Адрес: https://polit.ru/article/2006/12/27/geograf/


27 декабря 2006, 09:13

Чуть-чуть географии

Надо же такому приключиться: пару недель назад понадобилось мне отправить в город Белград небольшую посылочку, вернее, бандероль, а еще точнее – малый пакет, так этот вид почтовых отправлений называется официально. Казалось бы – плевое дело: пришел с утра в ближайшее отделение связи, обрадовался, что нет почти очереди, и, когда настал мой черед, задал соответствующий вопрос девушке за стойкой. Её ответ, однако, был обескураживающим: "Не можем мы отправить сейчас". – "Почему же?" – "Не можем. У нас бланков таможенных деклараций нет. Кончились. Приходите завтра, может быть, появятся".

Что ж, решил попытать счастья на другой почте. Там уже пришлось отстоять ощутимую очередь – что делать, предновогодняя пора: разные конторы отправляют пачки заказных поздравлений. Тем не менее все вроде бы пошло должным образом – девушка-оператор дала мне бланк декларации, затем приняла его заполненным назад, упаковала посылочку, наклеила этикетку, посчитала стоимость отправления и села за свой компьютер. Оставалось малое – ввести параметры в программу, печатающую квитанции. Девушка впечатала фамилию получателя, вес посылки, что-то еще – теперь осталось ввести адрес назначения. Специальное окошечко в ответ на клик выдало список государств – надо было выбрать из него Сербию.

Но вот – незадача: Сербии-то в списке и не оказалось. И "Сербии и Черногории". И Югославии. Не было вовсе. Зато была Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Экваториальная Гвинея, Вануату, Науру, Тринидад и Тобаго, Ватикан и т.д. Вместе с удивленной девушкой мы пробежали список несколько раз – результат прежний. Нету. Позвали начальницу. Та сперва не поверила, затем пролистала список самостоятельно – туда и обратно. С неизменным результатом.

"Может быть, выписать квитанцию вручную?" "Что вы, что вы – такое запрещено. Пакет не примут к отправке". – "Что же делать?" – "Попробуйте на другой почте – у нас, наверное, сбоит система".

С упакованной и укомплектованной необходимыми бумажками посылкой я вернулся на первую почту – где давеча не было бланков деклараций. Отстоял очередь. Убедился, что программное обеспечение городских отделений связи унифицировано в полной мере – если где-то не существует Сербии, то значит, ее не существует нигде.

Пришлось ехать через весь город на Главпочтамт. Там отстоять еще одну очередь, но все же добиться результата: видимо, на Главпочтамте установлена другая программа. Оператор что-то кликнула, в ответ на экране возникло слово "Сербия". Впрочем, подбежавший тут же старший оператор ее поправила: "Нет. Сербия нельзя. Не дойдет. Набери Сербия и Черногория". Подчиненная послушалась, и все закончилось успешно. Подождем, впрочем, когда из Белграда сообщат о получении.

Коротая время в главпочтамтской очереди, обратил внимание на наличие в операционном зале вполне функционирующей системы "автоматической очереди" – это когда вы, входя, нажимаете кнопку и отрываете номерок. Потом спокойно сидите и ждете, когда над окошечком загорится ваш номер – не надо нависать над соседом, опасаться наглецов, норовящих втиснуться сбоку, и т.д. Так вот, здесь эта система имелась, была явно в рабочем состоянии, но… не использовалась (на табло застыли какие-то не имеющие отношения к реальности номера, тогда как клиенты образовывали очередь живую, а вовсе не электронную.) Увидев это, я попытался вспомнить, где еще у нас в городе установлены подобные системы. Получилась следующая закономерность: так же, как и здесь – для красоты исключительно, электронная очередь была установлена в кассовом зале Московского вокзала, а также в некоторых крупных "присутствиях" ГИБДД. Напротив, выполняли заложенные в нее функции электронные очереди генконсульств Финляндии и ряда других стран. А также в отделах полуфабрикатов и мясных изделий по крайней мере одной крупной сети гипермаркетов. Что ж – все очевидно. У иностранцев и в частном бизнесе данная система установлена на основании представлений о преимуществах, которые она должна обеспечить. И, будучи установлена, функционирует – ответственные менеджеры следят за этим, возможно, понуждая операторов, которым, конечно, легче жить без всех этих заморочек. В государственных же наших структурах эти системы развертывались исключительно для того, чтобы нужные дяди получили откаты. Поскольку эта цель достигнута, система может и не использоваться. Впрочем, она должна все-таки поддерживаться в работоспособном состоянии на случай каких-нибудь телевизионно-начальственных показух.

Просматривая днем позже новостную ленту «Газеты.ру», обнаружил следующий заголовок сообщения (со ссылкой на РИА «Новости»): «Аэропорт Тель-Авива признан лучшим в Европе». Рассмеявшись, решил показать курьез тем, кто был рядом, – молодому (27 лет) способному инженеру-электронщику и девушке такого же примерно возраста с высшим психологическим образованием. Обоими юмор был не понят. Инженер знал, что Тель-Авив в Израиле, но был уверен, что последний где-то в Европе. Впрочем, он вообще не задумывался об этом никогда. Девушка же вообще не знала, где находится Тель-Авив.

Так что, кажется, пора прекратить над американцами смеяться, что Ирак с Ираном путают.