Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 сентября 2018, среда, 13:33
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 ноября 2006, 08:42

Направления без дорог

На одном из недавних заседаний правительства были рассмотрены основные направления реформирования железнодорожного транспорта. Тема эта важная и полезная, так как реформирование путей сообщения у нас в стране несколько затянулось, хотя «основные направления», по которым должны были идти реформы, давно и хорошо известны. В отличие от некоторых важных подробностей их реализации.

Прежде всего, должны были быть разделены на отдельные управленческие блоки (дирекции) разные виды деятельности, а потом, по мере получения опыта самостоятельной работы и разделения между собой финансовых потоков, эти блоки должны превращаться в организационно независимые компании, с выделением всего имущества на отдельный баланс и последующим акционированием. Хотя первое время эти компании должны оставаться со 100%-ным государственным участием.

Надо сказать, что самостоятельных видов деятельности у железнодорожников всегда было более чем достаточно. Это было связано и с особенностями экономического развития России (железные дороги прокладывались в необжитых районах, где вообще ничего не было, поэтому на железнодорожников ложилась задача строительства не только производственной, но и социальной инфраструктуры), и с особенностями функционирования отраслей и предприятий в советские времена, когда каждое ведомство было вынуждено вести полунатуральное хозяйство, чтобы компенсировать низкое качество работы сторонних поставщиков. То есть наличие большого количества дополнительных и вспомогательных производств было нормой, но у советского, а потом и российского Министерства путей сообщения все нормы были превышены. Скорее всего, именно поэтому реформирование отрасли так сильно затянулось, так как разделить все это хозяйство на отдельные части было очень непросто.

Чтобы проиллюстрировать масштаб задач, скажем только, что в состав МПС, кроме путевого хозяйства, локомотивных депо и локомотиворемонтных заводов, входили (и до сих пор входят) вагонные парки и вагоноремонтные заводы, сетевое хозяйство, пассажирские платформы, вокзалы и привокзальные сооружения, поликлиники и больницы, гостиницы для железнодорожников, пригородные электропоезда, фабрики-прачечные, пошивочные ателье и многое другое, необходимое для поддержания на ходу гигантского железнодорожного хозяйства. И все это надо было переписать, разделить, вынести на отдельный баланс и потом акционировать.

Далее, уже смотря по обстоятельствам, акции этих компаний можно было бы потихоньку предлагать на рынке инвесторам, постепенно снижая долю государства до контрольного, а потом и блокирующего пакета. И уже в дальней перспективе, по мере роста конкуренции и выравнивания тарифов, государство вообще могло бы отказаться от владения акциями железнодорожных компаний, полностью предоставив это частному капиталу.

При этом, естественно, на операции частного сектора накладывается ряд ограничений, связанных со спецификой этого вида транспорта и особенностями экономической ситуации в стране. Во-первых, государство продолжает оставаться собственником железнодорожного полотна и, соответственно, инвестором при его расширении и ремонте. Хотя, конечно, и здесь возможны исключения: если какая-нибудь частная компания захочет построить свою магистральную железную дорогу, то она имеет полное право это сделать, несмотря на наличие государственных железных дорог. Другим исключением, но уже обратного типа, является наличие гигантского количества подъездных путей и узкоколейных железных дорог, раньше находившихся в ведении крупных промышленных предприятий и разного рода ведомств, а потом автоматически перешедших в частные руки. Которые, понятное дело, выделять и акционировать уже не нужно.

Во-вторых, государство продолжает регулировать тарифы на железнодорожные перевозки, определяя и формулу расчета тарифов, и их предельные уровни по видам перевозок, и размеры дотаций, которые должны получать перевозчики, если установленные государством тарифы не дотягивают до уровня, обеспечивающего среднюю рентабельность по отрасли. При этом государство должно стараться отойти от перекрестного субсидирования, когда рентабельная деятельность (грузовые перевозки) финансирует нерентабельную деятельность (пассажирские перевозки) или когда внутри рентабельного вида деятельности существуют низкорентабельные операции (перевозка угля для электростанций и котельных) и сверхрентабельные (перевозка грузов на экспорт). И, в-третьих, за государством всегда остается право выдачи государственного заказа на перевозку определенных видов грузов или определенной категории пассажиров.

Таким образом, масштаб задач, стоявших перед реформаторами, был велик, и поэтому реформы железнодорожного транспорта постоянно пробуксовывали. Правда, кое-что все-таки делалось. Например, была создана Дирекция пассажирских перевозок, куда был передан весь вагонный парк и персонал, который обслуживает эти вагоны. Как следует из материалов заседания правительства, в составе расходной части федерального бюджета на 2007 год уже заложены средства на компенсацию убытков этой Дирекции от эксплуатации поездов дальнего следования.

Следующим шагом могло бы быть создание Дирекции грузовых перевозок. Но пока об этом только идут разговоры – т.к. подобный шаг привел бы к появлению на рынке транспортных услуг гигантской компании, которая окажется монополистом почти по всем видам перевозок. Сейчас ситуация на этом рынке носит полуконкурентный характер – наряду с подвижным составом, принадлежащим государству, есть частные экспедиторские, компании со своим вагонным парком, и парк вагонов, принадлежащих государству понемногу сокращается. После образования же Дирекции грузовых перевозок, которая является самостоятельным акционерным обществом, конкуренция на этом рынке вообще заглохнет – конкурировать с таким гигантом будет достаточно малоосмысленным занятием, многие частные экспедиторы в качестве самого лучшего решения предпримут продажу своего вагонного парка этой Дирекции и покупку на вырученные деньги хоть какого-нибудь пакета акций этой компании. То есть в этой ситуации вместо конкуренции на рынке транспортных услуг у нас получится конкуренция за акции перевозчика-монополиста на фондовом рынке, а это совсем не тот результат, который ожидался от проведения реформ.

Поэтому создание Дирекции грузовых перевозок пока остается обсуждаемым вопросом, и как долго он будет обсуждаться – непонятно. Тем более что руководители РАО «РЖД» сами подливают масло в огонь обсуждения, пытаясь не только полностью оставить за собой рынок железнодорожных грузовых перевозок, но и войти в смежные сегменты рынка транспортных услуг, покупая терминалы морских грузовых портов. Конечно, подобный монстр будет трудноуправляем и наверняка скоро рухнет под собственной тяжестью, однако пока он будет действовать, частным экспедиторам и широкому кругу грузоотправителей придется нелегко.

Вместо создания гигантского грузового перевозчика можно было бы пойти уже проторенной дорогой – просто продавать имеющийся вагонный парк «РЖД» частным операторам; тогда никаких проблем с конкуренцией не будет. Но как раз по поводу направлений реформирования в этой части пресс-релиз заседания правительства отделывается молчанием, как будто проблемы нет и она никем не обсуждалась.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:30 СМИ узнали историю отмены визита Нетаньяху в Москву из-за Ил-20
13:00 Компаниям из «списка Белоусова» предложат строить самую дорогую трассу РФ
12:21 Бывшему секретарю Роскомнадзора сменили меру пресечения по делу о растрате
12:00 СМИ узнали причину невозможности переноса пенсионной реформы
11:48 В Швейцарии нашли бронзовую ладонь возрастом 3500 лет
11:39 Памфилова пригрозила взыскать с главы Хакасии деньги за выборы
11:23 Возле Госдумы начался митинг против пенсионной реформы
11:05 Германия и РЖД запустят поезд между Берлином и Петербургом
10:47 Госдума единогласно поддержала пенсионную реформу с поправками Путина
10:31 Глава Пентагона назвал три главных угрозы безопасности США
10:22 Лавров отшутился в ответ на появление Порошенко в его переговорной
10:05 СМИ узнали о манипуляциях с возрастным цензом в российском кинопрокате
09:30 Всемирный банк включил РФ в тройку лидеров по неравенству регионов
09:12 Избирком Хабаровского края объявил Фургала новым губернатором
25.09 21:10 Эрдоган призвал расширить состав Совбеза ООН
25.09 20:58 МИД России прокомментировал санкции США против Венесуэлы
25.09 20:30 В ЦИК ДНР подали документы десять кандидатов в главы республики
25.09 20:05 Адвокат Вышинского опроверг сообщения о завершении следствия
25.09 19:43 Абрамовичу отказали в виде на жительство в Швейцарии
25.09 19:22 Трамп предостерег Германию от зависимости от российского газа
25.09 19:03 Генассамблея ООН встретила смехом речь Трампа
25.09 18:39 Верзилов заявил об отравлении новым веществом
25.09 18:19 Минторг США анонсировал новые санкции против российского бизнеса
25.09 17:58 «Роснефть» остается в лидерах роста разведочного и эксплуатационного бурения
25.09 17:43 Синод УПЦ потребовал от экзархов Константинополя покинуть территорию
25.09 17:21 Российский «Канатаход» тестируется на дубайских линиях электропередачи
25.09 17:17 ЕР связала неудачи на выборах с пенсионной реформой
25.09 17:01 Правительство Израиля настояло на координации действий в Сирии с Россией
25.09 16:40 Украина объявила о достижении компромисса по вводу миротворцев в Донбасс
25.09 16:21 Законопроект о передаче ПФР средств коррупционеров прошел второе чтение
25.09 16:03 Минфин отказался от размещения ОФЗ второй раз за месяц
25.09 15:50 Активисты собрали миллион подписей против пенсионной реформы
25.09 15:35 Погибших при крушении Ил-20 в Сирии представили к награде
25.09 15:17 Госдума одобрила обязанность уведомлять об отмене митингов за день
25.09 14:55 Цена нефти Brent превысила 82 доллара впервые с осени 2014 года
25.09 14:43 В Подмосковье появились два новых министерства
25.09 14:14 Турция предложила разделить ОИ-2026 с Сочи
25.09 13:58 СМИ узнали о возможной отставке главы Астраханской области
25.09 13:43 Fitch заявил об отсутствии риска санкций против госдолга России
25.09 13:20 Исчезающие рыбы вновь смогли размножаться благодаря мастеру по керамике
25.09 13:16 Минстрой предложил ввести в городах систему распознавания лиц
25.09 12:42 Песков опроверг сообщения об ответных мерах Кремля к ЛДПР и КПРФ
25.09 12:25 НАК посетовал на отказ террористов покидать Россию
25.09 12:01 ЕС совместно с Россией и Китаем создаст механизм расчетов с Ираном
25.09 11:54 Китай предложил России объединиться против санкций США‍
25.09 11:39 Супермена назвали следующим Джеймсом Бондом
25.09 11:39 Американские школьницы превосходят мальчиков в чтении и письме
25.09 11:25 США сочли планы России на поставку Сирии С-300 угрозой эскалации
25.09 11:16 Госдума ввела уголовную ответственность за увольнение предпенсионеров
25.09 11:11 Избранный владимирский губернатор посоветовал Орловой уехать
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.