Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 06:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 ноября 2006, 08:42

Направления без дорог

На одном из недавних заседаний правительства были рассмотрены основные направления реформирования железнодорожного транспорта. Тема эта важная и полезная, так как реформирование путей сообщения у нас в стране несколько затянулось, хотя «основные направления», по которым должны были идти реформы, давно и хорошо известны. В отличие от некоторых важных подробностей их реализации.

Прежде всего, должны были быть разделены на отдельные управленческие блоки (дирекции) разные виды деятельности, а потом, по мере получения опыта самостоятельной работы и разделения между собой финансовых потоков, эти блоки должны превращаться в организационно независимые компании, с выделением всего имущества на отдельный баланс и последующим акционированием. Хотя первое время эти компании должны оставаться со 100%-ным государственным участием.

Надо сказать, что самостоятельных видов деятельности у железнодорожников всегда было более чем достаточно. Это было связано и с особенностями экономического развития России (железные дороги прокладывались в необжитых районах, где вообще ничего не было, поэтому на железнодорожников ложилась задача строительства не только производственной, но и социальной инфраструктуры), и с особенностями функционирования отраслей и предприятий в советские времена, когда каждое ведомство было вынуждено вести полунатуральное хозяйство, чтобы компенсировать низкое качество работы сторонних поставщиков. То есть наличие большого количества дополнительных и вспомогательных производств было нормой, но у советского, а потом и российского Министерства путей сообщения все нормы были превышены. Скорее всего, именно поэтому реформирование отрасли так сильно затянулось, так как разделить все это хозяйство на отдельные части было очень непросто.

Чтобы проиллюстрировать масштаб задач, скажем только, что в состав МПС, кроме путевого хозяйства, локомотивных депо и локомотиворемонтных заводов, входили (и до сих пор входят) вагонные парки и вагоноремонтные заводы, сетевое хозяйство, пассажирские платформы, вокзалы и привокзальные сооружения, поликлиники и больницы, гостиницы для железнодорожников, пригородные электропоезда, фабрики-прачечные, пошивочные ателье и многое другое, необходимое для поддержания на ходу гигантского железнодорожного хозяйства. И все это надо было переписать, разделить, вынести на отдельный баланс и потом акционировать.

Далее, уже смотря по обстоятельствам, акции этих компаний можно было бы потихоньку предлагать на рынке инвесторам, постепенно снижая долю государства до контрольного, а потом и блокирующего пакета. И уже в дальней перспективе, по мере роста конкуренции и выравнивания тарифов, государство вообще могло бы отказаться от владения акциями железнодорожных компаний, полностью предоставив это частному капиталу.

При этом, естественно, на операции частного сектора накладывается ряд ограничений, связанных со спецификой этого вида транспорта и особенностями экономической ситуации в стране. Во-первых, государство продолжает оставаться собственником железнодорожного полотна и, соответственно, инвестором при его расширении и ремонте. Хотя, конечно, и здесь возможны исключения: если какая-нибудь частная компания захочет построить свою магистральную железную дорогу, то она имеет полное право это сделать, несмотря на наличие государственных железных дорог. Другим исключением, но уже обратного типа, является наличие гигантского количества подъездных путей и узкоколейных железных дорог, раньше находившихся в ведении крупных промышленных предприятий и разного рода ведомств, а потом автоматически перешедших в частные руки. Которые, понятное дело, выделять и акционировать уже не нужно.

Во-вторых, государство продолжает регулировать тарифы на железнодорожные перевозки, определяя и формулу расчета тарифов, и их предельные уровни по видам перевозок, и размеры дотаций, которые должны получать перевозчики, если установленные государством тарифы не дотягивают до уровня, обеспечивающего среднюю рентабельность по отрасли. При этом государство должно стараться отойти от перекрестного субсидирования, когда рентабельная деятельность (грузовые перевозки) финансирует нерентабельную деятельность (пассажирские перевозки) или когда внутри рентабельного вида деятельности существуют низкорентабельные операции (перевозка угля для электростанций и котельных) и сверхрентабельные (перевозка грузов на экспорт). И, в-третьих, за государством всегда остается право выдачи государственного заказа на перевозку определенных видов грузов или определенной категории пассажиров.

Таким образом, масштаб задач, стоявших перед реформаторами, был велик, и поэтому реформы железнодорожного транспорта постоянно пробуксовывали. Правда, кое-что все-таки делалось. Например, была создана Дирекция пассажирских перевозок, куда был передан весь вагонный парк и персонал, который обслуживает эти вагоны. Как следует из материалов заседания правительства, в составе расходной части федерального бюджета на 2007 год уже заложены средства на компенсацию убытков этой Дирекции от эксплуатации поездов дальнего следования.

Следующим шагом могло бы быть создание Дирекции грузовых перевозок. Но пока об этом только идут разговоры – т.к. подобный шаг привел бы к появлению на рынке транспортных услуг гигантской компании, которая окажется монополистом почти по всем видам перевозок. Сейчас ситуация на этом рынке носит полуконкурентный характер – наряду с подвижным составом, принадлежащим государству, есть частные экспедиторские, компании со своим вагонным парком, и парк вагонов, принадлежащих государству понемногу сокращается. После образования же Дирекции грузовых перевозок, которая является самостоятельным акционерным обществом, конкуренция на этом рынке вообще заглохнет – конкурировать с таким гигантом будет достаточно малоосмысленным занятием, многие частные экспедиторы в качестве самого лучшего решения предпримут продажу своего вагонного парка этой Дирекции и покупку на вырученные деньги хоть какого-нибудь пакета акций этой компании. То есть в этой ситуации вместо конкуренции на рынке транспортных услуг у нас получится конкуренция за акции перевозчика-монополиста на фондовом рынке, а это совсем не тот результат, который ожидался от проведения реформ.

Поэтому создание Дирекции грузовых перевозок пока остается обсуждаемым вопросом, и как долго он будет обсуждаться – непонятно. Тем более что руководители РАО «РЖД» сами подливают масло в огонь обсуждения, пытаясь не только полностью оставить за собой рынок железнодорожных грузовых перевозок, но и войти в смежные сегменты рынка транспортных услуг, покупая терминалы морских грузовых портов. Конечно, подобный монстр будет трудноуправляем и наверняка скоро рухнет под собственной тяжестью, однако пока он будет действовать, частным экспедиторам и широкому кругу грузоотправителей придется нелегко.

Вместо создания гигантского грузового перевозчика можно было бы пойти уже проторенной дорогой – просто продавать имеющийся вагонный парк «РЖД» частным операторам; тогда никаких проблем с конкуренцией не будет. Но как раз по поводу направлений реформирования в этой части пресс-релиз заседания правительства отделывается молчанием, как будто проблемы нет и она никем не обсуждалась.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
12.12 16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
12.12 16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
12.12 15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
12.12 15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
12.12 15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
12.12 15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
12.12 15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
12.12 14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
12.12 14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
12.12 14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
12.12 14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
12.12 14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
12.12 13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
12.12 13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
12.12 13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
12.12 13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
12.12 13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
12.12 13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
12.12 13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
12.12 13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
12.12 13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12.12 12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12.12 12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12.12 12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12.12 12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12.12 12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
12.12 11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
12.12 11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
12.12 11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
12.12 11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
12.12 11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
12.12 10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.