19 марта 2024, вторник, 07:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июля 2006, 15:02

Они пережили Эммаус

В эти выходные, 22 и 23 августа, прошел первый большой коммерческий рок-фестиваль этого лета – «Эммаус 2006». Чуть позже поклонников пива, живой музыки и коллективного отдыха ждут еще два больших open-air фестиваля: «Крылья» и «Нашествие». 

За последние несколько лет в России укоренилась традиция проведения летних фестивалей под открытым небом. Интересен путь формирования этой традиции: с одной стороны, в России давно существовали некоммерческие open-air, например, огромный Грушинский фестиваль с его многолетней историей. С другой стороны, до первого открытого «Нашествия» проводились крупные коммерческие закрытые рок-фестивали. Заметно, что традиция отечественных open-air сформирована не столько под влиянием Woodstock и других западных фестивалей, сколько с оглядкой на опыт предыдущих лет. Таким образом, современный коммерческий open-air – это такой Грушинский фестиваль, на который привезли популярных рок-музыкантов, дорогое пиво и большие экраны. 

Существует определенная схема для проведения подобного мероприятия: выбирается большое поле, делится на несколько частей: области перед сценой (отгороженная фан-зона и общая зона), место под палаточный городок и место под торговые ряды. С годами традиция совершенствуется: теперь ночью показывают на больших экранах кино, организуют футбольные поля и придумывают все возможное, чтобы развлекать публику не только музыкой. Эта общая тенденция говорит о том, что организаторы стараются превратить рок-концерт в масштабное мероприятие, привить ему особую идеологию, которая формулируется в слогане «Нашествия» - «Главное приключение лета!». К «Нашествию» и «Крыльям» уже давно привыкли. Этим летом у них появился конкурент – «Эммаус 2006». 

По организации фестиваль мало чем отличался от того же «Нашествия». Поле поделилось на две части: перед входом располагалась главная сцена фестиваля, на которой были представлены лидеры main stream-а русского рока (Бутусов и Ю-Питер, Ва-БанкЪ, Чайф, Агата Кристи, Алиса, Пилот). Справа, за одной из частей палаточного городка, выступали группы, олицетворяющие, по мнению организаторов, альтернативную музыку России (Тараканы, FPG, Jane Air). Это была так называемая альтернативная сцена.

Судя по масштабности проекта, привлечённым спонсорам и трансляциям по телевидению, зрителей ожидалось гораздо больше. Как-то не по-фестивальному смотрелось всё, что находилось за границами фан-зоны главной сцены. В основном люди просто лежали, пили спонсорское пиво, разговаривали, фотографировались, то есть просто хорошо проводили время на свежем воздухе. У альтернативной же сцены ситуация была ещё печальнее. Там никакой фан-зоны не было, поэтому перемещение зрителей в районе сцены полностью зависело от популярности группы. Иногда музыкантам приходилось играть практически в пустоту. Если же не говорить о человеческом факторе, то с технической точки зрения существенных нареканий не возникло, не только зрители, но и музыканты отмечали отличный, особенно для фестиваля под открытым небом, звук.

Публика, несмотря на свою малочисленность, принимала всех участников «Эммауса» тепло. Не обошлось и без небольшого скандала: одна из самых популярных групп – Пилот – не доиграла свой сет, поругавшись с ОМОНом. Илья Черт, лидер группы, со сцены назвал стражей порядка «козлами в погонах», что вызвало восторг публики и тревогу организаторов. Впрочем, это не первая подобная выходка музыканта. 

Организаторы ожидали около 50 тысяч человек. На открытии присутствовало около 6 тысяч, ближе к вечеру подтянулось еще столько же, но в любом случае пока «Эммаусу» не удалось составить достойную конкуренцию «Нашествию», которое проводилось на том же месте в 2004 и 2005 годах.

Когда стало известно о проведении фестиваля «Эммаус», организаторы которого раньше занимались «Нашествием», но теперь разошлись с «Нашим радио», начались разговоры о том, что у «Нашествия» появился «клон». Прозвавшие так «Эммаус» имели на то основания: практически одинаковый состав участников, известное по двум прошлым «Нашествиям» место проведения, а отличие по сути только одно – сроки проведения.

«Нашествие» – полностью зонтичный бренд. Публика приедет к нам, потому что их позвало туда «Наше радио», которому люди доверяют. Поэтому мы не рассматриваем «Эммаус» как конкурента. Да, там сейчас работают люди, которые раньше работали с нами, но у нас в стране вообще не хватает организаторов подобных мероприятий. Сейчас мы работаем с «Live Sound Agency», но это не помешает нам в дальнейшем делать проекты и с Гройсманом (один из организаторов «Эммауса» - прим. ред.). Если и говорить о конкуренте, то мы видим таковым только «Крылья», большой фестиваль со своей историей», - говорит генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Зотов.

«Крылья» - самый стабильный с точки зрения организации фестиваль с самой сложной историей, т.к. именно на «Крыльях» летом 2003 года произошла трагедия. Впрочем, это почти не отпугнуло поклонников фестиваля, но чуть не привело к запрету на проведение open-air  вообще. «Крылья» имеет самую небольшую относительно двух других площадку (аэродром Тушино), постоянного спонсора («Старый мельник»), выдержанную музыкальную политику (признанные и совсем молодые рок-группы, приглашенные гости из других стран). «Крылья» рассчитаны на московскую аудиторию, чем и отличаются в первую очередь от «Нашествия» и «Эммауса». 29 и 30 июля в Тушино снова будут собираться поклонники рок-музыки. 

«Нашествие» в этом году пройдет 4, 5 и 6 августа под Рязанью, на мысе Средиземноморском. Этот фестиваль – по умолчанию самый масштабный и значимый, рекламируемый и посещаемый. Хотя Рязань не ближе Твери, музыканты одни и те же, как и их поклонники, «Нашествие» соберет гораздо больше людей, чем «Эммаус». Дело в том, что за 8 лет существования «Нашествие» утвердилось как самый главный open-air в России, более того, как «Главное приключение лета!». 

Вероятно, у «Эммауса» все еще впереди – он, продолжив существование, составит конкуренцию двум уже существующим и пока занимающим полностью свою нишу фестивалям. Потому что, как выяснилось, просто организовать фестиваль – мало. Нужно еще и завоевать доверие.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.