Адрес: https://polit.ru/article/2006/06/28/clear/


28 июня 2006, 10:29

Чайка «зачистил» Генпрокуратуру

В Генпрокуратуре, после смены руководителей этого ведомства, начались масштабные кадровые чистки. Через несколько часов после официального вступления в должность новый глава этого ведомства Юрий Чайка предложил написать заявления об отставке всем 13 заместителям генпрокурора, остававшимся на своих постах после ухода Владимира Устинова. Все 13 заявлений были написаны, и, по имеющейся информации, Чайка уже одобрил отставки как минимум пятерых своих заместителей, включая первого замгенпрокурора Юрия Бирюкова, который при Устинове организовал уголовное преследование следователя и таможенников, занимавшихся делом «Трех китов». Также Чайка удовлетворил прошение об отставке и прокурора Москвы Анатолия Зуева.

Когда 23 июня Совет Федерации обсуждал кандидатуру Юрия Чайки в качестве нового генпрокурора, тот сказал, что кадровые изменения последуют, но «массовых зачисток» не будет. Однако они произошли. Неофициально в Генпрокуратуре вчера сообщили, что на самом деле часть прежних замгенпрокуроров могут сохранить посты, однако, по неофициальной информации, вчера же подать в отставку было предложено еще более чем десятку ответственных чинов Генпрокуратуры.

На этом фоне очень характерно выглядит разница между тем, как вчера проходили представления Юрия Чайки и Владимира Устинова соответственно сотрудникам Генпрокуратуры и Минюста. Владимир Устинов, выступая перед новыми подчиненными, попросил их не волноваться и заверил, что «никаких реакционных мер не планировалось, не планируется и не будет планироваться, все могут работать спокойно». О своих рабочих планах и видении основных проблем Минюста он предпочел умолчать. Юрий Чайка, наоборот, дал понять прокурорам, что проблем в их ведомстве накопилось немало, и, наметив некоторые первоочередные задачи, тут же начал кадровую чистку.

Некоторые наблюдатели считают, что столь различный подход к работе на новом месте можно объяснить поставленными перед ними «сверху» задачами и степенью уверенности самих чиновников в создавшейся ситуации, которые в свою очередь определяются скрытыми причинами всей этой кадровой перестановки. Многие расценили смену генпрокурора как принципиальное решение об «укрощении» Генпрокуратуры, которая при Владимире Устинове все больше раздражала многих в Кремле своей агрессивной политикой вмешательства в политическую и экономическую жизнь страны. Соответственно, отправку Устинова в Минюст посчитали своего рода «почетной отставкой».

Однако есть и другой вариант для Устинова. Как говорят в Генпрокуратуре, вслед за кадровой чисткой могут последовать и изменения в функциях этого ведомства. Часть следственных функций может быть передана в новую Федеральную следственную службу, а функции надзора за деятельностью Генпрокуратуры может получить Минюст. Если это произойдет, то новое ведомство Владимира Устинова приобретет более высокий статус, став министерством политического и юридического контроля.

Как писал ранее «Полит.ру», реанимация проекта переподчинения Генпрокуратуры Минюсту – это худшее, что может произойти в данной ситуации, поскольку министерство, обязанное защищать законность,  отдано в руки специалиста по репрессиям. Вероятнее всего, Устинов начнет превращать Минюст в силовую структуру, используя для этого все возможности. Если ранее, после подчинения Главного управления исполнения наказаний Минюсту, ситуация в тюрьмах, по данным правозащитников, начала улучшаться, то теперь следует ожидать прямо противоположных тенденций.  То же относится и к Федеральной регистрационной службе, с помощью которой Устинов теперь может влиять на регистрацию политических партий и общественных организаций.