В Костроме закончился седьмой международный фестиваль современного танца «Искусство движения» , который вот уже 13 лет проводится потомками легендарного Бенджамина Спока, автора книги «Ребенок и уход за ним», в древних городах России.
Зачем американцам продвигать современный танец и контактную импровизацию в древних русских городах Дэниэл Спок и его жена Лиса Фест рассказали корреспонденту "Прагматики культуры" Екатерине Васениной.
Какую динамику в публике и в танцовщиках вы наблюдаете на протяжении 13 лет, что проводите фестиваль в Ярославле?
Лиса Фест: В самом начале было больше публики. Ярославль небогат событиями, и современный танец автоматически привлекал к себе интерес. Со временем публики стало меньше, но она стала более осознанной. За 13 лет российские танцовшики выросли, а российский современный танец сильно развился. Мы дали толчок, показали, что бывает в поле современного танцевального искусства, но дальше они развивались сами, сумели сами взорвать свою ситуацию. Поначалу было много зарубежных учителей, теперь ведущую позицию занимают российские танцоры и преподаватели. В этом году вообще заметно усилился образовательный компонент, очень сильные мастер-классы.
Как вы определяете свою роль на этом фестивале?
Лиса Фест: Я финансово обеспечиваю фестиваль. В этом году финансовая поддержка русской стороны была не так существенна, возможно, это связано с деятельностью НКО в России и их проблемами, ведь по государственным каналам современный танец в России, да и в США не финансируется. Мне эта ситуация знакома, в Америке тоже настороженно относятся к деньгам, которые приходят из-за рубежа. В обоих случаях печально это осознавать. Но есть международные фонды, работающие по системе грантов, мы активно с ними сотрудничаем: The Trust for Mutual Understanding, The Rudolf Nuriev Foundation, Фонд Форда. Без них мы бы фестиваль не собрали.
С чего для вас началось увлечение современным танцем?
Дэниэл Спок: Я учился в колледже и познакомился с Лисой. Поначалу не интересовался танцами, но интересовался Лисой. Вот так все это произошло.
Сколько лет вы занимаетесь вместе танцем?
25 лет.
Лиса Фест: Я занималась танцами с юности, у меня магистерская степень танца. Когда мне было чуть больше 20, у меня были проблемы со здоровьем, и в танец я пришла с целью поправить здоровье. Движение меня интересует не как форма искусства, а как источник счастья и здоровья. Сейчас я инструктор техники Александера (техника исследует, как положение головы относительно позвоночника влияет на движение и учит вкладывать в жест необходимое и достаточное усилие – Е.В.).
Выросшее за заветах Бенджамина Спока поколение начало сексуальную революцию. Совершили ли свою революцию современный танец и контактная импровизация, которые вы пропагандируете?
Дэниэл Спок: Да. Это случилось благодаря тому, что в Америке люди хотят знать все обо всем. Но из-за того, что любое новое искусство находится в зоне непонимания, тема современного танца не является повсеместной, тем не менее имеет свою постоянную набольшую нишу.
Я видел много танцоров в России. В России современный танец совсем молодой, ему лет 15, поэтому он такой природный, свежий. Мне нравится необузданность, текучесть образов российских танцовщиков. Мои фавориты этого года – Олег Сулименко, который живет, правда, все больше в Вене, и Николай Щетнев из Архангельска. Перформанс Сулименко «Смейся, я почти умер» — тонкая, великолепная самопародия человека, занимающегося контактом очень давно и не раз спускавшегося на дно отсутствия идей и разочарования в своих возможностях, но всегда возвращавшегося обратно. «Мое изображение исчезло» Николая Щетнева – превосходное видео и отличное соло.
Лиса Фест: Когда мы начинали фестиваль в 1993-ем году, был толчок, взрыв, сейчас все развивается постепенно. Как всякая современная революция, революция современного танца происходит поступательно и постепенно.
Преподаватель контактной импровизации Оливье Бессон сказал на своем классе: «Используйте в танце не свои амбиции, а свое любопытство». Что двигает вами в кураторстве танцевальных фестивалей?
Лиса Фест: Мне помогает уверенность в том, что это необходимо. Я вижу, что это нужно людям. Чтобы позаниматься в Ярославле, приезжают люди из Голландии, Италии, Франции, Венгрии, США. Моя задача - обеспечить возможность для обмена идеями, создать международное танцевальное сообщество.
Какими рекомендациями доктора Спока пользуетесь вы?
Лиса Фест: Когда у маленькой Нади (11-летняя дочь Споков названа в честь русской подруги Лисы Фест Надежды Прошутинской – Е.В.) была высокая температура, я впервые открыла книгу «Ребенок и уход за ним» и прочла, что нужно положить ребенка в ванну с теплой водой, и это сработало. С тех пор, когда есть проблемы, я открываю книгу и получаю ответ. Никогда не забывая, что доктор Спок работал над книгой в тесном сотрудничестве со своей женой Джейн.
Дэниэл Спок: Уделять внимание своим детям, прислушиваться к ним. Верить в то, что можешь быть хорошим родителем. Доверять своим импульсам и интуиции. Эти принципы, насколько я знаю, во многом относятся к современному танцу.
Постскриптумом к словам Дэна Спока хорошо ложится описание мастер-класса преподавателя бальных танцев Майкла Ангела из Миннеаполиса: «Ветер, четверо братьев и родители научили меня тому, что пространство божественно, а изменение непрерывно. 30 лет я танцевал и растил детей, и это научило меня, что дети и танец являются радостными и ужасающими проводниками в неведомое».
Надежда Прошутинская, российский директор фестиваля:
«В сельском клубе баян украли, им нужнее»
Все началось в 1991 году, когда Лиса приехала в Ярославль учить русский, и ее поселили ко мне. Молодежный жилищный кооператив «Икар» организовал тогда слет учителей, студентов и школьников, это были первые американцы в Ярославле. На этом фестивале Лиса познакомилась с Сашей Гиршоном и Леной Романовой, которые танцевали в своем коллективе «Великая сеть», и воскликнула: «Да у вас есть современный танец!» Встретились, поговорили, и в 1993 году «Икар» провел первый фестиваль танца. Они вообще были очень продвинутые: открыли школу вальдорфской педагогики, пропагандировали роды в воду. Они провели несколько первых фестивалей, дальше мы подхватили сами.
Что стало для вас мотивацией для регулярного фестиваля, ведь проблем больше, чем удовольствия?
Наркотическая зависимость от фестиваля. Хотя можно говорить и о вкладе в искусство Ярославля. Вклад стал заметен в этом году, когда мы решили провести фестиваль не только в Ярославле, но и в Рыбинске. Там реакция была резкая, мы вернули часть денег за билеты при цене билета в 100 рублей. Женщины кричали: «Мы пришли получать эстетическое удовольствие, а вы нам что показываете?!» В Ярославле уже невозможно услышать из уст молодой девушки: «У меня хореографическое образование, где здесь танец? Я могу экспертно заявить, что его здесь нет!» В Костроме такого тоже нет, там коллектив «Диалог данс», они уже 4 года успешно занимаются, в мае этого года успешно провели фестиваль, пусть не такой большой как наш, но свой. Мы 800-местный зал ТЮЗа, арендуемого на время фестиваля, заполняем почти весь.
Капельдинерши ярославского ТЮЗа к нам привыкли, уборщицы, контролеры всё смотрят и нам докладывают: «Сегодня у вас интересно. а вчера было скучно». Современный танец не вызывает у них отторжения.
Ярославские СМИ часто у меня спрашивают: «Для чего вы проводите фестиваль?». Поняв что-то в Рыбинске, буду теперь отвечать: для плюрализма.
Как американская сторона относится к цене билетов в 150 рублей?
Они просили сначала сделать билеты хотя бы по 5 долларов, когда доллар был дороже, потом просили сделать хотя бы по 10, а потом подумали и решили, что для них это не принципиально.
Каково это -- пропагандировать танцы будущего в городе прошлого?
Тяжеловато. Когда мы просим денег у местного комитета по культуре, нам говорят: «Ребята, вот у нас там сельская библиотека, а в клубе баян украли, а вы с жиру беситесь. Как же вам-то помогать, нужно помочь сельским библиотекам». На один фестиваль тем временем нужно около 2 миллионов рублей. Так и собираем. Американские гранты помогают. Мама Лисы дала 1000 долларов. Другая американская семья, Гудейлы, тысячу (Кэтрин Гудейл училась еще у пионера американского модерна Теда Шоуна – Е.В.) Они понимают, что это важно.
Как вы не растеряли оптимизм за эти годы?
Все просто - для меня это хобби. В обычной жизни я главный редактор ярославского журнала «Подати», который пишет про налоги. Просто мы – я, исполнительный директор фестиваля Наташа Скляр и все организаторы - так проводим свой досуг и отпуск.