Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 13:26
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 декабря 2006, 10:14

Марина Давыдова: "Хотелось бы видеть Россию составной частью Европы"

Марина Давыдова – современный решительный человек, который хочет видеть Россию составной частью Европы. Хотя бы на территории театра – той области, которая является делом ее жизни. Она проделала путь, характерный для новой России: театровед, закончивший ГИТИС и посвятивший себя научной работе, затем – журналист, театральный обозреватель национального издания и автор книги «Конец театральной эпохи», удостоенной в этом году премии Станиславского: человек, который занимается журналистикой, получает такую премию впервые. Сейчас Марина Давыдова еще и арт-директор фестиваля NET (Новый европейский театр), утверждающего в России западные ценности. Для чего фестиваль NET необходим России, Марина Давыдова поделилась с Мариной Борисовой.

Cделаем вид, будто я ничего не знаю про фестиваль NET, чтобы спрашивать с чистого листа. Мне интересно: что побудило заняться этим и зачем все это происходит?

Во второй половине 1990-х я и мои коллеги -- фестиваль был создан в 1998 году несколькими театральными критиками -- начали ездить по западным фестивалям. Попросту говоря, как и все российские люди, мы стали, наконец, выездными. И с удивлением обнаружили, что в других странах, в т.ч. странах Восточной Европы, есть целая генерация молодых режиссеров, постановки которых чрезвычайно интересны. Потом мы оглянулись вокруг себя и увидели, что у нас никаких молодых режиссеров нет. Стало ясно, что надо что-то делать. Уже существовал Чеховский фестиваль, но в то время он представлял мэтров европейской режиссуры. Целый пласт европейской театральной культуры  для России не существовал. Мы подумали, что нужно создать такой фестиваль, который бы привозил тех, кто уже  завоевал какое-то признание в Европе, но в России еще совершенно не известен. Представить новое поколение европейского театра. Поэтому решили, что наш фестиваль будет называться NET – Новый европейский театр. И долгое время слово «новый» – в этой аббревиатуре – было синонимом слова «молодой». Мы будет представлять новое поколение европейской режиссуры и, может быть, благодаря этому у нас тоже появится новое поколение. Самое удивительно, что так и случилось. Именно на рубеже 1990-х – 2000-х в русскую театральную жизнь ворвались  Серебренников, Карбаускис, Черняков, Бутусов…

Меня интересует вопрос селекции: каково соотношение отсмотренных спектаклей и спектаклей в афише? И как афиша соотносится с европейским театром? NET -- это образ Европы или все-таки – особый, избирательный образ Европы?

Конечно, избирательность присутствует. Европейский театр разный. Можно и из передовой Германии привезти совершенно традиционный спектакль, можно из Англии -- бенефисный. Но мы ездим в основном на фестивали и специальная область нашего интереса -- это такой театральный арт-хауз. Я не всегда задаюсь целью что-то выбрать, но что-то порой само попадается на глаза и потом становится частью программы. Недавно в Париже я посмотрела четыре очень интересных спектакля: Боба Уилсона, Ромео Кастеллуччи, Петера Муссбаха и Жоэля Помра, молодого французского режиссера. Последний меня особенно заинтересовал. Я не слышала прежде этого имени, хотя во Франции он уже очень известен. Я  увидела  спектакль молодого человека, который придумал новый способ рассказывания историй в театре. Новый способ театрального нарратива. Там найдено остранение, как в немом кино, когда за кадром звучит авторский голос, а на сцене ты видишь какую-то картинку. Казалось бы, совершенно простой прием, но следишь за сюжетом неотрывно. Мы уже ведем переговоры с Французским культурным центром и надеемся, что Помра к нам в следующем году придет.

А каков принцип отбора?

У любого фестиваля принцип прост: надо привезти побольше хороших спектаклей. Но у NETa всегда были эстетические ограничения,  а первое время был еще возрастной ценз -- мы привозили режиссеров не старше 40. Потом, когда первоочередная задача по омоложению российской театральной жизни как-то сама собой (а может и не без нашего участия) решилась, стало ясно, что слово «новый» не должно быль быть синонимом слова «молодой». Важнее представить то, что является новыми тенденциям в европейском искусстве. Современный театр. Не так-то просто коротко определить что это такое. Он ведь очень разный. Алхимические спектакли инженерного театра АХЕ. Формалистский минимализм Михаэля Тальхаймера. Метафорические опусы Жозефа Наджа. Нешумная «Чайка» Арпада Шиллинга. Громоподобные постановки Андрея Жолдака. Люк Бонди. Кристоф Марталер. Пина Бауш. Алан Платель. Что общего между ними? Но ведь что-то общее явно существует. Я поэтому предложила такую формулировку: современный театр -- это то, что даже при беглом взгляде на сцену опознается как современный театр. Ведь 90 процентов российского репертуара составляют спектакли, лишенные каких бы то ни было примет времени.

Как мне представляется, NET в России – это остров чужого. Спектакли, которые вынуты из европейского культурного пространства. Трудно представить, чтобы «Защита от будущего» Марталера возникла у нас: спектакль, который поставлен в Вене и играется в госпитале югендстиля, родился в той среде, в той истории. Для нас это привозное искусство, которое контрастно нашей реальности и вряд ли станет своим. Так вот: зачем нам нужен NET?

Для кого-то чужое, для меня очень даже свое. Я хочу по мере сил изменить представление окружающих  о том, что такое современный театр. Помимо культурной задачи есть еще эгоистическая – мне хотелось бы жить в стране, театр которой не является провинциальным и встроен в европейский контекст. Мне хотелось бы, чтобы Россия была естественной составной частью Европы – хотя бы в культурном смысле.

Но западные спектакли  являются частью западной цивилизации, где все другое – уровень жизни, менталитет, бытовая культура, театральный язык. В их спектаклях отражается их жизнь и их проблемы.  Для нас там много формального. Мы видим людей, которые на нас не похожи, мы наблюдаем за ними, но прожить их жизнь не можем – так зачем же на все это смотреть?

Ну, во-первых, есть два разных вида интереса в театре. А – увидеть на сцене что-то похожее, Б – наоборот: увидеть что-то непохожее. Вот Чеховский фестиваль привозит сюда спектакли японского театра Но. Он гораздо больше непохож на все, что вокруг, чем самый авангардный европейский спектакль. Тем не менее, люди ходят и смотрят. Потому что им интересно увидеть нечто абсолютно отличающееся от того, с чем они соприкасаются. Во-вторых, Россия очень уж неоднородна. Здесь есть довольно большая прослойка европейски ориентированных людей. В количественном отношении их меньше, чем не европейски ориентированных, но они есть. И может быть благодаря NETу их станет больше.

NET-2006 проходил под лозунгом «невербальный театр», спектакли игрались вне традиционного театрального пространства. Не уничтожается ли здесь само понятие «театр» -- специальное место, где происходит нечто, имеющее литературную основу, сюжет, характеры, конфликт? Зачем эта провокация?

Последнее время, как мне кажется, самые интересные явления в области театра происходят как раз на границах разных жанров, разных зрелищных форм. На границе драматического театра и современного танца, драматического театра и цирка, драматического театра и изобразительного искусства, драматического театра и музыки. Один из спектаклей нынешнего фестиваля -- «Кода» французского режиссера Франсуа Танги -- строился по музыкальным законам. Другой, английский  – «Не оглядывайся» -- был похож на огромную инсталляцию. Границы театра не размываются, они становятся шире. Одна из самых интересных и приметных тенденций последнего времени – театра художника. Долгое время – с самого момента возникновения режиссуры – все самые радикальные жесты постановщиков совершались в рамках интерпретационного театра, который очень тесно привязан к литературному первоисточнику. А сейчас мы присутствует при  рождении других форм театра: режиссер тут не интерпретатор текста, а почти демиург. Он сам сочиняет свой спектакль. Он  иногда использует какой-то текст в качестве трамплина для полета фантазии (как Жозеф Надж в «Войцеке», например), но траектория полета непредсказуема. Спектакль Наджа вроде сделан по мотивам пьесы Георга Бюхнера, но если бы мне не сказали, что это «Войцек», я бы никогда в жизни не поняла, что триггером для фантазий режиссера стал именно эта, а не какая-то другая пьеса. На самом деле это собственное сочинение режиссера -- такие театральные сноски к прочитанному тексту.

Но публика идет в театр на известную ей пьесу, где она ждет сюжет. Готова ли она к таким вольностям? Не будут ли обмануты ее ожидания?

Что касается Европы, то я всякий раз изумляюсь, сколь эстетически продвинутой является тамошняя публика. Например, авиньонская. Мне, конечно же, возразят, что Авиньон – это очень специальное место. В известном смысле так оно и есть, но на этот фестиваль приезжает не только рафинированный столичный зритель, но и жители маленьких городов Прованса. И вот этому провинциальному зрителю показывают спектакль «Асубу» того же Наджа – такое тягостное медитативное зрелище, которое идет полтора часа. Во дворе Папского дворца, замечу, идет, а это фактически стадион: огромный зал под открытым небом на 2000 мест. По-моему, этот спектакль играли семь раз. Когда я его смотрела, он шел под проливным дождем. Зонтики раскрывать нельзя, мешаешь соседу. Под этим самым дождем артисты героически играли, а зрители героически сидели: не ушел ни один человек. Наверное, еще лет десять тому назад на такой спектакль было бы сложно собрать огромный зал и в Авиньоне. А сейчас уже возможно: представления о том, что такое театр, каким он должен быть, от чего можно получать удовольствие, сильно изменились. В России несколько иная ситуация. Я с трудом представляю, чтобы у нас в зале на 2000 мест игрался этот спектакль. Не в маленьком Авиньоне, а многомиллионной Москве. Но все равно надо что-то делать, тогда все будет меняться. Когда к нам впервые приехал Боб  Уилсон с «Персефоной», зал МХАТа зиял проплешинами. А через несколько лет на его же «Игре снов» зрители уже висели на люстрах. Конечно, людей, которым интересен современный театр у нас гораздо меньше, чем в Германии. Но они есть. Мы для них и работаем.  Надеемся, что их станет больше.

Поговорим о театре в России. Как тебе кажется, его жанры развиваются по одним законам? Или опера и,  допустим, драма существуют в автономных режимах?

До недавнего времени в России опера и драма развивались параллельными курсами. Они не пересекались. Более того, театральные критики вообще крайне редко ходили в оперу. Переломный момент – появление спектаклей Дмитрия Чернякова. Помню опрос: нужно было составить топ-десятку сезона, я поставила на первое место «Похождение повесы» в Большом театре. В тот момент – в 2004, то есть совсем недавно, это у многих вызвало удивление: это же оперный спектакль, он может нравиться -- не нравиться, но какое отношение он имеет к этой топ-десятке? Я говорила, особенно представителям старшего поколения: «А вы видели «Похождение повесы?» Они отвечали: «Нет, это же опера. Зачем на нее холить?». Опера – это такое место, где люди поют, а есть еще условно называемый режиссером человек, которые делает так, чтобы исполнители на сцене лбами не сталкивались. О том, что опера может быть объектом приложения настоящих режиссерских сил, что она тоже может существовать в поле авторского театра – в России открытие последних лет. Для Европы не так. Там все давно случилось. Но сейчас, когда это открытие у нас сделано, какие-то изменения будут происходить. Думаю, еще лет пять тому назад Кирилл Серебренников на предложение поставить оперу сказал бы: «Какая опера? Зачем? Что я буду в ней делать?» А сейчас он уже  ставит в Мариинке. Все меняется на наших глазах.

Есть ли в России что-нибудь адекватное уровню NET, и, соответственно, образу театральной Европы, который NET создает в России? Появляется ли продукция, сделанная у нас нашими людьми, и при этом соответствующая западному уровню. Есть ли у нас свои Марталеры?

Очень мало. Марталеров вообще не видно, к сожалению. Их, впрочем, везде мало – он же гений. Всякий раз, когда составляем программу NET, мы думаем: ну должна же там каким-то образом Россия присутствовать! Обычно с трудом удается наскрести один-два спектакля. Но случаются и свои радости, и даже настоящие открытия. Например, Дмитрий Крымов -- одно из самых интересных явлений, которые появились в российском театре за последние два года. Самый удачный его спектакль -- «Демон. Вид сверху» -- в силу технических причин не попал в афишу. Но, конечно, должен был попасть. То, что делают он и его команда, трудно назвать драматическим театром, скорее - театром художников. Тут все рисованное может ожить, а живые люди немного похожи на кукол. Тут реальность так же изменчива, как реальность мультфильмов. Нечто похожее делал когда-то Тадеуш Кантор, но его сценические экзерсисы рождались из воспоминаний о детстве. У Крымова они рождаются из тоски по мировой культуре. Сама эта культура, однако, преломляется фантазией, очень похожей на фантазию ребенка.
Того, что можно было бы характеризовать как  Новый европейский театр, в России все еще очень мало. Но лет шесть назад его вообще фактически не было.

Значит, понемногу мы становимся частью Европы.

Ну, да. Становимся. Хотя бы потому, что все реже слышу разговоры о том, что мы намеренно привозим в Россию гнилое западные искусство, чтобы развратить русскую публику и нашу русскую духовность погубить.

Теперь вопрос про личную жизнь. Когда в последний раз ты испытала в театре – не побоюсь этого слова -- чувство волшебства?

Совсем недавно. В Израиле, на фестивале современного танца, где увидела совершенно завораживающий спектакль неизвестный мне танцевальной труппы Inbal Pinto Dance Company, который невозможно пересказать. Про добрые и злые силы. Про белых и темных, а еще и про голубых и лиловых людей, которые сплетаются в танце. Я вспоминала Баланчина с его «Драгоценностями», только это по-другому рассказано, очень современно.

А в России?

Да тот же «Демон. Вид сверху». По-моему, это самое настоящее волшебство.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
14.12 19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
14.12 19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
14.12 19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
14.12 18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
14.12 18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
14.12 18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
14.12 18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
14.12 18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.