Адрес: https://polit.ru/article/2007/01/25/glebova/


25 января 2007, 06:00

Кто финансирует терроризм на Ближнем Востоке

Журнал
«Космополис»

11 сентября 2001 года в США были совершены два крупнейших теракта, повлекших за собой множество жертв, - нападения на здания Всемирного торгового центра и Пентагона. По данным ФБР США, приблизительная сумма, затраченная на совершение данного теракта, варьируется в пределах 303 672 – 500 000 долларов. «Полит.ру» публикует статью Надежды Глебовой «Кто финансирует терроризм на Ближнем Востоке», в которой автор классифицирует и подробно анализирует установленные и возможные источники средств, затраченных на проведение множества террористических актов по всему миру. Статья опубликована в новом номере журнала «Космополис» (2006. № 2 (16)).

См. также: Александр Игнатенко "Убийственная благотворительность"

На протяжении почти всего XX века террористические организации являлись одним из факторов, определявших взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке. Под «террористической организацией» мы понимаем организацию, созданную в целях осуществления террористической деятельности или признающую возможность использования в своей деятельности террористических методов. Организация считается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений занимается терроризмом с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации. «Террористической группой» следует считать группу лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», гл. 1, ст. 3). Необходимо отметить, что в силу исторических, политических и иных причин руководители большинства государств ближневосточного региона и лидеры других стран мира (например, Израиля) имеют разные представления о характере деятельности той или иной организации и возможности отнесения ее к числу террористических. На этот факт часто обращают внимание арабские аналитики, пишущие о таких организациях, как «Хизбалла», «Исламский джихад» и др. По их мнению, большинство западных исследователей служат апологетами политики Израиля и ряда других государств в отношении арабских стран в целом и палестинского народа в частности [«Dar al-Hayat» 02.01.2004].

Одним из обязательных условий успешной борьбы большинства стран мира с терроризмом, нашедшей свое отражение в коалиции, созданной после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, является исследование экономических основ деятельности террористических организаций.

К числу основных источников получения финансовых средств террористами на Ближнем Востоке следует отнести:

  • незаконные и неконтролируемые операции в финансовой сфере, в частности, в банковской;
  • криминал, совместную деятельность преступных сообществ;
  • деятельность легальных организаций (коммерческих предприятий);
  • деятельность «благотворительных» и «гуманитарных» организаций;
  • спонсорскую помощь государственных структур ряда стран этого региона;
  • личные состояния некоторых представителей террористических организаций и т.д.

Одними из наиболее ярких и драматичных террористических актов в XX в. стали нападения на здания Всемирного торгового центра и Пентагона, совершенные 11 сентября 2001 г. в США. Беспрецедентные по своей сути, эти события породили множество вопросов, в том числе: какие средства были затрачены на проведение акции; каковы источники этих средств; каков масштаб деятельности организации или организаций, которые смогли осуществить подобные теракты?

По данным ФБР США, приблизительная сумма, затраченная на совершение данного теракта, варьируется в пределах 303 672–500 000 долл. [Beckett 2002]. С самого начала расследования событий 11 сентября была установлена связь террористов, находившихся в четырех самолетах, и их соучастников с финансовыми источниками, расположенными в странах Персидского залива, Германии и некоторых других государствах Западной Европы. Одними из ключевых членов и одновременно распорядителями денежных средств «Аль-Каиды» были названы Рамзи бен аш-Шибх в Германии и Мустафа Ахмед аль-Хаснави в Объединенных Арабских Эмиратах. Анализ финансовой деятельности этих людей подтвердил, что террористические атаки 11 сентября были осуществлены именно «Аль-Каидой». Была выявлена связь между преступниками, непосредственно совершившими нападения, и другими членами организации, оказывавшими им поддержку из Германии, в частности, Захарием Мусауи. Телефонные и телеграфные переговоры Мусауи и Бен аш-Шибха сыграли решающую роль в обвинении Мусауи в соучастии в терактах 11 сентября. Финансовые расследования подтвердили наличие контактов между Мусауи и членами «Аль-Каиды», связанными с малазийской организацией «Джамаа аль-Ислами» [Maurice 2002].

Во многих странах мира для финансирования террористических организаций используются банковские системы. Некоторые террористические структуры, подобные ХАМАС, используют отделения «Арабского Банка» для перевода средств на счета своих сторонников с целью финансирования операций, проводящихся, в том числе, на Западном берегу реки Иордан. В ходе расследования деятельности активистов ХАМАС Taбита Мардауи и Али Саффури, задержанных спецслужбами Израиля, выяснилось, что этими лицами были открыты банковские счета, на которые переводились средства, проходившие через «Арабский Банк». Во время рейдов израильских войск на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан представители спецслужб Израиля обнаружили документы, подтверждающие факт передачи саудовскими организациями денег структурам, связанным с ХАМАС и семьями террористов-смертников, через отделения «Арабского Банка», расположенные на Западном берегу [Iran and Syria as Strategic Support for Palestinian Terrorism 2002]. В качестве примера можно также привести использование «Арабского Банка» полковником Мунир аль-Макда (известным под именем Абу Хасан) для передачи средств отделению движения «ФАТХ» — «Бригаде мучеников аль-Аксы». Начиная с середины 2001 г., аль-Макда перевел около 40–50 тыс. долл. на счет одного из лидеров «ФАТХ» Насера Увайса. По некоторым данным, эти средства пошли на закупку оружия, оборудования, транспорта и на другие расходы по осуществлению терактов, как на территории Израиля, так и за его пределами [http://www.imra.org.il/story.php3?id=12156]. «Арабский Банк» использовался лицами, подозреваемыми в причастности к «Аль-Каиде», для аккумулирования и перевода средств не только на территории стран Ближнего Востока, но и, к примеру, из Испании в Пакистан и Йемен [Spain-Based al-Qaeda Cell Wired Cash to Extremists, Judge Says 2001].

Представляет интерес и деятельность банка «Ат-Таква», в состав учредителей которого входят известные члены ХАМАС и частные лица, так или иначе связанные с различными террористическими организациями Ближнего Востока. В 1996 г. итальянские спецслужбы проследили связи этого банка с рядом палестинских террористических групп, алжирской «Вооруженная Исламская Группа» и египетской «Джамаат аль-Ислами».

В ноябре 2001 г. министерство финансов США заморозило счета 62 организаций и частных лиц, которые подозревались или были обвинены в связях с «Aт-Таква». Несколько месяцев спустя, выступая с докладом перед конгрессом, второй помощник секретаря казначейства США Хуан С. Зарате заявил, что только в 1997 г. представители ХАМАС перевели около 60 млн. долл. на счета этого банка [Testimony of Juan C. Zarate 2002].

В августе 2002 г. представители спецслужб США, Италии, Багамских островов и Королевства Люксембург провели совместную операцию, в ходе которой была выявлена причастность более 25 физических и юридических лиц, связанных с банком «Aт-Таква», к финансированию террористов на Ближнем Востоке. Активы этих лиц были заблокированы [http://www.ustreas.gov/press/releases/po3380.htm]. По данным министерства финансов США, банк «Ат-Таква» оказывал финансовую помощь членам организаций «Братья-мусульмане», ХАМАС, алжирским «Исламскому фронту спасения» и «Вооруженной исламской группе», тунисской «Aн-Нахда», а также «Аль-Каиде» [http://www.ustreas.gov/press/releases/po3380.htm].

14 декабря 2003 г. в газете «Вашингтон Пост» был опубликован отчет о проведенной федеральными органами США операции по блокированию финансовых средств физических и юридических лиц, подозреваемых или обвиненных в причастности к деятельности террористических организаций. В ходе операции были арестованы и обвинены в пособничестве террористам 272 человека, 138 млн. долл. были заморожены на счетах этих и других лиц, находившихся в федеральном розыске или розыске международных организаций (из них 75 млн. долл. находились на счетах «Аль-Каиды») [«The Washington Post» 14.12.2003]. Часть средств, арестованных федеральными властями, принадлежала «Организации помощи улемов», штаб-квартира и основные базы которой расположены в Пакистане. В 1999 г. именно она занималась сбором средств для афганских талибов. После начала совместных действий антитеррористической коалиции администрация Дж. Буша отнесла эту организацию к числу наиболее важных структур, занимающихся финансированием террористических группировок, включая «Aль-Каиду». Наряду со счетами этой организации были арестованы счета некоторых физических лиц, среди которых оказались:

  • Насреддин Ахмед Идрис. 7 ноября 2001 г. Госдепартамент США включил его в список преступников, разыскиваемых по обвинению в причастности к финансированию террористических организаций Ближнего Востока (помимо него в список вошли Зейнаб Мансур-Фаттах, Мухаммад Мансур, Альберт Фридрих Арманд Убер и Али Халеб Иммат). Насреддин в тесном сотрудничестве с этими лицами осуществлял перевод и отмывание денег через банк «Aт-Таква». Для этого им были открыты офисы на территории Швейцарии, Лихтенштейна, Италии и на островах в Карибском море. В течение долгого времени он был советником по финансам руководителей «Аль-Каиды».
  • Ас-Сайед Абделькадир Махмуд. Налоговой полицией Италии был выдан ордер на арест Ас-Сайеда Абделькадира Махмуда по обвинению в торговле оружием (в том числе химическим), взрывчатыми веществами, подделке документов, оказании содействия незаконной иммиграции в страну. Считается, что именно Ас-Сайед является координатором разветвленной сети отделений «Aль-Каиды» в Италии. В ходе телефонных переговоров с лидерами этой организации, которые прослушивались правоохранительными органами, Ас-Сайед заявил, что прибыл в Милан с целью организовать и подготовить «братьев-мусульман» для борьбы против «неверных». Властями Египта этот человек был признан виновным в совершении теракта в Луксоре в 1997 г., в результате которого погибли 58 иностранных туристов.
  • Аль-Фауаз Халид. В 1994 г. был направлен Усамой бин Ладеном в Лондон, где открыл офис с целью координации действий отделений «Aль-Каиды» на территории Великобритании и за ее пределами. Подозревается в соучастии в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании.
  • Аль-Масри Абу Хамза. Заявляет о себе как об офицере «Исламской Армии Адена», террористической организации, причастной к серии взрывов в Йемене в середине 1990-х годов. 24 сентября 2001 г. президент США назвал эту организацию в числе источников финансирования терроризма на Ближнем Востоке и за его пределами.
  • Уади Мохаммед бен Белькасем. Член «Салафистской группы Проповеди и Джихада» и «Aль-Каиды». Был арестован в Италии и приговорен к пятилетнему тюремному заключению за торговлю и транспортировку оружия и взрывчатых веществ. Участвовал в передаче фальшивых документов другим членам «Aль-Каиды», действовавшим на территории Италии.
  • Шараби Тарек. Член «Салафистской группы Проповеди и Джихада» и «Aль-Каиды». Был арестован правоохранительными органами Италии и приговорен к четырем годам тюрьмы за транспортировку оружия и взрывчатых веществ.
  • Эсид Сами. Входил в «Салафистскую группу Проповеди и Джихада». Был осужден и приговорен итальянским судом к пяти годам тюрьмы за транспортировку оружия и взрывчатых веществ. Являлся фактическим руководителем «филиала» «Aль-Каиды» в Италии.
  • Бен Эни Ласед. Активный член «Салафистской группы Проповеди и Джихада». Действовал как связующее звено между членами «Aль-Каиды» в Италии и сторонниками этой террористической организации в Германии. Был задержан в Германии и экстрадирован в Италию, где ему предъявлено обвинение в незаконном хранении и транспортировке огнестрельного оружия и химических средств, подделке документов и незаконной иммиграции.

Для финансирования террористических организаций на Ближнем Востоке и за его пределами используется также «хавала» — система перевода денег и товаров, получившая распространение в большинстве стран Востока во многом благодаря тому, что она строится на принципах строгой конспирации и оперативности. «Хавала» отличается высокой скоростью, относительной дешевизной и отсутствием формализованной отчетности перед государственными органами, что позволяет ей конкурировать с современными международными операторами по перемещению денежных средств (например, с «Вестерн Юнион»). Обычные международные системы перевода денег взимают комиссионные в размере 10–15%, тогда как операторы «хавалы» берут со своих клиентов только 1–3%. Непосредственного перемещения денег в «хавале» не происходит. Участники этой системы действуют в рамках сделок, основанных на взаимном доверии. Таким образом, деньги, переданные оператору «хавалы» в одной стране, можно получить у другого представителя «хавалы» на другом конце света.

У правоохранительных органов США и других стран мира имеются основания подозревать, что именно «хавала» используется большинством террористических организаций Ближнего Востока для осуществления финансовых операций. В связи с этим ставится задача установления контроля над «хавалой». Об этом часто заявлял в своих интервью глава исполнительного комитета казначейства США по борьбе с финансированием террористических организаций Дэнни Глейзер. «Мы хотим быть уверены в том, что все способы перевода денег на Ближнем Востоке и, в особенности, перевода денег за границу надлежащим образом контролируются специалистами по борьбе с отмыванием денег и по противодействию финансированию террористов. Мы пытаемся осложнить жизнь тем, кто финансирует деятельность террористов: ликвидировать как можно больше используемых ими методов перевода денег, сделать эти методы как можно более дорогими и неудобными, заставить выйти из бизнеса как можно большее число участников таких систем» [«BBC News» 06.02.2004]. По утверждению Глейзера, целью его ведомства является не искоренение «хавалы» как таковой, а лишь обеспечение необходимой прозрачности и установление возможности деятельности в данной системе организаций террористического толка [«BBC News» 06.02.2004].

Следует отметить, что установление строгого контроля над «хавалой» и тем более ее ликвидация представляются трудноосуществимыми задачами хотя бы потому, что, уходя корнями в глубокую древность, «хавала» «накопила» достаточный опыт саморегуляции и противостояния враждебному влиянию извне. Помимо этого, усилия по контролированию неформального перемещения денежных средств могут помешать движению многомиллиардных финансовых потоков, которые идут от эмигрантов, работающих в развитых странах, на их родину, а также вызвать социальные взрывы в странах, принимающих этих эмигрантов. Так, вскоре после событий 11 сентября 2001 г. правоохранительные органы США прекратили деятельность группы «Аль-Барака», в которую входили выходцы из Сомали, занимавшиеся переводом денег по системе «хавала». По утверждению американцев, эта группа занималась финансированием террористов из «Аль-Каиды». Однако в условиях отсутствия в Сомали в течение последних 13 лет нормально функционирующей эффективной банковской системы, «Аль-Барака» принимала платежи и от мирных граждан, поэтому ликвидация группы оказала губительное влияние на всю экономику страны. По мнению представителя ООН в Сомали Рэндольфа Кента, эта ликвидация даже может привести ее к краху [«BBC News» 06.02.2004].

Несмотря на то, что о существовании «хавалы» было известно давно, а количество осуществленных терактов в различных точках мира уже трудно подсчитать, до 11 сентября 2001 г. никто на Западе, по признанию бывшего офицера индийской полиции, а ныне одного из экспертов по терроризму, члена Совета Безопасности ООН Харджита Сандху, не относился к «хавале» серьезно. «После 11 сентября ситуация немного изменилась. Бюрократы утверждают, что усвоили уроки, которые преподали им террористы, однако с каждым новым террористическим актом выясняется, что ничто не изменилось в отношении представителей госструктур к данному вопросу» [«The Christian Science Monitor» 22.07.2002]. Правда, в последнее время власти Пакистана и Объединенных Арабских Эмиратов обязали операторов, работающих в системе «хавала», регистрировать свою деятельность. Этот шаг можно считать определенной победой сторонников легализации и большей открытости «хавалы».

Один из главных способов получения террористами финансовых средств связан с криминалом — контрабандой, похищением людей, вымогательством, продажей наркотиков, подделкой документов и т.п. Большую часть денег, необходимых для своей деятельности, «Аль-Каида» и «Хизбалла» получают от продажи наркотиков (по некоторым сведениям, в случае «Аль-Каиды» объем этих средств составляет 35% от всех денег, находящихся в ее распоряжении) [«Financial Times» 14.06.2002]. Многие данные указывают на то, что основные базы по производству и переработке наркотиков, контролируемые «Аль-Каидой», находятся в Афганистане. В свою очередь, «Хизбалла» контролирует продажу наркотиков в Ливане, используя вырученные средства для поддержки своих сторонников на оккупированных Израилем территориях. Для получения дополнительных доходов «Хизбалла» и другие террористические сообщества организуют и контролируют пути доставки наркотиков в США и страны Западной Европы. Расследование, проведенное Международным агентством по борьбе с наркотиками, подтвердило, что большая часть доходов от продажи наркотиков идет на нужды террористических организаций [«The New York Times» 03.09.2002].

«Хизбалла» и ХАМАС также активно действуют на черных рынках золота и драгоценных камней. По словам официальных лиц, в последнее время в Конго наблюдается приток исламских экстремистов, которые самым активным образом участвуют в контрабанде алмазов [«The Washington Post» 30.12.2001]. При этом террористы работают по схеме «оружие в обмен на алмазы». Бельгийские власти выдали ордер на арест известного торговца оружием Виктора Бута, который подозревался в поставках вооружения движению Талибан и «Аль-Каиде», а также воюющим группировкам по всей Африке именно по вышеупомянутой схеме.

По некоторым данным, источниками получения средств для террористических организаций также служат производство и распространение нелицензионных копий компьютерных программ, музыкальной и видеопродукции на CD и DVD носителях. Незаконное копирование интеллектуальной собственности ежегодно приносит миллионы долларов прибыли не только непосредственным производителям и распространителям подобной продукции, но и представителям террористических группировок, получающим так называемые «лицензионные платежи» — своеобразную дань, которой они облагают всех производителей пиратских копий мультимедиа. По имеющейся информации, члены таких организаций, как «ФАТХ», ХАМАС, а также Палестинской национальной администрации получают финансовые средства именно таким способом [«Ma’ariv» 14.08.2002].

Во многих странах мира, включая США, спецслужбы ведут пристальное наблюдение за деятельностью структур, подозреваемых в финансировании террористических организаций. По заявлению некоторых официальных лиц, ближневосточные террористические группировки ежегодно получают от 20 до 30 млн. долл. от незаконного товарооборота в США [«The Washington Post» 12.08.2002]. В ряде докладов указывается также на то, что на территории Соединенных Штатов террористы занимаются производством и распространением поддельных кредитных и продовольственных карточек, банковских чеков. В частности, в этом был уличен Абд аль-Гхани Мескини, соратник Ахмада Рессама (они были обвинены в подготовке теракта в международном аэропорту Лос-Анджелеса в 2000 г.) [«Associated Press» 28.08.2002].

С целью получения дополнительных средств на определенных этапах происходит объединение различных по своим структурам и целям преступных сообществ. В июне 2002 г. в Северной Каролине были признаны виновными в оказании различной поддержки «Хизбалле» два брата — Мухаммад и Шуки Хамуд. По этому делу проходили еще семеро, которые впоследствии были обвинены в поддержке террористического движения, отмывании денег, контрабанде сигарет, нарушении закона об иммиграции. По сообщению многочисленных источников, «Аль-Каида» и ХАМАС, так или иначе, взаимодействовали на протяжении всей своей деятельности. Есть основания утверждать, что ХАМАС, «Хизбалла» и ряд других организаций спонсируются из одних и тех же источников, а также используют одни и те же финансовые структуры для перевода денежных средств. Некоторые исследователи допускают возможность образования союза «Аль-Каиды» и вышеупомянутых террористических организаций с целью получения и отмывания денег, а также совершения других видов противоправной деятельности [«Associated Press» 28.08.2002].

В качестве примера можно привести и деятельность Ахмада Омара Саид аш-Шейха, обвиненного в похищении и убийстве в Пакистане в 2002 г. корреспондента американского издания «Уолл Стрит Джорнал» Дэниэла Перла. Аш-Шейх поддерживал постоянные контакты с представителем верхушки индийской мафии Афтабом Ансари, который, как было установлено следствием, оказывал содействие «Aль-Каиде» в подборе новых кадров, обеспечении их поддельными документами, а также финансовыми средствами, поступавшими от продажи наркотиков, похищений людей, проституции и т.п. [Watson, Barua 2002].

Для получения денег преступные сообщества используют также легальные источники, в качестве которых чаще всего выступают коммерческие организации. По некоторым сведениям, чтобы пополнить казну террористов, ряд лиц, обвиненных в связях с «Аль-Каидой», участвовали в продаже подержанных автомобилей на территории Германии. Мухаммад Хайдар Заммар, немецкий предприниматель сирийского происхождения, а также директор фирмы «Тэйтекс» Абд аль-Маитин Татари были уличены в содействии сирийской организации «Братья-мусульмане». По данным, приведенным в расследовании организации терактов 11 сентября 2001 г., вышеупомянутые лица являются также одними из наиболее активных членов «Аль-Каиды». Интересно отметить, что среди ведущих акционеров «Тэйтекса» есть Мухаммад Маджид Саид, который в 1987–1994 гг. возглавлял Управление общей разведки Сирии [Syrian Intelligence Linked to Al-Qaida in Hamburg 2002].

Для прикрытия незаконной деятельности террористы нередко используют гуманитарные и благотворительные организации. Так, в ходе расследования взрывов в Центре международной торговли (США) в 1993 г. была установлена причастность к этим событиям одной гуманитарной организации, занимавшейся поставками сувенирной продукции из Мекки (Саудовская Аравия) в Пакистан [«Financial Times» 29.11.2002]. В 1997 г. канадское правительство обвинило организацию «Хьюмен Консён Интернэшнл», работавшую в основном на территории Канады и США [http://www.usinfo.state.gov/topical/pol/terror/02052105.htm], в содействии террористам и прекратило ее поддерживать.

14 декабря 2001 г. ФБР провело обыски в офисах фонда «Глобал Релиф» и заморозило его активы. Несколькими днями позже представители вооруженных сил НАТО, находившиеся в Косово, арестовали сотрудников филиала этой организации, располагавшегося в этом регионе, по подозрению в подготовке нападений на миротворческие силы [«The New York Times» 18.12.2001]. Только в 2001 г. финансовые средства «Глобал Релиф» составили 5 млн. долл. Хотя нет информации, что большая часть этих денег пошла на преступные цели, в ходе расследования были найдены доказательства участия данной структуры в террористической сети, включавшей «Аль-Каиду». По данным министерства внутренних дел Испании, главный финансист Бен Ладена Мухаммад Галиб Каладже Зуэйди перечислял финансовые средства на счета некоторых физических лиц, в том числе на счет главы филиала «Глобал Релиф» в Бельгии Набиля Суади (Абу Зейнаба) было перечислено 205 853 долл. [«The New York Times» 18.12.2001].

Представители правоохранительных органов США, занимавшиеся расследованием по делу «Аль-Каиды», неоднократно заявляли о том, что одной из главных в структуре «Аль-Каиды» является крупнейшая благотворительная организация Саудовской Аравии «Аль-Вакф». По словам одного из участников расследования, «Аль-Вакф» относится к тем благотворительным организациям, «большинство средств которых направляется на покупку вооружения, а не на благотворительность» [«The Wall Street Journal» 25.09.2001]. В Кабуле в ходе операции, проводившейся американскими вооруженными силами, был захвачен один из руководящих членов «Аль-Каиды» Абд аль-Азиз, перечислявший средства этой организации через «Аль-Вакф» [«The Washington Post» 15.03.2002]. В марте 2002 г. в Виргинии были закрыты несколько представительств исламских гуманитарных организаций, к числу которых относилась и СААР Фаундейшн (SAAR), названная по латинским инициалам ее основателя, саудовского банкира шейха Сулеймана Абд аль-Азиза ар-Раджхи. СААР подозревалась в финансировании ХАМАС, «Исламского джихада», «Исламского комитета в защиту Палестины» и др. Были также установлены тесные контакты между руководителями CААР и представителями королевской семьи Саудовской Аравии [«U.S. News & World Report» 29.10.2001].

Предметом тщательного расследования стала также деятельность благотворительной организации «Холи Лэнд Фаундейшн фо Релиф энд Дивэлопмэнт» («The Holy Land Foundation for Relief and Development»). Американская администрация рассматривала эту организацию как одну из центральных в структуре ХАМАС. Через пять дней после событий 11 сентября ФБР закрыло офисы и заморозило активы интернет-компании «Инфоком» («Infocom»), которая являлась частью «The Holy Land Foundation» и предоставляла ей интернет-услуги, помещение и персонал. Расследование, проведенное спецслужбами Соединенных Штатов, показало, что и «The Holy Land Foundation», и «Infocom» были образованы примерно в одно и то же время в Калифорнии на деньги одного из лидеров ХАМАС Мусы Абу Марзука. По данным налоговиков, совокупный доход «The Holy Land Foundation» только за 2000 г. составил 13 млн. долл. В отчете ФБР о деятельности этого фонда особое внимание было обращено на то, что основные средства шли на содержание школ и образовательные программы, целью которых являлась подготовка смертников среди палестинских детей и подростков. Другая часть средств направлялась на материальное обеспечение террористов-смертников и их семей. Деньги, полученные «The Holy Land Foundation», переправлялись в местные комитеты, расположенные на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а затем через них доставлялись непосредственно получателям. В частности, было установлено, что за период с 1997 по 1999 гг. «The Holy Land Foundation» выделил на нужды одного из комитетов, расположенного в палестинском городе Тулькарм, более 70 тыс. долл.

Следует отметить, что многие международные благотворительные организации оказывают содействие ХАМАС и подобным террористическим группировкам на территории Палестины под предлогом помощи бедствующему палестинскому народу. К примеру, в июле 2002 г. на портале «Ислам он-лайн» («Islam on-line») был размещен сайт, разработчики которого призвали поддержать вооруженную борьбу палестинцев и принять участие в «экономическом джихаде», который, по их мнению, выражается в поддержке террористов-смертников и их семей, а также в подготовке молодого поколения к продолжению вооруженного сопротивления израильским оккупантам. Кроме того, на сайте был представлен список объединений из Европы, США, Южной Африки и некоторых арабских государств, через которые рекомендовалось перечислять средства на счета палестинских организаций (многие из них напрямую связаны с ХАМАС) [http://www.idf.il/english/announcements/2002/july/hamas.htm].

Некоторые благотворительные и гуманитарные фонды используются международными террористами не только с целью получения и отмывания денежных средств, но и для облегчения деятельности своих членов, которые благодаря статусу этих организаций приобретают определенные льготы. В ходе своих операций в Афганистане и Ираке американские военные столкнулись с тем, что лица, подозревавшиеся ими в поддержке террористов, предъявляли документы о членстве в гуманитарных организациях. Однако есть и сведения, говорящие о том, что под предлогом проведения контртеррористических операций американские военные совершали противоправные действия в отношении представителей гуманитарных и благотворительных организаций, тем самым препятствуя оказанию помощи крайне нуждающимся в ней народам Афганистана и Ирака.

К числу организаций, заявивших о гуманитарном и благотворительном характере своей деятельности и имеющих разветвленную сеть представительств, относится и «Международная Исламская Благотворительная Организация» (IIRO). Филиппинское отделение этой организации с 1986 по 1994 гг. возглавлял зять Бен Ладена Мухаммад Джамал Калифа. Через ее счета переправлялись средства террористическим группировкам, входящим в «Аль-Каиду». В 2001 г. канадскими властями был арестован Махмуд Джубейлла, объявленный Интерполом в международный розыск по обвинению в причастности к деятельности египетской террористической организации «Исламский джихад», который в то время проживал на территории Канады. В ходе расследования была установлена причастность Джубейллы и к «Международной Исламской Благотворительной Организации». В акциях этой организации принимал также участие Файез Ахмед, один из террористов, совершивших нападения на здания Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. По словам отца Ахмеда, последний накануне теракта рассказал, что отправляется за границу по поручению представителей «Международной Исламской Благотворительной Организации». В ходе спецопераций израильских войск на Западном берегу реки Иордан в офисах контролируемого ХАМАС комитета «Тулькарм закят» (общественной организации, цель которой, согласно уставным документам, — оказание помощи правоверным мусульманам) были изъяты документы, свидетельствующие о том, что на счета этого комитета и некоторых других «Международной Исламской Благотворительной Организацией» было перечислено более 280 тыс. долларов [Доклад правительства Израиля… 2002].

«Международная Исламская Благотворительная Организация» входит в состав Всемирной исламской лиги, которая образована на средства и при поддержке руководства Саудовской Аравии. В марте 2002 г. сотрудники министерства финансов США провели обыски в офисах «Международной Исламской Благотворительной Организации» и Всемирной исламской лиги, расположенных в северной Виргинии, с целью обнаружения улик, свидетельствующих об их участии в получении, перераспределении и отмывании денег «Аль-Каиды» [«The New York Times» 21.03.2002]. Министерство финансов США арестовало счета ряда фондов, входящих в состав Всемирной исламской лиги, по подозрению в финансировании террористов, отмывании денег и участии в других видах преступной деятельности. В частности, были арестованы счета «Рабита Траст», организации, которая в 1999–2001 гг. оказывала финансовую помощь движению Талибан (ее штаб-квартира находится в Пакистане) [«Associated Press» 20.04.2002].

В октябре 2002 г. представители вооруженных сил НАТО расследовали деятельность «Саудовской Высшей Комиссии по оказанию помощи Боснии», которая была создана принцем Сулейманом бен Абдель Азизом и поддерживалась королем Фахдом. В ходе расследования было установлено, что один из сотрудников этой комиссии вел телефонные переговоры с Усамой бин Ладеном и другим руководителем «Аль-Каиды» Абу Зубайдой с целью подготовки нападения на американское посольство в Сараево. Представители НАТО попытались заблокировать банковские счета комиссии, однако незадолго до начала расследования 41 млн. долл. был снят ее членами.

Существует еще ряд благотворительных и гуманитарных организаций, подозреваемых в противоправных действиях, идущих вразрез с заявленными ими уставными целями. Для противодействия подобным структурам и воспрепятствования финансированию террористических группировок администрация Буша подготовила «черный список», в который были включены имена физических и названия юридических лиц из всех стран мира (в общей сложности примерно 191). По словам министра финансов США, около «150 стран и юрисдикций» последовали примеру Соединенных Штатов и заблокировали деятельность многих организаций, подозреваемых в пособничестве террористам, арестовав более 70 млн. долл. на их счетах.

Борьба с терроризмом — одна из наиболее сложных и животрепещущих проблем, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока. Многие государства этого региона пошли на активизацию борьбы с противоправными действиями на своей территории. В некоторых странах Ближнего Востока в рамках этого процесса были созданы антитеррористические комитеты и комиссии. Их деятельность часто встречает ожесточенное сопротивление со стороны преступных сообществ. В качестве примера можно привести теракт, совершенный в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде 21 апреля 2004 г. неподалеку от здания, в котором расположена одна из служб безопасности, специализирующаяся на борьбе с терроризмом. По сообщению газеты «Эр-Рияд», 4 человека погибли, 148 были ранены, в том числе 38 иностранцев [«Эр-Рияд» 22.04.2004]. Ответственность за теракт взяла на себя «Бригада аль-Харамейн» («Al-Haramein Islamic Foundation»), которая первоначально создавалась для поддержки моджахедов в Афганистане (в ее уставе были заявлены благотворительные цели). По некоторым данным, возглавляет эту организацию шейх Акиль бен Абдул Азиз аль-Акиль. «Бригада аль-Харамейн» имеет представительства в Албании, Македонии, Хорватии, Косово, Пакистане, Бангладеш, Кении, Сомали, Грузии и Азербайджане.

По сведениям ФСБ России, «Бригада аль-Харамейн» участвует в финансировании боевиков, базирующихся на территории Чечни и за ее пределами. Она неоднократно перечисляла крупные денежные суммы через свой бакинский филиал в исламский центр ваххабитов «Кавказ», размещавшийся в Махачкале и селении Карамахи Буйнакского района Дагестана. В 1997 г. «Бригада аль-Харамейн» оказывала активную финансовую поддержку дагестанским религиозно-экстремистским группировкам ваххабитского толка, которые ставили перед собой задачу свержения существующего в республике конституционного строя и создания на территории Дагестана и Чечни «исламского государства» с одновременным выходом из состава Российской Федерации. Эта организация учредила фонд в поддержку Чечни «Фаундейшн Регадинг Чечня», филиал которого открылся в конце 1999 г. в Азербайджане. Фонд направил в приграничные с Чечней районы 25 «операторов», занимающихся налаживанием снабжения боевиков и, по предположению, действующих в рамках системы «хавала».

Примечательно, что накануне теракта, совершенного 21 апреля 2004 г., наследный принц Саудовской Аравии выступил с официальным заявлением, в котором подчеркнул стремление своей страны приложить все усилия для борьбы с терроризмом. Необходимо отметить, что представитель правящей монархической семьи принц Салман бен Абдель Азиз, правитель Эр-Рияда, подозревался правоохранительными структурами США в пособничестве различным организациям террористической и экстремистской направленности, включая «Бригаду аль-Харамейн». Долгое время сенат Соединенных Штатов обвинял правителей Эр-Рияда в попустительстве «Бригаде аль-Харамейн» за отказ блокировать счета этой организации. Однако 11 марта 2004 г. Буш заявил, что удовлетворен участием Саудовской Аравии в международной кампании против терроризма: «Американо-саудовское сотрудничество в борьбе с терроризмом всегда было очень активным, и мы надеемся, что оно продолжится и далее» [«Эр-Рияд» 11.03.2004].

Несмотря на подобные заявления, которые в последнее время звучат все чаще, существуют данные, свидетельствующие о том, что представители правящей королевской семьи Саудовской Аравии активно поддерживают террористов и членов их семей, в частности, из организаций ХАМАС, «Исламский джихад» и др. Для оказания помощи террористическим движениям, ведущим подрывные и военные действия в отношении Израиля, были сформированы «Народный комитет помощи палестинским муджахидинам», «Комитет поддержки интифады Аль-Кудс» и «Фонд Аль-Аксы», на нужды которых было выделено около 15 млрд. саудовских реалов (в пересчете 1 млрд. долл.). Эти средства были направлены властями Саудовской Аравии на продолжение интифады на оккупированных палестинских территориях, которую саудовские официальные лица называют «джихадом» или «сопротивлением».

«Народный комитет помощи палестинским муджахидинам» был образован после арабо-израильской войны 1967 г. Его возглавил принц Салман бен Абдель Азиз. В феврале 1994 г. король Фахд Ибн Абдель Азиз издал очередной указ об оказании всесторонней помощи «членам семей мучеников-борцов за освобождение Палестины» в рамках национальной кампании по сбору средств. Комитет собрал на эти цели около 298 млн. 784 тыс. 151 саудовских риалов [Prince Salman Orders the Transfer of New Financial Public Support to the Palestinian People 2002].

В октябре 2000 г. в Каире состоялась встреча на высшем уровне, в ходе которой было одобрено предложение представителей Саудовской Аравии создать «Фонд интифады Аль-Кудс» (уставной капитал — 200 млн. долл., цель — оказание помощи семьям палестинцев-смертников, убитых во время интифады «Аль-Кудс») и «Фонд Аль-Акса» (уставной капитал — 800 млн. долл., цель — разработка и финансирование проектов по сохранению арабского и исламского облика Иерусалима, а также поддержка освободительной борьбы палестинского народа) [The Custodian of the Two Holy Mosques Approves the Establishment of Al Quds Center at King Abd Al-Aziz Foundation 2002]. Наследный принц Абдалла бен Абдель Азиз заявил, что саудовская сторона готова внести четверть от общей суммы уставных капиталов этих двух фондов, то есть 250 млн. долл., а также сообщил, что король Саудовской Аравии Фахд Ибн Абдель Азиз возьмет на попечение 1 тыс. семей палестинских террористов-самоубийц. Было также сообщено, что губернаторам провинций в Саудовской Аравии предписано донести до каждого гражданина этого государства необходимость его участия в сборе средств в пользу «Фонда интифады Аль-Кудс» [Scholars and Experts Praise King Fahd Approval for the Establishment of the Al Quds Center for Studies and Researchers 2003]. Принц Наиф бен Абдель Азиз, министр внутренних дел Саудовской Аравии, возглавил Саудовский комитет поддержки «Фонда интифады Аль-Кудс» и «Фонда Аль-Акса», который перечислил на счета этих организаций более 15 млрд. 442 млн. 105 тыс. 150 сауд. риалов. В дополнение к этому принцем Наифом был учрежден комитет, который выделил по 20 тыс. саудовских риалов (около 5 333 долл. США) каждой семье смертника [Prior to the Summit in Amman 2001].

Говоря о средствах, которые имели в своем распоряжении «Народный комитет помощи палестинским муджахидинам» и вышеупомянутые фонды, можно привести следующую статистику (см. табл. 1) за период с января 1998 по июнь 2003 гг.

Таблица 1. Поступления денежных средств в 1998–2003 гг.
(в саудовских риалах)

Год «Народный Комитет помощи палестинским муджахидинам» Комитет поддержки «Фонда интифады Аль-Кудс» и «Фонда Аль-Акса» Общая сумма
1998 3 600 000 0 3 600 000
1999 3 490 000 0 3 490 000
2000 8 418 348 0 8 418 348
2001 9 473 628 14 454 190 000 14 463 663 628
2002 266 575 791 350 000 000 616 575 791
2003 7 226 384 720 003 150 727 229 534
ИТОГО: 298 784 151 15 524 193 150 15 822 977 301

 

Одним из основных получателей материальной помощи от Саудовской Аравии является Организация Освобождения Палестины, возглавляемая Ясиром Арафатом. С января 1998 по июнь 2003 гг. между палестинской и саудовской сторонами шли переговоры о выделении ООП различных по объему финансовых средств. С палестинской стороны в переговорах и встречах в разное время принимали участие бывший министр иностранных дел Палестинской национальной администрации Набиль Шаат, посол Палестины в Саудовской Аравии Мустафа Хашем Диб, с саудовской — министр внутренних дел Саудовской Аравии принц Наиф бен Абдель Азиз, губернатор Эр-Рияда принц Салман бен Абдель Азиз и другие официальные лица.

В июне 2003 г. в «Нью-Йорк Таймс» была опубликована статья, в которой со ссылкой на официальные лица сообщалось, что США в лице представителей министерства финансов и других федеральных агентств оказывают давление на руководство Саудовской Аравии с целью установления контроля над финансовыми средствами, размещенными на счетах благотворительных фондов, оказывающих помощь палестинцам. При этом особо отмечалось, что эта помощь может быть использована для финансирования террористов, и что координатором деятельности благотворительных фондов и распределения финансовых средств для оказания помощи семьям террористов-смертников (называемых во всех арабоязычных или переведенных с этого языка документах «мучениками») является принц Наиф бен Абдель Азиз. В статье говорилось также, что счета, на которые перечисляются средства для оказания помощи палестинской стороне, объединены под общим названием «Счет 98».

В 2001 г. «Счет 98» был впервые упомянут в представленных государственными органами Саудовской Аравии официальных документах, в которых были подробно расписаны приход-расход материальных средств. 26 июня 2003 г. вопрос о существовании «Счета 98» обсуждался на заседании подкомиссии законодательного комитета конгресса США, которая под руководством сенатора Джона Кила занималась исследованиями в области технологий, правительственной связи и терроризма. «Счет 98» упоминался в ходе чтения доклада «Терроризм: растущее влияние ваххабизма на Соединенные Штаты Америки» [O’Brien, Timothy 2003]. Были также заслушаны показания свидетелей из числа госчиновников, приглашенных на заседание подкомиссии. Все они заявили о том, что им не было известно о существовании данного счета и проведении через него финансовых операций.

По данным, опубликованным саудовской стороной, часть средств поступала на «Счет 98» от Лиги арабских государств, а затем через саудовский «Банк исламского развития» передавалась казначейству Палестинской национальной администрации [The Kingdom of Saudi Arabia and Palestine: Facts and Achievements 2003]. Руководство Саудовской Аравии не раз заявляло о том, что это государство «всегда выступало на стороне палестинского народа, за реализацию его законных прав и надежд» и «всегда готово оказать политическую, финансовую и моральную поддержку палестинцам…» [Saudi Arabia and the Palestinian Issue 2003]. Вместе с тем подчеркивалось, что говорить в связи с этим о «спонсировании террористических организаций через фонды благотворительных организаций, действующих на территории королевства и за его пределами», не стоит [O’Brien, Timothy 2003]. Отмечался также тот факт, что большая часть средств, собранных этими организациями на благотворительные цели, перераспределялась нуждающимся через структуры, пользующиеся международным признанием, — Красный Крест, Палестинскую национальную администрацию, ООН и др., что позволяет говорить о «прозрачности перераспределения средств» [O’Brien, Timothy 2003]. В интервью западным и арабским средствам массовой информации посол Саудовской Аравии в США принц Бандар бен Султан, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд бен Фейсал и губернатор Эр-Рияда принц Салман бен Абдель Азиз неоднократно заявляли, что единственная цель создания вышеуказанных фондов и выделения столь внушительных денежных средств — это оказание помощи народу Палестины, несущему колоссальные потери в связи с многолетней неурегулированностью палестинской проблемы.

Помимо Саудовской Аравии к числу государств, оказывающих поддержку террористам на Ближнем Востоке, западные эксперты относят Иран и Сирию. «Хизбалла» открыто ведет хозяйственную деятельность на территории Ливана, а ее члены размещают денежные средства этой организации на счетах местных банков. «Исламский Фронт Действия» (Иордания) и организация «Братья-мусульмане» (Египет) открыто заявляют о своей поддержке ХАМАС и призывают мусульман всего мира жертвовать средства в пользу семей террористов-самоубийц, действующих на территории Палестины, в других странах арабского мира и за его пределами [Levitt 2002].

Крупные личные состояния некоторых руководителей ближневосточных террористических организаций и их сторонников служат существенным подспорьем в осуществлении их планов, в частности, по организации и проведению широкомасштабных операций. К числу подобных «спонсоров» можно отнести Мустафу Ахмада аль-Хаснави, который предоставил средства террористам, совершившим нападения 11 сентября 2001 г. По данным официальных лиц США, глава фонда «Муаффак» известный саудовский бизнесмен Ясин аль-Кади финансировал деятельность различных террористических группировок, включая ХАМАС и «Аль-Каиду». Согласно документам, опубликованным Верховным судом США, только в 1992 г. аль-Кади предоставил 847 тыс. долл. одному из лидеров ХАМАС Мухаммаду Салаху, находившемуся в то время в США. Вскоре после получения этой информации правительство Соединенных Штатов заморозило счета Мухаммада Салаха и ряда организаций, которые также были заподозрены или уличены в пособничестве террористам. По информации из тех же официальных источников, именно в фонде «Муаффак» аккумулировались и через него перечислялись средства, выделявшиеся состоятельными гражданами Саудовской Аравии на нужды «Аль-Каиды».

В декабре 2001 г. израильские власти арестовали члена ХАМАС Усаму Зухади Хамида Карику, пытавшегося покинуть территорию сектора Газа. У задержанного были найдены документы, свидетельствовавшие о том, что целью его поездки было получение денег от саудовских бизнесменов на покупку ракет «Кассам» [Harel 2002].

Несколько раз представители американского правосудия обращались к своим европейским коллегам с просьбой блокировать счета некоторых бизнесменов, в основном арабского происхождения и имевших гражданство Саудовской Аравии, подозреваемых или обвиненных в пособничестве террористам. Практически сразу после событий 11 сентября 2001 г. были арестованы счета главного подозреваемого в организации и совершении этих терактов Усамы бин Ладена. С тех пор деятельность и финансовая состоятельность этого человека стали предметом самого пристального внимания со стороны не только правоохранительных органов, но и исследователей и аналитиков во многих странах мира[1].

Опираясь на многомиллионное наследство, а также состояние, приобретенное за счет деятельности многочисленных предприятий, находившихся под его контролем, Усама бин Ладен создал в 1988 г. в Афганистане новую организацию под названием «Аль-Каида» («База»). Ее целью стало распространение «джихада» на другие страны мира. В состав руководства «Аль-Каиды» вошли в основном арабские исламистские экстремисты, представлявшие состоятельные круги саудовского общества, которые распределяли деньги спонсоров, в том числе и ряда западных спецслужб, направляемые на поддержку афганских моджахедов, воевавших с советскими войсками после 1979 г.

Отличительной чертой деятельности «Аль-Каиды» является то, что она подчинила и/или объединила ряд независимых террористических групп. В начале 1998 г. бин Ладен заявил о том, что создан «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев», в который вошли несколько арабских и пакистанских террористических организаций: египетский «Исламский джихад», египетская «Джамаа Исламийа», «Ливийская Исламская Боевая Группа», йеменская «Исламская Армия Адена», кашмирские «Лашкар-и-Тайиба» и «Джайиш-и-Муххамед», «Исламское Движение Узбекистана», алжирские «Салафистская группа Проповеди и Джихада» и «Вооруженная Исламская Группа», малайзийско-филиппинская «Абу Сайяф».

В настоящее время многие аналитики указывают на готовность террористических организаций, различных по своим целям и задачам, но объединенных религиозным фактором, влиться в так называемый «зеленый интернационал». В качестве примера часто приводят факт объединения усилий «Аль-Каиды» и турецких организаций «Исламские Великие Всадники Востока» и «Бригады Абу Хафса» до и после совершения терактов в Стамбуле 20 ноября 2003 г. Стремление создать устойчивую разветвленную сеть по всему миру в сотрудничестве с местными террористическими и преступными группировками действительно присутствует у руководителей не только «Аль-Каиды», но и других террористических организаций. Лишним подтверждением тому может служить выявление «филиалов» подобных организаций в европейских государствах. По мнению некоторых аналитиков, а также представителей правоохранительных органов ряда стран Европы, наиболее сильные и дееспособные подразделения созданы в Германии, Италии, Испании и Франции. Высказываются также предположения о том, что «законсервированные» ячейки «Аль-Каиды» и дружественных ей структур существуют в 100 странах мира.

На сегодня конкретных данных о существовании единого центра по координации действий и финансированию террористических операций у «Аль-Каиды» и ее сторонников нет. Следует отметить, что в настоящее время «Аль-Каида» и другие подобные организации стремятся не к широкому объединению, а к своеобразной «регионализации» своей деятельности, а именно — к концентрации сил и средств с целью использования мелких и разрозненных террористических групп и преступных сообществ. Подобные группы находятся на полном самообеспечении и самостоятельно ищут спонсоров и возможности финансирования в своих регионах и странах. Если раньше спецслужбам удавалось выходить на террористов, отслеживая финансовые потоки, обычно исходившие из стран Ближнего Востока и крупных мусульманских общин США и Западной Европы, то сейчас этот способ получения информации стал крайне затруднительным.

В начале XXI века одна из главных задач государства по защите своих граждан от действий преступных организаций, в том числе осуществляющих террористическую деятельность, стала и одной из наиболее актуальных. Полное искоренение терроризма представляется, к сожалению, маловероятным. Однако это не означает, что надо отказаться от осуществления мер, препятствующих его распространению. В этом отношении выявление источников финансирования деятельности террористических организаций дает возможность раскрывать причины тех или иных терактов и предотвращать подобные противоправные деяния, чреватые большими человеческими и материальными потерями. В частности, расследование терактов 11 сентября 2001 г. в США, выявление источников их финансирования способствовало не только разоблачению отдельных участников преступного заговора, но и раскрытию связей «Аль-Каиды» с другими преступными сообществами, действующими в разных странах мира, в том числе и на Ближнем Востоке.

Примечания

Доклад правительства Израиля, направленный руководству США, под названием «Крупные суммы денежных средств, передаваемые Саудовской Аравией палестинцам, используются для финансирования террористических организаций (особенно ХАМАС) и осуществления терактов (включая теракты на территории Израиля)». 2002.

«Эр-Рияд», 2004, 11.03, 22.04.

«Associated Press», 2002, 20.04, 28.08.

«BBC News», 2004, 06.02.

Beckett P. 2002. Sept. 11 Attacks Cost $303,672; Plot Papers Lacking, FBI Says // «The Wall Street Journal», 15.05.

«Dar al-Hayat», 2004, 02.01.

«Financial Times», 2002, 14.06, 29.11.

Harel A. 2002. Saudis Help Hamas with Rocket Pocket // «Haaretz Daily», 03.01.

Iran and Syria as Strategic Support for Palestinian Terrorism. 2002. Document TR6-548-02. Israel Defense Forces. Military Intelligence. September.

Levitt M. 2002. Diplomacy Run Amuck // «The Jerusalem Post», 18.10.

«Ma’ariv», 2002, 14.08.

Maurice R. 2002. Greenberg, Chair «Terrorist Financing: Report of an Independent Task Force Sponsored by the Council on Foreign Relations». The Council on Foreign Relations. October.

O’Brien, Timothy L. 2003. U.S Presses Saudis to Police Accounts Used to Aid Palestinians // «The New York Times», 27.06.

Prince Salman Orders the Transfer of New Financial Public Support to the Palestinian People. 2002 // «Ain-Al-Yaqeen», 05.07.

Prior to the Summit in Amman. 2001 // «Ain-Al-Yaqeen», 06.04.

Saudi Arabia and the Palestinian Issue. 2003 // «Ain-Al-Yaqeen», 25.05.

Scholars and Experts Praise King Fahd Approval for the Establishment of the Al Quds Center for Studies and Researchers. 2003 // «Ain-Al-Yaqeen», 12.10.

Spain-Based al-Qaeda Cell Wired Cash to Extremists, Judge Says. 2001 // «Bloomberg News», 19.11.

Syrian Intelligence Linked to Al-Qaida in Hamburg. 2002 // «Middle East Intelligence Bulletin», vol. 4.

Testimony of Juan C. Zarate, Deputy Assistant Secretary, Terrorism and Violent Crime. 2002. U.S. Department of the Treasury, House Financial Subcommittee Oversight and Investigations, 12.02.

«The Christian Science Monitor», 2002, 22.07.

The Custodian of the Two Holy Mosques Approves the Establishment of Al Quds Center at King Abd Al-Aziz Foundation. 2002 // «Ain-Al-Yaqeen», 21.09.

The Kingdom of Saudi Arabia and Palestine: Facts and Achievements. 2003 // «Ain-Al-Yaqeen», 07.12.

«The New York Times», 2001, 18.12; 2002, 21.03, 03.09.

«The Wall Street Journal», 2001, 25.09.

«The Washington Post», 2001, 30.12; 2002, 15.03, 12.08; 2003, 14.12.

«U.S. News & World Report», 2001, 29.10.

Watson P., Barua S. 2002. Worlds of Extremism and Crime Collide in Indian Jail // «Los Angeles Times», 08.02.

[1] По разным данным, личное состояние бин Ладена оценивается в 300–500 млн. долл. — Прим. авт.