Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 03:47
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

17 октября 2006, 10:44

Владимир Юровский: "Судьба западных оркестров не зависит от каприза одного человека"

В рамках шостаковичевского фестиваля в Москве выступил Владимир Юровский – 34-летний дирижер, родившийся в Москве, но карьеру сделавший за пределами нашей страны. Сейчас он входит в число самых заметных звезд молодого поколения, выступает в лучших оперных домах мира (он стал вторым русским после Гергиева, кто дирижировал в Метрополитен-опера), с 2001 года руководит одним из наиболее престижных европейских оперных фестивалей – английским Глайндборном – и входит в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра. А со следующего сезона он вступает в должность главного дирижера London Philharmonic Orchestra, которым сейчас руководит Курт Мазур, и, таким образом, становится прямым конкурентом Гергиева, который в это же самое время начинает руководить London Symphony Orchestra. С Владимиром Юровским, который на хорошем русском языке умеет излагать западные взгляды на оркестровую жизнь, поговорила Екатерина Бирюкова.

Что принципиально разного в российских и западных оркестрах?

Западные оркестры устроены таким образом, что их судьба не зависит от каприза одного человека - художественного руководителя, менеджера, спонсора, кого угодно. Оркестр существует как институция, как учреждение, которое занимает свое место в общественной жизни города или страны. И в оркестрах есть структуры, которые позволяют его удерживать. На западе оркестры делятся на государственные, состоящие из госслужащих, и автономные. Если брать пример Англии, где я много работаю, там оркестры, в основном, автономные. На государственной службе состоят исключительно музыканты оперных театров и музыканты, работающие на радио. Там их труд оплачивают помесячно. Во всех остальных оркестрах музыканты получают поконцертный гонорар. Репетиция тоже оплачивается в форме гонорара. Соответственно, система очень простая: сыграл - получил деньги, не сыграл – не получил.

А если заболел?

Если заболел, тебя заменят, но денег ты не получишь. Если заболел надолго – там какие-то включаются страховочные комплексы, но вообще музыкантам в Англии с этим очень трудно.

А если ребенка родил?

Это учитывается в контракте. С какого-то месяца беременности просто платят какую-ту сумму, и сколько-то месяцев после рождения тоже. Но люди там довольно быстро возвращаются в строй.

За счет чего существуют негосударственные оркестры?

За счет спонсоров. Но обычно существует система треста. То есть когда изначально несколько организаций образуют такой трест, получают, скажем, бренд London Philharmonic Orchestra, а дальше они расчитывают бюджет, исходя из определенного количества спонсорских денег. Что-то обязательно платит государство – небольшую сумму, но платит. Прежде всего - на всякого рода образовательные программы: это работа в школах, с детьми, в больницах, иногда даже в исправительных учреждениях.

А на исполнение современной музыки?

К сожалению, нет. На это даются деньги из особых фондов, но, в основном, - оркестру BBC. У него это одна из основных обязанностей.

А в остальных оркестрах исполнение современной музыки - это просто правило хорошего тона?

Или вопрос личного пристрастия дирижера. Но для оркестра самоуравляемого исполнение новой музыки – это и вопрос личного риска. Потому что, естественно, он должен учитывать, соберется зал или нет.

То, что в Англии, в отличие, скажем, от Германии, государство не содержит оркестры, как-то сказывается на их качестве?

Безусловно сказывается. Среднее качество английских оркестров в несколько раз выше.

?!

Личная ответственность музыкантов повышается. И у людей постоянно есть стимул хорошо играть. Потому что если ты хорошо играешь – тебя позовут опять. А в немецких оркестрах очень часто бывает такая ситуация: ты, поступив туда, получаешь пожизненный контракт, и до 60 лет тебя уже не выгонят. И люди часто играют в полсилы, не занимаются.

Даже если речь идет о Берлинской филармонии?

Нет, это особый случай. Там другие контракты, и оттуда как раз могут выгнать. Но там и выгоняет, и берет на работу сам оркестр. Они и дирижеров себе выбирают сами. Это абсолютное исключение из всех оркестров. Даже Концертгебау не может похвастаться теми роскошными условиями работы и, кстати, теми заработками, которые есть в Берлинской филармонии. Венская филармония – да. Они получают даже еще больше денег, чем Берлин. Особенно за турне. Но не будем забывать, что ее музыканты находятся еще и на службе в Венской Штаатсопере.

Ну, там для этого существуют несколько составов. Тот, который с женщинами, сидит в опере, и никуда не ездит. 

В общем, да (правда, сейчас уже и в первом составе женщины появились). Хотя, по идее, в опере должны играть все музыканты Венской филармонии. Так было. Но это уже давно не так.

Итак, получается, что хорошо знакомый тебе Российский национальный оркестр, существующий практически без поддержки государства, – у нас единственный представитель английской традиции.

Да, но не совсем. Потому что оркестр не имеет внутренней системы самоуправления. Нет профсоюза. Нет постоянно действующей рабочей комиссии, которая может вступать в переговоры с начальством. Грубо говоря, в России музыканты продолжают оставаться подневольными людьми.

А какая расстановка сил в твоем будущем лондонском оркестре?

В нашем оркестре силы такие: есть исполнительный директор, избранный оркестром и советом директоров оркестра, в который входят, в частности, главные спонсоры, члены треста. Этот исполнительный директор является по совместительству и художественным руководителем. Он отвечает за составление общих программ. Естественно, по негласной традиции, все такого рода решения принимаются в контакте и дискуссии с главным дирижером. Естественно, программы главного дирижера выбирает сам главный дирижер. Но именно художественному руководителю принадлежит право выбора общей репертуарной стратегии в сезоне.

Сходная тенденция наблюдется сейчас в оперном театре - фигура интенданта постепенно вытесняет с главной позиции фигуру главного дирижера.

Есть разные системы. В Германии интендант решает все. Во Франции тоже. В других странах – в Бельгии, Голландии, Италии - существует разделение. Интендант занимается общей административной деятельностью. А артистический директор – планирует сезон, приглашает артистов.

Ну все-равно, я хочу сказать, что главным становится человек, который не поет, не машет, не танцует. Как ты относишься к этой тенденции?  

В принципе, хорошо. Потому что считаю, что человек, находящийся вне творческого процесса, гораздо более объективно и трезво может оценить ситуацию и, соответственно, принять правильное решение. Особенно в таком сложном организме, как оперный театр. Оркестр – это все-таки немножко другое.

Тем не менее в оркестрах сейчас появляется такая совершенно невероятная пока для нас должность, как драматург при дирижере.

Это я как раз считаю излишним. Фигура драматурга – порождение немецкой оперной системы. Это как ответственный по идеологической части. По идее, в ГДР так и было. Драматурги – это были люди, приставленные от комитета госбезопасности. Это были люди, которые проверяли спектакли на политическую зрелость. Они все были с погонами. Поэтому большинство из них после падения Берлинской стены и полетели со своих мест. Гораздо более плодотворным мне кажется назначение в оркестр в виде советника какого-то творческого лица. Например, так сделал Чикагский симфонический оркестр, пргласивший к себе советником по программам композитора Джеральда МакБерни. Или Гетеборгский оркестр, назначивший себе главным консультантом по вопросам современной музыки композитора Петера Этвоша.

Как ты считаешь, а в условиях российской ментальности возможно, чтобы лицом театра был некий человек, который не выходит на сцену, а сидит в кабинете? Именно в этом направлении пытается двигаться сейчас Большой театр.

Я думаю, такое когда-нибудь может произойти. Но для этого необходимо очень много изменить – прежде всего в головах у людей. Я наверное ничего нового не скажу, но в этой стране 70 лет подряд отучали людей нести личную ответственность за происходящее в коллективе. А потом еще 15 лет приучали хватать все, что плохо лежит, и как можно скорее бежать. Что тоже чувства хозяйственности и ответственности не прививает. Для меня проблема любого коллектива – это проблема личного отношения к делу каждого участника. Когда один за всех и все за одного.

Ну, как раз в советских коллективах, мне кажется, это было.

Хорошо, я так скажу. Для того, чтобы заниматься настоящим искусством, необходима либо полная защищенность со стороны государства, когда люди находятся в парнике, на положении золотого фонда. Как это было с Заслуженным коллективом республики под управлением Мравинского, с Большим театром, с Госоркестром. Либо нужна такая ситуация, когда люди существуют в условиях тотальной свободы и демократии. И чувствуют постоянную личную ответственность, и работают не на страх, а на совесть.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:59 Мария Захарова прокомментировала заявление Юлии Скрипаль
20:57 Правительство отчиталось о выполнении майских указов на 94%
20:37 Украину предупредили о масштабной атаке «русских хакеров»
20:06 В Новосибирске создали управляемую силой мысли инвалидную коляску-вездеход
20:01 Юлия Скрипаль дала первое интервью после выписки
19:49 КС РФ дал студентам колледжей право на третью отсрочку от армии
19:48 Путина позвали сыграть в хоккей с Ди Каприо на Северном полюсе
19:38 Новые санкции не сказались на прогнозе МВФ по российской экономике
19:20 В МИДе рассказали о подготовке визита Лаврова в КНДР
19:08 НКО призвали Госдуму наказывать депутатов за сексуальные домогательства
19:00 Индия может обложить криптовалюты налогом
18:53 Пхеньян определился с датой демонтажа ядерного полигона
18:45 Главный аналитик Sberbank CIB уволен после критики «Газпрома»
18:27 Уилл Смит исполнит официальную песню чемпионата по футболу
18:02 Росгвардия оснастит весь общественный транспорт «тревожными кнопками»
17:59 Сквер у посольства России в Вильнюсе назвали в честь Немцова
17:36 Порошенко сменил название ВДВ и цвет беретов морпехам
17:30 ЕСПЧ присудил россиянам 2 млрд евро компенсаций за 20 лет
16:58 Житель Кургана предстанет перед судом за призывы к массовым беспорядкам через Telegram
16:48 Генсек ФИФА выступила в защиту Оюба Титиева
16:42 Родственники пассажиров сбитого «Боинга» написали открытое письмо перед ЧМ-2018
16:25 Вместо одной вымирающей гигантской саламандры теперь будет пять
16:21 Россияне смогут жить на Кубе без виз до трех месяцев
16:12 Пресс-секретаря Навального арестовали за твит о митинге
15:55 Медведев поручил снизить акцизы на бензин и дизтопливо
15:50 В Госдуме не согласились с запретом на отдых в санкционных странах
15:32 В Москве арестовали бывшего мэра Ялты
15:15 Из УК РФ решили убрать «предпринимательские» статьи
15:14 Помощник Бастрыкина приедет в кубанский поселок после зверского убийства женщины
15:09 Более 80 процентов углерода в живых организмах приходится на растения
15:06 «КиноПоиск» превратился в платный онлайн-кинотеатр
14:40 Мосгорсуд оставил в силе приговор Навальному
14:38 Instagram позволит «отключить» посты выбранных пользователей
14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
11:51 Бизнес предложил отменить посадки за исполнение санкций
11:38 Хазанов готов озвучить попугая Кешу в полнометражке «Союзмультфильма»
11:32 В ДНР рассказали о попытке украинских военных захватить Горловку
11:21 Глава Сбербанка рассказал о переговорах с «Русалом» по долгам
11:13 В аварии школьного автобуса под Псковом пострадал 21 человек
10:51 В Совфеде ответили на заявление депутата Верховной Рады по Крымскому мосту
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.