Адрес: https://polit.ru/article/2007/03/09/mintusov/


09 марта 2007, 17:59

Игорь Минтусов: поддержка губернатора - залог успеха на региональных выборах

11 марта в 14 регионах России состоятся выборы в региональные парламенты. Председатель Совета директоров Центра политического консультирования "Никколо М" Игорь Минтусов рассказал "Полит.ру" о некоторых акспектах предвыборной борьбы. Интервью взял Михаил Захаров.

Какова повестка дня на региональных выборах, которые состоятся 11 марта?

Есть две повестки дня. Одна для неполитизированного электората, вторая – для региональных политических элит. По поводу первой – это вопрос профессиональным социологам, которые занимаются изучением электоральных проблем. Если говорить о второй повестке дня, главная интрига для региональных элит заключается в том, насколько далеко уйдет «Единая Россия» и насколько к ней приблизится «Справедливая Россия». У ЕР пока еще довольно монопольно распоряжается административным и финансовым ресурсом. «Справедливая Россия» фактически легитимизирована президентом и соответственно стала второй партией власти. «Справедливая Россия» будет довольно активно бороться за результат в регионах.

Складывается впечатление, что в регионах, где существует раскол в региональных элитах, «Справедливая Россия» существует, как электоральное явление. А по Дагестану или Тюменской области партия очевидно проваливается. Какие перспективы У справедливой России в этом ключе?

Ситуация по разным регионам, действительно очень разная. Сильный гандикап, который имеет «Единая Россия», связан не столько с поддержкой федерального центра, сколько с поддержкой сильных губернаторов. Многие  мэры также являются членами «Единой России». В этом заключается реальный административный ресурс «Единой России». Во многих регионах губернаторы достаточно сильны, чтобы контролировать ситуацию в региональной политической и экономической элите. Фактически не остается  сильных региональных игроков, которые теоретически могли бы уйти в оппозицию. Однако «Единая Россия» просто неспособна включить в себя все элиты внутри которых есть противоречия. В этом смысле как раз «Справедливая Россия» сегодня выполняет функцию демократизации политической жизни в регионах.

Часто говорят, что основная функция СР – оттянуть протестный электорат и забрать его у КПРФ и ЛДПР. Насколько «Справедливой России» по плечу эта задача?

Это одна из задач «Справедливой России». Если бы электоральное поле расписывалось в Кремле механическим способом, то идеальной компромиссной ситуацией для двух партий власти была бы такая, при которой «Справедливой России» был бы «отписан» весь электорат КПРФ и ЛДПР. Конечно,  «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» и реализовать такую схему на практике не получится. Получается, что «Справедливая Россия» будет забирать электорат у «Единой России». Определенная часть электората голосует за ЕР, потому что «Единая Россия» гарантирует стабильность и преемственность. При условии существования другой партии, обеспечивающей стабильность, у нашего электората появляется неожиданно возможность выбора.

Насколько в ходе региональных выборов востребована федеральная повестка дня?

Это зависит от умения  и квалификации конкретных консультантов, которые работают в конкретных регионах с партиями. Я бы на месте консультантов использовал все выгодные месседжи, которые идут от первого лица государства. Например, для того, чтобы оттенить «право первой ночи» для электорат с целью убедить голосовать за «Единую Россию», а не «Справедливую Россию». Как это получится – вопрос, потому что у «Справедливой России» есть сильный потенциал – она сделала заявку на объединение всего левого фланга. Сергей Миронов на недавнем съезде произнес «страшные слова» про социалистический выбор. Да и список гостей съезда показателен: здесь и коммунистическая партия Китая, и Испанская социалистическая партия и кубинская партия.

С другой стороны, это не первое заявление такого рода. О широкой коалиции заявлял, например Семигин. И где теперь Семигин со своей коалицией?

Абсолютно верно. Мы помним печальную историю попыток (которые продолжаются уже 15 лет) создания на левом фланге социал-демократической партии. Попытки эти до настоящего времени ничем не заканчивались. «Справедливая Россия» - это очередная попытка. Но «Справедливой России».подкреплена административным ресурсом, авторитетом президента и легитимизирована, поэтому люди желающие видеть крупную партию на левом фланге в очередной раз смотрят с надеждой – может быть у "Справедливой России" что-то получится.

Можно ли выстроить кампанию на региональных выборах таким образом, чтобы свести к минимуму эффект от техники «паровозов»?

Технологически очень сложно. Как выстроить кампанию, если губернатор пользуется поддержкой 30 процентов населения? Кроме того, у него вся мощь административного и финансового ресурса региона.

А мы можем представить себе ситуацию, в которой партия поддерживаемая губернатором  проигрывает выборы?

Это все равно как говорить о ситуации, в которой в финальном забеге на 400 метров выйдет хорошо подготовленный спортсмен, но его соперник будет стартовать с гандикапом в 50 метров. Это почти невозможно сократить, но шансы есть – скажем, спортсмен мог съесть что-то не то перед стартом. Впрочем, есть губернаторы настолько сильные, что шансы догнать партию, поддерживаемую губернатором почти нулевые. Скажем, Виктор Ишаев в Хабаровском крае – я себе даже теоретически не представляю, как можно победить партию, если он во главе списка.

Например, можно вбросить тему«Единая Россия» обманывает избирателя», а «губернатор душой с совсем другой партией». С той же «Справедливой Россией».

Да, в принципе удачная идея. Вообще, потенциал «Справедливой России» и в ее названии, и в том, что она должна послужить магнитом для привлечения оппозиционных региональных политиков и регионального бизнеса.

«Справедливая Россия» это партия какого бизнеса? Сомнительно, чтобы «АвтоВАЗ», чьих представителей пяток в списках «Единой России» в Самарской области вдруг дал денег «Справедливой России». В принципе, «АвтоВАЗ» может разложить яйца по разным корзинам. Но ведь может и не раскладывать.

На этот вопрос нет системного ответа. Оппозиционной силой в любом случае будет интересоваться тот бизнес, который  не нашел общего языка с «Единой Россией» в данном регионе. Или тот бизнес, который достаточно велик, чтобы позволить себе поддерживать несколько партий.

Вы два года назад говорили, что после отмены прямых губернаторских выборов рынок политконсалтинга сократился на 20 процентов. Какая динамика на рынке наблюдается с 2004 года?

Объем рынка постепенно увеличивается. Если вы закрываете какой-то кран выходы политической энергетики, то работает «принцип Ломоносова» - если где-то что-то убавляется, в другом месте непременно прибавится. За последние три года сильно возросла конкуренция на региональном уровне между различными политиками и бизнес-группами. С точки зрения демократической перспективы это отрадный признак. Кроме того, бизнес в регионах за последние несколько лет подрос, появилось много компаний, чей оборот составляет десятки миллионов. По федеральным меркам это немного, но это позволяет бизнесу тратить сотни тысяч долларов на поддержку тех или иных кандидатов и партий. Этот рынок достаточно большой. Если говорить о шкурных интересах пиар-агентств, которые занимаются выборами, то им все сложнее и сложнее находить клиентов. Одно дело знать Путина, Грызлова или Миронова, совсем другое найти Пупкина или Тютькина где-нибудь в Тюмени, которые имеют желание и средства для ведения выборной кампании. Рынок московских политтехнологов, безусловно, существует, но все больше и больше  появляется региональных политтехнологов. Региональные политтехнологи так или иначе набирают опыт.

Каковы бюджеты кампаний на выборах в региональные законодательные собрания? Они больше бюджетов мэрских выборов? Какую долю рынка политконсалтинга занимают выборы в законодательные собрания?

Вообще совокупные фонды на выборах в региональные законодательные собрания существенно больше, нежели выборы мэров.

Белые бюджеты больше?

Нет, я говорю о реальных фондах. Другое дело, что с кандидатами на пост мэра работать проще, поскольку у них концентрируется ресурс. На выборах же в региональное собрание больше 10 одномандатников. Попробуйте найти по 10 округам десять заказчиков! Но объем при этом в три-четыре раза больше на выборах в законодательные собрания

То есть от всего рынка это 60 и 20 процентов соответственно?

Приблизительно так.

Каким будет результат выборов 11 марта?

«Единая Россия» наберет, по моему мнению, от 25 до 40 процентов

По Тюмени и Дагестану, скорее всего, больше

Эти два региона, вполне вероятно, будут исключением. Однако все равно результат «Единой России» вряд ли будет больше 50 процентов. Результаты «Справедливой России» будут в интервале от 7 до 15-20 процентов.  В среднем в районе 35 процентов у «Единой России» (в лучшем случае) и 10-12 у «Справедливой России».

Кто еще сможет претендовать на прохождение в региональные собрания?

Традиционно коммунисты, ЛДПР. Где-то наверняка прорвутся правые.