Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 06:45
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 октября 2006, 11:03

Место встречи - «Территория»

До 15 октября 2006 года как-то сложно было представить, что между художником Олегом Куликом и дирижером Теодором Курентзисом есть хоть что-то общее. Несмотря на то, что формально они существуют в одном времени, все у них разное: имидж, цели, язык, смысл поступков, аудитория. И  вдруг сходство проявилось - благодаря фестивалю «Территория». Этот поддержанный важными государственными институциями проект – по сути выставка современного актуального искусства. Но выставка с особым, можно сказать, внецивилизованным, первобытным смыслом – чтобы любой посетитель, независимо от своего культурного бэкграунда, почувствовал себя здесь своим. Смысл «Территории» -- проекта, несмотря на список культовых фигур за кадром и в кадре – отнюдь не высоколоб, а предельно гуманен. Если коротко и понятно, он – в создании новых коммуникаций. Тех, что проявляются непосредственно и быстро, как при сексуальном контакте. 

Фестиваль «Территория», прошедший впервые, - это экспозиция произведений искусства, взятых из разных, ранее совершенно обособленных областей, между которыми, наконец-то, выявлена зависимость. Для того, чтобы, встряхнув свои привычные культурные ощущения, мы установили личные близкие связи с новым искусством а заодно между собой. Чтобы возникла новая историческая общность – открытых к диалогу потребителей искусства, смотрящих на окружающий мир без страха и предубеждения.

Место встречи – современный мегаполис с его необъятными площадями и множеством автономных точек. Чтобы человек, знающий только свой маршрут (дом-работа-дом), ощутил большой мир не враждебным хаосом, а дружественной себе структурой, достаточно маленькой визуальной терапии – смотреть почаще на висящую в каждом вагоне схему метро. Точки соединяются веселыми разноцветными линиями, линии пересекаются, показывая возможность пересадок, все внушает позитивный настрой. Жить и работать в этом мире уже не так страшно: схема метро – знак порядка, победы над необъятностью и отчуждением. «Территория» позаимствовала этот принцип, сделав его смыслообразующим. Метраж фестиваля – плотно скомпонованная неделя, где представлены разные способы художественных коммуникаций: от спектакля до мастер-класса. Однако спрессованность имен, событий и контактов должна не подавить потребителя, а помочь ему уловить базовые принципы существования современного искусства – искусства, создаваемого сегодня и говорящего на современном языке.

Что объединяет, например, театр Kretakor из Венгрии, который привез спектакль «Blackland», проходящий по ведомству драмы, и  программу Lacrimosa, составленную из произведений современных композиторов и Густава Малера, проходящую по ведомству академической музыки? Что общего между театром «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и программой «100 минут поэзии», представляющей современных авторов?

Фестиваль «Территория» призван доказать, что на самом деле жанровые особенности принципиального значения не имеют. Музыка, драма, танец, поэзия – части целого, с помощью которых возникает метасюжет, в котором проступают важные качества современной культуры -- свобода, смелость, радикальность, пассионарность. «Территории» интересно маргинальное искусство, создатели которого имею общее базовое качество: они сознательно нарушают табу, чтобы заострить свое болевое  ощущение жизни. На каком-то бессознательном уровне  они протестуют против буржуазного искусства с его конформизмом и комфортностью. Новые авторы стремятся к радикальному выражению радикальных ощущений.

Одним из очевидных проявлений этой позиции стал спектакль «Blackland» Арпада Шиллинга – соединение документа и гротеска, насилия и абсурда. Его основа – sms-сообщения, поставляющие на мобильные телефоны сводки горячих событий – спортивные скандалы, аборты, беженцы, сексуальные извращения. Форма театрального высказывания – череда номеров, где актеры в концертных костюмах (фраки, черные платья) с музыкальными инструментами, ладно поющие на много голосов, доводят каждый скромный сюжет до кошмара, болезненно заостряя способы выражения: если уже ненормативная лексика – то каскадом, если уж обнаженные половые органы – то крупным планом (с помощью видеокамеры). Любая тема – что добровольное использование кларнета в качестве сексуального орудия, что насильственная сдача  мочи на анализ – доводится до невозможности, когда кажется, что сейчас все лопнет. Смелость режиссера, вскрывающего таким образом абсурдность общественного регламента, как и непринужденность актеров, допускающих любые манипуляции со своим телом и при этом не теряющих достоинства, вызывает уважение и даже восхищение. Возможно именно этой свободы, проявляемой, в т.ч. через телесность, так не хватает современной европейской цивилизации с ее отшлифованной системой правил поведения.

Однако после продолжительного, непроизвольного, почти животного смеха, вызванного большинством сценок, вопрос, зачем это было нужно, надвигается с неумолимой силой. Если здесь только провокация с  целью вывернуть все наизнанку, то это слишком просто и не дотягивает до полноценного театрального высказывания. Понятно, что все извращения не просто так – это форма протеста против разного рода  унижений: издевательства одной человеческой особи над другой принимает такие закрученные формы, что сквозь смех проступает отчаяние и сострадание к жертвам. Однако этих эмоций недостаточно, чтобы считать такие высказывания полноценными  в театральном смысле. Чего-то самого главного здесь не хватает – острые ощущения реальности не складываются в новое художественное целое. Но, возможно, такой результат современному провокативному искусству и не нужен?

Все-таки, нужен, если судить по спектаклю «Тебе, Воланчик!» режиссера Элизабет Ле Компт  (театр The Wooster  Group, США). Его основа –  версия Пола Шмидта «Федры» Расина, от которой остался только остов -- изнурительная страсть Федры (Кейт Вальк) к своему пасынку Ипполиту (Ари Флиакос),  доводящая ее до изнеможения и смерти. Форма спектакля – игра в бадминтон, фокус – стремительный волан, посылаемый резкими точными ударами игроков. От первого сета, сразу создающего  ощущение экстрима, будто ставка – жизнь, сразу охватывает какое-то невозможное, опасное безумие. Такое, что состояние Федры – она появилась, но от внутреннего напряжения не может издать звука, понятно без слов: страсть погасила  рассудок, тело – воплощение похоти, оно функционирует автоматически, зацикленное на совершаемых публично и без стыда физиологических проявлениях, смысл которых – дать хоть какое-то облегчение страдающей плоти.

Любовная страсть и спорт, сексуальное желание и физиология – острые сочетания, за которые можно быть благодарным режиссеру Элизабет Ле Компт. Ясно, что телесность спектакля – не эпатаж, а язык, которым раскрывается что-то безысходное: страсть – не пафос и красота, это катастрофа -- нечто на пределе жизни, изнуряющее, обреченное. Чего не хватает этому театральному высказыванию – так это развития и завершения мысли, в котором открылось бы новое качество. А так кажется, что между первым выходом застывшей от вожделения Федры и финалом -- ее окаменевшее тело лежит на полу, дистанцию в 1 час 20 минут можно было сократить как минимум вдвое.

Но деструктивность – не единственный образ фестиваля «Территория», претендующего на создание современной картины мира. В ней, кроме негативных эмоций, необходимых для полноценной культурной жизни, была и столь же необходимая духоподъемность. Одно из ее проявлений – программа Lacrimosa дирижера Теодора Курентзиса, где музыка говорила о смерти, но была так нестерпимо прекрасна, что только обостряла чувство жизни. Это относилось и к сочиненной почти сто лет назад «Песни о земле» Густава Малера, и к произведению умершего недавно француза Жерара Гризе «Четыре песни, чтобы переступить порог», исполненного великолепным ансамблем Klangforum Wien  и солисткой Доротеей Милдс из Австрии, которую можно назвать открытием сезона. Второй кульминацией фестиваля стал финальный вечер в Политехническом музее, поставленный Кириллом Серебренниковым. Герои программы,  возрождающей образ знаменитых поэтических вечеров 1960-х, --  поэзия и поэты. Стихи в режиме нон-стоп в многоголосном исполнении авторов, актеров и народа оказались самой действенной терапией «Территории». Ее главным открытием стали наши соотечественники -- молодые люди, одержимые созданием вербальных образов. И то, что эти 100 минут они убедили зал в том, что мир, в котором мы живем, прекрасен, стало самым сущностным открытием фестиваля современного искусства «Территория».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22.05 21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
22.05 20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
22.05 20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
22.05 20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
22.05 19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
22.05 19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
22.05 19:21 Крымский мост прошел чин освящения
22.05 19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
22.05 18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
22.05 18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
22.05 18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
22.05 18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
22.05 17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
22.05 17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
22.05 17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
22.05 17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
22.05 16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
22.05 16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
22.05 16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
22.05 16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
22.05 15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
22.05 15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
22.05 15:20 Ройзман отказался баллотироваться в мэры Москвы
22.05 15:11 В Сочи отключили телевидение и радио из-за ЧМ-2018
22.05 14:52 Великобритания опровергла отказ принимать российские дипломы
22.05 14:32 Россия оценила ответ на введение пошлин США в полмилиарда долларов
22.05 14:30 Картина Клода Моне из серии «Вокзал Сен-Лазар» будет продана на аукционе
22.05 14:16 СМИ рассказали о согласии Шувалова возглавить Внешэкономбанк
22.05 13:57 Дума утвердила Кудрина главой Счетной палаты
22.05 13:55 Глава СКР Александр Бастрыкин за год вдвое увеличил свой доход
22.05 13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
22.05 13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
22.05 13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
22.05 12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
22.05 12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
22.05 12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
22.05 12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
22.05 11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
22.05 11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
22.05 11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
22.05 11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
22.05 11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
22.05 11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
22.05 10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
22.05 10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
22.05 10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
22.05 10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
22.05 10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
22.05 09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
22.05 09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.