24 января 2019, четверг, 00:58
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 сентября 2006, 08:56

Как бороться с бензиновой дороговизной

Скачок розничных цен на бензин в конце августа вызвал всплеск возмущения потребителей, хотя, по правде говоря, возмущаться было нечему. Как раз заканчивалось действие «ценового соглашения» с руководителями крупнейших нефтяных компаний, и ничего другого, кроме повышения застоявшихся за полгода цен на топливо, ждать не приходилось. Кроме того, пока действовало это соглашение, в США произошла крупная авария на стратегическом нефтепроводе, что послужило поводом для скачка цен на сырую нефть уже на мировых рынках. Таким образом, совпадение по времени двух событий разогнало розничные цены на бензин на всех российских бензоколонках.

Естественно, это не могло не вызвать ответной реакции, во-первых, в виде возмущения потребителей, которые за последние три года уже устали от постоянного роста бензиновых цен, и во-вторых, в виде массированного потока предложений, как нам обуздать это рост. При этом авторы подобных предложений как будто забывают, что российская экономика уже давно вписана в международное разделение труда, ее внутренние рынки являются частью мировых рынков, и поэтому сигналы, которые российские рынки получают и на которые реагируют, идут во многом из-за границы, а не только из каких-то внутренних источников. Такое состояние не есть, конечно, результат заговора «мировой закулисы», а всего лишь следствие того, что российская экономика по мировым меркам очень маленькая, и поэтому импульсы, идущие от мировых рынков, заставляют российских субъектов хозяйствования принимать именно те решения, которые выгодны мировым рынкам. В свою очередь, если российская экономика посылает сигналы мировому рынку, то он их просто не замечает, так как они очень слабые.

С учетом этой особенности функционирования российского хозяйства все предложения наших «озабоченных» ценовым ростом выглядят немного наивными. Конечно, можно посовещаться наверху и что-то решить, но если принятое решение будет противоречить основной цели – получению прибыли, то его будут обходить или, в конце концов, смогут настоять на его отмене. То есть, обобщая сказанное, все внутренние решения относительно наших рынков, которые являются частью мировых, заранее обречены на неудачу.

Это, конечно, вовсе не значит, что регулировать цены, в том числе и нефтяные, совсем нельзя. На наш взгляд, есть как минимум два варианта такого регулирования. Первый – это введение экономического «железного занавеса», то есть полное отсечение внутренних производителей от мирового рынка. При этой системе внутри российского рынка производством и реализацией нефти и нефтепродуктов может заниматься кто угодно, где угодно и по каким угодно ценам, но вот экспорт должен быть строго централизован и находиться в руках государства. Государство, таким образом, будет играть роль фильтра, который станет гасить все колебания мировых цен, и тогда на внутреннем рынке у нас будет тишь, гладь и божья благодать.

Для справки отметим, что аналогичная конструкция использовалась в Советском Союзе во времена НЭПа и называлась государственной монополией внешней торговли.

Отдельные элементы (или рудименты) государственной внешнеторговой монополии продолжают активно функционировать и сейчас. Это, например, одноканальная система сбыта природного газа, при которой газ (не важно, кем добываемый – полугосударственным «Газпромом» или «независимыми производителями»), поступает в одну магистральную трубу, где он уже считается принадлежащим исключительно «Газпрому», и только по этой трубе идет на экспорт. Доход от экспорта, естественно, полностью оседает в бюджете полугосударственной монополии, а «независимым производителям» достаются лишь жалкие копейки, едва покрывающие себестоимость добычи газа.

Однако несмотря на удачный опыт функционирования одноканальной системы экспортных поставок газа, распространить его на экспортные поставки нефти у российского государства сейчас вряд ли получится. Для этого пришлось бы сильно ущемить в правах все нефтяные компании, а это будет сделать очень трудно. На ЮКОС сил еще хватило, а вот хватит ли их на «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» – это вопрос открытый. Хотя, конечно, техническая возможность для этого сохраняется, так как абсолютное большинство сырой нефти на экспорт идет по трубам государственной «Транснефти», а что касается перевозок железнодорожным транспортом, то государственному же АО «РЖД» можно просто запретить принимать к отправлению цистерны с нефтью, направляемой по экспортным маршрутам.

Если оставить в стороне вариант с введением экономического или просто нефтяного «железного занавеса», можно задействовать второй вариант регулирования нефтяных цен. Сделать это будет не в пример легче, так как он уже давно реализуется на практике, причем в мировом масштабе. Происходит это с помощью хорошо известной организации стран-экспортеров нефти, которая называется ОПЕК. Время от времени она собирается где-нибудь в Австрии или Швейцарии и решает, увеличивать или уменьшать своим членам квоты на экспорт сырой нефти. Если квоты уменьшают, то цены на мировом рынке идут вверх, а если увеличивают, то тогда, наоборот, вниз. Такой вот простой и понятный механизм ценообразования, действующий уже на протяжении нескольких десятилетий.

Благодаря наличию этого механизма у российских регулирующих властей возможностей повлиять на внутренние цены на нефтепродукты гораздо больше, чем в случае применения соглашений с отечественными нефтекомпаниями или введения обсуждавшейся выше системы одноканального экспорта нефти. Если решающее большинство стран-членов ОПЕК проголосует за увеличение квот добычи нефти, то тогда мировые цены легко пойдут вниз, и есть высокая вероятность того, что это снижение отразится и на российском нефтяном рынке.

Правда, надо оговориться, что в последнее время этот механизм несколько застопорился. То есть вверх цены идут по-прежнему очень легко, а вот вниз идти у них никак не получается. Дело в том, что с мирового нефтяного рынка исчез один крупный игрок – Ирак, сохраняется высокая вероятность того, что может уйти еще один крупный игрок – Иран.

Теперь, чтобы определить новый уровень мировых нефтяных цен, надо договариваться не только с ОПЕК, но и с правительством США, а это несколько усложняет задачу. Да и оно, по правде сказать, уже мало что решает на территории Ирака. Боевики спокойно уничтожили ключевые объекты добычи и транспортировки нефти, и американцы сейчас, под защитой своей армии, ничего не могут сделать, чтобы их восстановить. Ну, а если американская армия все-таки уйдет из Ирака (скажем, при новой администрации), то там начнется такая война, что не то что нефтепромыслов, но и обычных колодцев может не остаться.

Таким образом, возможностей по регулированию цен на нефтепродукты ни во внутрироссийском, ни в мировом масштабе у нас не очень много. Как, впрочем, и у остальных субъектов этого рынка. Поэтому, нравится нам это или нет, но придется признать, что существующий уровень – это всерьез и надолго и надо попытаться как-то к нему приспособиться. Приспособиться, естественно, не так, как это делается сейчас, – введением временных ограничений на рост цен, которые потом, когда срок действия ограничений заканчивается, все равно идут вверх, – а более гибко, не пытаясь воздействовать на процессы, находящиеся вне нашего влияния.

В качестве варианта такого приспособления можно было бы предложить следующее мероприятие. Если уж правительство не может сдержать рост цен на топливо, то оно наверняка может компенсировать этот рост автовладельцам – полностью или хотя бы частично. Это представляется возможным, так как в руках правительства сосредоточены большие финансовые ресурсы, появившиеся благодаря прогрессивному налогообложению сверхдоходов нефтяных корпораций. И, как нам кажется, будет вполне справедливо частью этих налоговых сверхдоходов поделиться со своими гражданами. Для этого государство может вручить каждому частному автовладельцу (скажем, после прохождения годового техосмотра) ваучер на бесплатное приобретение топлива на любой заправке. По этому ваучеру можно было бы заправить, скажем, один раз полный бак. Такой же ваучер можно вручать каждому автовладельцу после заключения договора по ОСАГО со страховой компанией – тоже на одну или на две-три бесплатный заправки.

Какое количество ваучеров на бесплатное пополнение бака бензином можно будет выдать автовладельцам, всегда можно подсчитать, но главное, чтобы таким образом рост цен на бензин был по возможности компенсирован.

Далее, после того как бензозаправочная станция в обмен на бензин, отпущенный потребителям, получит ваучеры, она сдаст их в местное отделение Казначейства и получит за них деньги на свой расчетный счет. При этом, естественно, каждый ваучер должен быть приравнен к строго определенному количеству топлива, а цена топлива должна быть фиксирована на период действия ваучера (естественно, не очень большой – от силы месяц или два). При этом цены на бензин, продаваемый за наличные рубли, могли бы устанавливаться в свободном режиме.

Используя эту схему, государство (если оно, конечно, захочет), сможет компенсировать своим гражданам потери от роста цен на бензин. Но при этом надо иметь в виду, что весь вопрос о компенсации отпадет, если цены на мировом рынке, а вслед за ним и в России, начнут снижаться. Тогда, понятное дело, компенсировать будет уже нечего. Но пока цены еще высоки, государство может воспользоваться удачным случаем и показать свое лицо обращенным к простому гражданину.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23.01 18:58 Генпрокуратура поддержит введение наказаний за оскорбление власти
23.01 18:39 В Москве отменили зимний велопарад
23.01 18:18 Российские власти отложили введение соцнормы энергопотребления
23.01 17:54 Путин выразил соболезнования Эрдогану в связи с гибелью моряков
23.01 17:40 В России подешевели яйца и свинина
23.01 17:19 Алина Загитова выиграла короткую программу на ЧЕ в Минске
23.01 16:57 Глава WADA похвалил РУСАДА за эффективность
23.01 16:37 Суд арестовал на два месяца обвиняемого в захвате рейса Сургут — Москва
23.01 16:26 Угонщик самолета «Аэрофлота» заявил о причастности к терактам 11 сентября
23.01 16:24 Россия опустилась с первого на третье место по числу космических пусков
23.01 16:13 МИД России предупредил Израиль о последствиях ударов по Сирии
23.01 16:00 Следователи проверят заявления об обмороках кемеровских школьников
23.01 15:47 Захарова заподозрила Нидерланды в попытке утаить данные о крушении MH17
23.01 15:35 Минтранс попросил 180 млрд рублей на модернизацию дорог в Петербурге
23.01 15:23 Путин призвал нарастить темп в системе высшего образования
23.01 15:21 Воссозданная в лаборатории «волна-убийца» оказалась похожей на волну с картины Хокусая
23.01 14:57 Медведев велел «Роскосмосу» заканчивать с прожектерством
23.01 14:37 Уголовное дело помешало Насте Рыбке покинуть Россию
23.01 14:18 Правительство направит на космос 515 млрд рублей
23.01 14:09 Кемеровские власти опровергли недостаточное питание местных школьников
23.01 14:05 ВС России получил иски о ликвидации двух партий
23.01 13:31 РАН опровергла намерение сделать патриарха Кирилла почетным профессором
23.01 13:14 Роскомнадзор разблокировал подсеть Microsoft
23.01 13:02 Исследователи пещеры Шанидар рассказали о своих находках
23.01 12:54 Песков прокомментировал сообщения о соцнорме энергопотребления
23.01 12:36 МИД смирился с решением США денонсировать ДРСМД
23.01 12:28 Глава Минстроя выступил против списания долгов по коммунальным платежам
23.01 12:06 Британского спортсмена расстроило решение WADA сохранить статус РУСАДА
23.01 12:01 Более 130 тысяч российских призывников не берут в армию из-за ожирения
23.01 11:41 Минфин пообещал налоговый вычет за фитнес
23.01 11:23 Сбербанк отменит комиссии за внутрибанковские переводы
23.01 10:59 ФСБ задержала в России 80 нелегальных оружейников
23.01 10:52 «Древний кромлех» в Шотландии оказался сооружен в 1990-е годы
23.01 10:40 СК предъявил обвинение виновнику экстренной посадки рейса Сургут-Москва
23.01 10:36 Импортеры алкоголя отметили рост цен до 40%
23.01 10:14 Загоревшиеся в Керченском проливе суда не пустили в Россию из-за санкций
23.01 10:09 Скончался третий летчик разбившегося в Мурманской области бомбардировщика
23.01 09:55 Анализ ДНК опроверг теорию о двойнике Рудольфа Гесса
23.01 09:51 Пять стран договорились финансировать преследование виновников крушения MH17
23.01 09:31 Конгресс США запретил Трампу выводить страну из НАТО
23.01 09:14 Сирия пригрозила ударить по аэропорту Тель-Авива
23.01 08:55 В России выросла заболеваемость гриппом и ОРВИ
23.01 08:32 СМИ анонсировали введение соцнормы энергопотребления в России
23.01 08:14 Стюардессы рейса Сургут — Москва рассказали о захвате самолета
22.01 19:56 Опубликовано видео задержания захватчика самолета
22.01 19:19 Появились кадры пожара на двух танкерах в Керченском проливе
22.01 18:49 Путин прокомментировал переговоры с Абэ по Курилам
22.01 18:14 Зубков оставил пост главы Федерации бобслея
22.01 18:01 Окаменевшая миксина заставила вновь пересмотреть картину эволюции позвоночных
22.01 17:45 Франция и ФРГ заключили новый договор о сотрудничестве
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет Интерпол инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Ирина Яровая Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Курилы Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт Тереза Мэй терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.