Адрес: https://polit.ru/article/2006/10/16/migranty/


16 октября 2006, 08:47

Грузия в экономических клещах

Шпионский скандал в отношениях между Россией и Грузией вызвал, на первый взгляд, не вполне адекватную реакцию российских властей. Вместо того чтобы, как это обычно принято в отношениях между цивилизованными странами, найти на своей территории грузинских шпионов, арестовать их и посадить в Лефортовскую тюрьму, а потом с позором выслать, российские власти почему-то ответили запретом на прилет грузинских самолетов и чуть ли не поголовной высылкой всех грузинских граждан, временно проживающих на российской территории. Поэтому поначалу даже складывалось впечатление, что официальные органы всех без исключения грузин считают шпионами. Однако при тщательном размышлении становится понятно, что это предположение является чересчур смелым даже для российских спецслужб и что здесь явно замешана экономика. Ведь это экономика занимается массовыми явлениями, а спецслужбы – только единичными. Видимо, кто-то из высшего руководства решил, что церемониться с Грузией, играя с ней в шпионские игры, смысла нет и действовать надо по-крупному. А самый крупный козырь в политическом противостоянии между Россией и Грузией – это, конечно, грузинские граждане.

Почему российские власти считают, что в развязываемой ими экономической войне приоритет при выборе направления атаки должен отдаваться людям, а не остаткам грузинских товаров? Чтобы лучше понять ответ на этот вопрос, надо посмотреть на экономическую ситуацию в Грузии, так как именно она, на наш взгляд, является в сложившейся ситуации определяющей.

А ситуация в Грузии такова, что достаточно большому количеству людей трудоспособного возраста работать там просто негде. Так уж получилось, что в советские времена на территории Грузии находилось достаточно много промышленных объектов, которые после ликвидации системы централизованного планирования и распределения продукции, а также общих структурных сдвигов на постсоветском пространстве оказались не у дел. Сейчас уже мало кто помнит Кутаисский автомобильный завод, Кутаисский тракторный завод или Тбилисский электровозостроительный завод, а ведь когда-то они были хорошо известны на всем советском пространстве. Но советские времена закончились, а вместе с ними закончился и спрос на продукцию этих предприятий. Соответственно, персонал, занятый на этих производствах, в один прекрасный момент стал безработным и, что самое неприятное, безработным чуть ли не навсегда, потому что построить аналогичные по мощности предприятия в Грузии теперь вряд ли возможно. Да и само грузинское население, судя по всему, не очень тяготеет к созданию аналогичных индустриальных гигантов.

Но безработица безработицей, а жить-то как-то надо. И вот, не найдя новой работы в Грузии, значительная часть ее населения хлынула на российскую территорию. Для этой миграции были все основания. Во-первых, знание русского языка, во-вторых, очень теплое отношение к грузинам вообще, в-третьих, реальная нехватка рабочих рук там, где грузины (и вообще кавказцы) были очень кстати – в сфере торговли и строительства. И наконец, самое главное: приезжая в Россию, чтобы работать в сфере торговли, граждане Грузии привозили с собой не только свою рабочую силу, но и свои продовольственные товары, нехватка которых на российском продовольственном рынке была очевидной все 90-е годы. Таким образом, не вписавшись в постсоветскую экономику Грузии, часть ее граждан вполне удачно вписалась в экономику постсоветской России.

Люди, приехавшие в Россию на заработки, смогли не только обеспечить себя, но и пересылали часть своего дохода на родину. И суммы этих переводов являются вполне приличными. Так, по данным Национального банка Грузии, в 2005 году в республику поступило денежных переводов на $403 млн (при оттоке в $88 млн), в том числе из России было переведено $253 млн (63%) при оттоке в $54 млн. За январь-август 2006 года в Грузию поступило денежных переводов на $324 млн, в том числе из России – на $219 млн (68%). При этом, естественно, эти денежные поступления – только верхушка грузинского экономического айсберга, так как, во-первых, государственный бюджет Грузии получает прямые дотации из бюджета США, а во-вторых, сумма ввезенных по частным каналам денежных средств, которые нигде не регистрируются, может быть не меньшей, чем зарегистрированные платежи. Таким образом, благодаря миграции за границу, Грузия смогла частично решить проблему и внутренней безработицы, и поддержания покупательной способности граждан на более или менее приемлемом уровне.

Но решая более или менее частную задачу сокращения безработицы и поддержания доходов домохозяйств, мигранты заодно решали и гораздо более общую проблему, об этом даже не догадываясь. Дело в том, что хозяйство Грузии страдает от одного дисбаланса, который является хроническим и поэтому вряд ли будет когда-либо исправлен. Этим дисбалансом является постоянное превышение импорта над экспортом. Причем разрыв между ними постоянно нарастает. Если в 2000 году отрицательное сальдо торгового баланса составляло $387 млн, то в 2003 году оно уже составило $680 млн, в 2005 году подскочило до $1,6 млрд и столько же составило в январе-августе текущего года. То есть за пять лет отрицательный результат внешней торговли увеличился почти в пять раз, и это увеличение, как нам кажется, будет иметь катастрофические последствия для экономики республики.

Дело в том, что рост отрицательного сальдо во внешней торговле был вызван ростом стоимости товаров, снизить импорт которых очень сложно, – а именно, нефти и нефтепродуктов, природного газа и пшеницы. Рост стоимости по этим трем товарным группам вызвал рост внешнеторгового дефицита и, судя по тому, как развиваются события на мировых рынках, этот дефицит вряд ли будет заметно снижаться. При этом надо иметь в виду, что по одной из статей импорта – природному газу, который поступает из России, – цены зафиксированы на достаточно низком уровне, но уже готовится их повышение до мирового уровня. Какой удар это повышение нанесет по грузинскому хозяйству, предсказать несложно.

Таким образом, экономика Грузии постепенно зажимается в клещи. С одной стороны, сокращение денежных переводов от возвращающихся в страну мигрантов (к этому, наверное, надо добавить сокращение доходов от туризма) вызовет сокращение конвертируемой наличности, а с другой стороны – рост стоимости импорта будет требовать увеличения этой самой конвертируемой наличности. Кроме того, высылка мигрантов из России усугубит и без того непростую ситуацию с безработицей. Как именно только что победивший на региональных выборах Михаил Саакашвили будет искать выход из сложившегося положения – большая загадка.