Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 17:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 апреля 2007, 09:35

«Транснефтегибрид» президента

Вариант объединения двух трубопроводных компаний, одна из которых прокачивает нефть, а другая – нефтепродукты, был известен давно и давно обсуждался, но как-то без особого энтузиазма. По накалу страстей не сравнить, например, с обсуждением разделения РАО «ЕЭС» на несколько компаний с последующей продажей государственных пакетов акций некоторых из этих компаний частным инвесторам. Тем не менее, недрогнувшая рука верховного селекционера подписала указ, в результате которого из двух компаний получилась одна.

Само слияние до боли напоминает советскую практику объединения колхозов, когда к сильному и передовому хозяйству присоединяли слабое и отстающее, чтобы создать в итоге более или менее приличное хозяйство, и заодно убрать производственную единицу, портившую все отчетные показатели. «Транснефть» и «Транснефтепродукт» как раз очень сильно напоминают два таких колхоза. Первая корпорация растет как на дрожжах, спрос на ее услуги постоянно превышает предложение, она строит новые линии трубопроводов, в очередь становятся крупнейшие банки мира, желая прокредитовать ее, она, в конце концов, является инструментом государственного управления – и экономического, и политического. А вот о второй компании мало что известно, и как у нее идут дела, сказать трудно.

Тем не менее, стратегическое значение «Транснефтепродукта» ничуть не меньше, чем «Транснефти», и только по стечению обстоятельств эта компания не смогла занять в российском хозяйстве то же место, что и «Транснефть». Начнем с того, что стратегическое значение компании определяется значительной дешевизной транспортировки нефтепродуктов при помощи трубопроводов по сравнению с железнодорожными перевозками. Это станет тем более понятно, если учесть площадь территории, на которой располагаются российские потребители, а также то, что нефтеперерабатывающие заводы, на которых вырабатывается топливо, расположены достаточно неравномерно. То есть перевозки топлива для нашего хозяйства неизбежны, и бороться с ними можно только их удешевлением, а для этого трубопроводный транспорт – самое лучшее решение.

Из этого стратегического значения «Транснефтепродукта» вытекает несколько полезных моментов, которыми российское хозяйство давно уже пользуется. Во-первых, существует система подачи авиатоплива на аэродромы прямо по трубопроводам. Понятно, что для заправки перед каждым полетом авиалайнеры берут на борт очень большое количество топлива, поэтому его поставка должна вестись бесперебойно и в больших количествах, что и обеспечивает система «Транснефтепродукта». Во-вторых, у компании существует система кольцевого трубопровода вокруг Москвы, которая соединена с НПЗ, и позволяет снабжать нефтебазы, обслуживающие московский регион, с минимальными транспортными издержками. В-третьих, существует линия продуктопровода, связывающая между собой НПЗ Поволжья и Омский НПЗ, что позволяет дублировать поставки топлива из Европейской части России в Сибирь и обратно. И, в-четвертых, система продуктопроводов активно используется вооруженными силами для заправки военной техники, и в этом плане «Транснефтепродукт» является стратегически важным объектом для обороноспособности страны. Кроме того, сама трубопроводная сеть достаточно связана с другими видами транспорта, и в нее входят так называемые нефтеналивные пункты, через которые нефтепродукты могут перегружаться на речной, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Но эти достоинства перекрываются двумя недостатками. Во-первых, в советские времена трубопроводная сеть так и не охватила всю территорию страны, и есть масса регионов, где линии нефтепродуктопроводов отсутствуют. А во-вторых, имевшиеся у «Транснефтепродукта» экспортные направления (первое – через Белоруссию в Польшу, и второе – на порт Вентспилс в Латвии) по хорошо известным причинам бездействуют. Поэтому, несмотря на экспортную переориентацию российской экономики, корпорация, которой все карты в руки, оказалась не у дел. Что сказалось, в частности, на ее загрузке, которая сейчас едва-едва превышает 50% пропускной способности. Для сравнения, «Транснефть» уже давно работает с загрузкой в 95%, и сможет увеличивать прокачку нефти только после строительства новых мощностей («Транснефтепродукт» сможет увеличить прокачку без дополнительных капиталовложений).

Помочь найти временный выход мог бы тот факт, что по продуктопроводам можно, в принципе, прокачивать и нефть. Видимо, это и явилось первым мотивом решения объединить две трубопроводные компании в одну. Пропускная способность продуктопроводов гораздо ниже, чем нефтепроводов, в первую очередь, из-за меньшего диаметра труб, но в любом случае, дополнение к уже имеющейся сети «Транснефти» новых мощностей существенно увеличит ее пропускную способность.

Другим мотивом объединения могло стать наличие в инвестиционном портфеле «Транснефтепродукта» нескольких интересных проектов с прокладкой продуктопроводов к Балтийскому и Черному морям. Сейчас таких трубопроводов нет, что существенно сдерживает экспортный потенциал российских НПЗ и является одной из основных причин, по которой мы больше экспортируем сырую нефть, а не топливо, хотя делать последнее гораздо выгоднее. «Транснефти», видимо, отводится роль инвестора, который сможет профинансировать реализацию этих проектов (или привлечь необходимые средства), так как самому «Транснефтепродукту» с его показателями производственной деятельности никто бы в долг не дал, а его собственная прибыль, увы, на финансирование инвестиционных проектов не тянет.

Таким образом, присоединение «Транснефтепродукта» к «Транснефти» выглядит вполне логичным шагом, хотя у него должен быть противник в лице РАО «РЖД». Понятно, что если «Транснефтепродукт» будет развиваться и строить новые линии трубопроводов, да еще и в экспортных направлениях, то он отнимет значительный объем перевозок и, соответственно, доходов, у железнодорожников. А ведь нефтяные грузы – одни из самых выгодных, и, во многом, именно за счет них железнодорожная компания компенсирует низкую прибыль или убытки по другим видам перевозок. Поэтому вокруг объединения вполне вероятно возникновение конфликтов, хотя выгоды этого шага, похоже, перевешивают все минусы. Да и в самом деле, возможно ли в наше время существование компании, у которой мощности загружены только на 50%? 

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.