Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 октября 2018, вторник, 17:34
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 мая 2007, 09:10

Экономика по Сергею Иванову

Странно было бы ожидать от первого вице-премьера правительства России концептуальной стройности и научной взвешенности, так как российское, а до него – и советское, правительства, всегда работали в режиме пожарных команд. Где задымиться – туда они и бросаются. Правда, сейчас так получилось, что хотя бы концептуальная связность возникла сама по себе – в российской экономике накопилось столько проблем, что тронь одну – обязательно заденешь другую, а потом и третью. В результате, касаясь двух-трех наиболее насущных проблем, вытаскиваешь за ними и все остальные.

Именно такое впечатление произвела пресс-конференция первого вице-премьера РФ Сергея Иванова на тему «Промышленное развитие России: проблемы и перспективы». Выступая, вице-премьер коснулся перспектив широкого круга отраслей, попадающих под его кураторство: авиационной и автомобильной промышленности, автомобильных дорог и морских портов, атомной энергетики и судостроения, сельскохозяйственного машиностроения и топливно-энергетического комплекса, внешней торговли и развития международных отношений в контексте укрепления обороноспособности России. В принципе, этого набора тем было бы достаточно для того, чтобы понять, что задачи перед Сергеем Ивановым стоят нелегкие, и их решение потребует немало сил и энергии. Тем не менее, кое-чего в его выступлении не хватало, поэтому оно походило скорее на технический, а не на экономический доклад, хотя, конечно, чистая экономика – это не его сфера ответственности.

Само по себе выступление было вполне оптимистичным. Действительно, за последние 15-20 лет в российском хозяйстве (с технической точки зрения) мало что решалось. Во многих отраслях царил застой и развал, мы теряли объемы производства, рынки сбыта и кадры, но вот теперь ситуация поменялась, и пришло время наверстать упущенное. Тут надо отдать должное первому вице-премьеру, который не стал лукавить и прямо заявил, что ситуация поменялась благодаря росту цен на мировых рынках на топливо, поэтому ТЭК стал очень быстро расти, заодно подтаскивая за собой смежные отрасли, которые выросли на его заказах. К сожалению, как развивалась ситуация дальше, вице-премьер не уточнил, но можно было догадаться, что «нефтяные» и «газовые» деньги дальше ограниченного круга отраслей не пошли, поэтому вся остальная экономика продолжала стагнировать и разваливаться.

Причем развал этот стал происходить совсем некстати, так как внезапно выросла потребность в товарах, спрос на которые был минимальным или даже отсутствовал все последние 15 лет, что, собственно, и привело к упомянутому развалу в выпускавших их отраслях. Это, прежде всего, авиастроение и энергетика. Разбогатевшая часть российского населения стала больше летать, спрос на услуги авиации вырос, а вот авиапарк, увы, давно не обновлялся и скоро его физически может перестать хватать. В качестве выхода из сложившейся ситуации авиакомпании стали использовать лизинг самолетов иностранного производства, но российское авиапромышленное лобби, которое, в отличие от отрасли, пока не развалилось, этому способу поддержания авиационного парка постоянно мешает, настаивая на реновации отечественной авиационной промышленности. Судя по тону выступления первого вице-премьера, оно нашло в его лице достойного защитника. Тем более что рынок сбыта для российских самолетов (пока внутренний) вполне приличный, и если авиапромышленность от ремонта старых самолетов перейдет к выпуску новых моделей, то тогда она обретет второе дыхание и этот проект можно будет считать удавшимся.

Аналогичная ситуация сложилась и в энергетике, где накопившийся за два десятилетия износ оборудования уже приводил к авариям. Этот износ вместе с нехваткой новых генерирующих мощностей и является заметным фактором сдерживания экономического роста. Но и здесь есть возможность превратить недостаток в преимущество, так как крупные заказы на производство энергетического оборудования для замены выбывающих турбин и генераторов смогут резко повысить загрузку и выпуск продукции в энергетическом и электротехническом машиностроении.

Еще одним ограничением, правда, не таким жестким, является слабая пропускная способность автомобильных дорог и морских портов. И это неудивительно, так как дорожное и портовое хозяйство, доставшееся России в наследство от СССР, не было приспособлено к такому потоку грузов и пассажиров, особенно в зарубежном направлении. Порты и дороги необходимо развивать, иначе нехватка транспортной инфраструктуры будет сдерживать экономическое развитие точно таким же образом, как и нехватка электроэнергии.

Но дороги и порты не нужны без автомобилей и кораблей, поэтому, вероятно, Сергей Иванов особенно подробно остановился на перспективах этих отраслей. По поводу развития автопрома он высказался в том духе, что эта отрасль уже наполовину иностранная, так как половина деталей в российских автомобилях – иностранного производства, а половина деталей в иностранных автомобилях российской сборки – местного производства. И сейчас для развития российской автомобильной промышленности главное – это перенести на российскую территорию производство максимально возможного количества деталей и узлов, из которых и российские, и иностранные компании-автопроизводители могли бы собирать свои автомобили. И вообще, сказал вице-премьер, мы сотрудничаем с иностранными автоконцернами по принципу – рынок в обмен на технологии. Мы даем вам возможность выйти на российский рынок, а взамен хотим получить ваши технологии производства и сборки автомашин.

Что касается судостроения, то здесь, по мнению г-на Иванова, российские перспективы не очень радужные, потому что конкурировать по самым массовым судам, вроде танкеров, с другими производителями, например корейцами, мы не сможем, и поэтому российскому судостроению придется сосредоточится на производстве нишевой продукции, вроде газовозов или химовозов, или на выпуске плавучих атомных станций. Конечно, было бы очень здорово, чтобы российские нефтепродукты отправлялась на экспорт в российских танкерах, сделанных из российской стали. Но увы, это пока неосуществимо.

Таким образом, цели экономического развития были определены первым вице-премьером достаточно четко. Но в связи с ними возникли два вопроса, которые в компетенцию Сергея Иванова прямо не входят, но неизбежно обострятся, если озвученная им программа действий начнет реализовываться.

Первый вопрос: откуда возьмутся средства на реализацию этих проектов? И авиация, и судостроение, и портовое строительство – очень капиталоемкие сферы. Если, скажем, с финансированием энергетики теперь все более или менее понятно – средства на строительства новых станций будут браться значительной частью за счет выручки от реализации уже имеющихся частным инвесторам, то вот с деньгами для остальных отраслей пока ничего не ясно. Во всяком случае, сейчас трудно представить себе частного инвестора, который готов скупать акции Объединенной авиастроительной или судостроительной корпораций. Или предполагается, что основным инвестором будет федеральный бюджет, который и так перегружен социальными обязательствами?

И второй вопрос. Понятно, что если все эти проекты будут запущены, то их первым результатом будет рост численности промышленно-производственного персонала и фонда оплаты труда в целом по народному хозяйству. Само по себе, это неплохо, но при этом надо учитывать, что обсуждаемые нами отрасли находятся очень далеко от производства потребительских товаров и услуг. Не получится ли так, что, нарастив выпуск продукции судо- и авиастроения и выплатив занятым в этих отраслях рабочим заработную плату, мы столкнемся с ростом цен на потребительские блага, так как производственные мощности и объем продукции потребительского комплекса страны на такой спрос не рассчитаны? И наряду с положительными моментами – ростом продукции тяжелого машиностроения, мы получим и отрицательные – ускорение роста цен в потребительском секторе, который обесценит дополнительные заработки всех занятых в российском хозяйстве, а также разнообразных бюджетников?

Вот на эти два вопроса очень бы хотелось услышать ответы до следующей пресс-конференции Сергея Борисовича Иванова, хотя относятся они и не к его компетенции. 

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:34 СМИ узнали о неопровержимых доказательствах убийства Хашкаджи
17:27 ВС отказался рассматривать жалобу Siemens из-за турбин
16:58 Герман Греф призвал отказаться от узкоспециальных школ
16:37 Силуанов опроверг информацию о грядущем росте цен на бензин
16:21 В Приморье передумали отправлять Пучкова в сенаторы
16:05 Представитель Минфина опроверг свои слова о секретности плана по дедоларизации
15:50 МИД РФ оказался «не в курсе» кибервойны с Нидерландами
15:31 Медведев заявил об ущербе России от кибератак в 600 млрд рублей
15:13 Кремль подтвердил выполнение меморандума по Идлибу
14:57 Сестра Сенцова заявила об угрозе его здоровью
14:41 Кожемяко предложил кандидатам в главы Приморья помощь с муниципальным фильтром
14:25 Кремль озаботился отношениями РПЦ и Вселенского патриархата
14:03 Второй тур выборов главы Хакасии официально назначили на 11 ноября
13:46 Умер российский ученый Марк Кривошеев
13:32 Законопроект о штрафе за «злоупотребление правом на митинги» прошел второе чтение
13:24 РПЦ пообещала беспроблемную доставку Благодатного огня
13:19 Новый экипаж на МКС отправят в начале декабря
13:01 Путин назвал позитивной ситуацию в российской экономике
12:45 Эксперты определили экономический эффект ЧМ-2018 в России
12:15 «РоссТур» исключен из перечня туроператоров России
12:04 СМИ назвали сроки запуска блокчейн-платформы Telegram
11:45 Отец Нурмагомедова опроверг попытки сына стать гражданином Украины
11:34 Минздрав задумался над «обезличиванием» пачек сигарет
11:13 Казахстан пригрозил России претензией из-за пролившегося топлива «Союза»
10:59 Самой быстро дорожающей едой в России оказалось пшено и капуста
10:40 Соглашение о границе между Чечней и Ингушетией вступило в силу
10:22 Stockmann продала последний актив в России за 171 млн евро
10:06 Власти Эквадора ввели кодекс правил для Ассанжа‍
09:34 Минюст предложил ускорить УДО для беременных женщин
09:24 Порошенко пригрозил России ответом за применение военной авиации
09:09 СМИ анонсировали признание Эр-Рияда в смерти журналиста
09:03 СМИ узнали дату возобновления пусков ракет «Союз»
08:41 РПЦ составила список «запретных» храмов Константинопольской патриархии
08:23 Умер сооснователь Microsoft Пол Аллен
08:07 Выборы главы Приморья официально назначены на 16 декабря
15.10 20:46 Минтруд отвел на переобучение предпенсионеров три месяца
15.10 19:41 СКР обвинил Исмаилова в организации похищения певца Руссо
15.10 19:38 РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом
15.10 19:20 В деле о крушении «Союза-ФГ» появилась версия о саботаже
15.10 18:47 План дедолларизации экономики РФ останется под грифом секретности
15.10 18:18 Экс-коллега предполагаемого сотрудника ГРУ Мишкина узнал в нем официанта
15.10 17:51 Сотрудника Amnesty International похитили в Магасе и угрожали убить
15.10 17:30 Член петербургского Морского совета найден мертвым у себя дома
15.10 17:02 Полиция Кельна освободила захваченную на вокзале женщину
15.10 16:32 Минфин прорабатывает отмену накопительной части пенсии
15.10 16:05 На Skolkovo Cyberday обсудят будущее кибербезопасности
15.10 16:01 Избитые Кокориным и Мамаевым чиновники получили ордена
15.10 15:51 Обнаружена зависимость зрения от гормонов щитовидной железы
15.10 15:39 Навальному не стали предъявлять обвинение по старому делу о клевете
15.10 14:57 В центре Кельна произошел захват заложников
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.