Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 15:42
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

15 декабря 2006, 09:00

Век аутизма

Слова аутизм и аутизация, то есть «замыкание» человека в каком-то своем мире, малопонятном окружающим, все чаще можно встретить в книгах, в прессе и просто в разговорах. Есть книги о том, как помочь аутичным детям. Есть центры по работе с «аутистами». Моя родственница, педагог по фортепьяно, одно время работала в таком центре, где занималась преимущественно с молодым человеком лет 19, беседуя с ним о музыке и композиторах.

Много разговоров о том, что погруженность в Интернет способствует аутизации. Встревоженная приятельница привела ко мне племянника 12 лет: классная руководительница настаивала на том, что мальчик несомненно страдает аутизмом, поскольку предпочитает общаться не со сверстниками, а с компьютером (мне он показался обычным застенчивым подростком, что неудивительно, если учесть, что в силу разных обстоятельств он рос в глуши и среди взрослых).

Приходится слышать, что мы живем в век аутизма. Но что это, собственно, значит?

В профессиональной среде принято достаточно узкое понимание аутизма. Прежде всего, предлагается различать первичный аутизм – так называемый ранний детский аутизм, или синдром Каннера, и вторичный аутизм (точнее – вторичную аутизацию), который проявляется существенно позже. Синдром Каннера наблюдается у совсем маленьких детей и встречается весьма редко: не каждый врач за много лет практики вообще видел ребенка с синдромом Каннера (о нем см. ниже). В обычной жизни гораздо чаще встречается вторичный аутизм – спектр довольно разнообразных расстройств, персонифицированный, например, в герое Дастина Хоффмана в замечательном американском фильме ”Человек дождя”.

Больной аутизмом в этом фильме изображен клинически безупречно. Но это как раз типичный вариант вторичного аутизма, в случае героя Дастина Хоффмана сопутствующий определенному психическому заболеванию – скорее всего, ранней шизофрении.

В литературе мы находим рассказы родителей, справившихся с аутизмом своих детей. Не редкость и рассказы взрослых о самих себе – о том, как они вышли из своего “панциря”, как открылись миру и обрели друзей. Это тоже лица с вторичным аутизмом, у которых отгороженность от социума чаще всего является следствием психического заболевания. Впрочем, вторичный аутизм может развиться и у психически здоровых лиц, но страдающих такими недугами, которые блокируют свойственную каждому человеку исходную направленность на общение с миром. Например, глухой или рано оглохший ребенок, равно как и ребенок с врожденной расщелиной нёба, не рождается «аутичным»: младенцем он тянется к маме и другим близким, реагирует на игрушки. Однако если этого ребенка специально не обучать, то он овладевает только ограниченным набором жестов или звукокомплексов, понятных его семье – и никому более.

Такой ребенок хотел бы общаться и с другими людьми, а не только со своей семьей, но не может: он не понимает их, а они – чуждаются его. Потребность в общении оказывается нереализованной, а в дальнейшем – как бы ненужной. Не развивается речь – не развивается и интеллект. Обо всех таких детях следовало бы сказать, что в свое время они хотели говорить, но не смогли, и именно вследствие этого исходная потребность в общении оказалась блокированной и стала угасать, так что и хотеть они постепенно тоже перестали.

Детские психологи знают, что чувство отгороженности от мира по самым разным причинам могут переживать не только дети с нарушениями слуха и речи, но и дети, пережившие насилие и разного рода психические травмы – в частности, потерявшие близких. Все они нередко ощущают себя настолько иными, что предпочитают общаться не с другими людьми, а, например, с компьютером (в докомпьютерную эпоху такие дети «общались» с домашними животными, слушали радио, рассматривали картинки, что-то мастерили или рисовали).

О подлинной «компьютерной зависимости» следует размышлять отдельно; но компьютер как таковой побуждает к уклонению от общения не больше, чем доступ к очень большой библиотеке или такому уникальному музею, как музей Виктории и Альберта в Лондоне (тема, к которой я еще надеюсь вернуться).

 Первичный ранний детский аутизм впервые был описан американским врачом Лео Каннером в 1941 г. и потому называется также синдромом Каннера. Синдром Каннера обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей речь вообще не развивается – и с этой жалобой родители начинают обращаться к врачам. На самом деле хороший врач распознает первичный детский аутизм и в заведомо доречевой период: аутичный грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит у нее на руках как неодушевленный предмет, не смотрит ей в лицо.

Причины возникновения синдрома Каннера науке до сих пор неизвестны, а попытки понимания причин этого недуга довольно скудны: отчасти потому, что подлинный и неосложненный синдром Каннера – не самый распространенный вид патологии; к тому же он в наименьшей степени поддается терапии. Поэтому врачи и педагоги, как правило, вообще нечасто имели дело с этим контингентом детей. Ситуация стала резко меняться в последние 10-15 лет – остается неясным, каков в данном случае вклад генетических факторов и каков – фактора обращаемости родителей за помощью.

Подчеркнем, что первичный детский аутизм в указанном понимании принципиально не совместим с речью: в отсутствие всякого мотива для коммуникации речи, так сказать, “неоткуда взяться”. Роль мотивации особенно рельефно выявляется при сравнении некоторых “предельных” случаев, о которых я и расскажу ниже.

Приведенные далее примеры заимствованы из врачебно-педагогической практики моей ученицы, талантливого дефектолога Т.Е.Браудо, которой я признательна за обсуждение клинического материала.

Казус 1. Слепоглухой ребенок.

Родившегося слепоглухим Сережу мать принесла в поликлинику, когда ему было четыре с половиной года. Поражение зрения не позволяло ему ориентироваться в предметном мире, а поражение слуха – воспринимать речь. Первый цикл занятий с Сережей был направлен на то, чтобы он ощутил свое тело. Это массаж, контрастные ванны со сменой тепла и холода, ощупывание любых предметов, далее – предметов функционально важных. Затем поощрялись попытки Сережи ползать, ходить “за ручки” и, наконец, попытки ходить самому с помощью палки.

Оказалось, что за месяц (!) из совершенно неоформленного в психологическом аспекте существа, более напоминавшего кенгуренка, насильственно вынутого из материнской сумки, ребенок превратился в самостоятельного психологического “актора”. Это, например, выражалось в том, что отныне, когда Сереже что-то не нравилось – не та еда, не те колготки – он стал брыкаться, мотать головой, вообще выражать свое “я-отношение” к происходившему, чего прежде не случалось.

Сережа немедленно усвоил жест ‘не хочу’, и более того – оказалось, что жестовая форма общения для него совершенно естественна. Отметим, что слепоглухие дети легко усваивают жест как способ общения – а ведь, казалось бы, как раз это должно быть для слепоглухих совершенно неестественно, поскольку они не видят, как люди взаимодействуют с помощью жестов, в норме сопровождающих речь.

Все свои представления о внешнем мире слепоглухой ребенок формирует путем осязания, т.е. комбинации тактильных и двигательных ощущений. Вначале такой ребенок пребывает в как бы пустом мире, где предметное окружение существует лишь постольку, поскольку ребенок может на какие-либо предметы нечаянно наткнуться. Но он не знает ни их форм, ни их функций!

Отметим, что в общем случае психика слепоглухого ребенка не повреждена: он открыт миру. Однако, как некогда писал замечательный педагог И.А.Соколянский (я имела счастье встречаться с ним в конце 50-х гг.), без направленных педагогических усилий ребенок не может этим воспользоваться.

В уже далеком прошлом ошибка большинства сурдопедагогов, работавших со слепоглухими, заключалась в том, что обучение своих питомцев они начинали с попыток сформировать у них речь. Все эти попытки терпели неудачу, притом вне зависимости от того, в какой форме речевой материал кодировался – в виде дактильной азбуки (т.е. комбинации пальцев, каждая из которых соответствует определенной букве) или жестов. Оказалось, что начинать надо с элементарных форм взаимодействия со взрослым путем действий с предметами – а образы этих предметов формируются постепенно, по мере практики.

Вот ребенку дают молоко в чашке, он макает руку в чашку, ощупывает ее, потом трогает яблоко, мяч, свою одежду, стол и т.п. Мир вокруг ребенка постепенно начинает заполняться тактильными “образами” этих предметов, когда ребенок продолжает с ними знакомиться во время еды, одевания, купания и тому подобных простых действий. Предметы «исходят» от взрослого – и вот взаимодействие со взрослым приобретает определенную самоценность – самостоятельной потребностью постепенно становится само общение.

Эта потребность ищет способы своего удовлетворения, и первым этапом ее проявления служат жесты ребенка, представляющие собой образы предметов. Это, как правило, повторение тех ощупывательных движений, с помощью которых ребенок научился отождествлять предмет, но теперь уже эти жесты повторяются в отсутствие самого предмета. Первоначально подобные жесты имеют “рисуночный” характер, то есть по возможности повторяют вид предмета, затем они становятся более абстрактными.

Когда со слепоглухим ребенком на этом этапе начинают занятия лепкой и ребенок впервые лепит из пластилина яблоки, то эти яблоки – по уровню достигнутой абстракции – можно считать эквивалентами слова. Ведь слепоглухой ребенок лепит не это конкретное яблоко, а ‘яблоко вообще ‘ – зрелое и кислое, обгрызанное и целое, вкусное и невкусное – в общем, любое.

Чем больше опыт ребенка и чем больше то разнообразие предметов, которые он способен вылепить, тем шире его “словарь”. На этом этапе имеет смысл переходить к обучению слепоглухого ребенка речи. Обычно это так называемая дактильная речь – то есть последовательность конфигураций пальцев, которым приписаны побуквенные соответствия.

Слепоглухой ребенок достаточно легко усваивает, что один и тот же предмет можно “обозначить” разными способами: вылепить яблоко, а потом вылепить последовательность конфигураций пальцев, которая «тоже яблоко». Так что когда он переходит к “дактильному” слову, он не знает о грандиозности совершенного им скачка в уровне обобщения – и мышления.

Далее можно уже переходить к эквиваленту “дактильного” слова – к слову, записанному азбукой Брайля. Слепоглухой ребенок систему Брайля усваивает без особых затруднений. Казалось бы, длина цепочки – от подробного рисуночного жеста к контурному, затем к жесту еще более абстрактному, далее к дактильному слову, затем к Брайлю – должна создавать чудовищные трудности. Однако это не так (признаюсь, что и спустя полвека я не перестаю этому удивляться). Подлинная трудность в другом: это схватывание самого принципа “означивания”, т.е. операция абстракции как таковая. В дальнейшем материальное воплощение знакового эквивалента – жест это или еще что-то, доступное ребенку, у которого отключена и зрительная, и слуховая модальности восприятия, – не представляет принципиальной проблемы.

Занятия с Сережей происходили именно по этой схеме, описанной еще И.А.Соколянским: ощупывание предмета, рисуночный жест, лепка предмета из пластилина, дактильные жесты и т. п. Вообще в работе со слепоглухим ребенком важно взять один принципиальный барьер – ввести само отношение “знаковости”. Как только ребенок усваивает, что конфигурация пальцев – например, последовательность дактильных жестов ‘мяч ‘ и вылепленный из пластилина мяч – означают одно и то же, все остальное становится делом техники. Иными словами, прорыв происходит тогда, когда усвоена возможность различия означающих при тождестве означаемого.

Сережа быстро выучил даже достаточно абстрактные жесты, обозначающие не только предметы (‘ложка’, ‘шапка’, ‘тарелка’), но и действия – ‘есть’, ‘гулять’, ‘хотеть’ , ‘не хотеть’. Он также научился с помощью “ящика Монтессори” понимать сходство и различие некоторых геометрических форм. Получив от своего педагога Тани большой квадрат, он научился подбирать к нему все квадраты, независимо от размера, затем проделывать то же со всеми треугольниками и т.п.

Сережа освоил жестовый способ взаимодействия на удивление быстро. Например, он выучил жест ‘всё’, которым обозначался конец занятий. Теперь (примерно через три месяца), если он уставал, он подходил к Тане, обнимал ее за шею, целовал в щеку, сопровождая это жестом ‘всё’. Из этого уже видно, в какой мере слепоглухой ребенок оказался не просто отнюдь не аутичен, а напротив того – адекватен или, как обычно говорят психологи, синтонен.

Казус 2. Ребенок с ранним детским аутизмом.

Первая встреча с Петей произошла, когда ему было два с половиной года. Петя не шел ни на какой контакт с Таней, которая пришла к Пете домой в качестве педагога. Основным занятием мальчика было раскручивание носка, который он умел находить и доставать даже тогда, когда мама этот носок прятала. В остальном Петя не замечал никого и ничего – в той мере, в какой это не нарушало привычное течение его жизни. К окружающим людям Петя относился так, как если бы они ничем не отличались от любых предметов – например, чтобы достать носок, спрятанный высоко на полке, ребенок без колебаний залезал на скамейку, с нее – Тане на колени, на плечи и т.д.

Петя был равнодушен к еде — он ел то, что ему давала мама, но вместе с тем пил шампунь, ел крем для загара, не интересовался ни игрушками, ни сладостями. Маму Петя выделял только как источник своего жизнеобеспечения, а отца вообще как бы не замечал. Окружающий мир «существовал» для этого ребенка в предельно суженном варианте: мама как источник его жизнеобеспечения, носок, постель, подушка. Иными словами, со средой Петя тоже не вступал ни в какое взаимодействие.

Многократные обследования показали, что никаких физиологически обусловленных преград для речевой деятельности у Пети нет: слух, зрение, речевой аппарат были в полном порядке. Но у него, как у любого у ребенка с ранним детским аутизмом, не было мотива для осуществления главной функции речи – коммуникации. Поэтому занятия с Петей были направлены не столько на то, чтобы развить у него интерес к окружающему миру, сколько на то, чтобы сделать этот мир значимым для ребенка.

Например, после долгих и мучительных усилий, потребовавшихся для того чтобы Петя обратил внимание на телевизор и появляющуюся на экране картинку, ребенок “поместил” телевизор и то, что он показывает, в свой мир. Тогда оказалось, что и без дополнительного специального обучения ребенок смог включать и выключать телевизор, переводить его в режим “видео” и обратно, находить любимые кассеты, ставить их и смотреть самостоятельно и т.д.

Особую роль в занятиях сыграли упражнения с зеркалом. Таня заставляла Петю разглядывать себя в зеркале, привлекая его внимание тем, что мазала кремом для лица то нос, то щеки ребенка в расчете на то, что ребенок совместит зрительный образ с кожно-тактильными ощущениями. Это дало определенный результат: Петя стал смотреть в зеркало достаточно осмысленно, и у него в определенной мере сложился образ своего “я”.

Так прошло три года (!) регулярных занятий. Увы, Петя по-прежнему остался как бы запертым на замок сундучком — там находятся какие-то важные и значимые для него объекты, связанные между собой неясным для нас способом. Но в кругу своей семьи он относительно адаптирован – у него установился контакт с матерью и отцом; он даже бывает с ними ласков. Подчеркнем, что все попытки развить у Пети речь не увенчались успехом.

Как видно из нашего рассказа, ребенок с ранним детским аутизмом (т.е. с синдромом Каннера) изначально «самозамкнут» в совершенно буквальном смысле слова: Пете нужна еда, но не мама. Зато Сережа, лишенный физиологических каналов связи с внешним миром – зрения и слуха, но сохранивший стремление к социальности, будучи активно поддержан в этом стремлении, за короткий срок обрел контакт со своим педагогом и с матерью, а через них – и с внешним миром. Именно за счет сохранения исходной мотивации к общению Сережа получил качественно иные шансы на включенность в социум. Благодаря этому в дальнейшем он смог учиться в специальной школе.

Казусы, описанные выше, иллюстрируют два предельных случая: максимум стремления к общению с миром у слепоглухого Сережи; полное отсутствие всякого мотива к общению у страдающего ранним детским аутизмом Пети – ребенка без физических недостатков.

Но какое отношение все сказанное имеет к нам с вами? Ведь не будучи специалистами, мы не можем помочь ни детям с первичным аутизмом, ни слепоглухим. Так ведь с ними мы практически и не сталкиваемся!

Зато вокруг нас действительно немало людей с вторичной аутизацией – думаю, их стало больше, чем было сто лет назад. Некоторые причины распространенности вторичной аутизации лежат в медико-социальной плоскости, иные – в сугубо социальной.

Мы знаем, что успехи современной фармакологии позволяют не выпасть из социума даже людям, отягощенным психическими недугами, в том числе и некоторыми формами шизофрении. Это не значит, однако, что медицина умеет справляться с любыми социально «неудобными» особенностями психического склада человека, в том числе – и с неумением общаться, свойственным некоторым людям, равно как и с навязчивостью, гиперобщительностью других. Нередко для предотвращения конфликта с ними от нас требуется немного – всего лишь признать, что внутренний мир Другого может быть устроен совсем иначе, чем наш собственный.

Много лет назад в Варшаве я познакомилась с молодой женщиной – монахиней из ордена эльжбетанок. Призванием монахинь Ордена Святой Эльжбеты традиционно считается уход за больными. Моя же знакомая была художницей, притом талантливой. Она расписывала церкви, но писала также пейзажи и натюрморты, была ровна и дружелюбна, к тому же – хороша собой. Как-то в беглом разговоре она заметила, что жизнь, подчиненная обычаям Ордена, ей представляется гораздо более простой, нежели жизнь «в миру», – этот выбор был сделан ею в ранней юности раз и навсегда, а дальше – Господь позаботится.

За прошедшие с тех пор сорок лет я не обрела веру, но, надеюсь, обрела некоторое понимание. Я видела немало людей, для которых принятие даже житейского решения – это тяжелое усилие и постоянный конфликт с самим собой; в куда большей мере это относится к решениям жизненным, порождая сомнения, запоздалые сожаления, замыкание на неразрешимых трудностях.

Верующий человек может усмотреть духовно оправданный выход из этого разлада: решения жизненные вручаются Богу и Церкви, решения житейские подчиняются монашескому уставу. Неверующий в сходных ситуациях также ищет выход и нередко находит его в отказе от ответственности за свой выбор. Но жизнь среди себе подобных состоит из череды выборов, поэтому цена такого отказа – как правило, нарастающее одиночество и определенная степень аутизации. Такие люди не обязательно изначально эгоцентричны – они, казалось бы, не слепы и не глухи к страданиям и проблемам других людей, но постепенно горизонт их обзора все более сужается. Другие люди перестают восприниматься как «значимые»; человек отвыкает от адекватных взаимодействий даже в узком кругу; и хотя современная цивилизация позволяет ему /ей выжить – но, как правило, это незавидный выбор «одиночества в толпе».

Аутичный человек метафорически может быть уподоблен слепоглухому ребенку: он оказывается как бы в «пустом» мире, где он вынужденно натыкается на непонятные для него объекты, быть может – опасные и наверняка враждебные. Пронзительное изображение этого пустого и одновременно тотально враждебного мира мы находим, например, в дневниках Кафки.

Творчески одаренные, но аутичные люди нередко создают для себя своего рода двоемирие. Понятный им мир обжит их талантом; если на этом пиру у них есть, выражаясь словами Тютчева, «собеседники», то кольцо аутизма размыкается и друзья говорят о нем или о ней как о симпатичном, добром человеке – пусть с некоторыми особенностями. За пределами обжитого, понятного мира находится мир заведомо непонятный, а главное – ненужный. Контакты с ним оказываются вынужденными, тягостными и бессмысленными; к тому же этот мир почему-то навязывает свои правила, да еще с такой силой принуждения, что отказаться от них иногда удается слишком дорогой ценой (об этом – «Защита Лужина» Набокова).

Большинство подверженных аутизации людей, увы, не может компенсировать свое одиночество социально значимым творчеством: талант как таковой дан немногим, а талант востребованный – феномен еще более редкий.

К вопросу о роли компьютера в век аутизма я еще вернусь.

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.