Адрес: https://polit.ru/article/2007/03/22/300/


22 марта 2007, 15:27

Закомиксованная история

Оценить фильм «300» можно одной фразой: «победа спецэффектов над здравым смыслом». В принципе, идейное содержание фильма столь убого, что на этом рецензию можно и заканчивать, однако есть еще несколько нюансов, о которых бы хотелось сказать.

Если говорить о достоинствах, то основным следует назвать возвращение веры в отечественное кино, точнее смягчение того стыда, который испытываешь каждый раз, когда видишь в российском фильме слизанные один в один сцены из голливудских предшественников. В этом плане «300» переплюнули даже отечественных плагиаторов от кинематографа. Один эпизод с полем ржи в финале показывает, что авторы саги о спартанцах оценили по достоинству «Гладиатора» и решили растиражировать особо удавшиеся Ридли Скотту моменты. В глаза бросаются и сцены боев, навеявшие ностальгию по «Дому летающих кинжалов», и прыжок Ахилла из «Трои», а про «Храброе сердце» и «Властелин колец» даже вспоминать не хочется: их дух незримо присутствует в большей части фильма. Правда, эффект от подобной творческой компиляции вышел не то, чтобы нулевой, а просто-таки отрицательный: то, что изначально по отдельности смотрелось красиво и органично, вместе вызывает острое желание прервать просмотр.

Конечно, фанаты Фрэнка Миллера (по чьим комиксам и снимались «300») на все это не обратят внимание, возможно просто потому, что не очень хорошо знакомы с достижениями кинематографа, но вся рисованная древнегреческая действительность оставляет тягостное впечатление. В «Городе грехов» (также снятому по Миллеру), к которому апеллируют защитники «300», рисованный фон являлся неотъемлемой частью замысла и лишь дополнял превосходную игру актеров. А в «300», ввиду отсутствия художественного замысла как такового, рисованная картинка выглядит как-то странно и ни к месту. Сравнивать актерский состав «Города» и «300» также не имеет смысла: никого равного Майклу Мэдсену, Бенисио дель Торо или Микки Рурку в новом «шедевре» не появилось. Да и Снайдеру, режиссеру «300», до Роберто Родригеса, автора «Города Грехов», как от Канады до Фермопил, причем в известной позе.

Тем более во избежание потери нервных клеток не стоит сравнивать «300» с прекрасной экранизацией истории о спартанцах образца 1962 года с Ричардом Игэном и Ральфом Ричардсоном в главных ролях. Предыдущие «300 спартанцев» действительно были качественным фильмом и без наличия спецэффектов.

Как историческую картину «300» можно рекомендовать разве что американским школьникам начальных классов. Больше всего поражают достижения древнеперсидского ВПК, продемонстрированные в фильме: судя по ним, Ксерксу оставалось еще немного до окончания разработки баллистических ракет малой и средней дальности. Сам владыка Персии вообще должен был перевернуться в гробу после премьеры, поскольку его одеяния и пластика в «300» должны заставить Элтона Джона с Борисом Моисеевым нервно курить в коридоре. Личный состав персидской армии также наводит на подозрения, что призыв в нее проводили где-то в Мордоре, поскольку большинство солдат невозможно отличить от орков и гоблинов из «Властелина колец».

В сухом остатке от кино мы имеем только спецэффекты, но они могли бы поразить воображение лет десять назад: сегодня они смотрятся на редкость банально, а в сочетании со всем вышеперечисленным просто смешно.

Не менее смешно выглядят и потуги впихнуть в комикс патриотические призывы. Использование исторических сюжетов, в агитационных целях для Голливуда не в новинку: достаточно вспомнить клона-мутанта «Храброго сердца» под незамысловатым названием «Патриот», и еще десяток картин с минимальным сюжетом и максимальной любовью к звездно-полосатому стягу. В этом плане «300» не являются чем-то из ряда вон выходящим, темы «тьмы пришедшей с Востока» и «свободных людей, готовых умереть за свою свободу» повторяются в фильме с периодичностью 15 минут. Однако, из-за отсутствия художественной ценности, все агитационные мотивы всплывают на поверхность, окончательно добивая любые положительные эмоции от просмотра.

Несмотря на все это, Голливуд в очередной раз одержал убедительную победу, за неделю заработав на дешевой антииранской пропаганде $130 миллионов. Видимо, приходит время коммерчески успешного агитпропа.