал старый вопрос: кто виноват? Который, если убрать из диалогов мат, звучит теперь так: кто жертва?

Наверное, на этот же вопрос, выполняя, правда, совершенно разные художественные задачи, отвечали и другие картины фестивальной конкурсной программы. Так фильмом, который получил призы за лучшие женскую (Рената Литвинова) и мужскую (Александр Яценко) роли, стала новая работа Алексея Балабанова «Мне не больно». Тут все тоже актуально, современно, тоже действует новое поколение, правда, нет чернухи, а напротив, картина проникнута светлым пафосом и трогательной грустью. Как всегда у Балабанова. Рената Литвинова играет прекрасную содержанку, которая встречается на пути вольноопределяющейся компании молодежи, решившей заняться архитектурным бизнесом и сделать прекраснее жизнь новых русских, а заодно и подзаработать. Персонаж сначала кажется обычным прожигателем жизни. Потом эта метафора раскрывается - оказывается Тата, или, как называют ее некоторые, Нателла Георгиевна, безнадежно больна раком крови, она знает сколько ей осталось жить, но скрывает это от людей, которых успела полюбить. У Балабанова новое поколение выглядит прямо противоположно по сравнению с Серебренниковым - бесхитростные, веселые, талантливые, ищущие любви, знающие, что такое настоящая дружба. В этой же компании бывший вэдэвэшник Олег (Дмитрий Дюжев) - судьба его уже за пределами сюжета фильма явно печальна - он спивается, мечтает отомстить за погибшего в Чечне друга, а пока, как может, защищает своих беззащитных, ангелоподобных друзей. За эту лирическую комедию критики во время фестивальных кинорингов упрекали Балабанова в самоповторе, хотя и цитировали чаще других Балабанова. Фраза одного из героев фильма «Мне не больно»: «главное - найти своих и успокоиться» ушла в народ.

Специальный диплом жюри с несколько вымученной и сложной формулировкой достался Ивану Вырыпаеву за дебютный фильм «Эйфория». Что, в общем-то, тоже логично, потому что Вырыпаев оказался перпендикулярен всей конкурсной программе. Критики не могли не отметить - это новый и совершенно другой уровень художественного мышления, новый киноязык. Из уст профессора киноведения на одном из обсуждений прозвучало даже - «пришел человек из театра и рассказал мне о кино, о котором, мне казалось, я знаю все, что-то совершенно новое».

Приза Вырыпаеву достаться и не могло. Жюри можно понять - трудно сравнивать несравнимое. Как-то ни банально звучит, но вырыпаевская «Эйфория» относится ко всей конкурсной программе, как относится арт-хаус к пресловутому мейнстриму, как бы по-разному мы ни понимали эти слова.

Вырыпаеву удалось показать высокую античную трагедию, но о русской жизни, которая в «Эйфории» условна, но безупречно красиво снята. Сюжет, как и положено в мифе, задан, предначертан, понятен зрителю с первых кадров. Любовный сюжет, кровавая драма, прекрасная поволжская степь. Муж, жена, любовник. Гибель любовника от руки ревнивого мужа. И при этом точная, штриховая, но яркая русская деревня. Хотя фильм не о ней, и не о похоти, не о банальной измене, он даже не о всепоглощающей страсти. Он о катастрофичности любви, об эйфории. То, что видишь на экране, вызывает массу странно сплавленных ассоциаций - вампиловские тексты, итальянскую живопись, поэзию Лорки, язычество и античный миф, добавьте сюда лаконичные диалоги героев, в которых тоже есть мат, за который Вырыпаева, естественно, тоже упрекали.

О катастрофичности любви решила поговорить со зрителем и Авдотья Смирнова. Сценаристку, впервые выступившую в роли режиссера, наградили на «Кинотавре» за лучший дебют. Едва ли, конечно, фильм «Связь» станет для современного зрителя новой «Иронией судьбы или с легким паром», но он оказался также во многом энциклопедичен по отношению к новой русской жизни, каким навсегда останется фильм Рязанова по отношению к советской.

Параллели прослеживаются - в центре сюжета Москва и Петербург, любовная связь, герой (Михаил Пореченков) московский бизнесмен с благополучной судьбой и счастливой с виду семьей, героиня - его возлюбленная (Анна Михалкова), тихо живущая в уютной перербуржской квартире с мужем-интеллигентом, который ее безумно любит. Роковая встреча главных героев происходит за кадром, до начала фильма, зритель наблюдает лишь за тем, что происходит потом, и видит, как даже близкие люди никогда не могут договориться и как разрушительна на самом деле настоящая любовь. Она больше жизни, потому что против нее. Она ее ломает, превращает в безысходность, и вынужденно делает несчастными ни в чем не повинных людей.

Итог подвели, как водится, критики и обозреватели, причем, как российские, так и зарубежные. Все в один голос заявили - программа обновленного "Кинотавра" была самой интересной за всю историю существования фестиваля. А еще - новой дирекции фестиваля удалось-таки превратить фестивальную площадку из пляжной тусовки в место для конструктивного разговора о современном российском кино, которое, как обнаружилось в очередной раз все-таки существует.


См. также о "Кинотавре"

Леонид Клейн. Возможность "Острова"

Леонид Клейн. "Кинотавр": певица Пелагея, православие и народность

Леонид Клейн. Живой ноль

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:32 Bloomberg объяснил веру Кремля в Трампа несмотря на санкции
14:58 Личинки угрей пришлись по вкусу шести видам морских рыб
14:52 En+ решила переселить кипрскую «дочку» в российский офшор
14:36 Избиркомы запросили у турфирм сведения о поездках россиян в день выборов
14:17 Мосгорсуд продлил домашний арест Серебренникова до 19 сентября
13:58 Россия позолотит купол кубинского Капитолия за 642,5 млн рублей
13:47 Мособлдума ввела штрафы за борщевик
13:45 Создана мембрана для получения особо чистого кислорода
13:27 Украина внесла Прилепина в список персон нон грата
13:10 Собянин объявил Москву кормилицей российских пенсионеров
12:51 ФСИН предложила создать госслужбу для помощи бывшим зекам
12:46 В Чехии установлены биометрические системы от российского разработчика
12:32 Никандров получил 5,5 лет строгого режима за взятку
12:24 Россия перестала сокращать свою долю в американском госдолге
12:11 Кремль отверг сравнение идеи Белоусова с прогрессивным налогообложением
11:56 Трамп снял с себя ограничения по применению кибероружия
11:48 Адвокат раскрыл детали раздела имущества Петросяна и Степаненко
11:43 С борта МКС запущены наноспутники частной российской компании
11:39 «Яндекс» не нашел продавца для своего смартфона
11:22 Сборная РФ по футболу поднялась на 21 строку в рейтинге ФИФА
11:03 Прогнозы опрошенных россиян по безработице разделились почти поровну
10:45 Васильева назвала единую школьную форму невозможной и ненужной
10:42 «Союзмультфильм» дал разъяснения по наследию Успенского
10:21 СМИ анонсировали ответ кабмина на идею об изъятии сверхдоходов
10:10 Профсоюз РАН потребовал утроить бюджет нацпроекта «Наука»
09:49 МИД РФ выступил против моратория на боевых роботов
09:31 Украинский генерал призвал «отменить все отношения» с РФ
09:17 Васильева пообещала «очень ужесточить» условия усыновления
15.08 20:14 Brand Finance назвал Сбербанк самым дорогим брендом РФ
15.08 19:58 Volkswagen отзывает 40 проданных в России Audi A3
15.08 19:33 США ввели санкции против компании из РФ и ее главы
15.08 19:30 В Генуе на год ввели режим ЧС
15.08 19:28 Великий шелковый путь распространил фрукты по Памиру
15.08 19:15 Минкомсвязи одобрило декриминализацию «статьи за репосты»
15.08 18:49 Володин назвал необходимый размер пенсии после реформы
15.08 18:32 «Спартак» попал под расследование УЕФА
15.08 18:09 СМИ узнали о наследниках прав на творчество Успенского
15.08 17:36 Власти Германии поддержали легализацию третьего пола
15.08 17:11 Дегтярев потребовал снять Балакина с выборов мэра Москвы
15.08 16:50 Спасательную операцию в Генуе прервали из-за риска нового обрушения
15.08 16:28 Россиянин в пятый раз выиграл чемпионат Google для программистов
15.08 16:05 «АвтоВАЗ» перенес презентацию новой Lada Granta
15.08 15:34 Опрошенные россияне начали отказывать себе в шоколаде и кофе
15.08 15:17 Вдова Успенского назвала место прощания и похорон
15.08 15:00 Кремль подтвердил подготовку встречи с советником Трампа по безопасности
15.08 14:40 Путин посетовал на нехватку позитива в соцсетях
15.08 14:28 Пенсионеры составили не более 7% пользователей сайтов с вакансиями в РФ
15.08 14:11 Третий спутник ГЛОНАСС запустят в 2019 году
15.08 13:51 Прокурор Генуи назвал причину обрушения моста
15.08 13:37 ЦБ РФ понизил курс евро сразу на рубль
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.