Великая и не великая литература. Часть первая

Есть вопросы, на которые отвечать очень легко. Но неинтересно. Ответил на них, или промолчал – никакой разницы. Всё как-то приблизительно, аккуратно: что съел, где был, что слышал… Определенно высказываемся только в отношении внутренней и внешней политики, т.е., там, где и без нашего мнения легко обойдутся.

А от вопросов по существу жизни отвыкли. Дескать, современная наука уже давно эти темы решила, всё выяснила и закрыла (только вот никто не помнит, что там было за решение).

Цель этого проекта – изловчиться и задать такой вопрос, чтоб дернуло током. Нащупать вопросы, которые не имеют единственного решения (это в Европе всё можно решить раз и навсегда), вопросы, которые каждый человек решает самостоятельно, без помощи науки – и именно от того, что он берется их как-то разрешить, в жизни происходит что-то важное. Ценность именно в этом, и за это такие вопросы называют «проклятыми», а иногда – «русскими».

Собрать бы умных людей, без мундиров где-нибудь, да и послушать, как они говорят о самом главном… А что для пишущих главное? Вот, например: великая и невеликая литература.

Русские не очень цивилизованны, и поэтому все вопросы – в отличие от европейцев – мы зачем-то договариваем до конца.

Константин Сутягин

"Полит.ру" и "Общество.ру" начинают совместный проект "Русские вопросы". Ведет проект - художник Константин Сутягин. Мы предложили ответить разным людям на вопросы: 

  • Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
  • Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
  • Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
  • Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

ДМИТРИЙ ПРИГОВ. Поэт, художник

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Думается, что была великая и не великая литературы. Ныне же этого деления с исчезновением единого стиля и единых критериев, нет. Есть, скорее, номинационная структура. Ну, типа, как в музыке – лучший певец кантри, лучший поп-певец, лучшая поп-певица, лучшая классическая запись и т.д. Надо быть первым или в десятке первых в своей номинации.  

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Ну,  конечно, пафос творца есть немаловажная составляющая величия его позы и, соответственно, свершений. Но это только одна из составляющих.

Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Вобщем-то бывает по-разному. Иногда и современникам сразу видно – нечто великое. Иногда современники ошибаются в переоценках или заниженной оценке. Притом, ведь время зачастую высветляет не только величие, но просто некоторую новую актуальность, которая была еще не ко времени создания произведения.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Дело в том, что истинное величие не в текстах, а в достижении автором некоего статуса "как у". То есть, когда можно даже и не помнить, что, собственно, там Пушкин написал, но ясно, что "как у Пушкина". В литературе полно хороших и замечательных текстов, но "как у" достигло не такое уж большое количество авторов. К примеру, "как у Платонова", а в то же время не очень ясно с "как у Булгакова". При том, что популярность этих авторов несравнима.

ВАЛЕНТИН КУРБАТОВ. Писатель, литературный критик

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Есть, есть, та и другая.  Достаточно заглянуть в книжный магазин по соседству. Сразу и увидишь почтенные тома классики, одетые как на Государевом приеме,  и просто пестрый "народ" – побогаче, победнее, где непременно кто-то и "под классика" нарядится,  да всё равно вас не обманет. Но то и другое – литература, как в жизни все мы люди – гении и "прохожие".

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Теперь-то, конечно, больше создается сразу "великая". Я был в первом жюри премии "Национальный бестселлер" и рот раскрыл от удивления, потому что многие соискатели представляли рукописи. То есть, как бы уже прочитали себя глазами миллионов, напереиздавались и снисходительно приняли народное восхищение.  Но коли всерьез говорить, то никакая "великая" сразу таковой не создается.  Она такой становится, если автору надо "вопрос разрешить".   Хотя, конечно, автор про себя цену созданного знает – отчего и может воскликнуть "Ай да Пушкин!" или "Сегодня я – гений" как Блок после "Двенадцати".  Но и то только по окончании, в священном изумлении от того, что вышло, словно сами не ждали. Ну а "не великая", конечно, сразу себя сознает как "не великая". Это уж явление самого последнего времени, когда литература сделалась товаром и человек идет к столу, как станку, –  "печатать копеечку".

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Этот вопрос неразрывен с предыдущим. Их следовало бы свести в один. Но можно и так. Оттенок тут  есть. Книга может "вырасти", как из "пустяка" вырос Стерновский "Тристрам Шенди" или из "светской хроники"  Прустовское "Утраченное время". А может и провалиться в забвение, как недавний роман Гроссмана "Жизнь и судьба", принятый было за "Войну и мир". Время – читатель пристрастный, а иногда и капризный. Посмотреть только, что случилось с огромной советской литературой, с отрядом великих сталинских лауреатов.

Можете ли вы назвать примеры великой или не великой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Ну, с великой всё ясно – тут человечество договорилось. Бери любую нынешнюю антологию и выписывай подряд. И с не великой тоже – пройди вдоль библиотечных полок и увидишь рядовое "человечество", которое сходит в могилу незаметно, как ваши соседи по жизни. Вчера еще вы их видели и говорили с ними, а назавтра уж и не вспомните, как звали. В части  же "великой" и "не великой" у одного писателя поинтереснее, хотя и тут тоже как в обычной человеческой жизни. Нельзя быть гением каждую среду.  Посмотрите на одного Толстого – каких хлопот наделал читателю – вот уж где "великое" с "невеликим" сцеплено – не разорвать.  А у Некрасова рядом с "Русскими женщинами" какое-нибудь мутное "Озеро". У Тургенева несравненное "Дворянское гнездо"  и вялый "Дым". У Белого блестящий "Петербург" и непереносимая "Москва". Тем-то и хорош, и жив "великий", что у него все как у людей, у невеликих обычно всё ровно, словно машиной писано.

ЮЛЯ ФРИДМАН. Поэт, главный редактор лучшего детского журнала «Барсук»

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Конечно, есть великая литература – раз слова такие есть.  Люди спорят об этом, многие готовы начертить целую карту духовности, и великая литература на этой карте –  большая страна.

Почему великая литература есть, хотя бы как предмет спора?  Людям свойственно иерархическое мышление. Мир строится, как пирамида: что-то вверху, что-то  внизу.  Есть сакральное знание, священные тексты (о том, что вверху).  Священным текстам отвечают "высокие" пласты языка.  И здесь есть динамика. Скандинавские боги, например, начинали свою карьеру, как люди: родились, как положено, ходили по земле,  постоянно заводили драки и вели между собой бытовые  разговоры.  Позже эти разговоры вошли в священный  пласт языка.  А бог Яхве, бог-творец трех мировых  религий, как говорят, был в свое время коллективный  проект – вроде Николая Бурбаки.

У меня был знакомый интеллигент, очень большевиков ненавидел.  Он говорил, что Великая Русская Литература из советской школьной программы – разновидность карго-культа.  Герои ее будто бы едят и пьют что-то такое, чего советский читатель никогда не видел, барышни мечтают о непонятном, произносят трудные слова, часто французские.  

Божественному поклоняться большевики запретили, вот его место и заняла ВРЛ. Я сама так не думаю, но факт, что классики тогда стали пророками, отвечающими за монументальный проект  модификации общественного сознания, ну и советские писатели тоже подтягивались.
 
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая"сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
 
Это по-всякому может быть. Ощущение причастности "к чему-то большему" должно руководить писателем, если у него нет других сильных мотивов – например, денег заработать, произвести впечатление на девушку или отомстить за обиду соседям по коммуналке.  Иначе  книжку не напишешь, особенно в такое время, когда  девушки на писателей не ведутся.  Но это "что-то  большее" (к чему причастность) может оказаться  чем-то другим, не великой литературой.  А по  прошествии времени адепты великой литературы  вполне могут переосмыслить текст и забрать к себе. Примеры мне не хочется называть, в общем-то их все знают. Или вот, одна очень красивая девушка мне рассказывала –  у знакомой родился сын, назвали Богданом.  Та ее  поздравляет, конечно, и спрашивает, мол, почему,  вроде такое редкое имя?  А молодая мать отвечает:  "Потому, что нам его Бог дал. Это точно.  Мы-то  все использовали: и таблетки, и крем, и презервативы,  чтоб было на сто процентов.  А он все равно".
Зато, если посмотреть на настоящих графоманов, клинически больных людей – их тексты, безусловно, сразу создаются именно как "великая литература".  
И это еще один аргумент в пользу того, что великая литература есть.  Пока ее не было, не было и графоманов:  мания принимала другие формы.
 
Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
 
У всякого культа есть механизмы канонизации.  Они бюрократизируются со временем. Поначалу достаточно народной веры, живого отклика.  Никола-чудотворец выбил глаз Арию, и все поняли, что это правильно, так и надо.  Но с развитием культа у святых оказывается слишком много полномочий, и это уже грозит беспределом.  Мало ли кому они захотят выбить глаз. У нас этим занимается милиция и люди с лицензией, скажем, режиссер Михалков. А лицензии надо выдавать с осторожностью.
 
Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы великой" или "невеликой" литературы. Например?

Конечно, могу!  Вот Пушкин, "Евгений Онегин" – это великая литература.  А "Гавриилиада" того же автора – не великая, кажется.  Или вот стихи из dubia:
 
   Мы  добрых  граждан  позабавим
   И  у  позорного  столпа
   Кишкой  последнего  попа
   Последнего  царя  удавим.
 
От них даже пушкинисты отказываются.

ВИТАЛИЙ ЛЕЙБИН. Главный редактор «Русского репортера»

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Я думаю, что такое различение может годиться для ряда вещей, например, для начала застольной беседы или для обсуждения школьных курсов литературы. Но бывают и более продуктивные заходы. В части той же педагогики более важно отделять "классику" так, как ее понимал Борхес, то есть как эталонные образцы письменной культуры. Эталонных образцов (с которыми любой пишущий человек не может не соотноситься) в каждой культуре немного. Я верю в то, что выбор истории каким-то непонятным науке образом получается неслучайным. Другое продуктивное различение – это вопрос вкуса и злости, так герой "Дара" Набокова делил книги на "настольные" и "подстольные". Есть наоборот, рассуждения и научные подходы, оправдывающие разного рода "низкие жанры", которые тоже интересны.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая"сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Я не знаю, как там у писателей. Но я думаю часть работы, которую делает каждый писатель, – это одновременно и борьба с устоявшимся каноном, и продолжение "классической" нормы. Поэтому одни могут считать, что делают "великую" литературу, а другие, что наоборот. Это часть профессиональной игры. Одни – оправдывают "низкие" жанры, но на самом деле доводят их до "высокого", если делают свою работу хорошо. Другие говорят о классической норме и традиции, но на самом деле мечтают быть популярными и народными, быть там же, где существует (исторически) фольклор и (актуально) массовая культура.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Если "величие" понимать как достижение состояния культурного образца, типа как Шекспир или Пушкин, то да, это происходит в истории. Если же говорить о вкусовых вещах, вызывает ли книга восторг и оторопь или нет, то ждать исторического приговора не следует.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы великой" или "невеликой" литературы. Например?

От себя лично могу говорить только о том, что нравится, а что нет. Бывает и так, что у одного писателя одна вещь совсем нравится, а другая – совсем нет. Например, "Палисандрия" Саши Соколова мне не очень, а "Школа для дураков" – очень. Хотя с совсем любимыми писателями так не бывает.

ЮЛИЯ ИДЛИС. Поэт, эссеист и критик

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Утверждение ничего себе, симпатичное. Мне тоже симпатично членить литературу (а также кино, театр, политику, экономику, страны, моря, марки одежды) на великие и не великие. К сожалению, часто оказывается, что вышеозначенные объекты и явления склонны обмениваться этими ярлыками с легкостью школьных  подружек одного роста, которые меняются платьями. Сегодня великий ты, а он невеликий. Завтра – наоборот.

Мне кажется, применительно к литературе, обозначения "великий" вообще несколько не существует, т.к. под "великой" мы часто подразумеваем "классическую" (тоже довольно условное понятие), "старую-добрую", "говорящую о масштабных явлениях", "многостраничную", "популярную", "любимую народом и лично мною" литературу и так далее. Достаточно хорошей и плохой литературы.
Мне, во всяком случае.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

По-моему, любая литература с точки зрения пишущего ее создается как "великая". Иначе не стоит связываться, особенно если толстый роман. Представляете, потерять год или больше жизни, бегать поиздательствам, пересылать и редактировать огромные текстовые файлы – чтобы что? чтобы создать невеликую литературу??? Есть, конечно, мотивация "заработать денег", но в России она редко работает. Человек, который хочет заработать денег, всегда может придумать другой, более легкий пусть. А пишет он, чтоб оставить след в истории литературы. Даже Акунин вот.

Ну и потом, литература всегда ростом со своего создателя. Все создатели разного роста, но их детища всегда получаются с них самих (ну или чуть ниже). Редко выше, но это все равно что прыгнуть выше головы. Так что для писателя любая его литература – великая. Высокая, Kюбимая. И так далее.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Мне кажется, "великую" вообще читатели придумали. В разное время великими становятся разные литературы. Это не очень зависит от качества (см.советскую литературу, великую литературу великой страны, ага), но очень зависит от разных социо-бытовых факторов. Поэтому я и считаю, что определение "великая" ничего нам не говорит о литературе, но много говорит о том, кто этим определением пользуется. Рейтинги, чарты, проданные тиражи и ажиотаж создаются читателем, а не писателем. Писателем создается голый текст, который в момент создания не имеет никаких четких определений, даже жанровых. Этот текст потом вписывается или не вписывается, находит своего читателя или не находит, живет или умирает. Почему это происходит? Много почему, и ни одна из этих причин не зависит от писателя.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Не могу привести ни одного примера. У меня нет чувства "величия" литературы – ни как явления в целом, ни как отдельных книжек или авторов. Есть гениальные книжки (вот "Русский роман" Шалева, например, или "Венерин волос" Шишкина), есть гениальные авторы (много-много). Есть хорошие книжки и авторы. Есть плохие книжки и авторы. Все они разные, но, хочется надеяться, ни один/одна из них не получит "великого" в качестве своего единственного сущностного определения. В каждой книжке есть о чем поговорить о кроме ее гипотетического величия. Пока это так, литературе интересно существовать.

ВСЕВОЛОД ЕМЕЛИН. Поэт

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Я бы сказал, что великая литература была. Сейчас она невозможна, по определению. Литераторы,  пытающиеся, в наше время писать великие произведения, и критики, пытающиеся раскрутить какую-то книжку или персоналию как великую, неумны, и ничего кроме жалости не вызывают.  

Скорее уж можно говорить о великих телешоу или великих компьютерных играх. Вообще  в нынешнем мире, где срок годности всего (вещей, идей, зрелищ и т. д.) стремительно сокращается, говорить о величии (как предикате, подразумевающем вечность) несвоевременно.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Согласен, но не всегда. Так детективы, дамские романы, и т. д. пишутся изначально без претензий на величие. А, допустим, большинство российских (и советских) писателей второй половины 19-го – первой половины 20-го века такую претензию имели. По-моему. Толстой, Достоевский, Ахматова, Брюсов, Бальмонт, А. Н. Толстой, Булгаков, Шолохов, Фадеев, Твардовский, Солженицын, Чингиз Айтматов, и т. д. старались делать великую литературу. У. одних получилось, у других нет. Некоторых, как Бунина или Набокова, критики раскрутили в великих. А Чехов, например, не хотел писать великую литературу, но великим писателем стал. В этом смысле радует здравомыслие лучших современных писателей, принципиально не пишущих великих полотен. С нашим братом поэтом хуже. Разум не входит в число поэтических добродетелей.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Согласен. Понятие величия – миф, а миф создается позднее явления его порождающего и очень часто имеет мало общего с явлением его породившим. Так, мне, например, кажется, что великий Серебряный век русской литературы во многом был сконструирован советской и эмигрантской интеллигенцией в 50-е – 60-е годы двадцатого века.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Из последних примеров: поэзия Бродского – великая литература. А поэзия Шиша Брянского – очень хорошая, но не великая (в принципе) литература. Поэзия Пригова – отличная, но не великая литература. А «Красное колесо» Солженицына, может быть и неудачная, но, безусловно, великая литература. Очень часто у одного автора встречаются обе литературы. Чтобы далеко не ходить: «Медный всадник» Пушкина и, его же, альбомные стихи. «Война и мир» Толстого и, его же, рассказы для народа.

ХАШИМОВ ЗАФАР. Обозреватель Ren-TV

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Несмотря на то, что в вопросе звучат интонации пожилой школьной учительницы литературы, отвечу на скотском серьезе.

Да согласен. Иначе не был бы книг, чей единственный тираж остается нераспроданным, и тех, которые выдерживают сотни переизданий на протяжении веков. Не было бы тех книг, про которые приятели автора цедят натужные комплименты, и тех, от чтения которых у далеких потомков перехватывает дух.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "невеликая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Конечно, любой уважающий себя литератор, садясь за письменный стол, тщит себя надеждою, что родит великий шедевр, от коего мир возрыдает слезами и сама история изменит течение своё. На конечный результат грандиозность притязаний влияет мало, но, как ни странно, у некоторых получается.

С другой стороны существовали и существуют авторы, пишущие исключительно ради денег. Чаще всего они производят посредственную беллетристику, о которой вскоре все надежно забывают. Но опять же, как ни странно и такие авторы изредка создают шедевры.

Ну и, наконец, есть определенное количество произведений, созданных для удовольствия самого автора и его ближайшего окружения, без претензий ни на великое признание, ни на коммерческий успех. Удивительно, но некоторые из таких безделиц также оказываются в числе «великих произведений».

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Пожалуй, да. Качественно, крепко сделанное произведение при наличии известного вкуса несложно отличить от бездарного еще в процессе чтения. Но для того, чтобы оценить реальный масштаб, нужно время, причем немалое. Наверное, «великим» можно назвать произведение, которое сохраняет своё влияние на читателя даже за пределами временного и культурного контекста. Свою роль играют и искусственные факторы: подчас статус «культовых» и «великих» приобретают книги, оказавшие большое влияние на современников, но, тем не менее, лишенные каких-то исключительных художественных или интеллектуальных достоинств.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

С великими просто. Вот вам «Сатирикон» Петрония, вот «Шах-Наме» Фирдоуси, вот «Записки у изголовья» Сей-Сенагон, (длинное многоточие), вот «Путешествие на край ночи» Селина, вот «Сто лет одиночества» Маркеса. С не великими сложнее – кто ж их упомнит? Кто, кроме специалистов, вспомнит благонравных писателей викторианской эпохи или лауреатов Сталинских премий? Я могу с умилением читать Олега Сенковского и получать удовольствие от его своеобразного юмора, но назвать его великим писателем я бы не рискнул.

Может, «кто мешает». Вот Пушкин Александр Сергеевич долго писал весьма техничную, изящную но, в общем, довольно бессмысленную поэзию. А потом произошел качественный скачок и стал Пушкин «нашим всем», причем вполне заслуженно. А застрели его Дантес году в 1825, так и не вспомнил бы никто, за исключением специалистов по литературе начала 19 века.

АНДРЕЙ ЛЕВКИН. главный редактор «Полит.ру»

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Ну, я вообще рассматриваю это (литературу) как какой-то научно-технический процесс. Математический, точнее. Там же как – вот есть такая-то и такая дисциплина, в ней – такие и такие темы. Вот кто-то – чаще всего в одиночку – там возится и обнаруживает какие-то – в дополнение к уже имеющимся - связи. Структуры, отношения.  Или вдруг оказывается, что, закопавшись в одну структуру, неожиданно обнаружил какой-то проход в совершенно вроде бы другую область. То есть, это у меня такой маргинальный вариант выходит: приятный. Но величия тут не просматривается.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Ну, так все это писательство вообще весьма размытая дисциплина. Так что вполне можно представить, что некто руководствуется интуитивно понятным величием, которое надо полагать, у него внутри. Тут, вообще-то, что-то мало кто на ум идет – в качестве примеров.  Вот, взять, к примеру, Немирова... а также Вс. Некрасова.  А у прозаиков что – один Солженицын разве. Это уж потом, скорее.
А, понял еще один point из вопроса: вот кто-то хочет сделать что-то великое. А потом обламывается. Трудно представить, но вполне возможно. Но это ближе к графоманам, наверное. Но они все равно счастливы.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Да как тут не согласиться, когда великая – это термин литературоведческий, то есть внешний к собственно литературе, а уж как там и когда его применят – понятно, что не сразу. Сложный процесс должен произойти. В смысле – термин-то социально-общественный, а не литературный. До-о-олгий такой процесс, дело-то ответственное. Да и литертуроведами тут не обойтись.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Ну не знаю. Вот Вен.Ерофеев – все, что кроме Петушков совершенно уныло. Насчет величия тут тоже сложно: совпадение неких ожиданий и внутренних чувств? Не знаю, ну есть же много других определений, кроме этого пафоса с позолотой. Или Платонов – там большая часть все-таки глупость, кроме «Котлована». Или вообще может быть конфликтно: одни считают, допустим, Живагу великой, а другие разумно считают его лажей. Дело государственное – выдадут грамоту, что великое – значит, таким будет. Ну и в хрестоматию, и в школьный курс. Иначе никак, никакого величия, даже памятники не помогут.

[в оформлении использован фрагмент картины Константина Сутягина]

Обсудить статью

Продолжение следует