Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 01:07
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 октября 2006, 11:03

Место встречи - «Территория»

До 15 октября 2006 года как-то сложно было представить, что между художником Олегом Куликом и дирижером Теодором Курентзисом есть хоть что-то общее. Несмотря на то, что формально они существуют в одном времени, все у них разное: имидж, цели, язык, смысл поступков, аудитория. И  вдруг сходство проявилось - благодаря фестивалю «Территория». Этот поддержанный важными государственными институциями проект – по сути выставка современного актуального искусства. Но выставка с особым, можно сказать, внецивилизованным, первобытным смыслом – чтобы любой посетитель, независимо от своего культурного бэкграунда, почувствовал себя здесь своим. Смысл «Территории» -- проекта, несмотря на список культовых фигур за кадром и в кадре – отнюдь не высоколоб, а предельно гуманен. Если коротко и понятно, он – в создании новых коммуникаций. Тех, что проявляются непосредственно и быстро, как при сексуальном контакте. 

Фестиваль «Территория», прошедший впервые, - это экспозиция произведений искусства, взятых из разных, ранее совершенно обособленных областей, между которыми, наконец-то, выявлена зависимость. Для того, чтобы, встряхнув свои привычные культурные ощущения, мы установили личные близкие связи с новым искусством а заодно между собой. Чтобы возникла новая историческая общность – открытых к диалогу потребителей искусства, смотрящих на окружающий мир без страха и предубеждения.

Место встречи – современный мегаполис с его необъятными площадями и множеством автономных точек. Чтобы человек, знающий только свой маршрут (дом-работа-дом), ощутил большой мир не враждебным хаосом, а дружественной себе структурой, достаточно маленькой визуальной терапии – смотреть почаще на висящую в каждом вагоне схему метро. Точки соединяются веселыми разноцветными линиями, линии пересекаются, показывая возможность пересадок, все внушает позитивный настрой. Жить и работать в этом мире уже не так страшно: схема метро – знак порядка, победы над необъятностью и отчуждением. «Территория» позаимствовала этот принцип, сделав его смыслообразующим. Метраж фестиваля – плотно скомпонованная неделя, где представлены разные способы художественных коммуникаций: от спектакля до мастер-класса. Однако спрессованность имен, событий и контактов должна не подавить потребителя, а помочь ему уловить базовые принципы существования современного искусства – искусства, создаваемого сегодня и говорящего на современном языке.

Что объединяет, например, театр Kretakor из Венгрии, который привез спектакль «Blackland», проходящий по ведомству драмы, и  программу Lacrimosa, составленную из произведений современных композиторов и Густава Малера, проходящую по ведомству академической музыки? Что общего между театром «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и программой «100 минут поэзии», представляющей современных авторов?

Фестиваль «Территория» призван доказать, что на самом деле жанровые особенности принципиального значения не имеют. Музыка, драма, танец, поэзия – части целого, с помощью которых возникает метасюжет, в котором проступают важные качества современной культуры -- свобода, смелость, радикальность, пассионарность. «Территории» интересно маргинальное искусство, создатели которого имею общее базовое качество: они сознательно нарушают табу, чтобы заострить свое болевое  ощущение жизни. На каком-то бессознательном уровне  они протестуют против буржуазного искусства с его конформизмом и комфортностью. Новые авторы стремятся к радикальному выражению радикальных ощущений.

Одним из очевидных проявлений этой позиции стал спектакль «Blackland» Арпада Шиллинга – соединение документа и гротеска, насилия и абсурда. Его основа – sms-сообщения, поставляющие на мобильные телефоны сводки горячих событий – спортивные скандалы, аборты, беженцы, сексуальные извращения. Форма театрального высказывания – череда номеров, где актеры в концертных костюмах (фраки, черные платья) с музыкальными инструментами, ладно поющие на много голосов, доводят каждый скромный сюжет до кошмара, болезненно заостряя способы выражения: если уже ненормативная лексика – то каскадом, если уж обнаженные половые органы – то крупным планом (с помощью видеокамеры). Любая тема – что добровольное использование кларнета в качестве сексуального орудия, что насильственная сдача  мочи на анализ – доводится до невозможности, когда кажется, что сейчас все лопнет. Смелость режиссера, вскрывающего таким образом абсурдность общественного регламента, как и непринужденность актеров, допускающих любые манипуляции со своим телом и при этом не теряющих достоинства, вызывает уважение и даже восхищение. Возможно именно этой свободы, проявляемой, в т.ч. через телесность, так не хватает современной европейской цивилизации с ее отшлифованной системой правил поведения.

Однако после продолжительного, непроизвольного, почти животного смеха, вызванного большинством сценок, вопрос, зачем это было нужно, надвигается с неумолимой силой. Если здесь только провокация с  целью вывернуть все наизнанку, то это слишком просто и не дотягивает до полноценного театрального высказывания. Понятно, что все извращения не просто так – это форма протеста против разного рода  унижений: издевательства одной человеческой особи над другой принимает такие закрученные формы, что сквозь смех проступает отчаяние и сострадание к жертвам. Однако этих эмоций недостаточно, чтобы считать такие высказывания полноценными  в театральном смысле. Чего-то самого главного здесь не хватает – острые ощущения реальности не складываются в новое художественное целое. Но, возможно, такой результат современному провокативному искусству и не нужен?

Все-таки, нужен, если судить по спектаклю «Тебе, Воланчик!» режиссера Элизабет Ле Компт  (театр The Wooster  Group, США). Его основа –  версия Пола Шмидта «Федры» Расина, от которой остался только остов -- изнурительная страсть Федры (Кейт Вальк) к своему пасынку Ипполиту (Ари Флиакос),  доводящая ее до изнеможения и смерти. Форма спектакля – игра в бадминтон, фокус – стремительный волан, посылаемый резкими точными ударами игроков. От первого сета, сразу создающего  ощущение экстрима, будто ставка – жизнь, сразу охватывает какое-то невозможное, опасное безумие. Такое, что состояние Федры – она появилась, но от внутреннего напряжения не может издать звука, понятно без слов: страсть погасила  рассудок, тело – воплощение похоти, оно функционирует автоматически, зацикленное на совершаемых публично и без стыда физиологических проявлениях, смысл которых – дать хоть какое-то облегчение страдающей плоти.

Любовная страсть и спорт, сексуальное желание и физиология – острые сочетания, за которые можно быть благодарным режиссеру Элизабет Ле Компт. Ясно, что телесность спектакля – не эпатаж, а язык, которым раскрывается что-то безысходное: страсть – не пафос и красота, это катастрофа -- нечто на пределе жизни, изнуряющее, обреченное. Чего не хватает этому театральному высказыванию – так это развития и завершения мысли, в котором открылось бы новое качество. А так кажется, что между первым выходом застывшей от вожделения Федры и финалом -- ее окаменевшее тело лежит на полу, дистанцию в 1 час 20 минут можно было сократить как минимум вдвое.

Но деструктивность – не единственный образ фестиваля «Территория», претендующего на создание современной картины мира. В ней, кроме негативных эмоций, необходимых для полноценной культурной жизни, была и столь же необходимая духоподъемность. Одно из ее проявлений – программа Lacrimosa дирижера Теодора Курентзиса, где музыка говорила о смерти, но была так нестерпимо прекрасна, что только обостряла чувство жизни. Это относилось и к сочиненной почти сто лет назад «Песни о земле» Густава Малера, и к произведению умершего недавно француза Жерара Гризе «Четыре песни, чтобы переступить порог», исполненного великолепным ансамблем Klangforum Wien  и солисткой Доротеей Милдс из Австрии, которую можно назвать открытием сезона. Второй кульминацией фестиваля стал финальный вечер в Политехническом музее, поставленный Кириллом Серебренниковым. Герои программы,  возрождающей образ знаменитых поэтических вечеров 1960-х, --  поэзия и поэты. Стихи в режиме нон-стоп в многоголосном исполнении авторов, актеров и народа оказались самой действенной терапией «Территории». Ее главным открытием стали наши соотечественники -- молодые люди, одержимые созданием вербальных образов. И то, что эти 100 минут они убедили зал в том, что мир, в котором мы живем, прекрасен, стало самым сущностным открытием фестиваля современного искусства «Территория».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.