«Стоит признать, что качество преподавание социологии в стране вообще очень низкое...»

«Полит.ру» публикует открытое письмо сотрудников Центра независимых социальных исследований (Санкт-Петербург) за подписью директора Центра, Виктора Воронкова, по поводу кризисной ситуации на Соцфаке МГУ.

Ректору МГУ Садовничему В.А.
Декану МГУ Добренькову В.И.
Инициативной группе студентов МГУ

Уважаемые коллеги,

Мы получили воззвание инициативной группы студентов факультета социологии МГУ, обращающей внимание на плачевную ситуацию на факультете.

В связи с этими событиями мы бы хотели донести до Вашего внимания, что ситуация на московском факультете уже давно неформально обсуждается в петербургских социологических кругах. Общественное мнение по этому поводу сводится к тому, что качество образования на факультете очень низкое по сравнению с другими московскими вузами схожего профиля (такими как Высшая школа экономики или Московская высшая школа социально-экономических наук), и с трудом может быть названо социологическим. До нас доходили также слухи о подмене профессионального знания политической пропагандой, и о коррумпированности руководства. Однако не обладая точной информацией и стремясь к объективности, мы не хотели бы голословно обвинять руководство факультета в чем-либо лишь на основании полученного письма. Но мы считаем, что проблема низкого качества социологического образования затрагивает не только преподавателей и студентов московского университета, она касается всех, кто считает себя причастным к российскому социологическому сообществу. Поэтому мы считаем изложенные студентами факты заслуживающими публичного обсуждения научной общественностью.

Среди изложенных в письме фактов особую тревогу вызывает то, что, судя по всему, администрация факультета не уделяет должного внимания учебному процессу. Отсутствие библиотеки говорит о том, что студентов не стимулируют к чтению, к самостоятельной работе, к независимому мышлению. Отсутствие приглашенных преподавателей означает ограниченность профессиональных контактов и нежелание их налаживать, что, в свою очередь, наводит на мысль, что профессиональная деятельность носит фасадный характер. То и другое может объясняться по-разному: либо администрация факультета занята чем-то более для себя важным, либо это сознательное желание дистанцировать студентов от социологического знания из опасения показать свою некомпетентность. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы получить больше информации по этому поводу. Нас в особенности интересует, действительно ли обучение на факультете соответствует социологическому профилю, поскольку в этом возникают сомнения. Этот вопрос важен потому, поскольку речь идет о социологии как дисциплине, о дисциплинарных границах, о необходимости выработки критериев профессиональной компетентности специалистов, о нашей профессиональной гордости и честности, и, следовательно, о том, что мы считаем недопустимым выдачу социологических дипломов в случае, если эти дипломы не подкреплены профессиональным знанием.

Проблема компетентного преподавания, которая волнует студентов соцфака МГУ, безусловно выходит за пределы московского университета и, очень вероятно, актуальна для других факультетов социологии в России. Стоит признать, что качество преподавание социологии в стране вообще очень низкое. В отличие от лучших университетов мира преподаватели почему-то рекрутируются на факультеты не проходя реального конкурсного отбора, при котором обсуждалось бы качество их научных публикаций, опыт исследовательской и преподавательской работы, участие в научных сетях. Напротив, чаще всего наблюдается противоположная ситуация, когда наиболее компетентные специалисты не допускаются преподавать на профильных факультетах и становятся преподавателями социологии в технических вузах. Мы считаем, что ситуация в московском университете может стать прецедентом для широкомасштабного обсуждения границ нашей дисциплины и требований к профессиональной компетентности преподавателей.

Социология требуется демократическому обществу для того, чтобы из критической перспективы профессионально профессионально анализировать общественные процессы и государственную политику. Обучение социологии должно также быть демократическим. Студенты не только имеют право на своё собственное суждение, отстаивание своего мнения и равноправную дискуссию с руководством, но и обязаны научиться этому, ибо это часть их профессиональной деятельности. Установка камер слежения, угрозы и запрет на собрания - пример недемократического управления, которое не совместимо с нашей профессией.

Кто-то может возразить, что значительная часть выпускников факультета не собирается посвящать себя научным исследованиям и преподаванию, а будет работать в более востребованных и оплачиваемых областях, например, в менеджменте. Однако даже если иметь в виду образование широкого профиля, нам представляется, что некомпетентность преподавателей и авторитаризм в образовательном процессе оправдать невозможно. Современный менеджмент, как и наука, основан на горизонтальных связях, гибкости, способности к компетентному равноправному взаимодействию. Судя по всему, на факультете социологии студенты имеют перед своими глазами пример авторитарного иерархичного управления с элементами полицейского контроля, что вряд ли может послужить им хорошим уроком как для научной, так и для менеджерской карьеры.

Наконец, мы бы хотели затронуть тот аспект конфликта, с которым мы знакомы не понаслышке. Нам известны публикации администрации факультета, знаменитые учебники В. И. Добренькова и его соавторов. Эти учебники, обладающие грифами «рекомендовано», продаются по всей стране, и по ним учатся не только студенты МГУ. По мнению нашего профессионального сообщества, тексты В. И. Добренькова безусловно имеют право на существование, хотя, по правде говоря, они очень далеки от представлений о современной учебной литературе, поскольку базируются на постулатах научного коммунизма. То, что все студенты нашей страны получают представление о социологии из этих учебников, факт огорчительный. Остается надеяться на то, что многие преподаватели региональных вузов пользуются другими источниками информации. Если студенты соцфака МГУ действительно вынуждены изучать социологию исключительно по этим учебникам, то эту ситуацию, по нашему мнению, необходимо кардинально изменить.

Мы предлагаем вынести конфликт на публичное обсуждение, и считаем, что имеет смысл проведение независимой экспертизы социологическим сообществом деятельности соцфака МГУ, в особенности, публикаций преподавателей и качества лекций. Мы выражаем уважение к инициативной группе студентов, которая взяла на себя труд поднять эти животрепещущие вопросы. Сообщаем о том, что будем внимательно следить за развитием событий, и надеемся на то, что руководство московского университета не оставит этот конфликт нерешенным.

От имени сотрудников ЦНСИ
Виктор Воронков, директор ЦНСИ
18 марта 2007 года

CENTRE FOR INDEPENDENT SOCIAL RESEARCH
191040, Russia, St.Petersburg, P.O.B.193, ph./fax: +7 (812) 718-3796,
e-mail: centre@indepsocres.spb.ru

Ссылки