Адрес: https://polit.ru/article/2007/01/08/booknik/


08 января 2007, 10:06

Книжный нудник Рунета

В августе 2006 года появился новый интернет-проект – «Букник.ру». За прошедшие месяцы проект приобрел достаточно устойчивое ядро будущей читательской аудитории. Ознакомление с ресурсом приводит к предположению, что он является попыткой представления российской и шире – русскоязычной – аудитории того, что в первом приближении можно обозначить вызывающим традиционно большие споры термином «еврейская культура». Своим взглядом на замысел издания с нами поделилась заместитель главного редактора «Букник.ру» Галина Зеленина. Интервью взял Борис Долгин.

Что такое «Букник»? Как это виделось в процессе «проектирования» и как это видится сейчас?

О! Тут всё неоднозначно. У нас торжествует такой, видимо, постмодернистский подход: читатель имеет столько же прав, сколько и автор. Вопрос «что такое / кто такой Букник?» вызывал бурное обсуждение на заре существования проекта. Помимо изначально подразумеваемой нами версии – такой еврейский нудник с книжками – читатели присудили Букнику еще немало идентичностей: от букового парка до книжного пикника.

На самом деле, Букник – это дух сайта и, как любой дух, существо загадочное, мистическое, неуловимое. За эти месяцы внимательный читатель мог кое-что про Букника выведать. Например, что у него есть дети, которые – как и любые дети – имеют обыкновение болеть (или притворяться, что болеют), и тогда чадолюбивый Букник манкирует своими обязанностями домового и некоторые прекрасные тексты, создаваемые при его участии, медлят с появлением на сайте. Скоординировать же Букника во времени, сказать его лета, край и век, довольно сложно – дух все-таки! Но я думаю, что похвастать завтраком у Канта ему не слабо.

Каковы цели, задачи, «миссия» проекта? Какова аудитория проекта – реальная и целевая?

На мой взгляд, потребность в подобном проекте, подобном издании, назревала давно – среди местной «еврейской» интеллигенции в самом широком понимании: от завсегдатаев Малаховки в пятом поколении до только-только приехавших покорять Москву студентов многочисленных отделений иудаики и еврейских учебных заведений. Ощущалась некоторая лакуна в еврейских и про-еврейских СМИ. Были издания – и электронные, и бумажные – сугубо религиозного, религиозно-общинного толка. Были СМИ популярно-эклектичные, с желтым оттенком, вынюхивающие генеалогию народных любимцев. Были толстые академические журналы – малотиражные, малодоступные и, на самом деле, для многих – малочитабельные. И не было того, чем, кажется, удалось стать «Букнику», – интеллектуального издания, совмещающего функции просветительские, развлекательные и игры в бисер, независимого, не ангажированного никаким движением, не аффиллированного ни с какой конторой и ориентированного на максимально широкую – в географическом, этническом и религиозном планах – аудиторию. Ядро этой аудитории, естественным образом, составляют стабильные интернет-пользователи, в частности блоггеры, в крупных городах России и основных точках русской диаспоры, как евреи, так и – вполне себе – неевреи.

Как определить объект рассмотрения? Еврейская культура? Ели да, то как понимаемая? Еврейская тема? Израильская культура?

Ой ва-авой! Набили, конечно, оскомину попытки определить еврейскую культуру – в совершенно разных планах: теоретическом и прагматическом, общем и конкретном, для внешнего и внутреннего пользования, от лица евреев и неевреев, от лица создателей и потребителей...

Наше понимание максимально широкое и либеральное, свободное от конфессиональной и субэтнической дискриминации, в русле культурного релятивизма и истинно антропологической всеядности. В сферу еврейской культуры – по моему личному убеждению и по версии «Букник.ру» – попадают как кухня и бижутерия, скажем, эфиопских евреев, так и многотомные юридические сочинения евреев ашкеназских, которые эфиопских за евреев не считают; как субкультура современных тель-авивских геев, так и складывавшееся веками семейное право ультраортодоксов, которые на этих геев налагают каббалистические проклятия. Как авторы израильские, пишущие на вечные или, хотя бы, общие темы – любовь, смерть, деньги, кокаин, так и люди совсем не израильские и не еврейские, изучающие Холокост, или поющие песни про Исаака (Лурию?), или выпускающие эксклюзивных Барби в еврейском молитвенном облачении.

Более того, для еврейской культуры всегда был крайне важен взгляд извне, восприятие окружающим обществом – как дружественное, так и – чаще – враждебное. Важно это, в частности, потому, что еврейская традиция (разные юридические и ритуальные аспекты) модифицировалась под влиянием этого взгляда, этого, условно говоря, антисемитизма, а еврейская культура – от поэзии до каббалы – им стимулировалась. Таким образом в наше поле попадает еще одна мощная группа – от средневековых негативных стереотипов и наветов до, скажем, дела Бейлиса и романов Проханова.

Букник – для тех, кто считает еврейство фактом своей биографии. Но и для тех, кто может похвалиться «чистотой крови», а еврейство воспринимает как внешний культурный феномен. Или антикультурным; а лучше – поликультурным. Это не беспринципность, а вполне принципиальная эклектика. Сайт для тех, кто – как выражалась одна блестящая чета – интересуется интересным (только не в том, конечно, смысле).

Каков предмет рассмотрения?

Максимальное дисциплинарное многообразие. Фикшн и нон-фикшн, массовая культура, кино, искусство, кухня, история, фольклор, языкознание. Будут даже естественные науки, но, скорее, «в лицах» и через некоторую культурологическую призму.

Значительная часть материалов каким-то образом рецензирует книги. О том же говорит и название. Но рецензии бывают очень разные. Как видятся интересные «Букнику» форматы рецензий? Какие нерецензионные жанры осознанно присутствуют? Как видится их место?

Вспомните про книго- или, точнее, Книгоцентричность еврейской традиционной культуры и прибавьте сюда литературоцентричность русской. На этом фоне общая модель у нас вполне классическая: текст в контексте, в таком многослойном, разножанровом контексте. Это может быть статья, интервью, колонка, репортаж, травелог, наконец. Так, рецензию на «Даниэля Штайна» Улицкой дополнял у нас травелог про Минское гетто (узников которого спасал главный герой романа).

Рецензии для нас, безусловно, - очень важный жанр и, несмотря на частотность обновления этого раздела (а «Букник» публикует три рецензии в неделю), мы стараемся добиваться очень качественных текстов. Не буду детализировать форматы, но приоритета здесь два: профессиональная аналитичность или нетривиальная эмоциональность. Обычно первый приоритет актуален для рецензий на нон-фикшн, второй – на фикшн. Впрочем, некоторые авторы и научные книги начинают рецензировать с цитат из Бродского, а наоборот, беллетристику – с истории жанра.

«Букник» - один из российских проектов, поддерживаемых фондом «Ави Хай» - наряду с «Эшколем» и двумя книжными сериями издательства «Текст». Что еще им поддерживается? Какова вообще концепция?

Ну, на частичном попечении фонда «Ави Хай» находятся еще и некоторые академические программы в сфере высшего образования. В частности, «Ави Хай» поддерживает проводимые по всему СНГ студенческие школы замечательного центра «Сэфер» и кафедру иудаики в ИСАА МГУ, где и я имею честь преподавать.

«Вообще концепция», насколько я понимаю, вполне ожидаемая – привлекать молодежь в весьма широком или, точнее, весьма раннем понимании, дабы воспитать побольше людей, которые интересуются интересным. Впрочем, это вопрос, скорее, к представителю фонда «Ави Хай», каковым я не являюсь.

Каким может быть будущее «Букника»?

Содержательный прогноз прост: больше текстов хороших и разных.

Для жанровой вариативности некоторый простор предоставляет раздел Колоннада. Мы планируем приглашать новых авторов в уже имеющиеся рубрики, – например, в рубрику «Сюжеты недели», представляющую такой традиционный жанр, как библейский комментарий, однако в разнообразных и иногда довольно нетрадиционных аранжировках. А также планируем добавить на сайт изящной словесности – и в формате различных публикаций, прозаических и поэтических, и в формате новой, беллетристической колонки.

И наконец, интерактив. На «Букнике» можно будет все более и более комфортно обустраиваться: авторизовываться, выбирать книги, писать пользовательские рецензии, френдовать других пользователей, устраивать там филиал своего ЖЖ или иного блога, и так далее. Так что... приходите в гости к нам. Букник про всё расскажет вам, ну или вы – ему.