Адрес: https://polit.ru/article/2006/07/19/mum/


19 июля 2006, 10:24

Иногда лучше помолчать

«Это морс, морс или варенье какое», - спорили мы, когда в первых же кадрах из большого-большого дорожного чемодана накапала большая красная лужа. Все прямо как в детских страшилках, потому неправдоподобно, потому ожидаешь совершенно другой развязки – слишком банальны приемы. «Молчи в тряпочку» - идеальный образчик английского детектива, что-то в стиле Агаты Кристи, бессменной миссис Марпл, но только когда из убийства никто не делает загадку. Напротив, про него просто забывают, а собственно сюжет фильма разворачивается 42 года спустя. И хотя он и выдержан в классической детективной схеме, но зрителя заставляет здорово понервничать. Потому до конца раскрывать его интригу не буду – посмотрите сами, благо есть на что.

Именно такие фильмы должны пользоваться наибольшим спросом в жанре детектива: все предсказуемо, но со стебом. Именно потому так раскупаются Донцова, Хмелевская и иже с ними. Очаровательный дамский детектив, вписанный в канву нелегких отношений между тремя поколениями женщин (впору вспомнить Альмодовара с его «Возвращением»), с соответствующим ситуации черным юмором – безотказный рецепт успеха.

Основное достоинство фильма – отличная актерская игра. Чего стоит один Роуэн Аткинсон, на протяжении долгих лет вызывавший сильные чувства в образе мистера Бина. На этот раз ему удалось выйти из набившего оскомину амплуа и сыграть почти трагичную роль по-настоящему «маленького» человека. По-гоголевски звучит и его фамилия – Гудфеллоу, т.е. "хороший парень". Великолепна и Кристин Скотт Томас – у  ее героини Глории буквально на лице написано: как ее все достало. Муж не замечает, дочь скандалит, сын зашуган, да еще и эта собака вечно лает! А как придешь пожаловаться – так сосед перед носом дверью хлопнет. Да и любовник в лице экс-красавчика Суэйзи – перезревший и постаревший Джонни Касл из «Грязных танцев» - не ахти: то целоваться полезет невовремя, то еще чего натворит – например, будет снимать скрытой камерой дочку своей любовницы. И ладно бы в постели был неплох - но его красные плавки изрядно подпортили дело. Короче, тут было от чего сходить с ума.

К счастью, спасение в лице экономки Мэгги Смит с говорящим именем Грейс (Милость) и пиратским чемоданом не заставило себя ждать. Эдакая «здравствуйте, я Мэри Поппинс». Щелк! - и  все оказывается на своем месте. Пес не лает (куда она дела несчастную собаку?), мальчишки, обижавшие сына, валятся с велосипедов, как подкошенные (верней, как подрезанные, – экономка перерезала тормоза). И сам священник учится шутить с паствой, и на жену снова благосклонный взор обратил, а в Библии узрел руководство по занятию сексом. К тому же сочинил великолепную проповедь о том, что пути господни неисповедимы.

Увы, в черной комедии исповедимы все пути. Любимый метод решения всех проблем – убийство. Но благодаря великолепной игре даже штампы не кажутся банальными. И на упрек своей дочери Глории, что убивать нельзя, Грейс спокойно отвечает: «Мои доктора твердили мне то же самое. Это единственное, на чем мы так и не сошлись». Английский юмор, сэр.