Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 20:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 декабря 2006, 08:53

«Никто из возможных партнеров историка не в состоянии соперничать с художником»

Одной из важных проблем для любого научного сообщества являются взаимоотношения с обществом – и не только в части обоснования своего существования и финансирования, но в не меньшей части – для знакомства с современным состоянием научного знания. При этом велика роль такого института, как научно-популярные издания. Традиция этих изданий в сфере естественных наук была у нас в советские годы достаточно крепкой. Существенно хуже было с науками гуманитарными и социальными. Не случайно одним из перестроечных нововведений стало создание при только-только начавших выходить «Известиях ЦК КПСС» журнала «Родина». Не слишком радикально улучшилась ситуация сейчас. То есть материалы на исторические темы выходят во многих изданиях, но степень их научной корректности обычно недостаточна. На заметную роль в этой нише может претендовать выходящий уже третий год журнал «Историк и Художник». Мы публикуем интервью, которое дал редакции «Полит.ру» главный редактор этого журнала доктор исторических наук, профессор Сергей Секиринский.

Как устроено сейчас российское историческое сообщество? Можно ли утверждать, что «кризис исторической науки», о котором так много говорили в 90-е годы, теперь уже преодолен? Сыграл ли свою роль в этом процессе институциональный фактор?

Кризиса науки в 1990-е годы, по-моему, просто не было. Ко времени начала горбачевской Перестройки был тупик, в который зашла страна, а вместе с ней и советская историческая наука. Снятие цензурных оков, наоборот, стимулировало развитие науки. Разговоры о ее «кризисе» были навеяны общим состоянием, в котором оказалось все научное сообщество, недостатком финансирования и т.п. Сказались и непривычка к свободному творчеству, и заметный отрыв от мирового научного сообщества, и присутствие в нашей профессиональной корпорации множества случайных людей.

Что касается институционального фактора, то вся система академических институтов, сложившаяся еще в советские годы, практически не изменилась. Я думаю, что здесь необходимы глубокие реформы, вопрос только в том, кто и во имя каких целей будет их проводить.

Какую роль играет историческая периодика в развитии отечественной исторической науки на сегодняшний день? Как вы видите поле исторической периодики в настоящее время? Существует ли какое-то «ведущее» издание, похожее по функциям, скажем, на журнал «Анналы» в рамках французской исторической науки, или можно говорить скорее об определенной полицентричности этой сферы? Какую нишу может занять «Историк и Художник»? Существовали ли идейные предшественники подобного издания, можно ли говорить о некой конкуренции со стороны других гуманитарных журналов?

В нашей науке еще с советских времен существует несколько основных периодических изданий. Но за исключением универсальных «Вопросов истории», все остальные – «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Вестник древней истории», ежегодник «Средние века» – пользуются спросом главным образом среди профессионалов соответствующего профиля. К этим традиционным изданиям я бы добавил ряд сравнительно новых столичных и региональных изданий, нацеленных на поиск инновационных междисциплинарных подходов (среди них – «Одиссей», «Казус», а также «Новое литературное обозрение», которое часто публикует материалы, представляющие интерес и для историков).

Основные периодические издания по большей части специализируются на освещении давно сложившихся – «классических» – разделов исторического знания: Отечественная или Всеобщая история, Новейшее и Новое время, Средние века, Древность. Иначе говоря, они по своему исходному замыслу не нацелены на диалог с другими областями или способами познания и понимания прошлого. «Историк и Художник» уже по своему названию выступает из этого ряда.

Журнала, подобного французским «Анналам», в России, к сожалению, нет, хотя с учетом наших традиций полицентричность всегда лучше моноцентричности.

Историческая периодика в развитии самой науки играет скорее пассивную роль – это больше зеркало науки, чем стимулятор новых идей. Между тем уже опыт работы в таком академическом издании, как «Отечественная история», показал мне и моим коллегам-историкам, что именно журналу могла бы принадлежать инициативная роль в постановке и обсуждении новой проблематики, в том числе и той, что находится на стыке интересов людей науки и искусства. Масштабы подобных инициатив быстро переросли приемлемые рамки академического издания и заставили нас искать иные – книжные формы их реализации. Так появились две коллективные работы: «История России XIX–XX веков: Новые источники понимания» (М.: Московский общественный научный фонд, 2001) и «История страны / История кино» (М.: Знак, 2004). Следом возник и «материализовался» замысел нового журнала, посвященного взаимодействию науки и художественного творчества разных видов и жанров в познании и понимании прошлого.

Кстати, нас часто спрашивают: почему в названии журнала «историк» соседствует именно с «художником»? Ведь историк действительно чем-то сродни всезнайке и, следовательно, может сотрудничать с кем угодно: с военным или медиком, с агрономом или металлургом, с естествоиспытателем или математиком. Но никто из возможных партнеров историка не в состоянии соперничать с художником, если вести речь о воссоздании жизни во всей ее полноте.

Такого журнала еще не было, хотя, конечно, тема «история и художественное творчество» стара, как само ремесло историка. И в этом смысле у нас много предшественников.

Среди существующих журналов я не вижу для нас прямых конкурентов. Другое дело, что у каждого из традиционных изданий есть давно сформировавшийся круг читателей, представляющих те или иные опять-таки традиционные отрасли исторической науки. Именно поэтому наш журнал возник за рамками сложившихся профессиональных специализаций и соответствующих им структурных академических, учебных, издательских подразделений. Возник как свободная инициатива людей, посвятивших себя науке, искусству и книжному делу. Но со временем журнал добился признания и со стороны научно-образовательного сообщества. С конца 2005 г. он выходит под грифом Научно-образовательного центра по истории, Института всеобщей истории РАН и Государственного университета гуманитарных наук.

В чем заключаются основные задачи издания?

Задачи журнала определяются его интересами, если точнее – интересами тех, кто его делает, кто в него пишет, кто его будет читать: с одной стороны, это художественное творчество как предмет для профессиональных поисков и размышлений историка, с другой – сама жизнь в ее развитии, то есть история, как основа для творчества художника, который всегда выступает в роли ее участника, свидетеля и исследователя. Произведения искусства разных видов и жанров как источники понимания прошлого, взаимодействие научно-аналитического и художественно-эмоционального постижения жизни, наконец, артистическое, театральное начало в самой истории, иначе говоря, история как сюжет: драма, трагедия, фарс, или трагикомедия – вот основные проблемные ракурсы журнала.

Что удалось реализовать в уже вышедших номерах? Какие возникали трудности и с чем они были связаны?

Среди всех плодов художественного творчества наиболее привлекательно для историка выглядит, конечно, литература, хотя она едва ли заметно востребована в исторических сочинениях, особенно посвященных Новому и Новейшему времени. Объясняя этот парадокс, обычно ссылаются на то, что при обилии более привычных источников литература настораживает и отталкивает историков своей исключительной субъективностью. К сожалению, угол преломления литературы в нашем сознании бывает столь же велик, сколь и угол преломления жизни в искусстве. Говорим о литературе – подразумеваем классику. Судим о явлении в целом по избранному кругу произведений и авторов. Литература как массовый, многослойный и разноплановый исторический источник почти не изучена, хотя резервы ее огромны.

Неслучайно уже с первого выпуска нашего журнала литературе стали посвящаться целые серии статей. Историкам в мире изящной словесности оказались интересны самые разные жанры, направления, имена: средневековый рыцарский роман и «литература путешествий» начала XIX века, аскетичная народническая беллетристика и веселые рассказы Ярослава Гашека, суровые рассказы Варлама Шаламова и песенная поэзия Александра Галича, проза Юрия Трифонова и современный женский детектив…

Тема зримого прошлого представлена в журнале историко-культурными эссе о средневековых фресках и живописи эпохи Возрождения или русского Серебряного века, циклом статей о творчестве художников-прерафаэлитов, публикациями – из номера в номер – гравюрных портретов из зарубежной части богатейшей коллекции Ф.Ф. Вигеля или же размышлениями о методах изучения русской портретной живописи XIX столетия в контексте социальной истории страны. В качестве памятников истории минувшего века наряду с замечательными произведениями русской графики конца первой трети столетия у нас выступают и образцы преимущественно казенной живописи позднего сталинского времени. Ценную историческую информацию исследователи «считывают» с почтовых карточек конца XIX – начала XX вв., как и с политических карикатур разного времени.

Тема «Художник как историк» находит продолжение и в публикациях из творческого наследия русских писателей. Среди них – цикл «Неизвестный Розанов» и серия историко-биографических этюдов «Сюжеты и силуэты» из архива Юрия Давыдова. Журнал публикует также произведения современных писателей – прозу Михаила Кураева, эссеистику Бориса Василевского, исторические повести Михаила Голубкова... В рубрике «Поэзии ребяческие сны» находится место и для стихов.

В новом году мы начнем публиковать книгу томского писателя Вадима Макшеева «Спецы». Это слово наполнялось в нашей истории разными смыслами. У Макшеева «спецы» – это подневольные поселенцы, прежде всего крестьяне, люди разных национальностей, привозимые в Нарымский округ в 30 – 40-е гг. прошлого века со всего Союза. Несмотря на то что их наименования менялись, «сплошь и рядом в засекреченных документах тех лет, – как поясняет писатель, – все они именуются спецпереселенцами. Приставка “спец” была более конкретна и отражала статус закрепощенного населения, обобщенно именовавшегося спецконтингентом». Новая книга, созданная писателем, имеет характерный подзаголовок: «Исследование». Но в том, что это «исследование» создано художником, а не обычным историком, читатель легко убедится сам, как только его прочитает. При этом многие цитируемые Макшеевым документы и приводимые факты настолько выразительны, что писателю в дополнение к ним действительно просто нечего добавить: «нет слов», «комментировать не буду»... История говорит сама за себя.

Наряду с «прямой речью» художников журнал постоянно стремится давать и анализ их разнообразного творчества в историческом жанре, будь это романы или рассказы, как, например, «Девяносто третий год» Виктора Гюго, «Стакан воды» Эжена Скриба, «Истоки» Марка Алданова и «Нетерпение» Юрия Трифонова, «Подпоручик Киже» Юрия Тынянова; историческая проза Юрия Давыдова; кинокартины – «Октябрь», «Минин и Пожарский», «Оборона Царицына», «Турецкий гамбит»; или же, наконец, столь популярный ныне телесериал. Журнал даже завел специальную рубрику – «По следам героев телероманов». Такие образцы этого жанра, как «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Дело о мертвых душах» и даже «Бедная Настя» уже подвергнуты в журнале соответствующему разбору.

Художественные (игровые) фильмы и сериалы на исторические темы можно рассматривать в разных ракурсах: с точки зрения реализации в них эстетического потенциала того или иного исторического события, вскрытия присущей ему драматургии, или в аспекте соблюдения их создателями достоверности, как в передаче общего духа времени, так и всей его конкретики, включая правила повседневного поведения, особенности гражданского платья или форменной одежды и т.п.

Но возможен и совсем иной угол их рассмотрения. Александр Зимин (1920 – 1980) рассказывал, как в свое время его возмутило полное презрение к исторической правде в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», главный прототип которого «угадывался недвузначно». Но вот вышла вторая серия кинокартины…

На первый взгляд, и «там все неправда – и все-таки страшно. Великий государь – одинокий палач». В итоге «Грозный [Сталин] понял, что с ним случилось в фильме», и был разгневан! «…Вот к чему привело чисто художественное воплощение исторической неправды, сделанное замечательным художником», – с удовлетворением делал парадоксальный вывод историк Зимин.

Взаимоотношения историка и художника не сводятся к тому, что первый вечно поправляет второго, рассказывая, как было на самом деле. Это часто необходимая, но, на мой взгляд, не самая важная сторона их взаимодействия.

Если художник вправе стремиться к созданию произведения на все времена, то историк воспринимает любой продукт художественного творчества как памятник своему времени. Поэтому увлекательность работы историка – не в развенчании создаваемых художниками исторических мифов, а в их раскодировании, в раскрытии подлинной реальности, всегда присутствующей, пусть и неявно, даже в самых фантастических версиях исторического, как и любого другого жанра.

Наиболее выигрышный способ такого исследования — сравнение нескольких фильмов, снятых в разное время на один и тот же литературный сюжет. Скажем, сюжет «Кавказского пленника», идущий от Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого. О до сих пор не востребованных историками резервах всей череды злоключений сюжета в литературе и на экране можно узнать, обратившись к статье Людмилы Гатаговой «В плену «Кавказского пленника», опубликованной в нашем журнале (2005. № 2).

Особую группу составляют материалы, которые находят место в «плавающих» рубриках: «Штрихи к портрету», «Смена лиц», «Историк как рассказчик» и др. Среди их «персонажей» – деятели эпохи великих реформ кн. А.И. Васильчиков и гр. В.П. Орлов-Давыдов, «образцовый губернатор» и …«образец советского работника» кн. С. Д. Урусов, из-под пера которого к тому же вышли яркие мемуарные зарисовки писателя Льва Толстого и императора Николая II; наконец, «последний рыцарь геральдического поля» Владислав Лукомский и др.

Раскрытию истории как «сценического» действа посвящена рубрика «Весь мир – театр», в рамках которой соседствуют, например, «Трехсотлетие дома Романовых» и «Пугачевская версия «игры в царя» – сюжеты, удачно дополняющие друг друга, как и наши представления о пространстве той «сцены», на которой разыгрывался «спектакль» истории…

Откуда приходят авторы в «Историке и художнике»? Чувствуете ли вы особую востребованность журнала в каких-то определенных научных кругах? Известно, что особенной любовью к теории исторической науки отличаются медиевисты. Не существует ли, по аналогии, тесной взаимосвязи между «художественным» осмыслением истории и какой-либо научной школой?

Отсутствие сложившейся и «компактной» профессиональной среды, на заинтересованный отклик которой мог бы рассчитывать наш журнал, в известном смысле лишает его надежной опоры. Вернее, такая среда еще только формируется, кстати сказать, при участии нашего журнала. Зато «Историк и Художник» интересен и полезен специалистам самого разного профиля, не говоря уже о педагогах и просто любителях истории. В этом – его преимущество перед другими изданиями, адресованными вполне «осязаемой», но, как правило, ограниченной читательской аудитории.

В отечественной и западной науке использование художественных произведений в качестве исторического источника имеет давние традиции. Будет ли иметь место на страницах журнала некая рефлексия на тему «пройденного пути», обращение к «классике жанра» – историографическим направлениям (в частности, интеллектуальной истории) или истории создания знаковых работ?

Сошлюсь на свой предыдущий ответ и добавлю: мы уже начали публикацию серии статей (фактически книги) историка-художника Александра Немировского под названием «Открытие древности. Археологическая поэма». Это увлекательный экскурс в историю не только археологии, но всего комплекса наук, изучающих греко-римский мир и его культуру, искусство.

Как бы вы определили жанры, в которых реализованы материалы издания? Удается ли авторам соблюдать баланс между академическим научным стилем, который им более привычен, и живой, легкой манерой письма, которую предполагает «художественный» материал?

Редакция только приветствует живую, легкую манеру письма по самым сложным вопросам. Не у всех это получается. Так уж повелось, что, несмотря на восходящее к седой древности родство истории и литературы, история, обретая черты академической науки, все чаще свысока поглядывала на «беллетристику». Со временем подобный взгляд стал признаком «хорошего тона» в кругу профессионалов. В нашей стране «общечеловеческий» соблазн сделать историю «точной» наукой был усугублен диктатом идеологии и политики. В «историописании» воцарились лаконизм, сухость и усложненность языка как условия принадлежности к ученой корпорации. Историки утратили чуткость к «живой» истории: к динамике ее сюжетных линий, столкновений и лиц, к меняющейся конкретности ее примет с их образно-символическими сцеплениями, ко всем оттенкам испытанных страданий, пережитых страстей и утраченных ощущений. Дело дошло до того, что, как остроумно выразился один историк, сам человек оказался «непредвиденным персонажем истории». Встреча с ним, скажем, в литературных памятниках прошлого становилась для ученых настоящим открытием!

Для того чтобы помочь ученым раскрепоститься, мы придумали специальную рубрику – «Историк как рассказчик», где наши авторы – историки-профессионалы – могут поделиться своими мыслями и воспоминаниями, выступить в качестве непосредственных свидетелей и очевидцев истории. И это очень помогает в формировании нового профессионального языка, свободного от тяжеловесного наукообразия! Например, в последнем номере мы начали публикацию цикла мемуарных зарисовок известного отечественного историка-африканиста, профессора Аполлона Давидсона о забытых людях XX века – о «тех ярких, талантливых, кому время не дало никаких возможностей реализоваться, проявить свои способности, свое подлинное призвание»...

В каком направлении пойдет развитие «Историка и Художника» в будущем? Ставите ли вы перед собой задачу привлечения внимания широкой аудитории к проблемам, обсуждаемым на страницах журнала, или это в определенном смысле «внутрицеховое» издание?

Конечно, это не «внутрицеховое» издание, но и не просто популярный журнал. Ответ на вопрос дан уже в его полном названии: «Историк и Художник: Журнал для всех, кто любит историю, ценит искусство и чувствует их родство»!

И еще один важный штрих – о путях формирования читательской аудитории «Историка и Художника». Ведь журнал – это не только книжки его номеров, но и постоянно растущий круг его читателей и друзей. Их объединяет и привлекает к журналу ожидание не только очередного выпуска, но и непосредственного человеческого общения. Рядом с новым изданием сразу сложился клуб, в котором мы стараемся воссоздать атмосферу старинного дружеского кружка с его уютной свободой, содержательным и раскованным разговором, экспромтами, юмором, музыкой...

С позапрошлого века так не раз случалось в Москве: возникает толстый журнал, а вокруг него в условленный день (журфикс!) начинают собираться сотрудники, читатели и друзья. В программе клубных вечеров – заранее намеченная главная тема и, конечно, «персона вечера», кто-нибудь заметный и, главное, интересный из мира историков или художников, людей искусства. Серьезные диалоги и веселые творческие состязания, стихи и музыка.

В гостях у журнала уже побывали кинорежиссеры Виктор Лисакович, Евгений Цымбал и Борис Дворкин со своими фильмами о русских эмигрантах во Франции в годы Второй мировой войны, об актере Александре Кайдановском, комедиографе Леониде Гайдае, писателях Михаиле Зощенко и Юрии Олеше, или же о заброшенной сибирской деревеньке – в двухстах километрах от ближайшей железной дороги, но зато с названием «Новый вокзал»! Выступал поэт Григорий Кружков, выступали историки Олег Будницкий, Василий Зверев, Ольга Дмитриева, Елена Зубкова, философы Сергей Никольский и Алексей Кара-Мурза, культуролог Виктор Филимонов.

Среди наиболее запомнившихся тематических вечеров – «Шекспир по-русски», «Народ на низу»: вправе ли он... и что от него зависит?» (в связи с просмотром фильма Б. Дворкина), «Старый романс и русский либерализм», «Елка, любовь и «Ландыши»: вариации на темы советской послевоенной жизни».

Публика – в одном из двух-трех обычно предоставляемых нам уютных помещений в самом центре Москвы – собирается очень разная: от университетских профессоров до студентов. Между ними – журналисты, инженеры, врачи, строители, менеджеры, словом, люди весьма несхожих занятий и возрастов! Обычно приходит свыше 100 человек. Бывает, наши друзья приводят с собой и зарубежных гостей. И вот что любопытно – даже те, кто совсем не понимает по-русски, – остаются до самого конца, не уходят, их привлекает само действо, происходящее в клубе, его атмосфера.

Мне кажется, что и наш журнал, возникший не по решению «сверху», и клуб, сложившийся при журнале, – не следует рассматривать только как элементы научно-образовательной инфраструктуры. По сути, это ростки гражданского общества, которого так не хватает современной России.

«Историк и Художник» выходит со второй половины 2004 г. К настоящему времени выпущено десять номеров (по 200 страниц каждый с иллюстрациями). Сфера интересов журнала – взаимодействие исторической науки и художественного творчества разных видов и жанров. В составе редакционного совета – доктора исторических наук, профессора О.В. Будницкий, В.В. Зверев, А.П. Левандовский, А.И. Немировский, Н.И. Цимбаев; кинорежиссер Е.В. Цымбал, искусствовед и руководитель «Киноведческих записок» А.С. Трошин, телекритик Б.Д. Тарощина и др. Главный редактор – доктор исторических наук, профессор С.С. Секиринский.

Журнал частично представлен на сайте www.worldhist.ru

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.