Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 08:24
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 октября 2006, 06:10

Реформировать страховую медицину или систему лечения?

«Отечественные записки»

Начиная с запуска в 2006 году национального проекта «Здоровье», тема реформирования системы здравоохранения уже не раз становилась предметом исследований и дискуссий. Сегодня «Полит.ру» публикует статью «Реформировать страховую медицину или систему лечения?» профессора политологии университета Ренн-I и сотрудника французского Национального центра научных исследований (CNRS) Патрика Хассентойфеля. Статья опубликована в журнале «Отечественные записки» (2006. № 2).

См. также: Реструктуризация здравоохранения: оценка рисков
Российское здравоохранение: как выйти из кризиса

Начиная с 80-х годов вопрос о реформе французской системы медицинского страхования (МС) занял одно из главных мест в политической повестке дня. Более того: как показывают недавние дебаты, вызванные «реформой Дуст-Блази»[1], этот вопрос стал для политиков источником самых острых разногласий. Примечательно, что споры, разворачивающиеся вокруг реформы МС, касаются главным образом финансов; основная цель этой реформы -- поставить под контроль расходы и сократить финансовый дефицит. В самом деле, дефицит системы МС сейчас кажется чем-то неизбежным, носящим структурный характер: последние профицитные бюджеты в этой области относятся к 80-м годам. Особенно широко необходимость реформы стала обсуждаться после того, как в конце 70-х годов в рамках системы социального обеспечения была создана специальная счетная палата, которая дважды в год публикует отчет о финансовой ситуации в различных звеньях этой системы. Когда в ходе экономического и финансового объединения европейских стран совокупный бюджетный дефицит для любого из членов ЕС был ограничен 3% валовой национальный доход (ВНД) (в соответствии с критериями единства членов ЕС и соглашением о финансовой стабильности), борьба с дефицитом системы медицинского страхования, который является составной частью совокупного дефицита, стала главным движущим рычагом реформ. Об этом со всей очевидностью свидетельствовал принятый накануне перехода к евро, когда состояние бюджета внушало особенную тревогу, известный «план Жюппе» (1996)[2]. Понятно, почему реформа МС преследует в основном финансовые цели: речь идет прежде всего о том, чтобы уменьшить дефицит этой системы.

Франция в этом отношении не является исключением. Финансовый аспект реформы выдвинут на первый план и в Германии, где в центре внимания также оказался вопрос о необходимости снижения взносов в фонд медицинского страхования, поскольку высокий уровень страховых отчислений тормозит экономическую активность. Вот уже более пятнадцати лет участники экономических и социальных дискуссий, ведущихся в этой стране, твердят о том, что этот уровень слишком высок и подрывает конкурентоспособность страны, вынуждая предпринимателей выводить производство за пределы Германии. Сопоставление Франции и Германии, чьи медицинские системы имеют немало схожих черт, вообще говоря, весьма поучительно. В самом деле, и во Франции, и в Германии здравоохранение финансируется в рамках системы социального обеспечения за счет отчислений, взимаемых с работников и работодателей, в руководстве страховых касс представлены финансирующие организации (профсоюзы наемных работников и ассоциации предпринимателей), амбулаторные медицинские услуги оказывают «свободно практикующие» врачи, которые ведут прием в собственных кабинетах, что же касается стационаров, то в обеих странах преобладают государственные больницы, где врачи получают фиксированную зарплату.

Возможные способы реформирования МС и связанные с ними трудности

Существуют четыре основных способа сокращения финансового дефицита МС: увеличение сборов (в сочетании с модификацией структуры финансирования), урезание расходов, снижение размера возмещения затрат на медицинское обслуживание, наконец, всесторонняя реорганизация системы.

Первый способ особенно широко применялся в 80-е годы, прежде всего во Франции, где постоянно увеличивали обязательные вычеты (взносы в систему социального обеспечения) и торговые налоги (главным образом на алкоголь и табачные изделия). Однако для применения этого способа существует естественный ограничитель: увеличение сборов ведет к снижению реальной заработной платы, а тем самым и к снижению конкурентоспособности предприятий (еще один фактор снижающий ее -- повышение страховых отчислений, взимаемых с работодателей). Неудивительно, что в 90-е годы в обеих странах переходят к реформированию структуры финансирования. Во Франции это выражается прежде всего в том, что вводится общий социальный налог, который постепенно вытесняет страховые взносы, выплачиваемые работниками, и расширяет налогооблагаемую базу за счет обложения доходов с капитала и имущества. В Германии аналогичные меры были приняты коалиционным правительством социалистов и зеленых, которое ввело так называемое единое «гражданское страхование» (Bürgerversicherung), финансируемое за счет обложения совокупного дохода всех граждан страны (включая доходы от инвестиций и сдачи в аренду недвижимости). Этот способ реформирования уменьшает прямое негативное воздействие МС на экономическую активность, но и он наталкивается на известные границы, поскольку непосредственно сказывается на семейном доходе и, как следствие, на покупательной способности населения. Иными словами, реформа структуры финансирования МС приходит в явное противоречие с политикой макроэкономической стабильности. Именно поэтому в конце 80-х годов предпочтение было отдано другим методам реформирования.

Начиная с этого времени и Франция, и Германия постепенно переходят к урезанию расходов, вводя определенные бюджетные ограничения. Первые шаги на этом пути: утверждение совокупного больничного бюджета во Франции и фиксированных ассигнований на амбулаторное обслуживание («здравоохранение города») в Германии. В 90-х годах обе страны проводят реформы, которые распространяют ограничительные меры на всю систему медицинского страхования. В Германии после «реформы Зеехофера» (1992) правилом становится утверждение консолидированных бюджетов (в частности, по расходам на медикаменты), во Франции в соответствии с «планом Жюппе» Национальное собрание ежегодно утверждает единый «государственный целевой показатель в области медицинского страхования» (Ondam), т. е. общий предел расходов на медицинское страхование. Однако эти сходные стратегии приводят к различным результатам: если в Германии действительно удается замедлить рост расходов (в особенности на амбулаторное обслуживание и медикаменты), то во Франции дела идут хуже: общий предел с тех пор, как его стал законодательно фиксировать парламент, постоянно превышался; французы ни разу не сумели уложиться в бюджетные рамки. Главная причина превышения -- в отсутствии штрафных санкций, а оно в свою очередь объясняется тем, что ведущим профсоюзам «свободно практикующих врачей» удалось выхолостить все ограничительные распоряжения. К тому же в Германии размеры ассигнований определяются весьма дифференцированно: бюджет утверждается для определенного медицинского учреждения в зависимости от его профиля, величины населенного пункта, в котором оно находится, а также местных показателей заболеваемости пациентов. Во Франции бюджетные ассигнования не столь дифференцированы и зависят главным образом от экономических и политических параметров. Поскольку план Жюппе во Франции не принес желаемых результатов, было решено в очередной раз обратиться к третьему способу сокращения финансового дефицита МС -- снижению ставок, по которым застрахованным лицам возмещаются расходы на лечение и медикаменты.

Этот способ и в самом деле был не новым: первые талоны долевой оплаты (т. е. оплаты части расходов на лечение, возлагаемой на самого больного) появляются во второй половине 70-х годов, а так называемый «второй сектор» медицинских услуг (в котором гонорары врачей не ограничены[3]) возникает в 80-х годах. «План Сегена» 1987 года знаменует одновременно и новый этап этой политики (роль талонов долевой оплаты возрастает, возмещение расходов на медикаменты уменьшается), и ее крах, поскольку считается, что одним из политических следствий этого плана было поражение Жака Ширака на президентских выборах 1988 года[4]. По этой причине в «плане Жюппе» 1996 года нет речи об уменьшении возмещения расходов на медикаменты[5] -- напротив, он ориентирован на создание системы всеобщего медицинского страхования, предполагающей, что начиная с 1998 года, все лица, постоянно проживающие во Франции, должны быть застрахованы[6]. Однако из-за провала политики урезания расходов и резкого возрастания дефицита системы МС в 2002 году, а также из-за боязни ущемить интересы «свободно практикующих врачей» (правые видят в их неявке на парламентские выборы 1997 года, вызванной неприятием плана Жюппе, еще одну из причин своего тогдашнего поражения), «реформа Дуст-Блази» возвращается к прежним ориентирам: вводится обязательный (паушальный) платеж в размере одного евро за каждую врачебную консультацию, увеличивается паушальная плата за госпитализацию, возрастает роль «второго сектора» (с неограниченными врачебными гонорарами), сокращается число случаев стопроцентного денежного возмещения при хронических заболеваниях. Сходная эволюция наблюдается и в Германии: закон о модернизации системы здравоохранения 2003 года отменяет бесплатное амбулаторное обслуживание, а также вводит специальный налог в размере десяти евро, взимаемый ежеквартально. Вообще говоря, снижение размера возмещения затрат на медицинское обслуживание -- не идеальный способ борьбы с дефицитом МС, его применение довольно ограничено и в политическом смысле (это, разумеется, непопулярная мера), и собственно в медицинском аспекте, поскольку оно ведет к ухудшению качества здравоохранения и увеличивает социальное неравенство, -- здесь достаточно привести в пример такой сектор медицинского обслуживания, как стоматология: и во Франции, и в Германии больным возмещается лишь незначительная доля затрат на услуги дантистов.

Итак, применение всех трех способов уменьшения финансового дефицита системы МС, описанных нами выше, неизбежно наталкивалось на ограничения. Поэтому и во Франции, и в Германии были предприняты попытки глубинной трансформации этой системы, причем пути, избранные двумя странами, существенно различались. Во Франции часто говорят об огосударствлении МС, подчеркивая то обстоятельство, что некоторые акторы, выступавшие прежде на паритетных началах с государством (фонды медицинского страхования), утратили свое влияние. Точнее было бы говорить о «технократизации», поскольку в настоящее время чрезвычайно укрепилась власть администраторов (высших чиновников из управления системы социального обеспечения, директоров страховых фондов, руководителей счетной палаты и т. п.), тогда как роль выборных лиц снизилась (правда, бюджет системы социального обеспечения ежегодно утверждается Национальным собранием). Однако, несмотря на все изменения, система МС по-прежнему управляется не слишком хорошо, и одна из главных причин тому -- отсутствие механизмов, которые обеспечивали бы ответственность руководящего звена. Недавняя реформа далеко не решила этой важнейшей проблемы, которая является главным фактором, мешающим сдерживать расходы в рамках, установленных общим пределом Ondam. В Германии начиная с 1992 года организационные реформы были направлены прежде всего на создание конкуренции между страховыми фондами, с тем чтобы заставить их лучше контролировать размеры страховых отчислений. Одновременно полномочия фондов были расширены (в частности, сравнительно с полномочиями врачей).

Главный изъян реформ: пренебрежение непосредственными задачами здравоохранения

И во Франции, и в Германии реформы медицинского страхования преследовали в первую очередь цели финансовой стабилизации и не дали однозначных результатов. Нетрудно видеть, что улучшение финансовой ситуации в системе медицинского страхования, как правило, не носит устойчивого и длительного характера: после двух- или трехлетнего сдвига в положительную строну (как сейчас в Германии, где бюджетное сальдо МС вновь стало положительным) дела опять начинают идти все хуже и хуже. Вне всяких сомнений, эти процессы обусловлены несовершенством рассмотренных выше способов борьбы с дефицитом, а также зависимостью системы МС от общей экономической ситуации, которая в значительной степени определяет уровень сборов в этой системе. Возникает закономерный вопрос: адекватны ли в данном случае чисто финансовые критерии, которым было отдано предпочтение? Приходится с удивлением констатировать, что при обсуждении реформ системы медицинского страхования почти не принимается во внимание главная и непосредственная цель этой системы: охрана здоровья граждан страны. В этой связи следует напомнить три хорошо известных положения. Первое и главное: не существует жесткой зависимости между уровнем затрат на здравоохранение и состоянием здоровья населения (так, Швеция добилась лучших результатов, нежели Франция и Германия, израсходовав в 2001 году на здравоохранение 8,7% своего ВНД, тогда как для Франции и Германии соответствующие показатели за тот же период составляют 9,5% и 10,7%). Второе: зависимость между уровнем затрат на здравоохранение и доступностью медицинских услуг для разных слоев общества носит еще менее тесный характер (высокий уровень затрат вовсе не гарантирует равенства в использовании медицинских услуг). Наконец, третье: состояние здоровья населения не связано с существующей в стране системой медицинского обслуживания.

Итак, представляется совершенно необходимым, хотя и весьма непростым -- о чем свидетельствует ситуация во Франции, -- переориентировать реформы таким образом, чтобы выдвинуть на первый план задачи охраны здоровья и доступности медицинских услуг. По мнению многих наблюдателей, следует выделить три главных направления преобразований: улучшение качества обслуживания, интеграция обслуживания и, наконец, профилактика заболеваний. Последние реформы, проводимые во Франции и в Германии, вообще-то учитывают эти идеи. Тем не менее нельзя сказать, что здесь удалось добиться существенных результатов: реформы идут с большим скрипом и встречают серьезное сопротивление, особенно со стороны врачей. Так, корпоративная автономия врачей прямо препятствует оценке качества их услуг и распространению стандартов доброкачественной медицинской практики, а интеграция, т. е. создание медицинских сетей или центров комплексного обслуживания, приходит в противоречие с принципом оплаты за каждую отдельную услугу, который большинством профсоюзов свободно практикующих врачей рассматривается как абсолютно незыблемый. Профилактика остается бедной родственницей в системе МС, о чем со всей очевидностью свидетельствует отказ от «врачей общего профиля» в пользу врачей, «осуществляющих постоянное лечение», которые в отличие от первых профилактикой заниматься не обязаны[7]. В Германии последняя реформа все же оказалась более успешной -- она позволила фондам создать «центры медицинского обслуживания» (Medizinische Versorungszentren), где работают разные врачи и представители других медицинских специальностей. Кроме того, здесь фонды получили возможность оплачивать застрахованным расходы на профилактику и/или регулярные осмотры терапевта. Наконец, в Германии сейчас обсуждается специальный закон о профилактике.

Пока во Франции не будут найдены возможности строгого исполнения бюджета, утверждаемого Национальным собранием, вопрос о неконтролируемом возрастании расходов в системе МС останется нерешенным, а сама система -- по существу неуправляемой. И, конечно, в этих условиях единственное, что придется делать, -- это повышать роль фондов добровольного страхования[8], заставлять пациентов все в большей степени оплачивать медицинское обслуживание, а также изыскивать пути увеличения страховых сборов (об этом ясно свидетельствуют и августовский закон 2004 года, и заключенное в том же году декабрьское соглашение врачей, согласно которым врачи-специалисты получили дополнительные права на превышение гонорарных ставок, а размер возмещений расходов в случае хронических заболеваний уменьшился).

Чтобы сделать французскую систему медицинского страхования по-настоящему управляемой, следует предпочесть другие меры, соблюдая, впрочем, принципы равной доступности медицинского обслуживания, его равного качества и, разумеется, оставаясь в рамках финансового реализма. К таким мерам относятся: дальнейшее развитие системы обязательных (паушальных) платежей, регулирование выбора врачом населенного пункта, где он осуществляет свою практику[9], ориентация лечения в сторону профилактики, оптимизация взаимодействия между амбулаторными учреждениями (здравоохранением города) и больницами, постоянное развитие медицинских сетей и комплексных центров. Однако эти меры в известной степени ставят под вопрос два главных элемента французской здравоохранительной системы, которые составляют ее своеобразие: свободу пациентов и свободу врачей. Нет никакой уверенности в том, что французы готовы поступиться частью своей свободы ради строго регламентированного и экономного лечения, маловероятно и то, что врачи откажутся от важнейших принципов свободной практики -- оплаты за каждую отдельную услугу, свободы выбора места жительства и работы, прямых платежей, -- только для того, чтобы более эффективно распоряжаться общественными деньгами, которые им доверены.

Таким образом, реформа здравоохранительной системы вынуждена ставить перед собой четыре разные цели, которых едва ли можно достигнуть одновременно. С одной стороны, новая система МС должна быть реалистичной в финансовом отношении, с другой -- она должна обеспечивать равную доступность услуг, их высокое качество, а также не должна стеснять свободу пациентов и врачей или доставлять им неудобства. Какой бы путь реформирования ни был избран, реформаторам придется искать баланс между этими целями: социальной (гарантировать всем одинаковый уровень охраны здоровья), здравоохранительной (добиться наилучших результатов в охране здоровья), экономической (обеспечить финансовую исполнимость программ и конкурентоспособность системы) и политической (удовлетворить требования потребителей и налогоплательщиков, сохранить за ними свободу выбора и поведения, освободить больных от необходимости ждать в очереди и т. п.). Невозможно вообразить себе такую реформу, которая могла бы достигнуть всех этих целей разом, однако в любом случае их нужно предельно четко обозначить, чтобы последствия тех или иных решений были ясны для всех граждан, которые, в частности, должны отдавать себе отчет в том, что принцип свободы и комфорта несовместим с принципом равенства.

Перевод с немецкого М. Гаврилова


[1] Подробнее об этой реформе см. далее в настоящей статье. -- Здесь и ниже примечания принадлежат переводчику.

[2] Ален Жюппе -- премьер-министр Франции в 1995-1997 годах. См. о его плане подробнее: http://www.enap.uquebec.ca/documents-pdf/observatoire/coup-doeil/1995-dec-vol1no2.pdf.

[3] Наряду с врачами, которые сами определяют размер своего гонорара, во Франции есть и врачи, подписавшие специальную конвенцию с государством и согласившиеся обслуживать пациентов по фиксированному тарифу.

[4] О плане Сегена 1987 года см.: http://www.medef.fr/staging/site/page.php?pag_id=417. Согласно этому плану, взносы в фонд медицинского страхования увеличивались за счет взимания 0,8% налога с доходов. В 1986 году Сеген выдвигал другие предложения по сокращению дефицита системы медицинского страхования.

[5] Полностью план А. Жюппе 1996 года приводится на сайте: http://www.enap.uquebec.ca/documents-pdf/observatoire/coup-doeil/1995-dec-vol1no2.pdf.

[6] См.: http://www.crdp-montpellier.fr/ressources/dda/exclusion/dda3_415_2.html.

[7] Подробно о двух типах врачей -- «общего профиля» (médecin référent) и «постоянно лечащих» (médecin traitant ), а также об их обязанностях см.: http://www.sante.gouv.fr/assurance_maladie/actu/medecin.htm. Врач общего профиля может быть только терапевтом, тогда как постоянно лечащий  врач -- либо терапевтом, либо узким специалистом; первый обслуживает пациентов за фиксированную плату, второй -- нет. Обязательное проведение профилактических осмотров предусмотрено только положением о враче общего профиля. Еще одно важное различие: медик становится врачом общего профиля по собственной воле, а постоянно лечащим врачом -- только по просьбе определенного пациента. Если врач согласен удовлетворить такую просьбу, он сообщает об этом фондам медицинского страхования и получает соответствующий статус.

[8] Во Франции существует программа обязательного государственного страхования, а также фонды добровольного страхования. К последним относятся общества взаимопомощи, фонды социального страхования и частные компании. См.: http://www.euro.who.int/document/e83126rsum.pdf.

[9] Во Франции свободно практикующие врачи традиционно имеют право жить и работать в любом месте; в последнее время ставится вопрос о том, что эту свободу выбора следует как-то ограничить: предлагается поощрять перемещение врачей туда, где в них есть потребность, где их пребывание целесообразно с экономической точки зрения.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

26.05 21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
26.05 20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
26.05 20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
26.05 19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
26.05 18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
26.05 18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
26.05 17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
26.05 16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
26.05 16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
26.05 15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
26.05 15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
26.05 14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
26.05 14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
26.05 14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
26.05 14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
26.05 13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
26.05 13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
26.05 11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
26.05 11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
26.05 10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
26.05 10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
26.05 10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
26.05 09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
26.05 09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.