28 марта 2024, четверг, 19:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 августа 2006, 10:14

Блошиный рынок во всемирной сети

Что объединяет приглашение на чай к Нельсону Манделе и кисточку, которой Том Сойер красил заборы, бывшую машину Папы Бенедикта XVI и подводную лодку времен Второй мировой войны? Все это было выставлено на Интернет-аукцион eBay в этом году. За последние несколько лет eBay и схожие онлайн-сервисы начали постепенно проникать и в Россию, что в первую очередь связано с распространением пластиковых банковских карт и системы безналичного расчета. Все это открыло громадные перспективы для коллекционеров и просто любителей поторговаться ради дешевой покупки, а также поставило еще больше вопросов. Чем Интернет-аукцион отличается от онлайн-магазина? Насколько это надежно? Что требуется для участия в торгах?

Чтобы понять принцип работы онлайн-аукциона достаточно представить себе блошиный рынок в любой европейской стране. Только вместо маленькой улицы в Париже или Риме, где в лучшем случае может поместиться несколько сот человек, на блошиный рынок в Интернете может поместиться несколько миллионов пользователей, а то и больше. При этом торги проходят 24 часа в сутки, а продавец и покупатель спокойно могут находиться на разных континентах. Продавец размещает лот в онлайновой аукционной службе, указывает стартовую цену (при желании можно назначить также блиц-цену) и срок действия торгов. Затем покупатели начинают борьбу на повышение ставки, победитель которой связывается с продавцом и обговаривает конкретный способ перечисления денег и доставки товара.

За некоторыми исключениями, о которых речь пойдет ниже, ассортимент лотов на интернет-аукционах ограничен фантазией десятков миллионов пользователей сервиса. То есть фактически – не ограничен вовсе. Продают все – начиная с недвижимости и заканчивая воздухом (со стадионов последнего Чемпионата Мира по футболу), хотя подавляющее большинство лотов —это вполне обычные вещи, которые без труда можно разыскать, не прибегая к аукционным сервисам. Тем не менее, ежедневный объем сделок Интернет-аукционов с учетом небольших сайтов приближается к десятку миллионов. Только на самом популярном сетевом аукционе Ebay каждый день заключается до полумиллиона сделок при более чем двадцати пяти миллионах выставленных лотов.

По легенде, первый и самый известный Интернет-аукцион eBay, был создан американским программистом Пьером Омидьяром после того, как его невеста пожаловалась на невозможность пополнить свою коллекцию коробочек для леденцов PEZ. К сожалению, эта красивая история была придумана для привлечения прессы в 1997 году, хотя реальность мало в чем уступает вымыслу. eBay (тогда еще Auctionweb) действительно появился в 4 сентября 1995 года, как часть персонального сайта Омидьяра, но никакой коллекции у его невесты не было. А первой вещью, проданной с Интернет-аукциона, стала сломанная лазерная указка создателя сервиса, которая была продана почти за 14$. На удивленный вопрос Омидьяра «Зачем вам это?», покупатель просто ответил «Я коллекционирую сломанные лазерные указки».

Вся дальнейшая история eBay это уверенная дорога к успеху, описывать которую не имеет особого смысла. Счастливо пережив крах рынка дот-комов в конце прошлого века, компания Омидьяра постепенно улучшала доступные сервисы, поглощала региональных конкурентов и вносила уточнения в правила пользования сервисом. Но основные принципы сервиса остались неизменными с середины 90х. С незначительными отличиями, они действуют и на других крупных Интернет-аукционах: Amazon.com Marketplace и Yahoo! Auctions. Более специализированные сервисы, например, посвященные антиквариату или подержанным автомобилям могут вводить дополнительные условия для участников торгов.

Как уже было сказано, сами сайты это лишь площадка для встреч между заинтересованными пользователями. При этом администрация Интернет-аукциона выступает как технический посредник, а не как гарант осуществления честной сделки. В традиционных аукционных домах, лот проходит экспертизу перед торгами, но в онлайновых службах подобная процедура отсутствует. Это нарушило бы основной принцип функционирования Интернет-аукционов – максимальную близость продавца и покупателя, где сайт используется как инструмент их взаимодействия. Такая «техническая» роль онлайновых аукционных служб легко заметить, если посмотреть структуру их доходов. Львиная доля прибыли складываются из небольшой платы за размещение товара (0.20-80$ на eBay) и комиссионных сборов (3-5% на eBay), взимаемых с продавца при каждой заключенной сделке.

Конечно, определенные правила размещений лотов существуют. На большинстве Интернет-аукционах запрещены к продаже табачные изделия и алкоголь (кроме особо оговоренных коллекционных сортов), «пиратские» записи и объекты, нарушающие зарегистрированные торговые марки, человеческие органы, огнестрельное оружие и нацистская атрибутика. Но службы контроля не в состоянии проследить за тем, насколько товар соответствует заявленному описанию, не является ли бракованным или контрафактным, поскольку располагают тем же объемом информации, что и обычный пользователь. Оригинальный выход из сложившейся ситуации нашел все тот же Омидьяр для eBay – там действует адаптированная под специфические условия система, совмещающая «книгу жалоб и предложений» и «кредитную историю»

После завершения торгов, и продавец, и покупатель могут оставить свои краткие комментарии по поводу сделки: в срок ли доставлен товар и осуществлена оплата, отвечал ли лот заявленному описанию. На основе типовых отзывов составляется рейтинг пользователя – чем больше положительных комментариев, тем выше рейтинг. При рейтинге 20 и выше вы уже считаетесь «проверенным клиентом», что дает определенные преимущества в аукционных услугах. Но важнее то, что чтение отзывов доступно любому зарегистрированному пользователю, а вот их редактирование практически невозможно. Для этого надо обращаться к администрации аукциона, объяснять причину появления подобных обвинений в ваш адрес и доказывать их неправомерность. Сделать это неимоверно трудно, потому остается просто «беречь честь смолоду». Наибольшие противоречия в подобной системе вызывает уравнивание значимости различных сделок для рейтинга. В «книге жалоб» комментарии после продажи старых туфелек дочери за 10 долларов и коллекционного «Фольксваген Жук» за 500 тысяч долларов могут быть абсолютно идентичными и играть одинаковую роль в формировании рейтинга.

Крупнейший отечественный Интернет-аукцион Молоток был открыт в 1999 году компанией Mail.ru. По сути, это было повторение основных функций eBay с учетом отечественного колорита. Например, бесплатна не только регистрация, но и размещение лота на торгах, а платные услуги включают совершенно не обязательную «рекламу аукциона» и учет статистики просмотров. Конечно, по количеству лотов, Молотку еще очень далеко до eBay, но российская «прописка» сервиса имеет и свои плюсы, в первую очередь – вероятное отсутствие проблем с доставкой. Ведь даже при наличии у покупателя денег на доставку товара из Европы или Америки, некоторые продавцы не соглашаются вести дела с Россией, находя это слишком рискованным. Впрочем, постепенно подобное отношение исчезает, а в описаниях лотов чаще всего встречается графа «Delivery: international», означающая готовность продавца выслать вашу покупку в ту точку земного шара, куда вы попросите.

На сегодняшний день, уровень Молотка пока серьезно отстает от его зарубежных конкурентов. И дело не только в количестве выставленных лотов, но и в их ассортименте. Почти половина текущих лотов это коллекционные марки, монеты, открытки и тому подобные предметы. Подобная «коллекционная» ориентированность была свойственна eBay в конце 90х, когда Интернет-аукционы еще не рассматривались как площадка для серьезных сделок. Сегодня на том же eBay корпорация IBM скупает перспективные технологии, которые выставляют на торги небольшие компании. А на Молотке самая популярная услуга, выставленная на торги это (цитирую дословно) «получение бесплатного тарифа безграничного пользования мобильной связью». Тем не менее, сервис развивается, и может быть интересен как минимум для ознакомления с возможностями Интернет-аукционов.

Существуют и так называемые сайты-посредники, например http://www.pregrad.net/. Они не являются полноценными онлайн-аукционами, а служат для обслуживания пользователей, которые не могу вести дела напрямую с иностранными сервисами. Самая распространенная причина – сложности с оплатой и доставкой товара. Хотя обзавестись карточкой MasterCard уже несложно, некоторые продавцы просят оплачивать лоты с помощью системы Paypal (американский аналог Webmoney или Yandex-Деньги) или чеков American Express. Также, посредники могут взять на себя растаможивание выигранного лота, и даже общение с продавцом – за отдельную плату, разумеется. Впрочем, с упрощением и развитием систем безналичного расчета для физических лиц, развитие посреднического бизнеса находится под вопросом, хотя «свои» клиенты у таких фирм обязательно будут.

Давать какие-то общие советы по участию в торгах бессмысленно – только вам решать, что и за какие деньги вы будете приобретать. Главное нельзя забывать, что находишься на виртуальном аналоге блошиного рынка и пользоваться всеми доступными средствами проверки. Невозможность посмотреть в глаза продавцу и потрогать товар компенсируется возможностью узнать отзывы прошлых покупателей и изучить другие лоты продавца. Может сэкономить много денег на другие, более надежные торги. Потому что азарт  на виртуальных аукционах ничем не отличается от Christie's. Только здесь можно найти ту самую лазерную указку, что так не хватает в коллекцию.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.