29 марта 2024, пятница, 11:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 сентября 2006, 13:16

Сокровища нации

Устроители нового кинофестиваля «Образы Америки» взялись доказать: в свободном американском кинематографе, ныне выходящем из тени Голливуда, происходит много интересного

Ставшая уже вполне привычной и прозаической «Неделя российского кино» в Нью-Йорке (подобные акции, впрочем, регулярно проходят и в других крупнейших мировых столицах) обзавелась вполне закономерным зеркальным двойником по другую сторону Атлантики: в Москве начинается кинофестиваль «Образы Америки». Обывателю подобный фестиваль на первый взгляд может показаться бессмысленным: если смотрины русского кино призваны худо-бедно поддерживать интерес к российскому кинематографу за рубежом, то американскую продукцию мы вроде бы и так в обилии смотрим в кинотеатрах каждый день. Однако концепция фестиваля на самом деле куда тоньше. Брюс Гарднер, председатель правления фестиваля, на пресс-конференции заявил, что представление российского зрителя о современном американском кинематографе «не совсем соответствует действительности». Соответственно, организаторы хотели представить в рамках фестиваля актуальное кино США во всем его многообразии, в стороне от голливудского мейнстрима и ориентации на кассовые сборы. Подоспевший к середине пресс-конференции программный директор и известный киновед Кирилл Разлогов пояснил, что в отличие от студийной продукции (воспроизводящей унифицированную культуру), малобюджетное и независимое кино представляет многообразие локальных субкультур и движений, бурлящих на американских просторах – так что нынешний фестиваль вполне можно считать акцией культурного обмена.

Подлинный лик американского кино составители программы решили представить с трех разных ракурсах. Во-первых, это программа «IndieВид», выросшая из одноименного фестиваля независимого кино, прошедшего в прошлом году с большим резонансом. При этом если в прошлый раз демонстрировались в основном арт-хиты прошлых лет, то на нынешний фестиваль привезут весьма актуальные независимые ленты, замеченные господином Разлоговым на заокеанских фестивалях. В программе заявлено пять независимых лент, из них три – «У Мини это в первый раз»/Mini’s first time (режиссер Ник Гати), «Чудесно»/Marvellous (режиссер Сиофра Кэмпбелл) и «Поцелуй меня снова»/Kiss me again (режиссер Уильям Тайлер Смит) – будут представлены самими постановщиками. Любопытно, что сама структура фестиваля представляет собой плавный переход от открытия, на котором будет показана сильно ожидаемая зрителями «Черная орхидея» Брайана де Пальмы (кстати, изображающая в весьма неприглядном виде изнанку классического Голливуда), до закрывающего действо тинейджерского нуара «Кирпич»/Brick Райана Джонсона, лауреат специального приза фестиваля в Санденсе и, судя по всему, новый объект индии-культа. А между этими гранями американской кинокультуры поместится и здоровая порция голливудской классики: «Ранчо с дурной славой»/Rancho Natorious Фрица Ланга (1952 г.), «Безоговорочно»/Without Reservations Марвина Ле Роя (1946), «Необузданные»/The Lusty Men Николаса Рея (1952) и «Прекрасное Безумие»/A Fine Мadness Ирвина Кершнера (1966). Кстати, представлять последний фильм выписали довольно-таки культового режиссера Кершнера, известного общественности прежде всего благодаря постановке пятого эпизода «Звездных войн» - «Империя наносит ответный удар». Предвидя интерес журналистов к его работе с Джорджем Лукасом (которого он, кстати, учил киноискусству в Университете Южной Калифорнии), Кершнер в иронической манере рассказал, что в ответ на распространенный вопрос «Чемы вы научили Лукаса?» обычно вспоминает их совместные теннисные матчи, в ходе которых Кершнер научил юного падавана бить по мячу так, чтобы он все-таки оказался не в сетке, а на половине противника. Заодно режиссер-классик удостоил публику краткой, но обстоятельной лекцией о нынешнем состоянии дел в американской киноиндустрии. Устоявшаяся студийная схема, говорил Кершнер, отмирает: фильмы становятся все дороже в производстве, а звезды, благодаря которым публика до сих пор ходит на блокбастеры, требуют все более крупных гонораров и отчислений. Эта ситуация – идеальный момент для расцвета независимого кино, в котором не важны огромные бюджеты и звезды, которое можно снимать на «цифру», и во главу угла становится история и то, как ее рассказывает автор. «Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем возрождение настоящего кинематографа», – подытожил режиссер. Тут, правда, выяснилась занятная подробность: на вопрос одного из журналистов о том, какие фильмы из программы особенно понравились Кершнеру, почетный гость фестиваля признался, что не только фильмов, но и программы-то еще не видел. Впрочем, сам факт присутствия похожего на Йоду и обладающего раскатистым голосом Кершнера – вполне убедительное украшение фестиваля, а рассказывать о программе – удел кураторов.

Заведующая третьей секцией «Экран.Doc», в которой, понятно, представлены документальные фильмы, Робин Хессман излучала восторженные эмоции и много говорила о важности культурной интеграции и стремлении показать американскую действительность с самых различных, порой неожиданных, сторон. Центральный номер документальной программы – ретроспектива режиссера Фреда Уайзмена, которого обычно именуют не иначе как легендой. Среди прочего будет показана его программная лента «Средняя школа»/High School, детализированное и притом весьма эмоциональное исследование трудов и дней американских школьников; картина, бывшая у истоков жанра Cinéma vérité, в 1991 году была включена Конгрессом в список фильмов национального значения наравне с оригинальным «Кинг Конгом», «Лоуренсом Аравийским» и «Космической Одиссеей 2001 года».

Как видно, программа современного независимого кино (ради которого, по-хорошему, все это и затевалось) оказалась в довольно солидном обрамлении из классики «золотого» Голливуда и мощной документальной программы. Надо полагать, сделано это главным образом для того, чтобы заманить неподготовленного зрителя на индии-картины. И если у себя дома американский независимый кинематограф чувствует себя довольно вольготно, прокатывается в кинотеатрах и широко распространяется на DVD и по Сети, то для российской аудитории это еще некоторая экзотика, экстрим, который нужно компенсировать обширной и разносторонней культпрограммой. Зритель же любознательный и неленивый от этого только выиграет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.