Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 21:36
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 апреля 2007, 14:04

Россия. Рапорт о трансформации 2006

ECONOMIC FORUM

С 23 по 24 апреля в Вене пройдет III экономический форум Европа—Россия. Форум проводится ежегодно, он является местом встречи политических и хозяйственных элит Евросоюза и России, а в последние годы также и элит Западной Европы и Ближнего Востока. Форум стал площадкой для представления различных точек зрения на самые важные проблемы современной Европы. В Форуме участвуют президенты, члены правительств, журналисты, представители крупнейших фирм региона. «Полит.ру» является  партнером Форума.

В ходе III Форума Европа-Россия будет представлена специальная публикация «Россия. Рапорт о трансформации 2006», подготовленная экспертами Экономического форума под руководством Константина Симонова, директора Центра политической конъюнктуры в России. Это уже четвертый рапорт такого рода, изданный Экономическим форумом и Институтом восточноевропейских исследований. публикуем главы этого документа.

 

«Россия. Рапорт о трансформации 2006»

Глава 6. Внешняя политика России

2006 год прошел под знаком последовательного формирования российским руководством статуса РФ как мировой энергетической державы. При этом внешняя политика Москвы во многом была предопределена годом предшествующим, и таким образом можно говорить о стратегии целенаправленного продвижения национальных интересов России за рубежом.

Событием года стал саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, знаменующий собой новый этап в формировании российской внешней политики. Будучи председателем форума, Москва определила повестку дня. Таковой стала энергетическая безопасность, которую также можно считать стратегией, избранной Россией на ближайшее будущее в качестве приоритетной.  Большинство мероприятий российского внешнеполитического «сезона» первой половины 2006 года были направлены на подготовку к саммиту G8. Россия тем самым на официальном уровне заявила о наличии ресурсов, необходимых для обеспечения этой безопасности и о приоритете энергетического сотрудничества в международной политике. Саммиту предшествовал ряд не менее важных встреч разного уровня, так или иначе затрагивающих тему энергетической безопасности. Среди наиболее значимых событий этого года, определяющих внешнеполитические приоритеты России, стало ее участие в заседании министров энергетики стран «большой восьмерки», а также организация встречи министров иностранных дел этого неформального объединения в Москве. 

Отечественная внешняя политика на протяжении всего года демонстрировала многовекторный характер. Одновременно на протяжении последнего времени практически все международные события, касающиеся интересов России, затрагивали тему энергетической безопасности. Отказываясь от образа своей страны как «сырьевого придатка» Запада, Владимир Путин делает ставку на «возрождение» России и ее возвращение на мировую арену страны в качестве сильного и самостоятельного игрока. РФ не отказывается от курса на многовекторность, что в полной мере проявляется как в ее отношениях с постсоветскими государствами, так и с странами BRIC, в число которых входят Китай, Индия и Бразилия. Кроме того, конец года ознаменовался потеплением российско-американских отношений, что послужило поводом к смягчению позиций сторон по наиболее важным аспектам международной деятельности. Со стороны США уступкой явилось согласие на вступление России в ВТО, а со стороны России – ужесточение требований к иранскому «ядерному досье» и частичное согласие на введение санкций против ИРИ. Диверсификация внешнеполитического курса направлена не только на реализацию избранной стратегии, но и на снижение потенциальных рисков от возможных протестов со стороны ведущих мировых игроков, каковыми являются ЕС и США, а также набирающий вес в мировом экономическом пространстве Китай.

Главная задача Владимира Путина в сложившихся условиях - соблюдать избранную геополитическую стратегию, играя на противоречиях основных мировых центров влияния и добиваясь от этого политических и экономических выгод. Путину удается маневрировать между двумя крупными геополитическими игроками-ЕС и США. Стороны близки идеологически, однако в последнее время появляется все больше и больше вопросов, по которым им сложно достичь компромисса. Среди таковых политика США в Ираке, и как резонанс, обвинения Вашингтона в избирательности демократии и двойственном подходе к проблеме прав человека, перспективы НАТО как интеграционной военной организации и целесообразности расширения альянса. В последнее время все громче звучит тема энергетической безопасности и поведения крупных геополитических игроков исходя из собственного понимания этой концепции. Задача Владимира Путина – в целях реализации стратегии по превращению России в энергетическую сверхдержаву сформировать у западной общественности образ страны как серьезного и влиятельного актора, готового играть по заданным правилам, но вместе с тем не согласного идти на односторонние уступки.

 

6.1. Отношения России со странами Запада

В 2006 году Россия наконец-то определилась с приоритетным направлением внешней политики, озвученным в ходе встречи Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Таковым является укрепление партнерских отношений со «старой Европой» и выход ведущих отечественных компаний на европейский рынок. Кроме того, акцент здесь был сделан на энергетическом взаимодействии России и Германии.

О важности для РФ именно немецкого рынка свидетельствует и желание Москвы создать в Германии распределительный центр российских энергоресурсов, дабы свести к минимуму риски, связанные с поставками топлива в период потенциального межгосударственного конфликта. Финальным аккордом 2006 года стала очередная «энергетическая война», где главным действующим лицом помимо России оказалась ранее «братская» республика Беларусь. В этих условиях создание распределительного центра является одним из звеньев цепи мероприятий российского руководства по спасению имиджа своих компаний на Западе. Газовая сфера в отношениях с европейскими странами доминировала над нефтяной, до тех пока не прекратились поставки российского «черного золота» в страны Восточной Европы и Германию. Символом российско-европейского газового союза является проект СЕГ, призванный поставлять газ своему приоритетному партнеру-Германии, а в перспективе и другим странам Европы минуя транзитные территории Прибалтики.

Вместе с тем проектом строительства трубопровода недовольны сами потенциальные участники. Швеция на протяжении второй половины 2006 года заявляла о возможном введении правительством запрета на строительство участков системы в непосредственной близости от своих морских границ. СЕГ является не столько экономическим, сколько имиджевым проектом, уже названным одной из самых амбициозных разработок  «Газпрома». Путин не мог не предвидеть, что его строительство вызовет в среде европейских чиновников волну негодования, чей главный официальный аргумент - опасения экологической катастрофы. В действительности большинство незанятых в проекте стран видит в строительстве трубопровода угрозу своей независимости и демонстрирует тем самым нежелание столь масштабного российского присутствия в регионе.

Схема поставок российской нефти в Восточную Европу
Схема поставок российской нефти в Восточную Европу

На протяжении всего года европейским и американским читателям неоднократно предоставлялась  возможность ближе узнать новую концепцию российских властей. Владимир Путин публиковал в западных влиятельных изданиях  статьи, в которых презентовал зарубежной публике свое видение места России в мире. Среди таких статей «Три мировые проблемы», в которой Путин обосновывает справедливость избрания концепции энергетической безопасности в качестве приоритетной темы в ходе встречи лидеров «большой восьмерки». Если целью данной статьи являлось подготовить Запад к грядущему «форуму года»-саммиту «большой восьмерки», то статья «Европе нечего бояться устремлений России» носит скорее оправдательный характер, учитывая неблагоприятную внешнеполитическую конъюнктуру конца 2006 года для российского президента. Публикуя статьи в иностранной прессе, Путин  тем самым подчеркивает первостепенное значение международных аспектов для формирования собственного статуса фигуры мировой величины.

Вместе с тем Россия не стремится вести диалог с Европой как единым целым. Во многом это объясняется отсутствием консолидации в самом Европейском Союзе. Причинами тому являются расхождения в целях и внешнеполитических приоритетах государств, входящих в «европейскую семью». Если страны «старой Европы» во главе с ФРГ-локомотивом евроинтеграции, в целом настроены на конструктивный диалог с Москвой в силу осознания своей пока еще существующей энергозависимости, то ряд государств-«новичков» можно считать  лоббистами антироссийской политики в рамках ЕС. Это преимущественно бывшие участники Организации Варшавского договора, которые за время недолгого членства в «европейской семье» так и не смогли отказаться от своих исторических и геополитических «комплексов». К тому же они пытаются найти свою нишу в рамках ЕС в качестве «щита» от «российской имперской экспансии». Наиболее явно подобные противоречия обострились накануне саммитов России и стран ЕС, а также форума Североатлантического альянса в Риге. Нарастание антироссийской риторики с их стороны плавно перешло в критику личности самого Владимира Путина. Подобное развитие событий, особенно, если к информационной и пропагандисткой «атаке» на отечественное руководство присоединяться «локомотивы» ЕС, чревато серьезными внешне- и внутриполитическими издержками. Однако пока подобное недружелюбное настроение демонстрируют главным образом западные средства массовой информации и правительства «малых государств» (вроде Эстонии). Тем не менее, череда громких убийств накануне саммитов (Анна Политковская, Александр Литвиненко) интенсивно обсуждаются европейкой общественностью и уже спровоцировали серьезное охлаждение отношений между Москвой и Брюсселем.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель  заявила, что одной из приоритетных задач своего председательства в ЕС видит консолидацию членов «европейской семьи», что должно найти отражение в принятии общей Конституции.  Польша открыто отстаивает свои интересы в ущерб наднациональным, а Эстония антисоветскими законами ставит европейских чиновников в затруднительное положение. С одной стороны, неординарные законодательные акты эстонского парламента, предписывающие сносить советские памятники, должны вызвать адекватную реакцию Брюсселя. Однако это будет означать признание факта нарушения неформальных норм в собственной «вотчине». С другой стороны, поддержать Таллинн Евросоюз также не имеет морального права. В противном случае, отношения с Москвой будут окончательно испорчены. Брюссель избирает наиболее приемлемый для него вариант - уйти в сторону, предоставив участникам конфликта разбираться самим (председатель ПАСЕ   Рене ван дер Линден назвал ситуацию в Эстонии внутренним делом государства). В Европе возник очередной очаг напряженности, имеющий все основания спровоцировать очередную торговую войну. Российские парламентарии уже обещали рассмотреть вопрос о возможном введении экономических санкций в отношении Эстонии. Эта мера вряд ли воплотится на практике, т.к. станет очередным поводом для европейских лидеров обвинить Россию в попытке решить политическую проблему экономическими методами. После недавнего российско-белорусского противостояния это крайне нежелательно для Москвы.

Союзником России в Европе можно считать Италию, которая, несмотря на уход с политической сцена Сильвио Берлускони, выстраивавшего диалог с РФ на основе дружеских отношений с Владимиром Путиным, все еще готова обеспечить поддержку российских интересов. Во многом это объясняется экономической заинтересованностью государства в тесном сотрудничестве с российским бизнесом. Осень 2006 года ознаменовалась подписанием крупного соглашения между «Газпромом» и итальянской ENI. Согласно договору стороны намерены сотрудничать на долгосрочной основе (контракт подписан до 2035 года). При этом «Газпром» получает возможность с 2007 года осуществлять прямые поставки российского газа на итальянский рынок - самый крупный после рынков Великобритании и Германии в Европе. Объемы прямых поставок будут увеличиваться поэтапно до 3 млрд. кубометров к 2010 году. Италия тем самым застраховала себя от рисков, связанных с прекращением транзита газа из России, что является предметом обсуждения европейских чиновников на протяжении вот уже нескольких лет. Рынок Италии является третьим по величине в Европе после Великобритании и Германии. Основными поставщиками природного газа являются Алжир и Россия. О диверсификации поставок с целью снизить энергетическую зависимость от Москвы говорят и в других государствах Европы. И это касается не только газовых, но и после российско-белорусского кризиса, нефтяных поставок. Однако ни один из потенциальных источников на данный момент не представляет собой более надежную систему, нежели Россия. К тому же организация альтернативных поставок окажется весьма затратным делом, а в условиях растущего энергопотребления это может заметно отразиться на экономиках стран-импортеров топлива.

Еврокомиссия уже заявила о намерении вплотную рассмотреть перспективы диверсификации поставок, причем альтернативными маршрутами должны стать Ближний Восток, Каспий и Центральная Азия. Но ни один из этих регионов не является более стабильным, нежели Россия. Ближний Восток в скором времени столкнется с противостоянием как внутринациональных группировок, вызванным казнью Саддама Хусейна, так и вмешательством внешних акторов, главным образом США, и, возможно, войск НАТО. К тому же Иран претендует на иракскую нефтяную провинцию Басра, требуя вывода британских войск. В потенциальный конфликт между Ираном и США так или иначе окажутся втянуты и нефтяные экспортеры Персидского залива (прежде всего, Саудовская Аравия, Кувейт), поэтому обострение ситуации на Ближнем Востоке не сможет гарантировать Европе стабильность нефтегазовых поставок.

Cравнительные данные о добыче нефти в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти: (тыс. баррелей в день)
  2006г.
октябрь сентябрь август
Россия 9593 9293 9689
Страны ОПЕК – всего 29447 29611 29773
из них:
Ирак
1958 2048 2065
Саудовская Аравия 9031 9056 9183
Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, 2006.

Возможна активизация на Каспийском направлении. Здесь наиболее перспективным с точки зрения европейских потребителей считаются поставки нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, разработка казахстанского месторождения Кашаган при участии итальянской ENI, планирующей инвестировать в проект до $29 млрд. Однако разработка месторождения до сих пор не ведется, несмотря на то что проект планировалось разрабатывать еще в 2005 году. Кроме того, Каспийская нефть также поставляется в Европу транзитом через Иран, а в случае военной развязки гарантий стабильных поставок у ЕС не будет.

Что касается Центральной Азии, то ЕС в первую очередь мог бы ориентироваться на Туркменистан. Однако с изменением внутриполитической обстановки в стране гарантии бесперебойных поставок вряд ли буду обеспечены. Альтернативным поставщиком мог бы выступить Казахстан. Но ЕС продемонстрировал нежелание воспринимать эту центральноазиатскую республику в качестве равного геополитического игрока, отказав Астане в председательстве в ОБСЕ в 2009 году.  В итоге, несмотря на стремление европейских чиновников диверсифицировать поставки, в ближайшем будущем это вряд ли произойдет в связи с напряженностью на Ближнем Востоке. Институциональные рамки, которыми ЕС стремится ограничить воздействие российских топливных компаний, остаются безуспешными. Энергетическая хартия, на ратификации которой настаивают европейцы, в том числе и ФРГ, лишит Россию монопольного права на энергопоставки в страны Евросоюза. Москва этого не скрывает, и потому все попытки стран ЕС надавить на Москву при помощи Энергетической хартии остаются тщетными. 

Еще одним нерешенным вопросом в отношении России и Евросоюза остается определение статуса Косовской автономии. Наиболее оптимальный для России вариант-сохранение существующего расклада, когда  у Москвы остается серьезный инструмент для шантажа Евросоюза. Однако  в ЕС предпочли дождаться парламентских выборов в Сербии, где рассчитывют на влияние и политическую волю  относительно лояльной Западу Демократической партии президента Сербии Бориса Тадича.  Для России же Косово по-прежнему остается эффективным инструментом давления на европейское сообщество в вопросе определения статуса непризнанных республик на постсоветском пространстве, в первую очередь, в Грузии и Молдове. Именно апелляция к «косовскому сценарию» является определяющей в позиции российского руководства касательно судьбы самопровозглашенных республик. Владимир Путин заявил, что в случае если Косово получит независимость, на самостоятельность смогут претендовать и непризнанные государственные образования на территории СНГ. Однако Запад настаивает на уникальности косовской ситуации и отказывается видеть прецедент в положительном исходе проблемы. В международном праве до сих пор нерешен вопрос о национальном суверенитете. С одной стороны, Устав ООН декларирует право наций на самоопределение, а с другой стороны – принцип территориальной целостности, согласно которому территория одного государства не может стать объектом приобретения другого.

Москве выгоден де-факто неопределенный статуса Косово еще и потому, что,  во-первых, затянувшиеся переговоры можно использовать как инструмент давления на ЕС в целях добиться преференций, в частности, сговорчивости еврочиновников по энергетическим вопросам.  Во-вторых, в случае принятия положительного решения международным сообществом от Москвы будут ждать реализации  своих угроз и воплощения на практике обещанного ускорение процесса предоставления мятежным пророссийским  регионам независимости, что чревато не только имиджевыми потерями, но и нарушением норм международного права. На это Москва вряд ли пойдет еще и потому, что в целом мятежные территории не представляют для нее серьезного интереса. У Европы все меньше правовых мотивов предоставить независимость краю. 30 октября в Сербии состоялся референдум по Конституции, по итогам которого Косово признано неотъемлемой частью Сербии с правами широкой автономии. Именно это и станет основным аргументом противников отделения, среди которых сербский премьер-министр Воислав Коштуница и сербский радикал Воислав Шешель, находящийся в Гаагской тюрьме.

Конец года ознаменовался потеплением российско-американских отношений, что послужило поводом к смягчению позиций сторон по наиболее важным аспектам международной деятельности. Со стороны США уступкой явилось согласие на вступление России в ВТО, а со стороны России – ужесточение требований к иранскому «ядерному досье» и согласие на введение частичных санкций против ИРИ. Диверсификация внешнеполитического курса направлена не только на реализацию избранной стратегии, но и на снижение потенциальных рисков от возможных протестов со стороны ведущих мировых игроков, каковыми являются ЕС и США, а также набирающий вес в мировом экономическом пространстве Китай.

Главная задача Владимира Путина в сложившихся условиях - соблюдать избранную геополитическую стратегию, играя на противоречиях основных мировых центров влияния и добиваясь от этого политических и экономических выгод. Путину удается маневрировать между двумя крупными геополитическими игроками-ЕС и США. Стороны близки идеологически, однако в последнее время появляется все больше и больше вопросов, по которым им сложно достичь компромисса. Среди таковых политика США в Ираке и Иране, и как резонанс, обвинения Вашингтона в избирательности демократии и двойственном подходе к проблеме прав человека, перспективы НАТО как интеграционной военной организации и целесообразности расширения альянса.

Стремясь приобрести в глазах зарубежной элиты статус лидера ведущей мировой державы, Путин фактически «воюет» на два фронта.  С одной стороны – страны ЕС, географически и политически более близкие России, нежели США, и от того сильнее зависящие от энергопоставок из России. С другой стороны – извечный геополитический конкурент в лице официального Вашингтона, с которым Москва со времен окончания «холодной войны» так и не смогла по большому счету наладить прочных позитивных отношений. Тем не менее, в целях продвижения своей концепции Путин рассматривает США не столько как перманентного оппонента на международной арене, но как возможного союзника на пути реализации «мегапланов». Кроме того американское руководство само готово идти на сближение с Россией. В наибольшей степени это проявилось осенью после выборов в Конгресс США, где правящая республиканская партия проиграла своим оппонентам-демократам и тем самым лишилась возможности в прежних объемах влиять на внешнеполитическую деятельность Америки.

Характерно, что потепление отношений с США ознаменовалось параллельным ухудшением российско-европейского диалога.  Причин тому может быть несколько. Во-первых, объективный раскол внутри евроатлантического альянса и разность подходов стороны-США и ЕС - к международной деятельности. Повышенное внимание России к одной стороне естественным образом сопровождается недовольством второй, и наоборот. Для Москвы же подобный расклад весьма выгоден и позволяет получать от партнеров политико-экономические преференции. Поведение Путина в евроатлантическом направлении основано на прагматизме, что было нетипично в отношении России еще несколько лет назад. Путин всячески доказывает, что теперь у России есть ресурсы, обладание которыми позволяет ей диктовать свои условия. Это позволяет ему достаточно смело вести себя в отношении крупных геополитических игроков, каковыми на данный момент являются ЕС, США и Китай. Второстепенную роль сотрудничества с США Путин продемонстрировал на примере Штокмановского месторождения, заявив о перенаправлении его ресурсов в Европу вместо Северной Америки. Однако и с ЕС российский лидер не собирается выстраивать иных отношений, кроме как основанных на рациональном подходе. Об этом свидетельствует жесткая позиция, занимаемая российским руководством относительно Энергетической хартии, на ратификации которой так настаивают практически все страны ЕС. Признание этого документа будет означать потерю российской монополии на разработку газа на своей территории, и соответственно, станет серьезной преградой на пути реализации стратегии энергетической сверхдержавы.

 

6.2. Отношения России со странами СНГ

Позиции России на постсоветском пространстве в настоящее время определяются энергетическими возможностями бывших социалистических республик. Являясь с одной стороны производителями топливных ресурсов, а с другой – транзитными площадками, эти страны претендуют на роль крупных геополитических игроков в своем регионе. В большей степени это демонстрируют республики Центральной Азии, которые в силу обладания значительными запасами природных ресурсов, а также сложившимися устойчивыми политическими режимами стремятся упрочить свои позиции не только в отношениях с Россией, но и с азиатскими странами. Курс на двустороннее сотрудничество, а также все большее тяготение к диверсификации топливных поставок позволяют этим странам вести собственную энергетическую политику. Пока еще рано говорить об утраченных позициях России на пространстве СНГ, но наблюдается тенденция к их ослабеванию. Это выражается в неспособности воздействовать на политическую ситуацию республик иными методами, кроме как экономическими. А при условии наличия у этих республик собственной ресурсной базы такое давление оказывается практические нереализуемым.

Больше всего энергетической безопасности угрожает...

Российским руководством в отношении постсоветских стран, которые сами являются экспортерами энергоресурсов, применяется осторожно-прагматичный подход. Это касается взаимоотношений со странами Центрально-азиатского региона (Туркмения, Казахстан), где Россия уже не имеет прежнего политического влиянии, но тем не менее рассматривается руководством этих республик в качестве выгодного экономического партнера, т.к. поставки азиатского топлива в Европу осуществляются через территорию России. В освоении региона ЦА в не меньшей степени заинтересован и Китай. Таким образом, РФ вынуждена идти на определенные уступки в переговорном процессе со странами-экспортерами ЦА с целью сохранить свое присутствие в стратегически  регионе. Уступчивость России объясняется также еще сохраняющимися прочными политическими позициями властных элит этих стран.

Владимир Путин, делая ставку на сохранение влияния России на постсоветском пространстве, выступает в роли сторонника интеграционных процессов. РФ активно принимает участие в «объединительных» мероприятиях, затрагивающих постсоветское пространство. Среди них: саммит СНГ, встреча глав правительств стран-участниц Содружества, заседания в рамках военного блока ОДКБ. Для Владимира Путина СНГ является скорее подтверждением факта лидерства России, пусть и формального, в бывшей «вотчине», т.к. на данный момент гораздо успешнее идет сотрудничество с постсоветскими государствами в двустороннем формате. Последний саммит СНГ  в  ноябре 2006 года обозначил союзников Владимира Путина, среди которых представители «старых», в большинстве своем еще «советских» элит – Казахстана, Узбекистана, Армении, отчасти Молдовы. Фактически России, несмотря на ее политику «кнута» удается сохранять как минимум одного союзника в каждом стратегически значимом регионе.  Это не позволяет говорить об окончательном уходе Москвы с постсоветского пространства и сдаче позиций. Между тем влияние в регионе оспаривают, помимо России, еще два крупных игрока, с которыми официальное российское руководство стремится поддерживать конструктивные отношения - США и Китай. На Центральноазиатский регион в большей степени претендует Китай, являясь перспективным рынком сбыта энергоресурсов из Казахстана и Туркменистана. Обладая богатыми природными запасами газа, страны ЦА нацелены на тесное сотрудничество и  с Вашингтоном. Но в данном случае перспективы плотного взаимодействия выглядят весьма туманными. Внешняя политика США на  протяжении последнего времени ориентирована на борьбу с «мировым злом», которое, несмотря на уверения Белого Дома в обратном, имеет вполне определенное, мусульманское вероисповедание.  Поскольку формально население стран Центральной Азии исповедуют ислам, вероятность доверительного диалога между США и ними значительно понижается.

Среди всех стран Центральной Азии Казахстан остается наиболее лояльным России государством, притом, что внешнеполитический курс Нурсултана Назарбаева, также как и лидеров других республик региона, отличается многовекторностью. Начало 2006 года ознаменовалось финансовым сближением правительств России и Казахстана, не менее значимым, чем нефтегазовое. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали пакет документов о создании Евразийского банка. Эта структура призвана финансировать интеграционные процессы в рамках ЕврАЗЭС. Финансовое единение двух государств имеет под собой политическую подоплеку.  Не исключено, что создание подобной инвестиционной организации ставит целью монополизировать финансовый рынок СНГ и потеснить таких мировых гигантов, как МВФ, ЕБРР.

Вместе с тем Казахстан привлекателен для России, в первую очередь, с точки зрения энергетических запасов. В октябре 2006 года сторонами было подписано соглашение о создании о создании совместного предприятия по транспортировке и переработке газа с Карачаганакского нефтегазового месторождения в Западном Казахстане на российском Оренбургском газоперерабатывающем заводе.  Разрабатывающий проект консорциум (British Gas и Eni – по 32,5%, ChevronTexaco – 20%, «ЛУКОЙЛ» – 15%) будет продавать существующей с 2001 года компании «Казросгаз», собственниками которой являются «Газпром» и «Казмунайгаз» (по 50%). «Казросгаз» будет поставлять газ на созданное СП для дальнейшей переработки. По условиям соглашения, завод с 2012 года будет перерабатывать не менее 15 млрд. куб. метров газа в год. Переработанный на СП газ будет покупать «Газэкспорт». Он пойдет на Украину и в Белоруссию, а дальше в Западную Европу. Совместный проект «Газпрома» и «Казмунайгаза» призван закрепить позиции российского бизнеса на энергетическом рынке Казахстана.

Серьезное влияние на поведение крупных геополитических игроков в Центральной Азии окажет ситуация в Туркменистане. Уход из жизни Сапармурата Ниязова стал с одной стороны предсказуемым, а с другой - неожиданным фактом, учитывая внешнеполитический расклад сил в центральноазиатском регионе. Именно итоги внутренней борьбы  непосредственным образом отразятся и на международной ориентации республики, и соответственно, будут указывать направление развития российско-туркменских отношений.

Непосредственное участие в разделе сфер влияния в Туркменистане примет и Китай, на сотрудничество с которым в последнее время ориентировался Ниязов. Диверсификация газовых поставок на китайском, а также на индийском направлении позволила бы Туркменбаши еще больше манипулировать ценами на газ, особенно учитывая неопределенность объемов «голубого топлива» на территории республики.  Контакты Ашхабада с Пекином интенсифицировались еще в середине 2005 года, когда китайской CNPC было предложено провести геологическую разведку на правом побережье Амударьи. В апреле 2006 года курс на энергетическое партнерство был закреплен подписанием генерального соглашения, по которому Китай сможет получать туркменский газ в объеме 30 млрд. кубометров в год в течение 30 лет, правда, для этого сначала нужно построить трубопровод. Срок запуска этого проекта был  намечен на 2009 год. Однако в сложившихся условиях перспективы реализации данного проекта становятся неопределенными.

Учитывая, что все международные контакты Ашхабада базировались на личном участии Ниязова, после его смерти высока неопределенность дальнейшего сотрудничества  не только российской, но и китайской компании. Китайско-туркменское газовое сотрудничество вызывало опасения у России и Украины относительно гарантий уже оговоренных поставок. Несмотря на заявления о том, что договоренность с Китаем не нанесет ущерба другим покупателям туркменского газа, а в КНР будет поставляться газ с новых месторождений, где сейчас ведется разведка, в генеральном соглашении был пункт о возможности осуществления поставок с других месторождений в случае необходимости дополнительных объемов газа. Учитывая нередкие отказы Туркменбаши от выполнения уже достигнутых договоренностей, вполне вероятным  было  заполнение китайской трубы газом, предназначенным для РФ, а повлиять на такой шаг туркменского лидера Москва, как обычно, не смогла бы.

В газовом вопросе переговорные позиции Ниязова оказались сильнее, нежели российские. Россия согласилась покупать «голубое топливо» из Туркменистана по $100 за тысячу кубометров, что оказалось почти в 2,5 раза выше ожидаемой цены. Ниязову тем самым удалось продемонстрировать не только России и Украине, являющихся посредниками в цепочке транзита газа, но и покупателям - странам Центральной и Западной Европы - пространство для маневра. Свою внешнюю политику Ниязов выстраивал исходя из возможностей сотрудничества в энергетической сфере, и процесс переговоров являлся исключительно его прерогативой. После смерти главного переговорщика будущее заключенных контрактов становится неопределенным. Интерес России в том, чтобы не допустить изменения существующих договоренностей по цене и обеспечить гарантии газовых поставок на прежнем уровне.

Итоги последних президентских выборов в странах Центральной Азии

Не менее острым для России остается и южнокавказский вопрос. В настоящее время наблюдается постепенный отказ республик данного региона от сотрудничества с Россией как приоритетного направления своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Например, Азербайджан, также как и Грузия, уже давно не скрывает своей прозападной ориентации. В свете позиционирования России как энергетической державы и ее попыток оказать давление на некоторые постсоветские республики, Азербайджан все активнее вживается в роль альтернативного поставщика топливных ресурсов в Европу. Показательным в этом смысле является  недавно подписанный президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Данное соглашение стало лишь юридическим оформлением взаимного желания сторон избавиться от топливно-энергетической гегемонии РФ. Согласно документу участники будут стараться снизить свою зависимость от Москвы за счет поставок энергоресурсов с месторождений в Каспийское море. В сентябре британская компания BP заявила, что будет добывать газ с каспийского месторождения Шах Дениз, что призвано улучшить энергобезопасность Евросоюза. Шах Дениз разрабатывается совместно BP, норвежской Statoil и азербайджанской SOCAR. Топливо с месторождения будет поставляться через новый Южнокавказский газопровод, который идет через Азербайджан и Грузию в Турцию, откуда будет переправляться в Италию и Грецию. Россию подобный «передел» сфер энергетического влияния не устраивает. Создание альтернативного союза Грузия-Азербайджан идет вразрез с планами Москвы по «нейтрализации» режима Саакашвили. В отношении неуступчивой закавказской республики Россия в очередной раз применила доказавший свою эффективность «карательный» механизм давления. Учитывая, что Россия с нового года вступает в иную фазу своего политического развития, Путину важно сохранить выстроенную линию отношений с Тбилиси. В противном случае смягчение позиций по «грузинскому вопросу» будет означать если не крах, то значительное ослабление всей политики РФ в регионе. 

Для США Азербайджан представляет интерес, в первую очередь стратегический. Это связано со стремлением Баку стать членом НАТО, что крайне выгодно для Вашингтона. Во-первых, Азербайджану придется присоединиться к санкциям против Ирана. Во-вторых, на территории республики расположится военный контингент НАТО, что значительно усилит позиции США в нефтеносном регионе, а также поставит единственное пока еще лояльное России южнокавказское государство – Армению – в весьма неприятное положение «белой вороны» в окружении западных сателлитов. В-третьих, в условиях ведущейся «борьбы с международным терроризмом», образ которого вполне определен,  Соединенным Штатам весьма важно заручиться поддержкой как можно большего числа мусульман.В случае обострения отношений с Баку Россия может использовать замороженный нагорно-карабахский конфликт в качестве разменной монеты в процессе политического торга с Азербайджаном и в открытой форме заявить о поддержке Армении. Более того, грузинский пример продемонстрировал, что завуалированная помощь Запада еще не является гарантией содействия в вопросах, касающихся разрешения этнических конфликтов.

Повышение Россией цен на газ для Армении естественным образом вызвало недовольство в местных политических кругах. Не смягчилась тональность и после октябрьского визита армянского президента в Москву. Лидерам двух государств пришлось признать, что преобладание европейских инвестиций в закавказскую республику становится закономерностью, и Россия в этом смысле уже не является приоритетным направлением. К тому же избранный курс на евроинтеграцию был позже озвучен премьер-министром Армении Андраником Маргаряном. Таким образом, политические элиты Армении на официальном уровне признают, что в отношениях Москвы и Еревана уже нет тех конструктивных отношений, которые доминировали ранее. А сотрудничество носит сугубо прагматичный характер.

Показателем подобной тенденции служит желание «Газпрома» приобрести трубопровод Иран-Армения. Представители «Газпрома» мотивируют это необходимостью оптимального контроля поставок газа в республику вследствие несанкционированного его отбора на территории Грузии. Фактически же «Газпром» выразил желание получить контроль над трубопроводной системой Армении с целью лишить ее альтернативных источников получения газового топлива и таким образом стать монополистом на армянском энергетическом рынке. Необходимость углубления экономических связей с Западом является лейтмотивом и в высказываниях представителей армянской оппозиции.  Депутат Национального собрания Армении от оппозиционного блока «Справедливость» с нескрываемым пиететом отзывался об избранном курсе Грузии и Азербайджана, решающих свои внутренние проблемы за счет интересов сверхдержав в закавказском регионе, намекая на возможное вступление Грузии в НАТО.

Не менее показательной в русле ужесточения политики России в отношении республик постсоветского пространства является ситуация вокруг компании РУСАЛ в Таджикистане. Российский алюминиевый гигант обвиняется в неисполнении своих обязательств перед правительством республики по строительству «Рогунской ГЭС». Республиканские власти заявили и об отказе допуска компании к строительству Таджикского алюминиевого завода. Конфликт вокруг ситуации с российской компании перешел на уровень государственного, так как ГЭС является наследием СССР, а соответственно ее часть принадлежит России. Таджикистан, обвиняя РУСАЛ в бездействии, тем самым демонстрирует отсутствие трепета перед российским бизнесом. Подобное поведение таджикского правительства свидетельствует об изменении расстановки сил не только в закавказском, но и в азиатском регионе, и постепенной переориентации руководства ранее преданных республик в сторону Запада.

Энергетическое давление России простирается не только на откровенно прозападные республики. Ярким тому примером служит Белоруссия, в отношениях с которой Россия фактически  подвела черту, развязав пошлинную, а затем и торговую войну. Минск уже осваивает новые экономические пространства, каковым выступает, в первую очередь, Азербайджан. Ориентация на сотрудничество с этой южнокавказской республикой объясняется в Минске двусторонним интересом. Белоруссия, являясь транзитной площадкой, готова сотрудничать с Азербайджаном в сфере нефте-газовых поставок. Показательно, что в качестве альтернативного партнера Александр Лукашенко выбрал именно прозападный Азербайджан. Данный шаг является демонстрацией России своей самостоятельности и наличия у белорусского руководства пространства для маневра. Правда, сомнительно, что озвученные перспективы взаимодействия трансформируются в серьезные проекты. Ориентированный в своей внешней политике на Запад Азербайджан вряд ли согласиться вступать в серьезные экономические отношения с Минском.

Конец года ознаменовался резким ухудшением российско-белорусских отношений. Россия взяла курс на реализацию своих обещаний относительно Белоруссии и демонстрирует в этом направлении характерную для последних месяцев  последовательность. Белоруссия долгое время оставалась союзником России на постсоветском пространстве. Москва же, помимо экономического поощрения, «закрывала глаза» на внутриполитический режим Александра Лукашенко. Пика  отношения достигли в период нахождения у власти Бориса Ельцина, когда двух президентов связывали дружеские, а не деловые отношения. В отличие от своего предшественника Владимир Путин не рассматривает Лукашенко в качестве главы «братской» республики, а потому не пренебрегает жесткими методами давления, апробированными ранее на «оранжевых» лидерах. Россия фактически загоняет Минск в экономический тупик, однако осознание этого факта в совокупности с аналогичными санкциями со стороны Украины не способствует смягчению российской позиции. Отменяя льготный режим экспорта российской нефти в соседнюю республику, Россия вновь практикует экономические методы политического давления с целью сформировать у западной общественности образ страны как неангажированного и непредвзятого в своей внешней политике государства. Не исключено, что Путин также стремится продемонстрировать Западу жесткость своих позиций относительно «авторитарного» режима Лукашенко, активно критикуемого американскими и европейскими правозащитниками, дабы исправить «ошибки» предшественника.

Несмотря на то что энергетический вопрос между Москвой и Минском в целом улажен, напряжение между государствами не спадает. Российское руководство, вводя экспортную пошлину, тем самым намеревалось выровнять структуру экономического сотрудничества с Белоруссией. Реакция Лукашенко была неординарной, но тем не менее предсказуемой. В отличие от Украины и Грузии, опирающихся на мнение Запада, у белорусского президента нет необходимости действовать с оглядкой на развитые страны. Это искусственно созданное преимущество расширяет рамки политического маневрирования, позволяя Лукашенко активизировать сотрудничество с такими аутсайдерами мировой политики как Чавес и Ахмадинеджад.

Причины, по которым Россия последовательно усиливала давление на Белоруссию,  носят одновременно и экономический, и политический характер. На протяжении последнего времени камнем преткновения в российско-белорусских отношениях являлась перспектива создания Союзного государства. В настоящий момент это «полумифическое» объединение представляет собой скорее имиджевый проект, нежели на практике реализуемую интеграцию. Тормозит объединение разница в подходах сторон. Россия настаивает на экономическом характере объединения, основой которого должна стать российская валюта с единым эмиссионным центром в Москве. Лукашенко такой подход не может устраивать, так как в случае введения российского рубля на территории РБ фактически нарушается экономический суверенитет Белоруссии. Процесс создания государства Россия-Белоруссия затянулся уже более чем на 10 лет. И если оно не было создано при Борисе Ельцине, отношения которого с Лукашенко носили более дружеский характер, то при Путине перспективы объединения становятся еще более призрачными.

В 2001 году Белоруссия в одностороннем порядке вышла из Таможенного соглашения, тем самым поставив Россию в положение косвенного  спонсора белорусской экономики, недополучая ежегодно, по словам российских официальных лиц, до $4 млрд. Соглашение предусматривало передачу России 85% собранных от экспорта российских нефтепродуктов и оставление в белорусском бюджете 15% пошлин. Однако правительство Лукашенко оставило данное положение без внимания, тем самым нарушив двусторонние договоренности и поставив под вопрос свое стремление форсировать создание Союзного государства. При Лукашенко Создание единого государства в том виде, в котором его презентует Москва, неосуществимо.

Несмотря на то что ряд институтов продолжает функционировать в рамках договора, среди которых универсальная схема пересечения границы России и Белоруссии, государство как политическое объединение так и не было создано. Можно предположить, что, надавливая на Лукашенко в нефтяном вопросе, Москва намерена добиться завершения проекта Союзного государства до выборов президента РФ. Однако сомнительно, что российское руководство всерьез рассчитывает на сговорчивость Лукашенко по данному вопросу. Санкции Москвы в отношении официального Минска уже показали свою неэффективность и Россия постепенно лишается рычагов воздействия на несговорчивого президента. Более того, энергетическое давление России дало повод Лукашенко начать заигрывания с Западом,  в частности со странами Европы. Еще в ходе саммита СНГ в ноябре Лукашенко призвал Киев объединиться с целью противостоять растущей российской топливной гегемонии. Провокации с прекращением поставок российской нефти вызвали в странах Восточной Европы острую критику в адрес российской внешней политики, при том что сам Лукашенко-персона нон-грата в европейском пространстве.  Российско-белорусский конфликт стал отличным поводом для стран-импортеров российского топлива в очередной раз обвинить Москву в ненадежности и «политизированности» ее экономики и напомнить о необходимости ратификации Энергетической хартии.

Вместе с тем Москва дала понять, что, отстаивая собственные экономические интересы, она не готова полностью отказаться от Белоруссии. Об этом свидетельствуют предновогодние газовые переговоры, в ходе которых белорусским чиновникам удалось снизить требуемую цену со 105 до $100. Несмотря на то что поставки газа в республику оказались под угрозой срыва, Москва предпочла не повторять украинский сценарий зимы 2006 года, а избрала компромиссный вариант. Однако удар Москвы, нанесенный экономике Белоруссии в виде пошлины на экспорт нефти, не остался незамеченным. Сомнительно, что постановление, подписанное Фрадковым, будет выполняться в полной мере, однако ужесточение российской позиции стало отличным поводом для белорусского руководства вступить в политические игры с Москвой, введя искусственно созданную пошлину на транзит российской нефти в Европу.

Россия и Белоруссия в ближайшее время объединяться или не объединяться?

Можно было бы предположить, что атаки России на белорусскую экономику ставили целью дискредитацию и без того непопулярного режима Лукашенко. Вместе с тем данная версия также имеет под собой крайне мало оснований. Лукашенко представляет российско-белорусский конфликт как стремление России подчинить себе республику, что призвано скрыть слабость белорусской экономики популистскими лозунгами. Если бы в Москве действительно хотели лишить Лукашенко власти, то активизировали бы этот  процесс еще до мартовских выборов 2006 года, как это было в случае с Украиной. Однако в руках Лукашенко, в отличие от Киева, мощный инструмент шантажа – проект Союзного государства, крах которого означал бы серьезные имиджевые потери для российского руководства и лично Путина. Несмотря на то что реализация данного проекта при Лукашенко практически неосуществима, Москва тем не менее не стремится публично отказываться от идеи объединения. Кроме того в Белоруссии на данный момент отсутствует персона, аналогичная Януковичу. Лидер белорусской демократической оппозиции Милинкевич никогда не являлся сторонником тесной интеграции с Россией. Его интересы ориентированы в большей степени на выстраивание отношений с Западом. Милинкевич, к тому же, не обладает властными полномочиями, которыми умело оперирует Янукович, несмотря на отсутствие серьезных политико-экономических преференций со стороны Украины. Москве невыгодно заниматься внутренней политикой Белоруссии в силу наступающего электорального процесса в самой Российской Федерации.

В этих условиях наиболее конструктивной представляется экономическая версия разгоревшейся «топливной войны». Россия уже давно стремится выкупить белорусское предприятие Белтрансгаз. Согласно подписанному накануне Нового года соглашению Белоруссия обязана платить $70 в денежном эквиваленте, а 30 долларов - акциями компании Белтрансгаз. Если предположить, что конечная цель внешней политики Путина – превращение России в энергетическую  сверхдержаву, обладающую топливными предприятиям не только в пределах России, но и на территории «транзитных» государств, то вопрос овладения собственностью бывших советских республик становится объяснимым.   Российское руководство хотело бы получить в собственность  и нефтеперерабатывающую отрасль РБ, где флагманом является Белорусский госконцерн по нефти и химии (Белнефтехим).Если в газовой сфере по данному вопросу Москва и Минск договорились юридически, то в нефтяной сфере, между сторонами осталось много спорных вопросов, особенно после введения Россией экспортной пошлины на нефть, после чего руководство Белнефтехима заявило о разрыве контрактов с российскими нефтяными компаниями.

Пока у власти находится Лукашенко, Белоруссию можно говорить об утрате Россией своего западного соседа в политико-экономическом смысле. Лукашенко уже продемонстрировал, что Москва обладает весьма слабыми рычагами воздействия на его режим, а все попытки России как-то надавить на неугодного политика воспринимаются на Западе, прежде всего как стремление России нарастить свою энергетическую мощь. Таким образом, до президентских выборов никто не будет заниматься внутренней политикой Белоруссии.

Принципиальные расхождения в подходах к созданию Союзного государства также негативно отразятся на судьбе российско-белорусской интеграции. Этот вопрос также перейдет под пристальное рассмотрение преемника Путина. Заметного потепления отношений двух стран ждать не приходится, однако тональность двусторонних переговоров все-таки изменится в лучшую сторону. Россия, несмотря на то заняла достаточно жесткую позицию в отношении Минска, будет учитывать важность транзитной составляющей белорусской экономики не столько для коммерческой выгоды, сколько для реализации концепции «энергетической сверхдержавы».

Параллельно с ухудшением отношений с Белоруссией наметилось потепление в российско-украинском диалоге. Это объясняется внутриполитическим раскладом сил в «самостийной». Став премьер-министром, Виктор Янукович на протяжении всего года демонстрировал негативное отношение к курсу, проводимому президентом Виктором Ющенко. Несмотря на то что существенных преференций от такой рокировки Москва не получила, антироссийская риторика официального Киева заметно стихла. Кроме того, РФ удалось договориться с Украиной по цене на газ, которая стала одной из самых низких среди всех стран на постсоветском пространстве. Однако по-прежнему остается нерешенным вопрос о пребывании российской базы Черноморского флота в Севастополе. Продление срока аренды в настоящий момент находится под большим вопросом. Об этом говорят и неопределенность в российско-украинских переговорах, в ходе которых украинская сторона называет присутствие российской базы антиконституционным; и масштабное строительство базы в Новороссийске; а также решение  Севастопольского хозяйственного апелляционного суда обязать российскую сторону вернуть в украинскую собственность ряд навигационно-гидрографических объектов города.

 

6.3. Отношения России с развивающимися странами

Вместе с тем наблюдается стремление Путина не ограничивать свое влияние только на энергозависимые страны. Для более эффективного продвижения концепции «энергодержавы» важно заручиться поддержкой как можно большего числа стран. Особую внешнеполитическую активность российского президента можно отметить на африканском направлении, поскольку «черный континент» рассматривается в качестве потенциального плацдарма для продвижения российских политических и бизнес-интересов.

Так, например, в ходе визита в Москву  президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша между двумя странами было подписано более 10 соглашений о сотрудничестве. Не менее примечателен в этом плане и визит Владимира Путина в ЮАР и Марокко летом этого года, итогом которого также стали многочисленные выгодные контракты. Африканский рынок выгоден для России не только экономически, но и стратегически. Укрепление позиций на «черном континенте» означает для РФ возвращение своего влияния в этом регионе, утраченного после распада Советского Союза.

Россия старается получить максимальную выгоду от сотрудничества с африканскими компаниями. Участие в проектах российских лидеров  в своих отраслях – Газпрома и АЛРОСА - свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате региона и о готовности бизнеса вкладываться в долгосрочные проекты. АК «АЛРОСА» подписала соглашения с национальными компаниями Республики Ангола «ЭНДИАМА» и «СОНАНГОЛ». В соответствии с протоколом «ЭНДИАМА» будет использовать технологии разведки, добычи и обогащения компании «АЛРОСА». Кроме того, якутская компания обеспечит соответствующую подготовку ангольских специалистов, занятых в алмазных проектах и коммерческих обществах с ее участием. АК «АЛРОСА», ОАО «Зарубежнефть» и «Дарк Ойл Компани» подписали с «СОНАНГОЛ» (Национальная Топливная Компания Республики Ангола) Меморандум о сотрудничестве в области совместной разведки, поиска и добычи углеводородного сырья. Газпром также стремится освоиться на перспективном рынке. Между российским газовым монополистом и африканской компаний Sonangol  подписан меморандум о сотрудничестве, согласно которому стороны будут добывать природный газ на территории Анголы. Это свидетельствует о стремлении России укрепить свои позиции на новом рынке в приоритетном для себя направлении. Работа по упрочению своих позиций планомерно ведется и в банковской сфере. На базе Внешторгбанка в Анголе создан филиал структуры - ВТБ-Африка, который будет решать вопросы финансового обеспечения деятельности российских предпринимателей в стране.

Распространение российского влияния ведется и на алжирском направлении. В начале года Россия списала этой североафриканской стране государственный долг (порядка $4,5 млрд.)  в обмен на покупку российского вооружения. Кроме того, энергетические возможности Алжира делают страну весьма привлекательной для экспансии российского бизнеса. Алжир является крупным поставщиком газа в Южную Европу (12%), тогда как Восточноевропейский регион контролируется Россией(более 25%). «Газпром» уже выразил желание обменяться активами с алжирским газовым гигантом Sonatrach с целью получить доступ к рынкам Южной Европы (Испания, Португалия, Италия). Таким образом энергетическое влияние России распространится на большую часть европейского пространства, и это еще больше усилит не только позиции Москвы в энергодиалоге с Евросоюзом, но приведет к очередной критике в адрес российского «имперского» руководства.

Что касается Египта, то Путин придает сотрудничеству с этой республикой немаловажное значение.  Об этом он заявил в ходе визита президента АРЕ Хосни Мубарака в Москву. Египет действительно представляет для России серьезный интерес и может выступать в качестве основного партнера политики Путина в арабском мире. Несмотря на то, что территориально Египет принадлежит африканскому континенту, основные его интересы сосредоточены на Ближнем Востоке, с государствами которого   Россия также заинтересована поддерживать тесные связи. В настоящий момент наиболее перспективным направлением сотрудничества являются разработки в области ядерной энергетики. Совместные действия в этой области ведутся еще с 1950-х годов, однако именно в настоящий момент перед Египтом назревает перспектива нехватки топливных ресурсов. Вследствие этого Россия, США и Китай готовы оказать необходимую помощь по развитию данного вида энергетики. Все три крупных игрока, активизируя сотрудничество с Египтом, преследуют свои цели. Если для КНР важно расширять экспансию в африканском регионе (как она делает это в Центральной и Южной Америке), а США стремятся взять под  свой контроль процесс ядерного строительства, то Россия, помня о степени влияния Каира в арабском мире и солидарности позиций по Ирану, активно пытается вернуть былое советское  могущество в регионе.

И, тем не менее, несмотря на важность перечисленных встреч, активное освоение африканского континента Путин предпочел начать с ЮАР. Для России это весьма перспективный экономический рынок. РФ налаживает сотрудничество в области добычи алмазов, где российскую сторону представляет холдинг «АЛРОСА». Марганец добывает Renova. Одним из ключевых элементов сотрудничества также признано освоение космических пространств. А, поскольку рынок ЮАР для России на данный момент является менее освоенным, нежели рынки Анголы и Египта, эта южноафриканская республика может выступать в роли гаранта российского присутствия на Юге Африки.

Стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа развивающихся стран, Москва неоднократно выступала за  участие в саммите «Большой восьмерки» таких набирающих экономический вес стран, как Китай, Индия и Бразилия в рамках BRIC.  Лидеры России и Китая неоднократно подчеркивали, что двустороннее сотрудничество, особенно в области энергетики, является приоритетным направлением. К тому же тесные экономические связи могли бы лишить США механизмов влияния в этом регионе. Так, по заявлению Владимира Путина, Россия намерена поставлять в Китай 60-80  млрд.кубометров  газа в год за счет строительства нового газопроводного канала на западном участке российско-китайской границы. 

Однако и Китай, являясь крупным мировым игроком, одновременно представляет конкуренцию России в регионе. Вследствие этого Путин, участвуя в геополитической игре, прибегает к методам, реализуемым в направлении США и ЕС. Камнем преткновения до сих пор является Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Китай заявил о готовности покупать российский газ по рыночным ценам, однако Россия так и не начала поставки топлива в КНР в связи с конфликтом между «Газпромом», поддерживаемым властями, и ТНК-ВР, оператором проекта освоения месторождения. Спорная ситуация складывается вокруг нефтепровода  Восточная Сибирь - Тихий океан, ответвление от которого планируется провести в Китай. В роли заказчика проектирования выступает российская компания ОАО «АК» «Транснефть».  В середине ноября президент компании Семен Вайншток подтвердил информацию о том, что ответвление в Китай будет строиться, однако добавил, что эти сведения неофициальные. Россия затягивает с реализацией экономических проектов в Китай, несмотря на то что это направление является одним из перспективных и стратегически выгодных для страны. Растущую конкуренцию Китая Россия может в скором времени ощутить в центральноазиатском регионе, а потому энергетический торг, который можно наблюдать в отношениях Москвы и Пекина, призван добиться от Китая определенных уступок в обмен на сотрудничество в области энергетики.

Параллельно с Китаем Россия ведет активную экспансию в Индию, где основой сотрудничества является военно-промышленный комплекс. Индия, также как и КНР, с одной стороны, является объектом притязания США, а с другой - все сильнее наращивает собственный экономический потенциал и становится крупным игроком регионального масштаба. О том, что в Индии Москве придется конкурировать с Вашингтоном, свидетельствует его стремление стать основным партнером Дели в области ядерной энергетики. В конце 2006 года Джордж Буш подписал закон о сотрудничестве с Индией в этой сфере. Однако это сотрудничество не будет бескорыстным. Его условием должно стать разграничение страной своих ядерных объектов на военные и гражданские, а также доступ МАГАТЭ к последним. Россия также заинтересована в расширении своего экономического присутствия в сфере атомной энергии на территории Индии. Объектом российских интересов выступает АЭС «Кудам-Кулан».

Контакты с Бразилией не настолько интенсивны в силу ее географической удаленности. Однако и это южноамериканское государство не осталось без внимания российского руководства. В апреле 2006 года премьер Михаил Фрадков посетил Бразилию, отметив, что товарооборот между двумя странами нуждается в серьезных корректировках в сторону увеличения. Кроме того, Россия рассчитывает принять участие в строительстве трансконтинентального газопровода на территории Латинской Америки, где рынок нашей страной практически не освоен.

 

6.4. Россия на Ближнем Востоке

Ближний Восток, несмотря на наличие нескольких очагов напряженности, все же не является объектом первостепенных интересов для России. Ведущую роль в регионе играют США. Однако на протяжении прошедшего года Москва активно стремилась завоевать позиции крупного регионального игрока, избрав для себя роль посредника. Россия не исключает своего косвенного вмешательства в ближневосточный конфликт, учитывая складывающуюся там предвоенную обстановку. В конце года Владимир Путин принимал у себя президента Сирии Башара Асада, а незадолго до этого с официальным визитом в Москву прилетал представитель противоположной стороны конфликта - премьер-министр Ливана Фуад Синьора. Тот факт, что противоборствующие стороны намерены привлечь к решению многолетней сирийско-израильской вражды Россию, свидетельствует о наличии у страны определенных переговорных ресурсов, которыми она могла бы воспользоваться.

Однако на неформальном уровне позиции Москвы не являются однозначно нейтральными. Будучи военным спонсором Сирии, РФ вынуждена косвенно поддерживать Дамаск в его противостоянии с Израилем.   Во время летней военной кампании Тель-Авива в Бейруте Москва заняла неопределенную позицию, которая оказалась неуслышанной на Ближнем Востоке. Единственным поводом вспомнить о месте России в конфликте стало обнаружение у бойцов «Хезболлы» оружия якобы российского производства, попавшего в Ливан из Сирии. Официальная Москва не опровергла, но и не подтвердила информацию, предпочитая оставаться за прежних позициях и не провоцировать против себя ни Израиль, ни Ливан.

Однако о том, что Москва все же настроена проявить солидарность с Западом в сирийско-ливано-израильском переговорном процессе, свидетельствует ее присоединение к резолюции ООН, осуждающей убийство прозападного экс-премьера Ливана Рафика Харири и предусматривающей создание межгосударственного трибунала по расследованию убийства. Подоплека трибунала состоит в откровенной антисирийской направленности, несмотря на то что премьер-министр Ливана Синьора заявляет о непредвзятости и  политическом нейтралитете будущей комиссии. Россия же, дав согласие на создание трибунала, вместе с тем не стремилась отказываться от контактов с Сирией. Многомиллионные сделки (противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э» (на 65 млн. долларов) и «Метис-М» (на 73 млн. долларов)) не позволили ни Москве, ни Дамаску пойти на поводу у международной конъюнктуры и разорвать годами формировавшиеся торговые отношения в сфере поставок вооружений.

Угроза гражданской войны в Ливане при непосредственном участии внешних сил, таких как Сирия и Израиль, может повлечь за собой неформальное противостояние и более крупных геополитических игроков-США и России. При том что Москва практически на протяжении всего конфликта оставалась в стороне и принимала в нем участие лишь на декларативном уровне. Теперь же Москва намерена заявить о себе как о реальной силе, готовой разблокировать ливанский кризис.

Теперь же, когда ситуация в регионе обострилась, что обусловлено не только ростом противостояния шиитов «Хезболлы» и сторонников произраильского правительства Синьоры, но и палестинским правительственным кризисом и неопределенным будущим Ирака и Ирана, «игра» может выйти за региональные рамки. И в этом смысле России важно не упустить шанс и занять ту позицию, которая позволила бы ей с одной стороны, продемонстрировать наличие рычагов политического влияния в регионе, а с другой стороны не испортить отношения с партнерами на Западе и одновременно сохранить лояльность арабских Сирии и Ирана. Кроме того, Москва не может сбрасывать со счетов интересы нефтяных империй Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар), являющихся основными экспортерами «черного золота» в США и также в большинстве своем негативно настроенных по отношению к Дамаску и Тегерану. Владимир Путин, принимая у себя сначала Синьору, а затем Асада, тем самым стремится повысить роль России как переговорщика в ближневосточной проблеме, где до сих пор ее политический вес был не столь значителен.

Россия, не принимая официально ни одну из сторон конфликта, все же более склонна поддерживать страны, традиционно вызывающие негативную реакцию США. И визит сирийского президента в данном случае весьма показателен. Однако дело не только в экономическом сотрудничестве  двух стран. Москва, оказывая политические знаки внимания Дамаску, тем самым стремится занять до сих пор свободную нишу, за которой не стоят иные международные силы, как это происходит в случае с Израилем, действующим при непосредственной поддержке Вашингтона. Несмотря на то что нынешнее сирийское руководство во главе с Башаром Асадом не пользуется авторитетом в арабском мире и включено США в т.н. « мировую ось зла», Дамаск все же является крупным региональным игроком. Москве важно повысить свой статус на Ближнем Востоке, и Сирия в этом смысле могла бы оказать значительную поддержку, так как является членом Лиги арабских государств.

Наблюдается нестабильность и в Персидском заливе, особенно обострившаяся после казни в конце декабря 2006 года экс-президента Ирака Саддама Хусейна и неопределенности вокруг «иранского ядерного досье». Это заставило Администрацию Джорджа Буша активизировать свою деятельность в регионе. Казнь Хусейна, которую уже признали  символом крушения американской демократии, самые крупные потери войск США за всю иракскую кампанию, а также растущая нестабильность в регионе в связи с активизацией Ирана и Сирии провоцируют Джорджа Буша на более резкие движения в адрес своих вечных врагов. Иран, относимый американскими чиновниками к так называемой «оси зла», также активизировал свою внешнеполитическую деятельность в поисках союзников.

Вместе с тем в Штатах обеспокоены растущим влиянием Ирана не только в Латинской Америке, куда за помощью поехал иранский лидер Махмуд Ахмадинежад и  которую Вашингтон практически утратил, переключив все внимание на решение ближневосточных проблем. Повод к беспокойству дала Россия, подтвердившая факт поставок российского вооружения в ИРИ. Фактом продажи Ирану зенитно-ракетной системы «Тоp-М1» недовольны как в США, так и в Израиле. Эти страны обвинили Россию в вооружении потенциального противника, при том что наличие крупных военных контрактов между РФ и ИРИ никогда не было секретом для Вашингтона и Иерусалима. По поводу недовольства российско-иранскими военными контрактами Белый дом высказывался еще в 2005 году после обнародования информации о подписании российско-иранского контракта о продаже Москвой «Тор-М1». Активное освоение иранского рынка делает страну сильным игроком в регионе, что вызывает опасения Белого дома. Попытки Вашингтона повлиять на активизацию российско-иранского сотрудничества выразились в санкциях в отношении трех российских компаний - «Рособоронэкспорт», Тульский КБ Приборостроения и Коломенский КБ Машиностроения.

Немаловажную роль сыграли и внутриполитические причины. Общественность США недовольна ходом иракской кампании, что усугубилось позорным приговором в отношении экс-президента Ирака. Антиреспубликанскими настроениями общественности умело воспользовались демократы, сумевшие обеспечить себе большинство в Конгрессе в ходе ноябрьских выборов 2006 года. Если для Буша вывод войск из Ирака будет означать крушение его внешнеполитического курса, то для демократической оппозиции это станет серьезной политической победой и фактически гарантирует президентское кресло представителю от партии в 2008 году. Кампания в Иране (пока речь идет только о воздушной операции) в случае успешного ее завершения могла бы стать «маленькой победоносной войной» для Буша накануне президентской гонки.

Стремление Москвы повысить свою роль в ближневосточном урегулировании вписывается в концепцию «сверхдержавы», реализуемую Владимиром Путиным в течение второго срока правления. Москве важно продемонстрировать свое присутствие в любом регионе планеты. Ближний Восток в этом смысле является наиболее привлекательным в силу столкновения интересов максимального количества стран. США, играя одну из первых ролей в регионе, пока так и не смогли установить мирное сосуществование исторических противников и тем самым не реализовав свою миссию по спасению мира от угрозы терроризма. Вполне вероятно, что подобную миссию готова возложить на себя Москва. Посредничество на Ближнем Востоке стало бы серьезным имиджевым приобретением российского президента.

 

Внешнеполитическое направление деятельности Владимира Путина можно считать приоритетным, тогда как  региональному аспекту в последнее время уделяется все меньше внимания. Путин сосредоточивается на международных сюжетах. Цель его внешней политики – реализация стратегии превращения России в энергетическую сверхдержаву и постепенный отказ стран Запада от восприятия РФ в качестве «сырьевого придатка». Для Путина важно сформировать позитивный образ в глазах международной общественности не только самой России, но и себя как сильного лидера сильной страны. В целях реализации стратегии предложена концепция энергетической безопасности как ядра международных отношений 2006 года-года председательства России в «большой восьмерке». Членство в этом элитном клубе дает возможность российскому президенту говорить не только о растущем влиянии страны в мире, но и о доверии к ней со стороны бывших идеологических противников. На протяжении всего года Россия стремилась принять участие в как можно большем количестве крупных мировых форумов, где Владимир Путин мог бы презентовать уже более сильную и влиятельную страну.

2006 год ознаменовался еще одним крупным событием международного масштаба - вступлением России в ВТО. Несмотря на то что Москва определенно понесет экономические потери, присоединение к этой элитной организации весьма удачно вписывается в стратегию повышения имиджа России на мировой арене. Кроме того, вступление в ВТО ознаменовало собой потепление отношений с США, что, однако, явилось следствием скорее субъективных причин – изменением внутриполитической обстановки в Америке и ослаблении позиций Джорджа Буша.

Одновременно с нормализацией отношений с Вашингтоном резкой критике российская внешняя политика стала подвергаться со стороны Брюсселя.  В ЕС энергетические проекты Москвы склонны воспринимать как намерение осуществить полномасштабную экспансию в регион. Подобные рассуждение присущи скорее странам, ставшим членами Евросоюза сравнительно недавно, тогда как «локомотивы» евроинтеграции, прежде всего Германия, по-прежнему ориентированы на сотрудничество с Россией. РФ ориентируется на достаточно жесткое продвижение своих интересов, отказываясь от построения отношений с ближайшими соседями на принципах дружбы. Владимир Путин все чаще прибегает к экономическим методам политического давления не только в отношении оппозиционных режимов, в первую очередь, Грузии, Украины и Молдовы, но и прежде лояльной Белоруссии.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.