Адрес: https://polit.ru/article/2006/11/15/protest2/


15 ноября 2006, 09:09

"Крепите ряды Фурье!"

Продолжение. См. также часть 1

День народного единства 4 ноября оказался чем-то похож на памятник Александру Третьему работы Паоло Трубецкого, породивший целый ряд отзывов: от загадки "На площади комод, На комоде бегемот, На бегемоте идиот, На идиоте шапка, на шапке крест, кто отгадает – того под арест" до циничной эпиграммы Александра Рославлева:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь еще царь-жопа.

Новый праздник столь же основателен, столь же осмысленен, на нём в той же степени успели отметиться либеральные борзописцы вроде автора этих строк. Можно ещё добавить: наше нынешнее "время, в котором стоим" слишком уж напоминает воспетые Салтыковым-Щедриным годы царствования государя-Миротворца.

Отдав должное истории, идеологии и стратегии, зададимся, однако, вопросом: каковы практические и тактические результаты учреждения "Дня народного единства"?

*****

Результат первый.

Этот день, этот символ – может быть, сам по себе и неудачный – потеснил в общественном сознании "демократические" даты (День независимости / День России 12 июня, День государственного флага 22 августа и День Конституции 12 декабря), тоже отнюдь не преисполненные смысла (во-первых, от чего независимость, а во-вторых, российский триколор был поднят над Белым домом не 22, а 19 августа 1991 года!), но вполне определённым образом маркированные. По крайней мере, опросы показывают, что про день 4 ноября что-то помнят процентов двадцать наших соотечественников, до чего другие три даты не дотягивают, даже вместе взятые.

*****

Конечно, "после не значит – потому что".

Вполне возможно, что при нынешней эффективности работы Министерства пропаганды, при маргинальном положении независимых СМИ такое вот исчезновение из публичного дискурса "неправильных" праздников привело бы в любом случае к столь же быстрому их забвению.

Вполне возможно, что дело в их слабой укорененности в общественном сознании и в быту. Вот выпить на 8 марта у нас обязательно для всех конфессий. Даже более обязательно, чем сходить на ноябрьскую демонстрацию...

Дело тут не только в длительности присутствия дат – поколение при этих "новых святцах" не выросло, – но и в неудачном их расположении в календаре. "Дачные" июнь и август так же мало располагают к коллективному общественному действию, как и студёный декабрь. Можно разве только отдыхать – в зависимости от сезона, охлаждая организм потоками пива или же согревая порцией чего-нибудь покрепче...

Собственно, в том и состоят минимальные требования к "празднику" в остановившемся времени вроде нашего. День выходной, праздный – откуда и "праздник" – становится и "днём народного единства", и "днём согласия и примирения". Во время оно ведь как было: начинаем сугреваться у трампарка на Улице 1905 года, добавляем у зоопарка, проходя мимо мемориальной доски "здесь был Ленин", а до Красной площади доходим уже такие тёплые и просветлённые...

Нет, я вовсе не прошу вернуть праздник всенародного похмелья на седьмое число. Лет десять делали из Великого Октября День согласия и примирения – и всё не получалось. Одни по привычке вспоминали большевиков, известных своею кротостью и смирением, а другие – их преступления. Разве что стенка на стенку не сходились! Не прошу и вычеркнуть напрочь: топором-то ведь не вырубить...

Ведь замещение – приём более эффективный, чем простое умолчание.

Время циклическое – календарь с его датами – приобретало особое значение там, где время линейное стояло на месте. Дни, посвящённые богам и святым, выделяли народ из окружающей тьмы.

Понимая значение этих праздников, новые жрецы и властители, если были поумнее, не пытались отменить старые даты, но придавали им новый смысл. Пасха христианская возникла из Пасхи еврейской. Впрочем, и День международной солидарности трудящихся 1 мая до 1917 года продвинутые пролетарии отмечали под видом Пасхи.

Вообще, замена календаря, как это было при Великой Французской Революции или в СССР, где на какое-то время отменили недели и ввели "пятидневки", – штука неэффективная.

Лучше не навязывать новое, а менять смыслы старого. При советской власти Первомай должен был заместить собой традиционную Пасху, точно так же, как "реабилитированный" в 30-е Новый год заменял собою Рождество.

*****

Вот и теперь мы видим, что введение дня "для дружбы против...", рядом и вместо привычного 7 ноября, раскололо традиционную аудиторию последнего: "красные" отделились от "коричневых".

То есть я не исследовал социальные предпочтения "бритоголовых". Равным образом был и остаётся сомнителен всеобщий интернационализм наших коммунистов. Когда 7 ноября "красных" разогнал ОМОН и "бешеные бабки" двинулись агитировать в метро (на платформах и эскалаторах), эти старухи Иезекииль были одинаково критично настроены к бывшей и нынешней российской власти, к Америке и к народу Моисееву.

Но это не отменяет свершившийся раскол двух течений. Теперь им придётся вести хозяйство раздельно. Это уже две разные популяции – эволюционировать, расцветать и вымирать они будут врозь.

Вот вам и второй результат.

*****

То есть занявшие первую часть статьи рассуждения о бессмысленности затеи с введением нового праздника отнюдь не отменяют вывод второй части – об эффективности этого мероприятия.

Власти удалось ещё более раздробить и маргинализировать своих оппонентов – часть российского политического спектра, не встроенную в систему "управляемой демократии".

Теперь можно с ещё большим основанием говорить о них скопом как "о малом от икс нулевого" – о членах ряда, которыми в сумме можно пренебречь по причине их ничтожной малости...

*****

Впрочем, эти соображения (и идеологического, и тактического порядка) имеют большее отношение к "ним" – к сторонникам нынешней власти, к сторонникам власти прошлой и к тем, кто к власти рвётся. Все они, в сущности, не очень друг от друга отличаются.

Гораздо важнее другой вопрос – "А мы с тобой как будем?" Ответ, данный этому герою – "Я тебе скажу, как мы с тобой будем: мы с тобой никак не будем!" – не устраивает и удовлетворения не приносит.

Каково во всём этом – в уличных стояниях и хождениях, в псевдополитических раскладах и квазиидеологических построениях – место нашего бесконечно малого члена ряда?.. То есть моё место в этом ряду…

Почему-то вспоминается ещё один старый лозунг: "Привет участникам Броуновского движения!"

См. также: