Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 сентября 2018, среда, 13:33
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

20 июня 2006, 10:19

"Для Боровского культура была не супермаркетом, а домом"

О том, что Давид Боровский работает над книгой "Убегающее пространство", знали считанные единицы. Крупнейший сценограф современности, оформивший лучшие спектакли Юрия Любимова, работавший вместе с Анатолием Эфросом, Олегом Ефремовым, Львом Додиным и др., Боровский никогда не был человеком публичным, редко давал интервью и, очевидно, скептично относился к теоретизированию применительно к сценографии. И вдруг – целая книга, выпущенная издательством "Эксмо" спустя месяц после смерти автора. О чем же она?

«Убегающее пространство» состоит из двух крупных разделов – автобиографических текстов и бесед сценографа с театральным критиком Риммой Кречетовой. Беседы посвящены тридцати годам «погони» за убегающим пространством знаменитых спектаклей, поставленных вместе с Юрием Любимовым на Таганке. Автобиографические тексты - это, в свою очередь, портреты людей, окружавших художника в первые годы работы в киевских театрах. Ставить спектакли в Киеве в 50-е годы приезжали бывшие «мейерхольдовцы» - режиссеры Василий Федоров и Леонид Варпаховский, сыгравшие важную роль в судьбе Боровского. Рядом с ними – портреты режиссеров и сценографов некогда блестящего украинского условного театра, работавших в 20-30-е годы и чудом уцелевших после волн репрессий. Так что под «убегающим пространством» подразумевается и целая эпоха довоенного театра, размышления о которой очевидно отразились в сценических пространствах самого Боровского.

На пересечении этих центральных сюжетов и возникает история об «обретенном пространстве», причем, обретенном не только на сцене, но и в слове. В первую очередь, это относится к главам о чеховских спектаклях Давида Боровского: лаконичных, как математические формулы, конспектах пути сценографа к образу спектакля.

О том, как родился замысел этой книги, Валерию Золотухину рассказала многолетний собеседник сценографа, автор книги «Трое: Любимов. Боровский. Высоцкий» Римма Кречетова.

Как и где проходили ваши интервью с Давидом Боровским, которые вошли в книгу? 
 
Я постоянно бывала в театре на Таганке, сидела на репетициях Юрия Петровича и часто в перерывах, а иногда и просто так приходила в макетную Давида Львовича. Он работал, мы разговаривали, причем не только об искусстве, но и о людях, жизни, политике. Так что это не интервью, а просто беседы, год за годом записывавшиеся на диктофон и потом обработанные (только часть их вошла в книгу). Единственный раз, когда я пришла специально брать у Боровского интервью по заказу газеты, мы разыгрывали эту ситуацию: я как журналист важно задавала вопросы, а он отвечал на них. Газетного интервью не получилось, но оно вошло в книгу под заголовком "Репетиция интервью".

А как вообще появился замысел «Убегающего пространства»?
 
Никакого специального замысла не было. Боровский всегда с огромным уважением относился к профессионализму, и там, где не считал себя профессионалом, был очень осторожен. Именно поэтому, несмотря на многочисленные предложения попробовать самому поставить спектакль, всегда отказывался, хотя его сценография уже сама по себе была режиссурой. И никаких книг писать не собирался, говорил, что он не писатель, а читатель. Но, тем не менее, всегда что-то записывал в записные книжки, а потом вдруг начал писать рассказы, многие из которых были опубликованы в журналах "Театральная жизнь", "Театр", "Сцена". Про мои же  диктофонные записи всегда говорил: "Это ваша записная книжка". Серьезно к ним не относился.

Между тем у "Триумфа", в котором Боровский был членом жюри и одним из первых лауреатов этой премии, появилась книжная серия, задуманная Зоей Богуславской. Идея заключается в том, чтобы каждый член жюри написал книгу. И оказалось, что из его рассказов и наших бесед вполне можно сложить такую книгу. И вот тут-то он стал заниматься этим "сложением" с огромной серьезностью, не жалея трудов и времени. В беседах им проверено, продумано  каждое слово. Каждая фотография выбрана из множества возможных. Халтурить Давид Львович не был способен органически.

Большая часть книги посвящена воспоминаниям о первых годах работы в киевских театрах. В разговорах он действительно часто вспоминал о людях, которые окружали его в то время? 
 
Да, часто. Он был человеком, умеющим как никто помнить добро. В первых сюжетах книги есть рассказ о Николае Савве,  руководителе декоративного цеха театра имени Леси Украинки, который когда-то взял 14-летнего Боровского в театр, определив тем самым его судьбу. И Давид Львович во что бы то ни стало хотел поместить в книге его  фотографию. Только представьте, как сложно найти снимок человека, который был на технической должности в театре в 1948 году! Их же никто не снимает – не артисты ведь. И уже в самый последний день, накануне рокового  отлета в Колумбию,  он привез в издательство фотографию Саввы, которая все-таки отыскалась в Киеве в чьем-то частном альбоме.

Боровский  "помнил добро" и в более широком смысле этого слова.  Он никогда не забывал о том, что было сделано до него. Относился к культуре не как к супермаркету, где можно легко взять с полки любую понравившуюся "вещь", а как к длящейся реальности, в которую и сам он встроен.  Это был его "дом", где бревна сложены отцами, занавески расшиты бабушками, холст рубашки выткан матерью, и нет ощущения, что ты заглянул сюда со стороны. А когда вы пребываете в длящейся художественной реальности, как в собственном, доставшемся от поколений предшественников, "доме", на вас, как ни странно, меньше давит нивелирующая сиюминутность. Вы свободны  от нее именно потому, что вы часть огромного целого. Гораздо сильнее ощущается давление вашего собственного "я", которое либо вытолкнет вас из "дома", либо, наоборот, оставит в нем.

В 50-е годы, когда Боровский начинал работать, украинский театр был далек от своих  театральных поисков 20-30-х годов, и большинство сценографов, вышедших из авангардного театра, к тому моменту уже встроились в «реалистическую» модель. Поэтому в те годы на него действительно сильное влияние оказывали не столько художники, рядом с которыми он начинал работать в театре, сколько режиссеры – «мейерхольдовцы» Леонид Варпаховский и Василий Федоров, «курбасовец» Борис Балабан и др.

Кого из сценографов он выделял, кто для него был авторитетом в профессии?

Он знал и любил  многое, с уважением относился к работе своих коллег, умел радоваться чужому успеху.  А из театральных художников прежнего поколения ближе всего, наверное, ему был Владимир Дмитриев. Прежде всего по природе творческого мышления. В Дмитриеве его поражала свобода, смелость подхода к материалу, не переходящая во вседозволенность. А еще он как-то особенно относился к  Виктору  Симову. Именно с подражания симовским крохотным макетам для Боровского все и  началось. А между тем  передвижник Симов бесконечно далек от того театра, который делал Боровский, считавший себя  последователем конструктивистов. И вот что интересно. Я занимаюсь сейчас Станиславским, пишу о нем книгу в серии ЖЗЛ, и читаю в архиве Музея Художественного театра воспоминания Симова (к сожалению, опубликованы только некоторые фрагменты). Вы знаете, по рабочей атмосфере, по отношению с режиссером, по общей увлеченности и, главное, по пониманию природы театра это настолько современно, что у меня возникает ощущение, будто бы я читаю записки человека, который работал в Театра на Таганке в его лучшие первые годы.

В книге обстоятельно, при этом спокойно и взвешенно, Боровский рассуждает о причинах своего ухода из Театра на Таганке в 1999 году. Было ли у него в тот момент чувство растерянности, ведь он столько лет работал вместе с Любимовым?

Это и есть самое удивительное. Казалось, что когда он уйдет, то долго будет находиться в состоянии естественного шока. Но он переступил порог Театра на Таганке, и – как будто никогда там и не был. Возможно, это объясняется тем, что в тот момент у него было много интереснейшей работы, и времени на переживания попросту не оставалось. На первых порах после ухода ему предлагали что-то сделать для Театра на Таганке, но у него не возникало желания вернуться. Для него это был уже не тот театр, в который он когда-то пришел.

В истории Театра на Таганке был такой эпизод. Незадолго до возвращения Юрия Петровича, Боровский предлагал начать все в театре с самого начала. Прежней Таганки уже не было, и для того, чтобы не портить легенду, не пятнать ее, он задумывал специальный торжественный акт, похожий на спектакль – с переименованием, проведением границы во времени и т.д. В театре восприняли это предложение как юмор, потом он и сам об этом забыл.

Первое десятилетие работы в Театре на Таганке было счастливейшим. Боровский абсолютно совпал с Любимовым по темпераменту и отношению к театральному творчеству. Но он понимал, что "эликсир любви", необходимый для  радостного сотрудничества, со временем слабеет, и наступает время, когда люди перестают понимать друг друга. На мой взгляд, важную роль в сегодняшней судьбе театра сыграл тот факт, что Юрий Петрович после возвращения из эмиграции, иначе встраивался в российскую действительность, он ведь не прожил вместе с нами тех невероятных лет.

На ваш взгляд, встроился? 
 
Как деловой человек - да, как режиссер - нет. Но, возможно, в этом и есть его сила - он не встраивается, а существует по своим законам. В современном нашем театре присутствует огромное количество того, что было сделано в свое время Театром на Таганке, да и не только им. Поэтому, я бы сказала, что не Любимову пришлось встраиваться, а режиссерам современного театра. Это довольно сложная связь.

Когда Боровский рассказывает о работе над спектаклями, возникает впечатление двойственности: с одной стороны, он был бесконечно увлечен совместной работой, с другой – уезжал делать макеты спектаклей не куда-нибудь, а в Киев. Чем это можно объяснить?

Он был замечательным графиком, прекрасно фотографировал, о чем можно судить по иллюстрациям в книге, и совершенно естественно чувствовал себя в одиночестве в мастерской. Но вместе с этим, попав 14-летним мальчишкой в театр и оставшись там на всю жизнь, был страстным поклонником "командной игры". Причем, не только в искусстве. Он был фанатиком футбола, разбирался в нем замечательно, и если вечером шел важный матч, то отменялись все дела. Это и роднило его с Любимовым, который также высоко ценил коллективность, и оба любили вспоминать слова Николая Робертовича Эрдмана: «Главное в театре – это компания».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:30 СМИ узнали историю отмены визита Нетаньяху в Москву из-за Ил-20
13:00 Компаниям из «списка Белоусова» предложат строить самую дорогую трассу РФ
12:21 Бывшему секретарю Роскомнадзора сменили меру пресечения по делу о растрате
12:00 СМИ узнали причину невозможности переноса пенсионной реформы
11:48 В Швейцарии нашли бронзовую ладонь возрастом 3500 лет
11:39 Памфилова пригрозила взыскать с главы Хакасии деньги за выборы
11:23 Возле Госдумы начался митинг против пенсионной реформы
11:05 Германия и РЖД запустят поезд между Берлином и Петербургом
10:47 Госдума единогласно поддержала пенсионную реформу с поправками Путина
10:31 Глава Пентагона назвал три главных угрозы безопасности США
10:22 Лавров отшутился в ответ на появление Порошенко в его переговорной
10:05 СМИ узнали о манипуляциях с возрастным цензом в российском кинопрокате
09:30 Всемирный банк включил РФ в тройку лидеров по неравенству регионов
09:12 Избирком Хабаровского края объявил Фургала новым губернатором
25.09 21:10 Эрдоган призвал расширить состав Совбеза ООН
25.09 20:58 МИД России прокомментировал санкции США против Венесуэлы
25.09 20:30 В ЦИК ДНР подали документы десять кандидатов в главы республики
25.09 20:05 Адвокат Вышинского опроверг сообщения о завершении следствия
25.09 19:43 Абрамовичу отказали в виде на жительство в Швейцарии
25.09 19:22 Трамп предостерег Германию от зависимости от российского газа
25.09 19:03 Генассамблея ООН встретила смехом речь Трампа
25.09 18:39 Верзилов заявил об отравлении новым веществом
25.09 18:19 Минторг США анонсировал новые санкции против российского бизнеса
25.09 17:58 «Роснефть» остается в лидерах роста разведочного и эксплуатационного бурения
25.09 17:43 Синод УПЦ потребовал от экзархов Константинополя покинуть территорию
25.09 17:21 Российский «Канатаход» тестируется на дубайских линиях электропередачи
25.09 17:17 ЕР связала неудачи на выборах с пенсионной реформой
25.09 17:01 Правительство Израиля настояло на координации действий в Сирии с Россией
25.09 16:40 Украина объявила о достижении компромисса по вводу миротворцев в Донбасс
25.09 16:21 Законопроект о передаче ПФР средств коррупционеров прошел второе чтение
25.09 16:03 Минфин отказался от размещения ОФЗ второй раз за месяц
25.09 15:50 Активисты собрали миллион подписей против пенсионной реформы
25.09 15:35 Погибших при крушении Ил-20 в Сирии представили к награде
25.09 15:17 Госдума одобрила обязанность уведомлять об отмене митингов за день
25.09 14:55 Цена нефти Brent превысила 82 доллара впервые с осени 2014 года
25.09 14:43 В Подмосковье появились два новых министерства
25.09 14:14 Турция предложила разделить ОИ-2026 с Сочи
25.09 13:58 СМИ узнали о возможной отставке главы Астраханской области
25.09 13:43 Fitch заявил об отсутствии риска санкций против госдолга России
25.09 13:20 Исчезающие рыбы вновь смогли размножаться благодаря мастеру по керамике
25.09 13:16 Минстрой предложил ввести в городах систему распознавания лиц
25.09 12:42 Песков опроверг сообщения об ответных мерах Кремля к ЛДПР и КПРФ
25.09 12:25 НАК посетовал на отказ террористов покидать Россию
25.09 12:01 ЕС совместно с Россией и Китаем создаст механизм расчетов с Ираном
25.09 11:54 Китай предложил России объединиться против санкций США‍
25.09 11:39 Супермена назвали следующим Джеймсом Бондом
25.09 11:39 Американские школьницы превосходят мальчиков в чтении и письме
25.09 11:25 США сочли планы России на поставку Сирии С-300 угрозой эскалации
25.09 11:16 Госдума ввела уголовную ответственность за увольнение предпенсионеров
25.09 11:11 Избранный владимирский губернатор посоветовал Орловой уехать
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.