Адрес: https://polit.ru/article/2006/11/27/it/


27 ноября 2006, 10:13

Информационные итоги недели, 18 - 24 ноября

**Вперед, в ВТО!**

На прошедшей неделе свершилось то, о чем так долго говорили власти и СМИ: во время саммита Азиатско-Тихоокеанского сообщества (АТЭС) президент США Джордж Буш официально объявил, что Вашингтон снимает все возражения против вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Правда, это вовсе не приведет к автоматическому вступлению России в эту организацию, так как против этого выступает своенравная Грузия.
Однако дело сделано: самое главное препятствие на пути членства нашей страны в ВТО устранено. Другое дело, как отмечают отечественные издания, - каков будет результат членства России в крупнейшей торговой организации, что получит наша экономика и каковы будут последствия. Тут однозначного ответа нет: условия вступления пока не обнародованы, более того, они еще не согласованы Москвой с руководством ВТО. Безусловно, полное открытие российского рынка для иностранных товаров привело бы к остановке целых отраслей промышленности, к коллапсу сельского хозяйства, - все-таки конкурентоспособность наших заводов и фабрик, особенно в машиностроении и нефтепереработке, в легкой промышленности оставляет желать много лучшего, а с сельским хозяйством дело еще хуже - почти вся территория России расположена в зоне рискованного земледелия и наши крестьяне просто не могут на равных конкурировать с европейскими или американскими фермерами.
Однако устав ВТО достаточно гибок для того, чтобы страна, вступающая в состав организации, сохраняла возможности для защиты наиболее уязвимых сегментов своего рынка - так, Россия уже оговорила недопущение в течение ряда лет на свою территорию иностранных банков, хотя и согласилась на пришествие зарубежных страховых компаний. Вроде бы достигнуто соглашение о постепенном снижении тарифов на импорт автомобилей - с тем, чтобы в течение нескольких лет обеспечить производство в России "отечественных иномарок" ("Форд", "Рено", "Шевроле" и "Хюндай" уже производят в России свои модели, "а "Фольксваген", "Тойота", "Нисан" уже строят предприятия по автосборке.
Конечно, вступление России в ВТО в любом случае не будет усыпано розами - это будет долгий и сложный процесс, в ходе которого непременно возникнут проблемы и противоречия. Ведь у нас кроме сельского хозяйства, банков и автомобилестроения есть почти погибшее станкостроение, находящаяся в ужасном состоянии химическая промышленность, так и не вставшая на ноги деревообработка - да какую отрасль ни возьми, она либо страдает от серьезных проблем, либо вообще дышит на ладан. Однако вступление в ВТО не только распахнет наши двери для импортных товаров, но и иностранные - для российских. Сейчас они в основном представляют собой необработанное сырье, но это уж наши проблемы: сумеем стать конкурентоспособными в тех секторах экономики, где у нас есть производственные мощности, научный потенциал и квалифицированные рабочие (например, авиакосмическая отрасль, черная и цветная металлургия, энергетическое машиностроение) - тогда пусть в Россию ввозят китайские ткани и европейские станки, у нас будут свои дорогостоящие товары на мировом рынке. Но это уже будет зависеть от того, насколько компетентным будет российская власть и насколько трудолюбивы будем мы сами. А ВТО - не панацея от всех бед и не страшная напасть. Это просто возможность расширить российское присутствие на мировых рынках.

**Убийц не найдут**

Одной из тем, волновавших на прошедшей неделе российское и международное медиа-сообщество, было мучительное умирание эмигранта Александра Литвиненко - бывшего полковника ФСБ, друга и соратника Бориса Березовского. Пуля или бомба для изменника - явление вполне нормальное, любой офицер спецслужб, перешедший на сторону "потенциального противника", должен быть готов к смерти. Но Литвиненко отравили - так, чтоб мучился, чтоб умирал неделями. И чтоб другие боялись. Такой смерти достойны разве что злодеи мирового уровня, массовые убийцы типа Пол Пота или Шамиля Басаева.
По мнению отечественных и зарубежных СМИ подозреваемых в деле о гибели Литвиненко двое: президент России Владимир Путин и беглый олигарх Борис Березовский. Естественно, по российской веси - это Березовский, по зарубежной - в первую очередь Путин или кто-то из его ближайшего окружения. То, что Борис Абрамович вполне способен убить человека, не сомневается никто: когда он много лет назад впервые появился на телеэкранах, комментируя убийство Влада Листьева, он, говоря о своей непричастности к этому делу, изо всех сил кривлялся, намекая: это я, я - страшный и ужасный злодей, бойтесь меня! Его теплые отношения с чеченскими боевиками, деньги, подаренные Басаеву опять же свидетельствуют о том, что жизнь человеческая для "серого кардинала" ельцинской эпохи ничего не стоит. Тем более что, для поддержания мифа о своей политической значимости в России и за ее пределами Березовскому необходимы какие-то события, желательно страшные - так, убийство Анны Политковской на некоторое время вновь приковало внимание общественности к одновременно страшной и в чем-то комичной фигуре Березовского. А что Литвиненко? Находясь в лондонской эмиграции, он особой пользы своему патрону принести уже не мог, да и книжка его о ФСБ, взрывающем Россию бросала тень не столько на российские спецслужбы и президента Путина, сколько на самого Березовского и его подручных из числа чекистов (в числе которых в первую очередь сам Литвиненко). Пока мало кто забыл о степени влияния Березовского на наши спецслужбы конца 90-х, и если Березовский публично признает, что "Операция "Преемник" - его рук дело, из этого автоматически следует, что и взрывы в Москве и Волгодонске и нелепое вторжение Басаева в Дагестан - исполнение его замысла, а предатели из ФСБ были всего лишь исполнителями.
Кремль может быть виновен в убийстве Литвиненко не в силу кровожадности Путина и его окружения, а лишь в том случае если это окружение (о президенте России так думать не хочется) окончательно свихнулось и не ведает, что творит. Как и гибель Политковской, смерть Литвиненко российской власти абсолютно не выгодна - ну, эмигрант-критик, так ведь неубедителен же, неинтересен никому, кроме Ахмеда Закаева и Ванессы Редгрейв. Однако российские спецслужбы не столь давно совершили убийство экс-президента "Ичкерии" Зелимхана Яндарбиева в Катаре - деяние столь же бессмысленное с точки зрения пользы для России и вредное для ее престижа, как и убийства Политковской и Литвиненко. Именно поэтому чуть не все иностранные СМИ, рассуждая о возможной причастности Кремля к ликвидации Литвиненко, указывают на историю с Яндарбиевым - вот же, русские чекисты доказали, что способны проводить совершенно бессмысленные со всех точек зрения ликвидации за рубежом!
Во всяком случае заинтересованных в гибели Литвиненко - причем в гибели с помпой, шумом и ужасом - не так мало: в их число входят и Березовский, и, может быть, его бывшие "соратники", оставшиеся в ФСБ и всеми силами заметающие следы и "переводящие стрелки", и те же чеченские боевики. Но в любом случае убийц не найдут - вот уж никто не заинтересован в поимке террориста. А то еще начнет разматывать весь этот клубок грязи и крови - никому мало не покажется...

**Чеченские разборки в Москве**

Убийство в Москве, на Ленинском проспекте Мовлади Байсарова, бывшего командира расформированного чеченского отряда специального назначения "Горец", стало событием, буквально потрясшим российскую общественность и ставшим новостью № 1 для прессы. Байсаров, бывший еще недавно руководителем одного из сильнейших чеченских отрядов, сражавшихся с сепаратистами на стороне федеральных сил, в начале лета текущего года вступил в конфликт с премьером Чечни Рамзаном Кадыровым, обладающим практически безраздельной властью на территории Чеченской республики. Причины конфликта малопонятны: по всей видимости, отряд "Горец" оставался одним из последних вооруженных формирований, подчиненных не всесильному Кадырову, а стремительно теряющему влияние официальному президенту Чечни Аллу Алханову, место которого Кадыров совершенно открыто пытается занять.
Против Байсарова чеченская прокуратура выдвинула обвинение - якобы он со своими людьми уничтожил в Чечне некую семью; для чеченского полевого командира, что сепаратиста, что сторонника федеральных властей дело обычное, если данная семья была враждебной или состояла из "кровников". Во всяком случае вице-премьер Чечни Адам Делимханов, правая рука Кадырова, с июня месяца требовал выдачи Байсарова, обвиняя московских силовиков в препятствии аресту экс-командира "Горца" и угрожая "добраться до него" невзирая ни на что. Надо отметить, что не в первый раз высокопоставленные должностные лица Чечни открыто угрожают нарушением российских законов - при полном бездействии и молчании федеральных властей. Г-н Делимханов оказался прав: Байсарова "достали" в Москве, хладнокровно расстреляв на глазах у десятков прохожих - и сотрудников московского ОМОНа, спокойно наблюдавших за убийством через проезжую часть Ленинского проспекта.
Вряд ли Байсаров был ангелом - среди чеченских полевых командиров, на какой бы стороне они ни воевали, таковых не наблюдается. Проблема в том, что Рамзан Кадыров установил в республике, которая формально является субъектом Российской Федерации, режим личной власти, и Москва ничего не предпринимает, чтобы привести республику в правовое поле. Более того: почувствовав свою безнаказанность, люди Кадырова начали вооруженную экспансию в другие регионы. Чеченский ОМОН, подразделения чеченского батальона "Восток" и кадыровские "гвардейцы" нападали на ингушских и дагестанских милиционеров, совершали захват предприятия в Санкт-Петербурге (удивительно, что там обошлось без жертв), сам Кадыров угрожал "навести порядок" и Астраханской области, где в ответ на бесчинства местных чеченцев калмыки устроили погром, и в Кондопоге, где против чеченских зверств взбунтовались русские и карелы.
Рейд чеченцев в Москву ставит со всей серьезностью вопрос: Россия одолела чеченских сепаратистов или все-таки оные сепаратисты победили Россию, добившись права наводить "чеченский порядок" на всей территории нашей страны? Как Москва допускает превращение одного из субъектов федерации в военно-феодальное владение Рамзана Кадырова, да еще позволяет его бойцам беспредельничать в самой столице? Если федеральная власть и дальше будет закрывать глаза на действия кадыровцев, третья война в Чечне станет неизбежной: почувствовав свою безнаказанность, "свободолюбивые горцы" будут только усиливать атаки на политических противников и экономических конкурентов, брать под контроль все новые предприятия по всей стране, пока это не вызовет уже не локальный, как в Кондопоге, а всеобщий взрыв. Тогда чеченцам Москва помочь уже не сможет. Но и сама власть вряд ли удержится, если Россия проснется. Нельзя все-таки не учитывать, сколько тысяч наших ребят прошло через две чеченские войны и каково им читать о "подвигах" бывших противников в Москве, Санкт-Петербурге, Яндыках...