Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 августа 2018, четверг, 00:17
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 июня 2006, 08:48

Сергей Женовач: "Выживем - не выживем"

Актерско-режиссерский курс Сергея Женовача, окончивший прошлой весной РАТИ, в нынешнем сезоне стал театром под названием «Студия театрального искусства». В то, что это все-таки случится, верили не многие – театру, не имеющему ни государственных дотаций, ни своего помещения, выжить практически невозможно. Но все надеялись, что чудо все-таки произойдет – уж очень необычным был курс «женовачей», нетипичным в своей серьезности и почти истовости по отношению к профессии - два последних года на эти спектакли было буквально невозможно попасть. Первым дипломным спектаклем, который был выдвинут на «Золотую маску», оказалась постановка этого курса -  «Мальчики»  Женовача по Достоевскому.

Ожидаемое чудо произошло – нашлись люди, согласившиеся содержать театр и перестроить для него в Москве здание. И хотя нынешний сезон студия провела кочевым образом – перебираясь с площадки на площадку, разъезжая по фестивалям и гастролям, в конце мая она все же смогла выпустить свою первую профессиональную премьеру – «Захудалый род» по неоконченной хронике Лескова. Длинный и вроде бы неторопливый рассказ о прекрасной русской женщине в постановке Женовача и исполнении совсем молодых актеров обрел жаркую и максималистскую интонацию, в чем-то даже близкую проповеди. Публика снова вздрогнула – она не привыкла, чтобы с ней так разговаривали. 
Этот страстный и требовательный тон спектакля очень похож на интонацию самого Сергея Женовача, когда он рассказывает о своей работе и о Студии, которую очень любит. Об этом с режиссером и побеседовала Дина Годер.  

Ты доволен прошедшим сезоном? Он ведь должен был быть очень тяжелым?

Сезон прошел замечательно. Три спектакля возобновили из студенческого репертуара – с новыми, профессионально сделанными декорациями, костюмами, светом. Осенью приступим к возобновлению еще двух, к тому же  выпустили спектакль – это для нас маленький подвиг.

Такой кочевой образ жизни – это очень дорого?

Нам помогают наши учредители.

Кто они?

Это неважно.

Они не хотят, чтобы их имена были известны?

Кто помогает МХАТу – ты знаешь? Добрые люди приходят и помогают.

МХАТ, по-моему, этого не скрывает. А какие перспективы насчет своего дома?

Ну, какие перспективы могут быть у строительства? Там большая перестройка. Надеемся, через год. Конечно, кочевой образ жизни – это очень тяжело. Сейчас для каждого пространства приходится придумывать свою версию спектакля. Если мы «Мальчиков» играем в ЦИМе – это одна версия, на Страстном – другая, в МДТ у Додина – третья, в Красноярске, в Корее и т.д. Когда ты работаешь в одном зале, ты привыкаешь к энергии этого зала, к его акустике, это уже твой дом, у тебя вырабатываются рефлексы, как существовать. Кочевать – тяжело. Но самое главное – есть актерская группа, талантливые ребята. Это их решение – быть вместе.

Ты никак их не подталкивал?

Как человека можно подталкивать создавать театр? Так не бывает. Тут должно несколько факторов совпасть: собраться компания людей, которая друг без друга не может, которая в компании сильнее, чем по одиночке. Потом должен быть лидер, который на них влияет и берет на себя право вести этих людей. Еще должна быть компания людей, которая будет им помогать. И свой зритель. Очень важно, чтобы это было востребовано людьми. На наши студенческие спектакли попасть было практически невозможно. Играли мы бесплатно, но месяца за два на тех же «Мальчиков» или «Мариенбад» мест не было. Создался уже свой круг людей, которые приходят, пишут – шлют рецензии, письма актерам... Приходят люди театра и из кино. Леша Учитель не пропускает спектаклей и Андрей Звягинцев.

А ты не боишься, что ребят начнут тащить в кино, а это будет мешать их репетициям?

Еще раз говорю: это воля ребят. Они на это идут, значит, они чем-то жертвуют, от чего-то отказываются. Если человек хочет уйти – так он уйдет.

Может, уйти и не хочет, но хочет сниматься.

Тогда на это есть свободное от репетиций время. Актерам нужно сниматься. Они становятся известными, их любят зрители, они общаются с прекрасными актерами, с режиссерами разных дарований. Нельзя же жить в консервной банке. Люди должны работать. Со Звягинцевым, Рогожкиным или Учителем – это же школа, это же интересно. Они не должны замыкаться друг на дружке и сидеть в темной комнате. Другое дело, если кино становится более важным, чем театр, ну тогда они на какое-то время будут исключены из жизни театра, а потом вернутся. Или станут киноактерами. Это их судьбы, нельзя ломать чужую судьбу.

Редкое благородство для руководителя театра.

У меня нет страха, что кто-то убежит. Сложности всегда возникают, мало ли, например, кто-то болеет. Все вместе решаем.

Прямо вместе? Худсоветом?

Нет, капитан должен быть. Есть руководство, есть педагоги, спектакли которых идут в репертуаре…Студия не в том, чтобы всем вместе руководить – это анархия и разрушение театра. Студия - это доверие к руководителю и вера в компанию людей, которая собралась

А в чем тогда студийность?

В том, чтобы сочинять театр вместе. И в этом сочинении спектакля – летучее студийное самочувствие, которое не может пройти через всю жизнь. Потом театр уже становится академическим, профессиональным, там уже труппа с артистами разных поколений – это другое.

То есть ты заранее готов на то, ваша студия проживет недолго?

Вообще театр не может быть долгоживущим, это понятие ежеминутное, временное. Это как в любви – встречаешь человека и мечтаешь с ним прожить всю жизнь, а получается, что и месяц не выдержишь. То же и с театральными организмами. Или они становятся производственными домами, я в таких работал. Возникает труппа, где есть ведущие артисты… Это другой случай. Мы не претендуем. У нас как таковой и труппы-то нет. У нас есть годичные контракты с людьми, которые работают, более того – у нас есть постоянная и переменная труппа, с такого и МХАТ и начинался.

Если человек востребован в репертуаре – он получает оклад, если он играет один-два спектакля – он получает за эти спектакли. Если он снимается в кино и выпадает из репертуара, он получает только за те спектакли, в которых играет. Студия театрального искусства – чтобы продолжать учебу, сочинять поисковые спектакли, которое были бы интересны и интеллигенции, и творческим людям. Очень важно понимать, для кого ты работаешь. На этом и репертуар строится.

А ты почувствуешь, когда уйдет это студийное состояние?

Конечно. И я пойму, что работаю в профессиональном театре. Есть три этапа: школа-студия-театр. Студия никогда не может существовать отдельно от школы и от театра – это промежуток. Мы в такой неподходящей для этого ситуации стараемся продлить момент радости. И не обманываемся, что это будет вечно. В школе их обучают, а театр – это уже огромное производство, студия – это переходное состояние, только его теперь почти никогда не бывает. У нас любой театр, который сейчас организовывается, сразу претендует академичность. А потом дух уходит, а стены и труппа остаются.

А своих старых актеров с Бронной, например, ты не хочешь позвать?

Нет, это закон студии. Вот придет к ним известный театральный актер, разве он будет жить по студийным законам? Он имеет право играть ту роль, которая определит его судьбу. Он не будет играть маленькие роли. У меня много друзей, с которыми я работал в разных театрах и замечательных актеров, которые играли на Малой Бронной, если бы мне государство предложило труппу, я пригласил бы их. Я из своих друзей театра четыре бы сформировал. Но у меня нет таких предложений от государства. И мне нужно заниматься студией, которая есть.

Значит, у вас возрастные роли будут продолжать играть молодые актеры, как это было в студенческих спектаклях?

Для меня нет проблемы возраста – есть проблема характера. Меня не смущает, что Алеше Верткову 24 года, а он играет Снегирева. И не смущает тех людей, которые к нам ходят. Возраст - не главный показатель, это театр, игра. Меня не смущало в театре на Таганке в «Добром человеке из Сезуана» сколько лет Высоцкому и Славиной. Или Ронинсону – он и ребенка может сыграть. Это не важно. Просто все привыкли к театру бытовому, все мыслят по быту, какими-то клише. Существует условный поэтический язык театра. И мы говорим на этом языке. Я повторяю, что студия - не труппа, и мы не ставим себе целью, чтобы все роли в «Ревизоре» расходился на ребят. Но есть много названий и авторов, которые нам близки и близки тем зрителям, которые к нам приходят.

У вас есть какие-то идеи, связанные с современными пьесами?

Читаем, смотрим, много есть идей, затей. Да дело не в пьесе, дело в том, чтобы возникла идея спектакля. В том-то и беда, что все пьесы, которые пишутся сейчас, не думают об эстетике, о повороте театральной выразительности. Даже слово такое придумали – «текст». «Текст» мне не интересен, мне нужно мышление театральное. А иногда, вроде диалог написан, а театра там нет - не надо городить декораций, придумывать свет, и так все понятно.

А режиссеры с вашего курса будут в студии ставить?

Будут. Но режиссер – это человек, который генерирует идеи, это профессия мужицкая, для него все время находиться при ком-то – непрофессионально. Мы всех любим, за всеми следим, всем помогаем, но превращаться в режиссерскую лабораторию не можем.

В некотором смысле ты делал спектакль «Мальчики» и про эту команду, про этих ребят?

Это не было специальной мыслью. Просто, когда занимаешься педагогикой, важно, над каким материалом душа трудится, потому что авторы влияют колоссально. Ребята молодые, важно, что они думают мыслями Шекспира, Мольера, Достоевского, Лескова, говорят их словами. Авторы выбираются еще и для воспитания души. «Мальчики» позволяют мальчишкам за время спектакля прийти от ненависти к любви – прожить, проиграть это на наших глазах. И это самое главное.

Повлияло это на них, как ты думаешь?

Думаю, что да. Мы решили быть вместе 28-го апреля, в это время уже идут показы в театрах, а они даже не ходили никуда показываться. Я не говорил, что будет с нами, но они понимали, что мы просто не можем разойтись. Я наученный горьким опытом, и не очень хотел в это входить, тянул до последнего. Мы играли, ездили на гастроли и понимали: нам никто сверху ничего не даст, мы должны сами это сделать.

А для тебя сейчас что главное? Ты же теперь завкафедрой режиссуры в РАТИ, у тебя есть новый курс, есть договоры о постановках с другими театрами…

Сейчас, на следующий сезон, у меня самое главное – студия. Нужно выпустить новые версии двух спектаклей, у меня будет еще одна премьера. Много фестивалей, гастролей. Это будет трудный сезон. Пока стоит вопрос – выживем или не выживем. Самое главное, что изначально посыл был искренний, не было никаких подтекстов, выгод для себя не искали, он был чист.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15.08 20:14 Brand Finance назвал Сбербанк самым дорогим брендом РФ
15.08 19:58 Volkswagen отзывает 40 проданных в России Audi A3
15.08 19:33 США ввели санкции против компании из РФ и ее главы
15.08 19:30 В Генуе на год ввели режим ЧС
15.08 19:28 Великий шелковый путь распространил фрукты по Памиру
15.08 19:15 Минкомсвязи одобрило декриминализацию «статьи за репосты»
15.08 18:49 Володин назвал необходимый размер пенсии после реформы
15.08 18:32 «Спартак» попал под расследование УЕФА
15.08 18:09 СМИ узнали о наследниках прав на творчество Успенского
15.08 17:36 Власти Германии поддержали легализацию третьего пола
15.08 17:11 Дегтярев потребовал снять Балакина с выборов мэра Москвы
15.08 16:50 Спасательную операцию в Генуе прервали из-за риска нового обрушения
15.08 16:28 Россиянин в пятый раз выиграл чемпионат Google для программистов
15.08 16:05 «АвтоВАЗ» перенес презентацию новой Lada Granta
15.08 15:34 Опрошенные россияне начали отказывать себе в шоколаде и кофе
15.08 15:17 Вдова Успенского назвала место прощания и похорон
15.08 15:00 Кремль подтвердил подготовку встречи с советником Трампа по безопасности
15.08 14:40 Путин посетовал на нехватку позитива в соцсетях
15.08 14:28 Пенсионеры составили не более 7% пользователей сайтов с вакансиями в РФ
15.08 14:11 Третий спутник ГЛОНАСС запустят в 2019 году
15.08 13:51 Прокурор Генуи назвал причину обрушения моста
15.08 13:37 ЦБ РФ понизил курс евро сразу на рубль
15.08 13:28 Mail.ru вышла в Думу с инициативой амнистии осужденных за репосты
15.08 13:06 Уткин получил 783 тысячи рублей за один матч ЧМ-2018
15.08 12:41 На «зеленой» ветке метро Москвы возник сбой из-за пожара
15.08 12:30 Власти Москвы допустили появление улицы Успенского
15.08 12:17 В России впервые за последние годы снизилось число кинозалов
15.08 11:55 В Думе вновь попытались вписать гироскутеры в ПДД
15.08 11:34 Куратора рухнувшего моста в Генуе оштрафуют на 150 млн евро
15.08 11:12 «ВКонтакте» раскроет статистику запросов властей о пользователях‍
15.08 10:53 Путин выразил готовность встретиться с Ким Чен Ыном в ближайшее время
15.08 10:37 Крым окончательно остался без Visa и MasterCard
15.08 10:20 Родня Сенцова получила ответ Кремля на просьбу о помиловании
15.08 10:06 Турция подняла пошлины на американские товары
15.08 10:02 США опровергли заморозку Договора об открытом небе
15.08 09:50 СМИ узнали о возможном сохранении возраста «пенсионных» льгот
15.08 09:40 Число жертв обрушения моста в Генуе достигло 38 человек
15.08 09:21 Эдуард Успенский умер в возрасте 80 лет
14.08 20:43 В Генуе ближайшие к рухнувшему мосту дома эвакуированы
14.08 20:17 Минтранс подготовился к отмене Украиной транспортного сообщения с Россией
14.08 19:59 В Венесуэле арестовали двух офицеров по подозрению в покушении на Мадуро
14.08 19:57 Минтранс предложил компенсировать авиакомпаниям рост цен на авиатопливо
14.08 19:39 Вашингтон испугался «ненормального» поведения российского спутника
14.08 19:33 МОК включил мужской хоккей в программу Олимпиады-2022
14.08 19:14 Израиль нашел деньги на «Евровидение»
14.08 19:11 Генконсульство узнало об отсутствии россиян на месте трагедии в Генуе
14.08 19:05 От рака слонов защищает «зомби-ген»
14.08 18:57 ФАС уточнила критерии монополий в рунете
14.08 18:30 СМИ узнали об уголовном деле против мэра Оренбурга
14.08 18:12 Минтранс Италии назвал причину обрушения моста в Генуе
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.