Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 18:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 апреля 2007, 16:00

Что после "советского проекта"?

В продолжение разговора о современной детской литературе – интервью с Борисом Рогинским, эссеистом, преподавателем русского языка и литературы в Классической гимназии. Интервью взято Никой Дубровской .

Каковы отношения современных российских властей и детской литературы? Нам хорошо известно о пристальной цензуре советского начальства, а что нам известно о постсоветской цензуре?

В советское время цензура для меня всецело оставалась в области взрослой литературы. Может быть, потому что я еще был ребенком. Я не понимал тогда, что, скажем, первый перевод "Алисы в стране чудес" (Демуровой) мог выйти не раньше и не позже середины-конца 60-х годов, да и то в польском издании.

Не понимал я и того, с какими трудами только на самом излете застойной эры выходила первая часть "Властелина колец" – "Хранители" – в переводе Муравьева и Кистяковского. Мне хватало "Хоббита", у которого, кажется, с цензурой трудностей не было. Но все эти тонкости касаются лишь переводной литературы. Вообще мне всего хватало. Вся детская литература, которую я с удовольствием перечитываю и сейчас, издавалась при советской власти: и Марк Твен, и Льюис, и Конан Дойль, и Носов, и Драгунский, и Коваль, и Чуковский, и Водовозова, и Короленко, и Диккенс, и Андерсен, и братья Гримм, и Туве Янссон, и Астрид Линдгрен, и Стивенсон, и сказки всех народов мира, и особенно любимая мной в детстве английская поэзия в переводах Маршака – все это печаталось, и в отличных изданиях. Оттого что не было в продаже Чарской, я думаю, я не много потерял.

Мало того, вышло много переводов, правда, далеко не всегда хороших (раньше качество было как бы за скобками – работали такие редакторы, как Нора Галь). Вышли как детские некоторые книги, считавшиеся раньше взрослыми: например, сказки Аммоса Тотуолы. В 90-е вышло несколько чудесных вещей Коваля. А что до чудовищно упавшего качества переводов и иллюстраций – так тут все-таки не власть виновата, а какие-то мне неведомые законы рынка. Что-то пытается с этим сделать издательство "НЛО": у них есть своя, очень изысканная серия детских книг. Но это капля в море.

Современная власть, по-моему, еще не догадалась взяться впрямую за цензурирование детской литературы.

А если бы власти взялись за цензуру детских книг, что бы они запретили? Детская литература, как и фольклор, во многих культурах является носителем нелегитимных и протестных смыслов. Мне незнакомы современные российские детские авторы, которые могли бы мешать властям.

Эта власть, по счастью, не обладает интуицией Сталина, ненавидевшего действительно лучших писателей: Платонова, Зощенко, Мандельштама, Ахматову. Она не понимает, что почти все перечисленные мной детские авторы (да-да, в том числе и Носов: не «Незнайка», а «Веселая семейка» и «Витя Малеев в школе и дома») исподволь или не исподволь учат человечности и развивают индивидуальное сознание. Но в первую очередь на месте начальства я запретил бы «Матиуша». Там все-таки вопрос власти и личного благородства.

Может быть, современная цензура приняла форму «рыночного диктата»? Существуют вполне конкретные, иногда документально оформленные запросы торговцев, напрямую влияющие на процесс создания книги.

Черт ее знает. Коммерческая цензура исходит из каких-то представлений о спросе и себестоимости книги. О спросе у них представления, по-моему, далекие от действительности. Почему детям должна нравиться книга в похабной мультяшной обложке больше, чем в сдержанной и красивой? Ведь не только просмотренные мультфильмы влияют на детский и родительский вкус, но и сами книги, уровень их издания. Это так же, как с телевидением. Почему-то считается, что потребитель скушает только самый низкопробный продукт. А ведь и там, повторяю, уровень передач влияет на вкусы.

Может, они не хотят платить художникам? Но ведь и тем художникам, которые делают похабные обложки, тоже приходится платить. А в то, что хороших художников нет, я не верю.

Система всеобщего школьного образования, гигантские тиражи советских детских книг и разветвленная система библиотек – важные составляющие нашего советского детства. Каковы представления современных властей об образовательной системе? В самом начале постсоветского периода возникла надежда, что школа, избавившись от идеологического прессинга, сможет стать по-настоящему свободной.

Что до влияния власти на систему образования, то оно (влияние) чувствуется мной как учителем. Хотя учителям-русистам легче, чем историкам. Во-первых, восстанавливается, хоть и со скрипом, монополия на программы (а монополия на учебники уже восстановлена), и это, конечно, дикость. Во-вторых, от учителей требуется все больше какой-то чудовищной бюрократической деятельности: вы, например, знаете, что такое "накопляемость"? Это количество оценок, поставленное ученику за определенный период времени. И это дело контролируется, приходят из РОНО, изучают журналы, и не только по "накопляемости", но и по посещаемости, и т.д. Выглядят эти проверки как налоговые наезды на неугодные начальству фирмы.

Но самый главный вред идет не прямо от правительства – это висящий в воздухе дух шовинизма, "имперскости" (вот вам еще одно новое словечко) и тому подобных сифилитических зараз. Он проникает в самые что ни на есть интеллигентные школы (как, скажем, наша гимназия) и через учеников (семья, улица, телевизор), и через учителей. Хотя мы таких учителей стараемся гнать, пока это возможно.

Расскажите, пожалуйста, об опыте создания Классической гимназии. Верно ли, что появление этой школы стало попыткой реализации концепции Идеального образования? Насколько успешной была попытка?

Школа задумывалась в конце 80-х как подражание дореволюционной классической гимназии, причем кондовой, с древнегреческим. Почему-то считалось, что если ученик пройдет огонь, воду и медные трубы, то есть латынь, древнегреческий и математику, которая преподается на довольно высоком уровне, то ему уже ничего не страшно в будущей жизни, он изучит любой язык, любую науку, практическую или теоретическую.

Это был эксперимент, затеянный, главным образом, филологами-классиками. Поначалу, когда школа была маленькой, когда все были как одна семья, когда на нас не давило РОНО со всевозможными идиотскими проверками, все шло хорошо.

Но довольно скоро выяснилось, что такая нагрузка для многих детей, и, прежде всего, необычных, художественно одаренных, – чрезмерна. Они становились двоечниками или по древним языкам, или по математике. И вылетали из школы. А ребята, по-настоящему увлеченные математикой, стали тоже уходить – потому что в таких школах, как 30 или 239, уровень преподавания математики все равно выше, чем у нас, да и греческим никто не нагружает.

В последние годы ситуация близка к катастрофической. То есть, на поверхности все хорошо: по-прежнему нравственный климат у нас в гимназии очень хороший. Все выпускники успешно поступают в ВУЗы. У нас множество кружков, свой замечательный театр, всякие праздники. Никто никого не бьет, не унижает, почти не воруют. Учителя дружат и советуются друг с другом. Атмосфера хорошая. Жить в гимназии хорошо и весело, а вот учиться – далеко не всегда.

Получается, что успешно учиться у нас могут только гении, прожженные "ботаники" и халтурщики, научившиеся мастерски списывать. Многие яркие личности отсеиваются. Все попытки что-либо изменить (ввести в старших классах разделение на языковые и математические группы, уменьшить количество часов древних языков, увеличить время для самостоятельных занятий) наталкиваются на слепое непонимание классиков: "Это посягательство на устои! Единственное, что можно сделать, это увеличить количество часов греческого и латыни, чтобы ребятам было полегче!"

Советский проект был интернациональным, поэтому в советскую детскую литературу сознательно прививались ростки других, так называемых братских культур. Активно переводились произведения малых народов, народов стран соцлагеря. Мы читали литовские сказки, переводы польских стихов, африканские, индийские и американские тексты. Такое ощущение, что сейчас основная масса иностранной литературы покрывается переводами диснееподобных коммерческих книжек. Что происходит сейчас? Каких иностранных авторов читают российские дети? Я знаю, что в классической гимназии «проходят» Гомера...

Дети не особенно читают Гомера. Только по программе. У меня в шестом классе в читательских дневниках лидируют Харпер Ли "Убить перемешника" и Конан Дойль. Это, кстати, гораздо лучше, чем Пинкертон, которым зачитывались гимназисты в начале 20 века. Ну, и Толкиен, и, к большому моему сожалению, Гарри Поттер. Тут мы не особенно отличаемся от других школ. Дети – везде дети. Хотя говорят, что в некоторых "простых" школах дети вообще не читают, а перешли исключительно на пресловутые компьютерные игры.

А вот с библиотеками действительно, беда. В принципе, тиражи в советское время были так велики, а хорошие детские книги так часто переиздавались, что хватило бы и по сей день. Однако книги приходят в негодность, истрепываются, а новые издания, как правило, уродливы и дороги.

Следующий вопрос к Вам, как учителю литературы: советская мифология активно использовала образы народовольцев, радетелей за судьбы обиженных и оскорбленных. Именно они были героями уроков литературы моего советского детства. Сегодня «униженные и оскорбленные» опознаются идеологическим мэйнстримом как «неспешные ленивцы, создающие проблемы» и даже более того «тянущие за собой на дно более удачливых членов общества». Отношение к ним скорее враждебное, чем сострадательное. Каков, на ваш взгляд, будет результат этих изменений?

Вы говорите об агрессивной пошлости. Об общих местах, которые всегда были, есть и будут. Не знаю, что там осознает идеологический мейнстрим, мы стараемся в школе быть подальше от таких монстров. Но действительно, иногда тлетворного влияния семьи, телевизора, общей атмосферы не избежать. Недавно моя коллега проходила с шестиклассниками «Короля Матиуша». Рассказала подробно биографию Корчака. Про войны, про литературу, про дом сирот, про борьбу за права детей. Про подвиг. И тут одна девица спрашивает: «А он был женат? А у него были дети?» – «Нет» -  «Так о чем же мы вообще говорим?» Вот откуда это?

Или: после урока истории приходят десятиклассники и говорят: «Декабристы были дураки. Герцен не был патриотом. Я обожаю Бродского»–- «????» - «А это нам учитель истории такие вещи говорит». Этот конкретный учитель истории у нас не прижился, по счастью, но мы не застрахованы от других интервенций.

Одно из важных, на мой взгляд, изменений в системе российского образования – появление стандартизированных тестов. Что вы думаете по этому поводу?

Тут дело не столько в системе, сколько в учителях. Пока есть в учителях силы и желание, пока есть хоть какой-то энтузиазм, – даже с сокращением часов, даже с этими идиотскими тестами для ЕГЭ уровень образования будет держаться – до последнего. А то, что наше общество выглядит все более дико, и школы не последняя из причин – это точно.

Похоже, что основная причина внедрения стандартизированных тестов состоит в том, что это крайне дешевая образовательная технология. Традиционная для России практика контрольных работ и сочинений требует от учителя гораздо большей вовлеченности. Дешевизна и автоматизация отвечает концепции образования как корпоративной, а не общественной практике. Индивидуальные отношения учителя и ученика накладны, их сложно контролировать. В ответ на новые государственно-корпоративные инициативы по всему миру растет движение "Домашнего или Свободного Образования". Как Вы к этому относитесь? Насколько образование дома с родителями лучше, чем обязательное, школьное?

Я сам так учился, хотя и ходил в школу. Большинство знаний по гуманитарным предметам я приобрел дома. Так же было и в институте: самое главное я узнавал в библиотеке. И сейчас я знаю много таких детей, даже и у нас в гимназии. Но не во всех семьях такое получится. Мало кто готов самостоятельно составлять программы, уж не говоря о том, чтобы платить за домашних учителей. Кроме того, есть дети (не такие, каким был я), которые могут реализоваться только в коллективе. И что ж? Куда им девать свою энергию? Нет – массовое домашнее образование – не для нас. Да и ни для кого почти.

Знания по литературе. Что это? Начитанность, грамотность, умения хорошо писать?

Я вам приведу вот какой пример. Было это в годы застоя. Один мой знакомый видит: идет по улице пьяный дядька. А из полуподвального окна на мир смотрит собака. Дядька наклоняется и говорит ей: «Ну что, сидишь за решеткой в темнице сырой?». Откуда он знал эту строку? В школе выучил. Он, может, и не знает, как дальше, он, может, и не помнит, кто автор, но строка сидит у него в мозгу. Набор таких строк, образов русской литературы (пусть он ограничится дедом Мазаем и зайцами и Наташей Ростовой – героями анекдотов), элементарных навыков письма – то единственное, что составляет национальное самосознание. Пусть во всем остальном оно путаное, но здесь, в школьной хрестоматии – оно пребывает неколебимо. И пока что-то такое в школе обязательно преподается, народ не теряет последних остатков соображения. И чем больше этих хрестоматийных текстов и навыков письма, тем больше надежды на какую-то разумность и ответственность в жизни. Дело не в ценностях общей культуры, а просто в ее наличии!

Какую книжку современного российского писателя для детей стоило бы перевести на иностранные языки?

Без сомнения, все вещи Юрия Коваля, в том числе и «полувзрослые», такие, как «Суер-Выер».

Что больше всего влияет на формирование современного российского ребенка? Вы говорили о "семье, улице, телевизоре", как об одном классе явлений, о "компьютерных играх" – как о другом.

Как всегда, определяющее влияние оказывает семья. Ее атмосфера, ее разговоры, ее книги (если их читают), ее фильмы, то, что смотрят по телевизору. К 10-12 годам человек уже почти сложился. Этому я вижу множество примеров, как прекрасных, так и гнуснейших. Но бывает так, что человек не находит ни в семье, ни в школе того, что он ищет в жизни, и тогда попадает под влияние дворовой компании (иногда, кстати, и хорошее, а иногда катастрофически-криминальное). Поэтому важнейшая задача школы – понять, что нужно каждому отдельному товарищу (из детей, а не из родителей, конечно), понять, к чему у него лежит душа, постараться развить это на фоне того обязательного культурного минимума, о котором я говорил в связи с алкашом и собакой. Это хороший минимум, он дает свободу.

Дети, которые сейчас идут в первый класс - это дети родившиеся после распада СССР. Первое полностью постсоветское поколение! Для них СССР так же далек, как для нас была далека октябрьская революция или вторая мировая. Тем не менее, они по-прежнему читают Чуковского и Маршака. Где же эта новая литература, написанная новым языком, для новой страны?

Черт ее знает, где эта литература. Может, я плохо слежу за тем, что выходит, но, судя по читательским дневникам, действительно, дети читают то же, что и 20 лет назад, за исключением всевозможной фэнтези нашего и заграничного изготовления. Но, судя по лучшим из детей, у этих «детей свободы» произошел очень существенный сдвиг в сознании. Лучшие из моего поколения были зациклены на себе, на своем внутреннем мире, как поколение интеллигенции рубежа веков. Новые дети – рожденные и росшие в бушующем, изменяющемся мире, – как дети революции, – больше нацелены на действительность, одни – на ее завоевание, другие – на ее постижение, третьи – на ее облагораживание.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.