Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 04:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

17 ноября 2006, 09:09

Образование как социальный ресурс

Несомненная беда наших учащихся и учителей – угрожающее падение престижа образования как такового. Именно как такового – а не как пути к приобретению максимального символического капитала. Престижная школа – это вовсе не школа, где хорошо учат; это школа, из которой по разным причинам проще поступить в вуз (престижность как характеристика сегодняшнего российского вуза – отдельная тема, которой я здесь не буду касаться). Но винить в этих бедах школу или вуз – все равно, что винить термометр в том, что он показывает ту или иную температуру.

Во всем мире равный доступ к образованию рассматривается как социальный лифт, а общеобразовательная школа – как социальный институт, обеспечивающий подъем на первую ступень социальной лестницы. Очевидно, что структура образования как такового – всегда функция конкретного общественного и политического устройства, а содержание образования увязано с целями и ценностями, которые в данном социуме доминируют.

Неловко даже произносить такие банальности, но приходится.

Потому что когда господин министр, отвечающий сразу за школы и вузы и пропагандирующий ЕГЭ, произносит с экрана: «Я думаю, что школа прежде всего должна научить учиться» (в передаче В.Познера «Времена» 12.11.06), мне становится еще более неловко. Ведь из того, что все дети (на деле – далеко не все, но об этом – ниже) ходят в школу, вовсе не следует, что их там учат учиться.

Задумаемся же о том, почему у нас было сделано столь многое для достижения ровно противоположного результата.

«Учитесь учиться!» – еще в 1948 году нам, десятиклассницам, говорил замечательный педагог Юлий Осипович Гурвиц, не слишком довольный математическими способностями своих подопечных – учениц выпускного класса одной из лучших тогдашних женских школ. Он прощал нам скромные результаты, но поощрял нашу готовность признать неудачи. В результате у нас было решительно не принято списывать – и не только на математике (когда я об этом рассказываю, почти никто мне не верит...). Более того, если хотя бы треть класса не справилась с домашним заданием, то об этом достаточно было сказать публично перед началом урока. Эта миссия обычно выпадала мне как одной из самых сильных учениц. Тогда опрос отменялся, Юлий Осипович отходил от стола и журнала и постепенно выяснял, что именно вызвало такие затруднения у большинства. Я убеждена, что именно поэтому даже наши «троечницы», не говоря уж о тех, кто в школе имел более высокие оценки, довольно быстро стали кто кандидатами наук, кто – любимыми учительницами, руководителями геологических партий, врачами высшей категории и т.д.

Школа, где в перспективе учащиеся должны прежде всего добраться до ЕГЭ, – это площадка для дрессуры, а вовсе не место, где дети могли бы полюбить процесс познания и научиться учиться.

Меня просто сразила история, недавно случившаяся с одним мальчиком 11 лет, обычным учеником обычной московской школы. На уроке русского языка и литературы (это пятый класс, то есть первый год после начальной школы) есть такой вид домашнего задания: «опишите, что изображено на этой картине». Мальчик рассказал об этом задании маме, а мама посоветовала внимательно рассмотреть предложенную учительницей репродукцию (фигуративное и реалистическое полотно советского художника) и сосредоточиться не только на фигурах людей, но и на изображенных предметах. Через день-другой мальчик в недоумении показал маме, что в конце его сочинения написала учительница. А она написала вот что: «Бред!!! Отсебятина!».

Оставим на совести учительницы недопустимую манеру выражаться. Более любопытно, какой психологический стереотип лежит в основе подобного «педагогического процесса».

Во-первых, предполагается, что имеется некий заведомо правильный способ описать данную картину, причем учителю этот способ известен.

Во-вторых, предполагается, что ученик должен угадать этот способ.

В-третьих, ученик не считается личностью, способной на взаимодействие с произведением искусства.

В-четвертых, ученик не является индивидом, наделенным человеческим достоинством.

В-пятых… – но здесь я пока остановлюсь.

Вам ничего не напоминает описанный выше казус? Разве не таким путем постепенно формируется психология членов экстремальных групп, где основой морали раньше или позже станет правило «Умри ты сегодня, а я – завтра»? Получается, что в среднем наша обычная школа остается советской: в ее основе авторитарное мышление педагога, который априори владеет правильным ответом на все вопросы. Школьник как переступил в свои неполные семь лет порог, так и остается навсегда «послушником», а учитель – вне зависимости от подготовленности к этой роли – остается «наставником». Как известно, как только рычаги жесткого воздействия исчезают, былая покорность сменяется бунтом и озлоблением. Что происходит, когда эта же схема воспроизводится у совершеннолетних – мы слишком хорошо знаем.

В мягком варианте уже лет в пятнадцать «бунт» может выражаться так: «Вы (т.е. «наставники») можете учить меня хоть физике, хоть географии и прочей чуши, мне на это наплевать, потому что мне надо откосить от армии и сделать бабки, вот тогда у меня все будет». От изложения жестких вариантов бунта я читателя избавлю.

Вернусь к типичной для нашей школы позиции учителя по отношению к ученику. Надо заметить, что вольно или невольно отношения учитель-ученик обычно воспроизводят тот тип социальных отношений, который превалирует в социальной практике данного общества. Если общество демократично только на бумаге, фактически же – авторитарно, то школа будет воспроизводить именно авторитарные отношения, причем в самой резкой форме: в пределе приближаясь к казарме.

Замечу, что в нашей системе бесплатной медицинской помощи по аналогичной схеме строятся отношения врач-больной. Как и ученик, больной у нас не считается личностью, то есть индивидом, обладающим способностью критического суждения и наделенным чувством собственного достоинства. Если вернуться к четырем перечисленным выше следствиям из психологического стереотипа «наставника», то в качестве пятого следствия можно указать тот факт, что в нашей (во многом, как и наша школа, «советской») медицине больному вообще отказано в субъектности.

Вспомните, например, вот это. В больничную палату входит медсестра с деревянной коробочкой, разделенной на ячейки, где больной представлен ячейкой с номером палаты и неразборчивой загогулиной – намеком на фамилию. В каждой ячейке разноцветные таблетки и капсулы. «Больной! – чаще кричит, чем говорит эта падчерица Эскулапа, – вам две розовых, одна красненькая и большая желтая, глотайте!»

Как человек с изрядным опытом ношения как белого, так и больничного халата, я все-таки спросила, что это. Ответом мне было рычание, функционально эквивалентное процитированной выше учительской оценке детского творчества. Помня, что унизить можно лишь того, кто готов быть униженным, я отправилась к старшей сестре, подавляя желание объяснить в максимально обсценных выражениях, что я по этому поводу думаю. Мне повезло – по пути я встретила уже знакомого доктора, к тому же – доктор  наук, хоть и других, чем я.

Удивительно ли, что многие больные покорно «глотают»? А потом принимают принесенные из дому привычные и очень дорогие снотворные и сердечные, категорически несовместимые с «розовыми» или «красненькими»?..

Поучительно, как эту проблему видит врач, работающий с наиболее сложным контингентом больных – с психически больными, когда взаимодействие «наставника» и «послушника» реализуется в демократическом обществе.

Известный немецкий врач Клаус Дёрнер (Klaus Dörner) написал книгу «Хороший врач. Учебник основной позиции врача» (русский перевод со 2-го немецкого издания 2002 г., см. М.: Алетейя, 2006).

Согласно Дёрнеру, в истории медицины можно выделить три основных позиции врача: 1) патерналистская, согласно которой врач является всезнающим субъектом, а больной – объектом воздействия; 2) позиция равенства в виде партнерства или противостояния (врач как субъект признает субъектность больного, но оставляет за собой безусловное лидерство); 3) позиция преимущества больного в качестве субъекта, когда врач добровольно обращает себя в объект притязаний больного, «наподобие того, как учитель в школе бывает вынужден следовать требованиям учеников» (с. 120).

Эту позицию Дёрнер иллюстрирует словами поэта Пауля Целана: «Я это Ты, если я – это я». Разумеется, добавляет автор, это императив, которому ни один человек не может следовать всегда, но именно он лежит в основе этики ответственности.

Я не жду от каждого нашего учителя, что он будет любить детей, как Януш Корчак. Но учитель должен был бы, по крайней мере, задавать себе корчаковский вопрос «Как любить детей?» (а читали ли они книгу с этим заглавием?..)

О философской и психологической традициях, в которых написана книга Дёрнера, следовало бы писать отдельно, поэтому вернемся к школе.

Как только ребенок начинает понимать, что для педагога он является всего лишь объектом воздействия, он отказывается от любых партнерских отношений. Это не обязательно выражается в откровенно хулиганских действиях типа подкладывания на учительский стул кнопки острием вверх. Собственно, каждый отдельно взятый психически здоровый ребенок вовсе не жесток – но увы, это не отменяет справедливости утверждения «дети жестоки».

И мальчики, и девочки. Чтобы об этом задуматься, не обязательно читать «Повелителя мух» Голдинга.

Я до сих пор помню, как наш обычный «девчачий» класс сумел устроить обструкцию совсем уж пожилой учительнице русского языка, которая нас едва терпела. Но в 1946 году реальных пенсий еще не существовало, и жить ей было не на что. Все учителя (кроме классного руководителя) уже в пятом (!) классе обращались к нам «на Вы» и крайне редко повышали голос, а здесь нас воспринимали как неизбежное зло, сопровождавшее необходимость тащиться в школу в любую погоду. В большинстве своем мы были тщедушными «военными» детьми, зато парты у нас были такие, что привстав со скамейки, которая составляла с партой единое целое, можно было вдвоем парту поднять и подвинуть. Вообразите примерно семнадцать парт, двигающихся на учительский стол под угрожающее мычание девочек в одинаковой школьной форме... Шекспир, да и только!

Мне повезло: у меня была так называемая «врожденная грамотность», а читала я запоем лет с шести. Остальные же ученицы на уроках русского и литературы три года теряли драгоценное время, пока в восьмом классе к нам не пришла А.А.Яснопольская. И ей мы годились разве что во внуки, к тому же ни одного ласкового слова мы от нее никогда не слышали. Но Анна Алексеевна была не просто талантливым педагогом – в нас она любила наше будущее. Весьма проблематичное, если учесть, что наш выпуск пришелся на кампанию против космополитов. Тем не менее, и тогда ею признавалось, например, наше право иметь свои литературные пристрастия. Более того, как-то негласно принималось даже право не считать литературу самым важным предметом! Благодаря чему я и перерешила свою судьбу: вместо медицины выбрала филфак.

На самом деле я выбрала некое видение мира, предложенное (но не навязанное!) А.А.Яснопольской. Из чего вытекает, что как раз «отсебятина» ею осторожно поощрялась даже в 1948-1949 гг.!

Стоит задуматься над тем, что школу считают социальным ресурсом даже там, где и слов-то таких не знают. Появление школы – всегда дуновение надежды. А исчезновение школы?

Мы привыкли думать, что исчезновение школы из того или иного поселения – это что-то столь варварское, что вроде бы и не про нас. Увы, это несомненное варварство именно про нас, притом уже сегодня, а что будет завтра – и думать тяжко.

Как известно, государством принято решение, согласно которому финансирование школы будет осуществляться в зависимости от количества учеников (так называемое «подушевое» финансирование). На первый взгляд, это нормально: если в школе 750 учащихся, то всего нужно больше: учителей, классных комнат, расходных материалов и т.д. А если 150 – то, на первый взгляд, пропорционально меньше.

Однако не надо быть специалистом в области образования, чтобы сообразить, что пропорциональность в данном случае – мифическая. Разумеется, нужно меньше учителей на полную ставку – например, по истории. Но если в школе на 750 учащихся можно cодержать N учителей иностранного языка, чтобы у детей был выбор – хотят ли они учить английский или французский язык, то при 150 «душах» количество учителей иностранных языков не удастся просто уменьшить в пропорции 5 к 1. «Французы» могут вообще остаться без учителя, «англичане» же будут перегружены. Впрочем, все эти разговоры осмыслены где-нибудь в Тюмени, где денег куры не клюют, так что по крайней мере на ремонт школьного здания деньги все равно найдутся.

Или вы думаете, что ремонт тоже требует затрат, пропорциональных числу «душ»? А школьный психолог, школьный врач или хотя бы медсестра? На селе до сих пор без всего этого обходились? Что же, с некоторых пор село рискует вообще остаться без школы – ровно на этот путь нас и ведет «подушевое» финансирование. Представьте сельскую школу, которую посещает 20 детей. Первое, чего в этом случае никак нельзя найти при подушевом финансировании – это денег на ремонт здания и на школьный инвентарь. Я уж не говорю о том, откуда взять деньги на зарплату учителю.

Известный географ Т.Г.Нефедова на днях показала мне фото школы в Северной Осетии, где учится один (!) ученик. Еще не обремененная семьей молодежь уходит в город – это общеизвестно, это мировой тренд. Но подушевое финансирование неизбежно приведет к тому, что с мест снимутся целые семьи, чьи дети в силу самого факта их обитания в негородской среде окажутся изначально лишены образования как социального ресурса. То есть если намеренно искать способ ускорить депопуляцию села, то тому, кто сочинил это самое подушевое финансирование, впору дать «шнобелевскую» премию.

Но ведь немало стран, где любой ребенок, где бы он ни жил, обязан посещать – и действительно посещает – бесплатную базовую школу! Эта базовая школа служит достаточной ступенью для того, чтобы подрастающий гражданин мог в перспективе увеличить свой социальный ресурс, перейдя в школу следующей ступени. В разных странах соответствующие схемы варьируют, но везде их реализацию осуществляет одно нехитрое «приспособление». Оно называется «желтый автобус».

Желтый автобус, в конце концов – это всего лишь «железка».

А вот гарантия места в нем для каждого ребенка – это, простите, и есть демократический способ обеспечить равенство доступа к социальным ресурсам. Равенство реальное, а не записанное на очередной бумажке, сочиненной в очередном «образовательном» министерстве.

См. также:

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
15.12 13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
15.12 13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
15.12 13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
15.12 12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
15.12 12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
15.12 12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
15.12 12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
15.12 12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
15.12 12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
15.12 11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.