Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 октября 2018, вторник, 18:20
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

04 мая 2007, 09:31

Как разрубить машиностроительный узел

Концепция развития транспортного машиностроения, которую правительство «завернуло» на одном из своих последних заседаний, жизненно необходима для развития российской экономики не только потому, что в нашей стране очень большие расстояния, преодолеть которые можно только по железной дороге, но и потому, что железнодорожное машиностроение – это один из крупнейших производителей промышленной продукции, стоимость которой оценивается в сотни миллиардов рублей. В то же время, эта отрасль является и крупнейшим потребителем продукции других отраслей, например черной и цветной металлургии. И, наконец, поскольку в этой отрасли занято около двухсот тысяч человек (а со смежными отраслями – еще больше), она является, в лице своих работников, крупнейшим потребителем продукции потребительского назначения. То есть отрасль в некотором смысле является узловой, так как от ее развития зависит воспроизводство очень большого количества других производств, связанных с ней как в рамках технологической цепочки, так и чисто рыночным способом.

Нельзя сказать, чтобы транспортное машиностроение в стране совсем не развивалось. Экономический рост после 1998 года, а особенно после 2002 года, когда резко вырос экспорт нефтепродуктов и металлов, потребовал значительного увеличения грузоперевозок, осуществить которые на имеющемся вагонном парке было невозможно. Поэтому вслед за ростом спроса на услуги железнодорожных перевозок возник спрос на подвижной состав, который позволил значительно увеличить выпуск продукции в отрасли. Кроме того, на динамику выпуска повлияла необходимость заместить часть мощностей, оставшихся за пределами России, собственным производством. Тем не менее, проработав несколько лет в условиях усиленной эксплуатации, отрасль почти полностью выдохлась – ей теперь придется выбирать между длительным отдыхом (чего лучше бы избежать) и новым рывком, который невозможен без больших инвестиционных вливаний. А вот с инвестициями как раз образовалась большая проблема, которую и зафиксировало решение правительства отправить Концепцию развития транспортного машиностроения на доработку.

Главная трудность, с которой сталкивается транспортное машиностроение, заключается в том, что у него сейчас не вполне прояснена фигура потребителя. То есть понятно, что существует основной железнодорожный перевозчик – РАО «РЖД», а также ряд отдельных транспортных фирм, которые все вместе вроде бы и должны предъявлять спрос на локомотивы и вагоны. Но все дело в том, что РАО «РЖД» находится в процессе реформирования, результаты которого мало предсказуемы.

С одной стороны, существует несколько конкурирующих между собой концепций реформ, а с другой стороны, есть практика хозяйственной деятельности корпорации, постоянно расширяющейся за счет скупки новых активов, хотя все концепции реформ, конкурирующие или нет, предполагают обратный процесс: или распродажу имеющегося железнодорожного имущества частным компаниям, или создание на базе этого же имущества нескольких крупных перевозчиков в дополнение к уже имеющимся компаниям, с их последующим акционированием и продажей государственного пакета частным инвесторам.

Но если нет потребителя, то тогда непонятно, что делать производителю. Если непонятно, кто будет делать заказы, тогда остается только поддерживать действующую ситуацию и ни о каких новых инвестициях и не заикаться. Это первая трудность, а вслед за ней возникает вторая, состоящая в том, что если на железнодорожном транспорте реформы еще не завершились, то в железнодорожном машиностроении они давно закончились – почти вся отрасль находиться в частных руках. Из-за этого и не понятно, кто, собственно, будет субъектом инвестиционного процесса – частные холдинги или государство, которое вроде как и выступает с инвестиционными инициативами?

Если это будут холдинги, то у них, во-первых, нет средств на реализацию инвестиционных проектов, а во-вторых, в связи с реформированием РАО «РЖД», непонятен будущий заказчик. Возникают достаточно крупные риски, которые непонятно кто будет страховать. Если же субъектом инвестиционного процесса будет государство, то тогда неясно, как к этому инвестиционному потоку будут пристегнуты уже имеющиеся частные корпорации? Если никак, то это означает, что государство будет строить новые заводы, параллельно уже существующим, и давать им заказы, минуя имеющиеся частные холдинги. А если эти холдинги будут все-таки к инвестиционному потоку пристегнуты (что более вероятно), то каким образом государственные ресурсы вольются в частные компании? То ли государство войдет со своими деньгами в уставные капиталы частных компаний, что означает их ренационализацию (этого желательно избежать), то ли эти частные холдинги выпустят долгосрочные облигации, которые государство купит – непонятно.

Кроме того, опять же не ясно, какой государственный фонд выступит в качестве финансового источника запланированных мероприятий – будет ли это Стабилизационный фонд или его продолжение в виде Фонда будущих поколений (точнее, в соответствии с проанонсированным президентом переименованием, скоро надо будет говорить о Фонде национального благосостояния), или это будет инвестиционный фонд Минэкономразвития, или в федеральном бюджете найдут дополнительные средства на финансирование, или бюджет выдаст только государственную гарантию по займам, которые смогут привлекать частные холдинги на финансирование этих инвестпроектов, или же федеральный бюджет, РАО «РЖД» и частные холдинги сложатся вместе и соберут требуемую сумму?

И, напоследок, третья трудность, которая подспудно присутствует уже в первых двух. Мы упоминали в начале статьи, что часть активов транспортного машиностроения после распада СССР осталась на территории бывших союзных республик. Долгое время было совершенно непонятно, что с ними происходит, так как в России был взят курс на полное самообеспечение по всей номенклатуре спроса, чтобы не зависеть от ставших теперь иностранными поставщиков. Но потом выяснилось, что проще будет кое-что все-таки приобрести за границей, тем более что есть возможность купить достаточно дешево. Последняя такая покупка была сделана совершенно недавно, когда «Трансмашхолдинг» приобрел ОАО «Лугансктепловоз» за $58 млн. В связи с этой и возможными другими покупками возникает очередной вопрос: может быть, инвестиционная программа, как ее понимают российские чиновники, и не нужна? Может быть, вместо создания новых мощностей в России, лучше скупить имеющиеся мощности в СНГ? Это наверняка будет и дешевле, и быстрее, чем разворачивать инвестиционный процесс.

Таковы основные трудности, на которых споткнулась программа развития транспортного машиностроения России, и разрешение которых надо произвести достаточно быстро – пока в стране есть кое-какие финансовые ресурсы, позволяющие совершить очередной шаг вперед в российском экономическом развитии.

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:18 Мамаеву предъявили новое обвинение
18:00 Российские ритейлеры снова пригрозили дефицитом продуктов
17:51 Млекопитающим понадобится 5 миллионов лет для восстановления многообразия
17:42 Госдума запретила рекламу дипломов на заказ
17:34 СМИ узнали о неопровержимых доказательствах убийства Хашкаджи
17:27 ВС отказался рассматривать жалобу Siemens из-за турбин
16:58 Герман Греф призвал отказаться от узкоспециальных школ
16:37 Силуанов опроверг информацию о грядущем росте цен на бензин
16:21 В Приморье передумали отправлять Пучкова в сенаторы
16:05 Представитель Минфина опроверг свои слова о секретности плана по дедоларизации
15:50 МИД РФ оказался «не в курсе» кибервойны с Нидерландами
15:31 Медведев заявил об ущербе России от кибератак в 600 млрд рублей
15:13 Кремль подтвердил выполнение меморандума по Идлибу
14:57 Сестра Сенцова заявила об угрозе его здоровью
14:41 Кожемяко предложил кандидатам в главы Приморья помощь с муниципальным фильтром
14:25 Кремль озаботился отношениями РПЦ и Вселенского патриархата
14:03 Второй тур выборов главы Хакасии официально назначили на 11 ноября
13:46 Умер российский ученый Марк Кривошеев
13:32 Законопроект о штрафе за «злоупотребление правом на митинги» прошел второе чтение
13:24 РПЦ пообещала беспроблемную доставку Благодатного огня
13:19 Новый экипаж на МКС отправят в начале декабря
13:01 Путин назвал позитивной ситуацию в российской экономике
12:45 Эксперты определили экономический эффект ЧМ-2018 в России
12:15 «РоссТур» исключен из перечня туроператоров России
12:04 СМИ назвали сроки запуска блокчейн-платформы Telegram
11:45 Отец Нурмагомедова опроверг попытки сына стать гражданином Украины
11:34 Минздрав задумался над «обезличиванием» пачек сигарет
11:13 Казахстан пригрозил России претензией из-за пролившегося топлива «Союза»
10:59 Самой быстро дорожающей едой в России оказалось пшено и капуста
10:40 Соглашение о границе между Чечней и Ингушетией вступило в силу
10:22 Stockmann продала последний актив в России за 171 млн евро
10:06 Власти Эквадора ввели кодекс правил для Ассанжа‍
09:34 Минюст предложил ускорить УДО для беременных женщин
09:24 Порошенко пригрозил России ответом за применение военной авиации
09:09 СМИ анонсировали признание Эр-Рияда в смерти журналиста
09:03 СМИ узнали дату возобновления пусков ракет «Союз»
08:41 РПЦ составила список «запретных» храмов Константинопольской патриархии
08:23 Умер сооснователь Microsoft Пол Аллен
08:07 Выборы главы Приморья официально назначены на 16 декабря
15.10 20:46 Минтруд отвел на переобучение предпенсионеров три месяца
15.10 19:41 СКР обвинил Исмаилова в организации похищения певца Руссо
15.10 19:38 РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом
15.10 19:20 В деле о крушении «Союза-ФГ» появилась версия о саботаже
15.10 18:47 План дедолларизации экономики РФ останется под грифом секретности
15.10 18:18 Экс-коллега предполагаемого сотрудника ГРУ Мишкина узнал в нем официанта
15.10 17:51 Сотрудника Amnesty International похитили в Магасе и угрожали убить
15.10 17:30 Член петербургского Морского совета найден мертвым у себя дома
15.10 17:02 Полиция Кельна освободила захваченную на вокзале женщину
15.10 16:32 Минфин прорабатывает отмену накопительной части пенсии
15.10 16:05 На Skolkovo Cyberday обсудят будущее кибербезопасности
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.