Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 11:14
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

20 июня 2006, 10:19

"Для Боровского культура была не супермаркетом, а домом"

О том, что Давид Боровский работает над книгой "Убегающее пространство", знали считанные единицы. Крупнейший сценограф современности, оформивший лучшие спектакли Юрия Любимова, работавший вместе с Анатолием Эфросом, Олегом Ефремовым, Львом Додиным и др., Боровский никогда не был человеком публичным, редко давал интервью и, очевидно, скептично относился к теоретизированию применительно к сценографии. И вдруг – целая книга, выпущенная издательством "Эксмо" спустя месяц после смерти автора. О чем же она?

«Убегающее пространство» состоит из двух крупных разделов – автобиографических текстов и бесед сценографа с театральным критиком Риммой Кречетовой. Беседы посвящены тридцати годам «погони» за убегающим пространством знаменитых спектаклей, поставленных вместе с Юрием Любимовым на Таганке. Автобиографические тексты - это, в свою очередь, портреты людей, окружавших художника в первые годы работы в киевских театрах. Ставить спектакли в Киеве в 50-е годы приезжали бывшие «мейерхольдовцы» - режиссеры Василий Федоров и Леонид Варпаховский, сыгравшие важную роль в судьбе Боровского. Рядом с ними – портреты режиссеров и сценографов некогда блестящего украинского условного театра, работавших в 20-30-е годы и чудом уцелевших после волн репрессий. Так что под «убегающим пространством» подразумевается и целая эпоха довоенного театра, размышления о которой очевидно отразились в сценических пространствах самого Боровского.

На пересечении этих центральных сюжетов и возникает история об «обретенном пространстве», причем, обретенном не только на сцене, но и в слове. В первую очередь, это относится к главам о чеховских спектаклях Давида Боровского: лаконичных, как математические формулы, конспектах пути сценографа к образу спектакля.

О том, как родился замысел этой книги, Валерию Золотухину рассказала многолетний собеседник сценографа, автор книги «Трое: Любимов. Боровский. Высоцкий» Римма Кречетова.

Как и где проходили ваши интервью с Давидом Боровским, которые вошли в книгу? 
 
Я постоянно бывала в театре на Таганке, сидела на репетициях Юрия Петровича и часто в перерывах, а иногда и просто так приходила в макетную Давида Львовича. Он работал, мы разговаривали, причем не только об искусстве, но и о людях, жизни, политике. Так что это не интервью, а просто беседы, год за годом записывавшиеся на диктофон и потом обработанные (только часть их вошла в книгу). Единственный раз, когда я пришла специально брать у Боровского интервью по заказу газеты, мы разыгрывали эту ситуацию: я как журналист важно задавала вопросы, а он отвечал на них. Газетного интервью не получилось, но оно вошло в книгу под заголовком "Репетиция интервью".

А как вообще появился замысел «Убегающего пространства»?
 
Никакого специального замысла не было. Боровский всегда с огромным уважением относился к профессионализму, и там, где не считал себя профессионалом, был очень осторожен. Именно поэтому, несмотря на многочисленные предложения попробовать самому поставить спектакль, всегда отказывался, хотя его сценография уже сама по себе была режиссурой. И никаких книг писать не собирался, говорил, что он не писатель, а читатель. Но, тем не менее, всегда что-то записывал в записные книжки, а потом вдруг начал писать рассказы, многие из которых были опубликованы в журналах "Театральная жизнь", "Театр", "Сцена". Про мои же  диктофонные записи всегда говорил: "Это ваша записная книжка". Серьезно к ним не относился.

Между тем у "Триумфа", в котором Боровский был членом жюри и одним из первых лауреатов этой премии, появилась книжная серия, задуманная Зоей Богуславской. Идея заключается в том, чтобы каждый член жюри написал книгу. И оказалось, что из его рассказов и наших бесед вполне можно сложить такую книгу. И вот тут-то он стал заниматься этим "сложением" с огромной серьезностью, не жалея трудов и времени. В беседах им проверено, продумано  каждое слово. Каждая фотография выбрана из множества возможных. Халтурить Давид Львович не был способен органически.

Большая часть книги посвящена воспоминаниям о первых годах работы в киевских театрах. В разговорах он действительно часто вспоминал о людях, которые окружали его в то время? 
 
Да, часто. Он был человеком, умеющим как никто помнить добро. В первых сюжетах книги есть рассказ о Николае Савве,  руководителе декоративного цеха театра имени Леси Украинки, который когда-то взял 14-летнего Боровского в театр, определив тем самым его судьбу. И Давид Львович во что бы то ни стало хотел поместить в книге его  фотографию. Только представьте, как сложно найти снимок человека, который был на технической должности в театре в 1948 году! Их же никто не снимает – не артисты ведь. И уже в самый последний день, накануне рокового  отлета в Колумбию,  он привез в издательство фотографию Саввы, которая все-таки отыскалась в Киеве в чьем-то частном альбоме.

Боровский  "помнил добро" и в более широком смысле этого слова.  Он никогда не забывал о том, что было сделано до него. Относился к культуре не как к супермаркету, где можно легко взять с полки любую понравившуюся "вещь", а как к длящейся реальности, в которую и сам он встроен.  Это был его "дом", где бревна сложены отцами, занавески расшиты бабушками, холст рубашки выткан матерью, и нет ощущения, что ты заглянул сюда со стороны. А когда вы пребываете в длящейся художественной реальности, как в собственном, доставшемся от поколений предшественников, "доме", на вас, как ни странно, меньше давит нивелирующая сиюминутность. Вы свободны  от нее именно потому, что вы часть огромного целого. Гораздо сильнее ощущается давление вашего собственного "я", которое либо вытолкнет вас из "дома", либо, наоборот, оставит в нем.

В 50-е годы, когда Боровский начинал работать, украинский театр был далек от своих  театральных поисков 20-30-х годов, и большинство сценографов, вышедших из авангардного театра, к тому моменту уже встроились в «реалистическую» модель. Поэтому в те годы на него действительно сильное влияние оказывали не столько художники, рядом с которыми он начинал работать в театре, сколько режиссеры – «мейерхольдовцы» Леонид Варпаховский и Василий Федоров, «курбасовец» Борис Балабан и др.

Кого из сценографов он выделял, кто для него был авторитетом в профессии?

Он знал и любил  многое, с уважением относился к работе своих коллег, умел радоваться чужому успеху.  А из театральных художников прежнего поколения ближе всего, наверное, ему был Владимир Дмитриев. Прежде всего по природе творческого мышления. В Дмитриеве его поражала свобода, смелость подхода к материалу, не переходящая во вседозволенность. А еще он как-то особенно относился к  Виктору  Симову. Именно с подражания симовским крохотным макетам для Боровского все и  началось. А между тем  передвижник Симов бесконечно далек от того театра, который делал Боровский, считавший себя  последователем конструктивистов. И вот что интересно. Я занимаюсь сейчас Станиславским, пишу о нем книгу в серии ЖЗЛ, и читаю в архиве Музея Художественного театра воспоминания Симова (к сожалению, опубликованы только некоторые фрагменты). Вы знаете, по рабочей атмосфере, по отношению с режиссером, по общей увлеченности и, главное, по пониманию природы театра это настолько современно, что у меня возникает ощущение, будто бы я читаю записки человека, который работал в Театра на Таганке в его лучшие первые годы.

В книге обстоятельно, при этом спокойно и взвешенно, Боровский рассуждает о причинах своего ухода из Театра на Таганке в 1999 году. Было ли у него в тот момент чувство растерянности, ведь он столько лет работал вместе с Любимовым?

Это и есть самое удивительное. Казалось, что когда он уйдет, то долго будет находиться в состоянии естественного шока. Но он переступил порог Театра на Таганке, и – как будто никогда там и не был. Возможно, это объясняется тем, что в тот момент у него было много интереснейшей работы, и времени на переживания попросту не оставалось. На первых порах после ухода ему предлагали что-то сделать для Театра на Таганке, но у него не возникало желания вернуться. Для него это был уже не тот театр, в который он когда-то пришел.

В истории Театра на Таганке был такой эпизод. Незадолго до возвращения Юрия Петровича, Боровский предлагал начать все в театре с самого начала. Прежней Таганки уже не было, и для того, чтобы не портить легенду, не пятнать ее, он задумывал специальный торжественный акт, похожий на спектакль – с переименованием, проведением границы во времени и т.д. В театре восприняли это предложение как юмор, потом он и сам об этом забыл.

Первое десятилетие работы в Театре на Таганке было счастливейшим. Боровский абсолютно совпал с Любимовым по темпераменту и отношению к театральному творчеству. Но он понимал, что "эликсир любви", необходимый для  радостного сотрудничества, со временем слабеет, и наступает время, когда люди перестают понимать друг друга. На мой взгляд, важную роль в сегодняшней судьбе театра сыграл тот факт, что Юрий Петрович после возвращения из эмиграции, иначе встраивался в российскую действительность, он ведь не прожил вместе с нами тех невероятных лет.

На ваш взгляд, встроился? 
 
Как деловой человек - да, как режиссер - нет. Но, возможно, в этом и есть его сила - он не встраивается, а существует по своим законам. В современном нашем театре присутствует огромное количество того, что было сделано в свое время Театром на Таганке, да и не только им. Поэтому, я бы сказала, что не Любимову пришлось встраиваться, а режиссерам современного театра. Это довольно сложная связь.

Когда Боровский рассказывает о работе над спектаклями, возникает впечатление двойственности: с одной стороны, он был бесконечно увлечен совместной работой, с другой – уезжал делать макеты спектаклей не куда-нибудь, а в Киев. Чем это можно объяснить?

Он был замечательным графиком, прекрасно фотографировал, о чем можно судить по иллюстрациям в книге, и совершенно естественно чувствовал себя в одиночестве в мастерской. Но вместе с этим, попав 14-летним мальчишкой в театр и оставшись там на всю жизнь, был страстным поклонником "командной игры". Причем, не только в искусстве. Он был фанатиком футбола, разбирался в нем замечательно, и если вечером шел важный матч, то отменялись все дела. Это и роднило его с Любимовым, который также высоко ценил коллективность, и оба любили вспоминать слова Николая Робертовича Эрдмана: «Главное в театре – это компания».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:04 Минтранс назвал день подписания меморандума о возобновлении полетов в Египет
10:47 В России впервые за десять лет упал объем снятия денег с карт
10:44 В Госдуме предложили ввести 12-летнее обучение в школе
10:20 СМИ узнали о работе Путина каскадером в кино в 70-е годы
10:13 Астрономы сфотографировали «звездные ясли»
10:13 Песков объяснил невыгодность снятия санкций для «наших селян»
10:00 Песков объяснил информационную войну против России
09:54 Промсвязьбанк опроверг требование ЦБ найти 100 млрд рублей резервов
09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.